КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирует правовую систему и функционирует в ее рамках или выходит за пределы правового поля
Способствует стабилизации или дестабилизации общественной жизни; Обеспечивает политическое и административно-государственное управление общественными процессами; Определяет и представляет интересы господствующих социальных групп или всего общества на государственном уровне; Определяет стратегию общественного развития в целом и экономическую, социальную, культурную и внешнюю политику, в частности; Обладает монополией на власть в масштабах всего общества; Структура политической системы. Структура — важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов. Политическая система чрезвычайно сложное явление. Она состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем), образующих её структуру: 1.Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Для того, чтобы выделить структурные элементы политической системы на институциональном уровне, необходимо прежде дать ответ на следующие вопросы: каким образом осуществляется государственная, региональная и местная власть, каковы механизмы формирования этой власти. Ведущим звеном политической системы общества является государство. Это не случайно. Ведь главное в политических отношениях — вопрос о власти, прежде всего государственной. Используя рычаги этой власти, органы государства могут воздействовать на все другие звенья политической системы общества. Государство выступает, прежде всего, как некий аппарат законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющий свою деятельность в интересах господствующих в обществе социально-классовых сил. С помощью аппарата государственной власти данные силы закрепляют свое господство в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, региональные и местные органы самоуправления, заинтересованные группы, избирательная система, средства массовой коммуникации, цер ковь. 2.Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества. 3. Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти. 4. Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия (сотрудничество, консенсус, конкуренция, конфликт). 5.Идеологическая подсистема – это совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики. 6. Культурная подсистема – комплекс типичных для конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственности. Функция – это любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии. Они представляют собой способы реагирования на изменения её внутреннего состояния и внешней среды. В современной политической науке существуют, следующие основные классификации функций политической системы. Представители структурно-функционального подхода Габриэ́ль Алмонд и Джон Пауэлл разработали классификацию функций политической системы, основываясь на своем представлении об основных её качествах, обеспечивающих взаимодействие политической системы с внешней средой. Политическая система должна обладать, во-первых, регулятивной способностью, то есть обеспечивать координацию поведения индивидов и групп. Во-вторых, распределительной способностью, связанной с предоставлением индивидам и группам социальных благ. В-третьих, э кстрактивной способностью, заключающейся в извлечении из внешней среды необходимых для функционирования ресурсов. В-четвертых, реактивной способностью, характеризующейся возможностью реагировать на поступающие извне воздействия. В соответствии с этим Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделяют две группы функций: преобразования, адаптации и сохранения системы. Первая группа включает шесть функций, различаемых в зависимости от «входа» и «выхода». На «входе» выделяют две функции: 1) артикуляция (выражение) интересов; 2) агрегирование (обобщение и иерархизация) интересов. На «выходе» четыре функции: разработка норм, применение норм, контроль за применением норм, политическая коммуникация. Вторая группа включает две основные функции – политическое рекрутирование и политическую социализацию. Политическое рекрутирование представляет собой процесс подбора и подготовки кадров для политической системы. Функция политической социализации означает воздействие политической системы на процесс усвоения индивидом норм политической культуры. Для отечественной литературы характерны схожие классификации функций. Обычно выделяют следующие (отечественная классификация): 1.Политическое руководство обществом (управление общественными делами). Функция управления предполагает, прежде всего, определение стратегических целей и перспектив общественного развития. Поэтому соответствующую деятельность иногда называют функцией целеполагания. 2. Консолидация общественно-политического строя, обеспечение существования общества как единого целого (интегративная функция). Она объективно обусловлена существованием разнонаправленных политических процессов, за которыми стоят различные политические силы, борьба которых между собой всегда чревата самыми тяжелыми последствиями для общества. Политическая система обеспечивает интеграцию племен в народность, а народностей в нацию. При этом политическая система осуществляет национальную интеграцию в рамках империалистического государства и национального государства. В рамках империалистического государства политическая система обеспечивает национальную интеграцию путем принуждения и насилия, предоставляя народу метрополии определенные привилегии и лишая народы колоний права на выражение своей этнической идентичности. В рамках национального государства политическая система осуществляет национальную интеграцию несколькими путями: 1) насильственно объединяет этнически родственные территории (как это имело место в Германии во времена Бисмарка) вокруг центральной власти; 2) создает новую политическую нацию из этнически пестрого населения бывшей колонии путем консолидации на принципах гражданства; 3) формирует нацию на основе коренного этноса, лишая некоренные этносы гражданских прав; 4) формирует нацию на основе коренного этноса и пытается присоединить территории соседнего государства, где живут этнические «родственники». Национальная интеграция сегодня возможна только при условии учета политическими факторами специфики различных интересов (религиозных, социальных, идеологических) и создание соответствующего механизма консолидации социально-политических сил, преодоления партикуляризма и клановости. 3. Регулятивная функция. Она связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе. Данная функция связана с системой ценностей, в которых находят свое выражение наиболее существенные и распространенные в обществе представления, взгляды и воззрения, объединяющие и связующие воедино более или менее разрозненные его части. Итак, регулятивная функция проявляется не только в создании особой подсистемы социально-политических норм права, морали, но и в выработке стереотипов поведения, следование которым признается эталоном общественно приемлемого и разумного поведения.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |