КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Очистка нефтепродуктов
Очистка нефтепродуктов необходима потому, что получаемые при перегонке и крекинге продукты содержат олефины, диолефины, сернистые, кислородсодержащие и азотистые соединения, которые обусловливают нестабильность их свойств, способность давать нагар в цилиндрах двигателей, темный цвет, не приятный запах и т. д. Очистка является завершающей стадией в производстве моторных топлив и смазочных масел. Существуют химические и физико-химические методы очистки. К химическим методам очистки принадлежат: очистка серной кислотой и гидроочистка, к физико-химическим методам – адсорбционные и абсорбционные способы очистки. Сернокислотная очистка, один из наиболее старых методов очистки нефтепродуктов, заключается в том, что продукт смешивают с небольшим количеством серной кислоты (90–93% H2SO4) при обычной температуре. Серная кислота не реагирует на холоду с парафиновыми и нафтеновыми углеводородами, медленно реагирует с ароматическими углеводородами, образует с олефинами эфиры серной кислоты и продукты полимеризации и дает различные соединения со смолами и асфальтами. Диолефины в присутствии серной кислоты полимеризуются и осмоляются. В результате обработки нефтепродуктов серной кислотой получается так называемый кислый гудрон, который отделяется от очищенного продукта. Очищенный продукт для удаления из него серной и других кислот промывается щелочью. Кислый гудрон, являющийся отходом, может быть использован для производства серной кислоты. При сернокислотной очистке удаляются не все сернистые соединения. Для перевода последних в недеятельное состояние продукты обрабатываются раствором плюмбита натрия Pb(ONa)2. Сернокислотная очистка громоздка, требует большого количества реагентов, образуются трудноиспользуемые отбросы и т.д. Гидроочистка получает в последнее время значительное распространение Она заключается в воздействии водорода на очищаемый продукт в присутствии катализаторов при температуре 250–420°С, давлении от 3 до 70 ат. При гидроочистке водород взаимодействует с сернистыми, азотистыми и кислородсодержащими соединениями, образуя сероводород, аммиак и воду, легко удаляемые из очищаемого продукта. Одновременно происходит гидрирование диенов, что улучшает стабильность продукта, уменьшает смолообразование при хранении. Внедрение гидроочистки позволяет использовать высокосернистые нефти для получения нефтепродуктов. Адсорбционный метод очистки заключается в том, что нефтепродукты приводятся в соприкосновение с адсорбентами – так называемыми отбеливающими глинами. Отбеливающие глины адсорбируют сернистые, кислородсодержащие, азотистые соединения, асфальты и смолы. При очистке бензинов происходит полимеризация углеводородов. По степени адсорбции углеводороды располагаются в такой последовательности: диолефины – олефины – ароматические – нафтеновые – парафиновые. Таким образом, в первую очередь будут адсорбироваться легкополимеризующиеся углеводороды, которые и должны быть удалены из очищаемого нефтепродукта. Абсорбционные методы очистки заключаются в избирательном (селективном) растворении вредных компонентов нефтепродуктов. В качестве избирательных растворителей используются нитробензол, фурфурол, жидкий сернистый ангидрид, дихлорэтиловый эфир и другие. Этот метод нашел распространение при очистке масел, причем следует отметить высокое качество получаемых продуктов. В ряде случаев, после очистки нефти продукты остаются нестабильными. Стабилизация нефтепродуктов заключается в добавке к ним антиокислителей (ингибиторов), резко замедляющих реакции окисления смолистых веществ, днолефинов и других и тем самым делающих нефтепродукты стабильными при хранении. Ингибиторами служат фенолы, ароматические амины, особенно аминофенолы и др.; достаточна добавка сотых и даже тысячных долей процента ингибиторов к нефтепродукту, чтобы сделать его стабильным в течение многих месяцев хранения. Стабилизации подвергают моторные топлива, а также смазочные масла, в ряде случаев без предварительной очистки – в этом большое экономическое значение метода.
Прямая перегонка. Химический (деструктивный) метод переработки нефти (крекинг-метод).
