Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Память

Восприятие.

В первую очередь, нас, как логопедов, интересует слуховое восприятие – способность ориентироваться в мире неречевых шумов, т.е. это операции:

1) идентификация – узнавание предмета по звуку, который он издает;

2) определение направления звука;

3) способность распознавать, дифференцировать между собой звуки, сильно различающиеся по силе, высоте и тембровой окраске;

4) способность дифференцировать шумы, схожие между собой по силе, высоте и тембровой окраске.

Слуховое восприятие необходимо для речи, потому что на его основе формируется фонематический слух. Сначала учит различать шумы, а потом фонемы. Также благодаря слуховому восприятию ребенок научается ориентироваться в пространстве.

Пространство памяти (сама память) имеет структурное строение. Это строение описал в своей работе «Человеческая память и процессы обучения» Роберт Аткинсон. Это строение можно представить графически. По словам Аткинсона, память включает в себя 3 важных блока:

 

Сенсорный регистр
Долговременная память
Кратковременное хранилище


® ®

 

Вербальная зрительная информация первоначально поступает в 1й блок - сенсорный регистр, т.е. человек регистрирует полученную информацию. Сенсорный регистр по своему устройству напоминает сито, поэтому от поступающей информации остается в нем лишь небольшая часть. Каждая последующая информация старается вытеснить предыдущую. Память пытается информацию из сенсорного регистра переместить во 2-й блок. Во 2-м блоке память сохраняет информацию на рабочий период, поэтому эта память называется рабочей или оперативной.

Для того чтобы информацию перевести из сенсорного регистра в КВХ, человеку нужно предпринять определенное усилие. Наиболее эффективным способом такого перемещения является способность закодировать эту информацию каким либо символом. Образное кодирование информации зрительными образами или музыкальными помогает ее запомнить.

«Маленькая книжка о большой памяти» Лурия (через цвет) - каждой букве свой цвет.

Кратковременная память – это такая память, которая сохраняет информацию с одного раза предъявления (А.Р.Лурия «Память»).

Английский психолог Джон Миллер провел множество экспериментов, чтобы измерить объем этой памяти. Он выявил формулу, что человек с одного раза может запомнить 7 + / - 2 элемента (СЭМА). Информация исчисляется сэмами. Сэма может быть равна знанию слова или целого предложения, зрит. изображению.

Первая характеристика памятиобъем кратковременной памяти Память бывает нескольких видов (разной модальности): зрительная, слуховая, тактильная (осязательная), обонятельная. Объем этих видов памяти различен на что указывают +/- в формуле.

Знаки (+ / -) указывают не только на диапазон объема памяти, но и на ту разницу, которая наблюдается при различных видах запоминания. Как в N так и в патологии зрительная память всегда имеет больший объем (+). Она выполняет как бы компенсирующую функцию. Слуховая память всегда имеет меньший объем (-).

Второй параметр памяти - это линейность.

Линейность памяти (память на линейный ряд) – запоминание человеком количества элементов по порядку в определенной последовательности. Этот вид памяти лежит в основе усвоения ребенком фразовой речи, потому что все слова во фразе (особенно в рус.яз.) имеют жесткий порядок.

Линейная память обслуживает все виды анализа (фонемный: кошка – какой первый звук? Линейное осознание слов в предложении также опирается на линейную память). Логопед должен выявить объем зрительной и слуховой кратковременной памяти и объем памяти на линейный ряд. Без этих данных трудно строить программу обучения и воспитания детей - это цель занятий.

Информация, которую мы удержали в КВХ стремимся запомнить надолго. Для этого информацию надо перенести в III блок - долговременное хранилище (ДВХ) - выносная память.

NB (самое важное для запоминаня): для того чтобы информация задержалась (запомнилась) надолго, ее надо трансформировать, нужно обязательно эту информацию проговорить, повторить (повторение – мать учения), для того, чтобы информация приобрела новый, вербальный вид.

 

Мышление.

Мышление и речь тесно связаны. Л.С.Выготский говорил, что пути развития мышления и речи идут сначала параллельно друг другу. Но с 2,5 лет происходит перекрещивание линий развития речи и мышления: речь становится интеллектуальной, а мышление речевым. Ряд мыслительных операций очень тесно сопряжен с развитием речи: обобщение, сериация, сравнение (сличение).

Операция обобщения – группировка. В речи операция обобщения играет первостепенную роль. Первый вид обобщения у ребенка происходит под воздействием слова. В 1 год и 2 месяца у ребенка формируется первый уровень обобщения – обобщение словом. А.Р.Лурия считал, что если этот вид обобщения не формируется спонтанно, то можно говорить о нарушении мыслительных процессов. Однако, и в норме формирование этого вида обобщения идет с большим трудом.

Второй уровень обобщения – группировка предметов на основе внешнего признака (субъективного). Возникает примерно в 2,5 года, когда у ребенка возникает потребность группировать предметы. На этот счет Л.С.Выготский высказывался так: «ребенок в 3 года так же устроен, как и взрослые, только знает меньше». К 3м годам ребенок начинает подмечать, что в той жизни, которая его окружает все лежит на своем месте.

Эти наблюдения за окружающей действительностью формируют третий уровень обобщения.

Третий уровень обобщения3 года – тип коллекции (Выготский), родовидовой тип. Методика классификации используется для того, чтобы выявить уровень развития мышления (чтобы отличить у.о. ребенка от речевого). Перед ребенком раскладываем разные предметные картинки и говорим: «Разложи эти картинки по кучкам». При этом всегда нужно смотреть на родителей, т.к. языковая способность генетически связана с родителями. При нормальном развитии к 3-м годам уровень родовидового обобщения должен сформироваться.

Четвертый уровень обобщения – логическое обобщение формируется в школе, требует абстракции. (Логопед предложил ребенку разложить предм. картинки на кучки. Получились такие: овощи, фрукты, животные, птицы. Логопед: А теперь сделай только две кучки.

Ребенок: Две не получается.

Логопед: Почему?

Ребенок: Овощи и фрукты можно вместе, а тут же петух, его нельзя вместе с лисой - съест.

Т.е. ребенок еще не может абстрагироваться.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фактор фактор фактор | Организация речевого поведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.