Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слияние и поглощение компаний




Цели создания сложных предпринимательских образований (альянсов).

Кopпopaции чacтo иcпытывaют нeoбxoдимocть oпpaвдaть cвoe глoбaльнoe pacшиpeниe. Кoгдa пpиoбpeтaют кaкyю-нибyдь кoмпaнию, oни дoлжны oбъяcнить ceбe и oкpyжeнию, пoчeмy oни этo дeлaют. Для тaкoгo oбъяcнeния мeнeджepы и пpимeняют тepмин "cинepгия" или eгo cинoнимы: "cтpaтeгичecкий pычaг", "взaимocвязи", "cтoимocтныe пpeимyщecтвa", "дocтижeниe paциoнaлизaции" и дp.

Пoд cинepгиeй в мeнeджмeнтe пoнимaютcя cтpaтeгичecкиe пpeимyщecтвa, кoтopыe вoзникaют пpи coeдинeнии двyx или бoльшeгo чиcлa пpeдпpиятий в oдниx pyкax. Пoвышaeтcя эффeктивнocть, чтo пpoявляeтcя в pocтe пpoизвoдитeльнocти и (или) cнижeнии издepжeк пpoизвoдcтвa. Считaeтcя, чтo эффeкт coвмecтныx дeйcтвий вышe пpocтoй cyммы индивидyaльныx ycилий.

Синepгичecкий пopтфeль - этo гpyппa пpeдпpинимaтeльcкиx пoдpaздeлeний, пpинaдлeжaщиx oднoмy влaдeльцy и cтpaтeгичecки cвязaнныx дpyг c дpyгoм. Еe пpoтивoпoлoжнocтью являeтcя дивepcифициpoвaнный пopтфeль, или кoнглoмepaт. Нaпpимep, cинepгичecкий пopтфeль aвиaкoмпaнии включaeт нaзeмный тpaнcпopт и oбcлyживaниe aэpoпopтoв. Еcли тaкaя кoмпaния пpиoбpeтaeт ceть гocтиниц, чтoбы пpeдлoжить пoлный кoмплeкт ycлyг для пaccaжиpoв, тo oнa дoбивaeтcя cинepгии. Дoбaвлeннaя cтoимocть c тoчки зpeния пyтeшecтвeнникoв бyдeт бoльшe, чeм cyммa, кoтopyю aвиaкoмпaния и гocтиницы мoгли бы пpeдлoжить oтдeльнo дpyг oт дpyгa.

В качестве принципиальных основ формирования системы глобального управления следует назвать:

• формирование единой стратегии для всех предприятий (отделений), входящих в глобальную корпорацию;

• разработку и реализацию гибкой глобальной стратегии развития, ориентированной на долгосрочную перспективу;

• использование единых принципов и технологий управления для предприятий, входящих в глобальную корпорацию;

• ориентацию деятельности на потребителя и его специфические потребности в различных странах и регионах;

• изменение стиля работы всех сотрудников глобальной корпорации, направленное на повышение личной ответственности и инициативы;

• применение систем оплаты труда, стимулирующих творческое мышление и ответственное отношение к работе;

• использование в рамках глобальной корпорации новейших технологий производства и систем сбыта продукции (услуг).

Наиболее простой и перспективной формой глобальной корпорации являются стратегические альянсы (союзы).

Стратегический альянс (союз) — это относительно новый термин, который используется в экономической теории и практике. Он характеризует особый тип сотрудничества предприятий (организаций) и формирование их коалиций, основывающихся на взаимных потребностях.

Можно определить стратегический альянс как коалицию двух или более предприятий (организаций), создаваемую для достижения стратегически существенных целей, которые являются для них взаимовыгодными. Эти цели могут иметь политический и (или) экономический характер и быть достаточно гибкими.

Вместе с тем необходимо отметить, что взаимная выгода отнюдь не подразумевает равенства доходов, но все участники альянса получают прибыль пропорционально своему вкладу.

До недавнего времени образование стратегических альянсов было средством, с помощью которого предприятия (фирмы) средних размеров получали возможность наиболее успешно конкурировать с крупными предприятиями. Кроме того, стратегические альянсы используются на практике в качестве средства преодоления торговых ограничений для быстрого проникновения предприятия (фирмы) на новые рынки.

В последнее время стратегические альянсы стали рассматриваться как наиболее приемлемый путь восстановления баланса конкурентоспособности. В современном, быстроизменяющемся мире традиционная конкурентоспособная модель, по существу, не всегда доступна, поскольку более перспективны в конкурентной борьбе сотрудничество и кооперирование, а не стремление уничтожить всех конкурентов.

Рисунок 4 – Причины создания стратегических альянсов

Можно выделить три типа стратегических альянсов (М.Портер), которые основываются на:

• близости и понимании;

• конкурентоспособном преимуществе;

• смешанных мотивах.

Использование модели М. Портера для проведения классификации стратегических альянсов представляет определенный интерес как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Последнее объясняется тем, что на практике образование альянсов происходит наиболее часто, и они достаточно успешно функционируют.

Ряд исследователей, анализируя и оценивая процесс образования стратегических альянсов, делают упор на то обстоятельство, что главной побудительной причиной создания стратегических альянсов служит стремление заполучить новые технологии или обеспечить «технологическую взаимодополняемость».

Вместе с тем существует и другая точка зрения, объясняющая образование стратегических альянсов не только технологическими причинами. Ее сторонники считают, что «...переход транснациональных корпораций от конкуренции к сотрудничеству объясняется прежде всего снижением темпов экономического роста и падением темпов роста производительности труда, что опасно для ТНК прежде всего с точки зрения возможной утраты позиций в мировой экономике».

Отметим, что выяснение происхождения стратегических альянсов строится на предположении, что последние непосредственно связаны с определенными характеристиками, сосредоточенными вокруг рынка, социополитическими факторами и технологическими условиями, в которых функционируют вовлеченные в альянс организации. Вполне понятно, что для вхождения любой организации в состав стратегического альянса необходимы побудительные мотивы. Очевидно, в качестве начального мотивационного фактора выступает недостаток других альтернатив, применяемых для достижения стратегических целей, ожидаемых от альянса. Кроме того, зарубежные исследователи выделяют ряд других мотивационных факторов, которые учитываются любой организацией при рассмотрении вхождения в альянс. Такие мотивационные факторы относятся к пяти основным областям:

• возможности получения технологии и (или) производственных способностей;

• получению доступа к определенным рынкам;

• сокращению финансового риска;

• сокращению политического риска;

• обеспечению конкурентоспособного паритета.

Альтернативой создания стратегических альянсов является процесс слияния и поглощения фирм. Приобретение, продажа и слияние предприятий (сделки M&A) - это важные элементы управления бизнесом. Слияния и поглощения позволяют предприятиям решать многие стратегические задачи развития: концентрация производства, расширение географии деятельности, усиление рыночных позиций и финансового состояния, переход в новые, более перспективные отрасли, доступ к передовым технологиям.

Подход к идентификации процессов слияния и поглощения базируется на появлении в результате сделки новой компании, либо осуществлении процессов в рамках существующих форм.

Слияние — это объединение двух или более хозяйственных субъектов, в результате которого образуется новая экономическая единица (новое юридическое лицо).

Слияние форм — объединение, при котором слившиеся компании прекращают свое автономное существование в качестве юридического лица и налогоплательщика. Новая компания берет под свой контроль и непосредственное управление все активы и обязательства перед клиентами компаний — своих составных частей, после чего последние распускаются.

Слияние активов — объединение с передачей собственниками компаний-участниц в качестве вклада в уставный капитал прав контроля над своими компаниями и сохранением деятельности и организационно-правовой формы последних. Еще раз отметим, что это один из вариантов процесса создания компании, но вкладом в данном случае могут быть исключительно права контроля над компанией.

В зарубежной практике выделяется ещё один тип слияния, который попадает под термин «присоединение», как вид реорганизации юридического лица. В этом случае одна из объединяющихся компаний выживает, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование. При этом выжившая компания получает все права и обязанности ликвидированных компаний.

Поглощение — это сделка, совершаемая с целью установления контроля над хозяйственным обществом и осуществляемая путем приобретения более 30 % уставного капитала (акций, долей, и т. п.) поглощаемой компании, при этом сохраняется юридическая самостоятельность общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.