Термическая переработка. Общие физико-химические показатели нефтепродуктов Плотность где p – плотность, кг/м3; m – масса вещества, кг; V – объем, м3. Относительная плотность нефтепродукта 20 4 р принято выражать величиной, относящейся к нормальной температуре (+20 °С), при которой значения плотности регламентируются государственным стандартом. В паспортах, характеризующих качество нефтепродукта, плотность также указывается при температуре +20 °С. Если известна плотность t 4 р при иной температуре, то по ее значению можно вычислить плотность при 20 °С (т.е. привести фактическую плотность к стандартным условиям) по формуле: где Y – средняя температурная поправка плотности, величина, которая берется в зависимости от ве- личины замеряемой плотности t 4 р по таблице
Вязкость жидкости определяется в капиллярных вискозиметрах и измеряется в стоксах (С), размерность которого мм2/с. Давление насыщенных паров(д.б верхний и нижний пределы) определяется условием динамического равновесия при котором в замкнутом объеме количество испарившихся с поверхности жидкости молекул равно количеству молекул вернувшихся в жидкость из паровой фазы. Для жидкостей состоящих из одного вещества (например воды, спирта, ртути и т.д) величина давления насыщенных паров зависит только от индивидуальных свойств вещества и от температуры. С ростом температуры давление насыщенных паров возрастает вплоть до значений местного статического давления в жидкости. В этом случае происходит образование паровых каверн (пузырьков) и нарушается сплошность жидкости. Такой процесс называют кипением и температура при котором он начинается называется температурой начала кипения. При определении условий возникновения кипения наряду с температурой следует указывать и величину статического давления над поверхностью жидкости. Для жидкостей представляющих собой смесь индивидуальных веществ давление насыщенных паров будет зависеть еще и от их соотношения в смеси и от отношения объемов жидкой и паровой фазы в замкнутом сосуде. Для нефтяных топлив принято измерять давление насыщенных паров при температуре 380С и соотношении объемов жидкой и паровой фазы 1:4. Однако для таких жидкостей характеризовать испаряемость одним давлением насыщенных паров оказывается недостаточным. Более полное представление об этом качестве топлив дает фракционный состав, определяемый температурами начала и конца кипения, а так же предельными температурами выкипания определенных объемных долей топлива. Первыми начинают испарятся и кипеть наиболее легкие фракции, содержащиеся в топливе. Процент их содержания и начало температуры кипения должно регламентироваться. Недостаточное содержание быстро испаряющихся фракций затрудняет запуск холодного двигателя, а повышенное их содержание или слишком низкая температура начала кипения создадут условия для образования паровых пробок в топливоподающих магистралях и тем самым затруднят работу двигателя в жарких климатических условиях или на большой высоте. Для автомобильных бензинов, используемых летом, температура начала кипения должна быть не менее 350С, а для авиационных при круглогодичной эксплуатации не мене 400С. Невыполнение этого условия приведет к интенсификации испарения топлива при его хранении и соответственно к потери его качества. Температура начала кипения более тяжелых топлив - реактивных и дизельных, меньше связана с внешними условиями, но тем не менее оказывает существенное влияние на запуск и высотные пределы эксплуатации двигателей. Эти же показатели характеризуются температурой выкипания 10% топлива. Температура выкипания 50% топлива характеризует испаряемость его основной массы. Она определяет приемистость двигателя, устойчивость его работы, влияет на энергетические показатели. В нормируемых показателях указывается наибольшее допустимое значение. Температура выкипания 90% топлива характеризует количество тяжелых фракций в топливе. Повышенное содержание в топливе тяжелых фракций сказывается на полноту и устойчивость горения. Отсутствие или малое содержание тяжелых фракций приводит к необоснованному удорожанию топлива, связанному с технологией переработки и использования сырья. Фактически те же показатели характеризует температура конца кипения. В новых нормативных документах наряду с ранее применявшимися показателями испаряемости для автомобильных бензинов дополнительно используется индекс испаряемости характеризующий его склонность к образованию паровых пробок при определенном сочетании давления насыщенных паров и объема испарившегося бензина при температуре 70°С. ИИ рассчитывают по формуле ИИ = 10 ДНП + 7 V70, где ДНП - давление насыщенных паров, кПа; V70 - объем испарившегося бензина при температуре 70°, %. Испаряемость топлива играет исключительно важную роль в организации рабочего процесса в двигателях внутреннего сгорания. Она определяет размеры и конфигурацию камер сгорания и качество рабочих процессов. В ряде двигателей принимаются дополнительные конструктивные меры способствующие обеспечению требуемой скорости испарения топлива например путем его предварительного подогрева.
Содержание воды в нефтепродуктах
где Q – количество механических примесей, г на 100 г образца; 1 m – масса фильтра с механическими примесями, г; 2 m – масса чистого фильтра, г; 3 m – масса исследуемого топлива, г.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 4651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |