КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эффективность использования транспортных средств в сельском хозяйстве
В агропромышленном комплексе основным видом транспорта является автомобильный — на его долю приходится до 85 % объема перевозок грузов. Участие тракторов в перевозках грузов составляет около 13 %. Значительная доля (до 40 %) тракторного транспорта используется на внутрихозяйственных перевозках. Преобладающая часть внутрихозяйственных транспортных работ непосредственно связана с технологическими процессами в растениеводстве и животноводстве, причем перевозки осуществляются в большинстве случаев по неблагоустроенным дорогам, на которых в период осенней и весенней распутицы нельзя использовать автомобильный транспорт. От рациональной организации перевозок, оснащенности сельского хозяйства современными транспортными средствами и их правильного использования в значительной степени зависят своевременность выполнения сельскохозяйственных работ, их качество, производительность труда и уровень себестоимости продукции. В общем комплексе сельскохозяйственных работ транспортные и погрузочно-разгрузочные работы составляют 35—40 % общих затрат труда на возделывание сельскохозяйственных культур и около 20 % затрат в животноводстве. В себестоимости сельскохозяйственных продуктов транспортные расходы составляют 17—38 %. Сельское хозяйство относится к числу отраслей, имеющих значительную номенклатуру грузов. Структура грузов определяет требования к составу транспортного парка. В зависимости от зональных особенностей и производственной специализации она в отдельных хозяйствах может значительно различаться, однако для всех хозяйств характерна значительная доля грузов, перевозимых насыпью или навалом. Одним из важных факторов, характеризующих сельскохозяйственные грузы, является изменчивость их механических свойств под воздействием влажности, давления, температуры, продолжительности хранения. Сезонный характер сельскохозяйственного производства вызывает значительные колебания объема транспортных работ в течение года, в большей степени в хозяйствах зернового направления, в меньшей — в хозяйствах мясомолочного направления. В ряде случаев возникает необходимость в неоднократной перевозке одних и тех же грузов, что должно учитываться при планировании работы сельскохозяйственных транспортных средств. Значительная часть грузов имеет малую плотность, что приводит к неполному использованию грузоподъемности транспортных средств, снижает их производительность и повышает затраты на перевозки. Кроме того, особенностью сельскохозяйственных продуктов является то, что в течение времени в них происходят сложные биологические процессы, от характера и интенсивности которых зависят их качество и сохранность. Физико-механические и агробиологические особенности сельскохозяйственных грузов определяют требования к подвижному составу, погрузочно-разгрузочной технике и организации перевозок. По условию перевозки грузы делятся на обычные, не требующие специально приспособленного подвижного состава и требующие организации перевозок в специализированном транспорте — рефрижераторах, изотермических фургонах, скотовозах, птицевозах и др. На сельскохозяйственном транспорте перевозят самые различные грузы: сено, солому, строительные материалы, лесопиломатериалы, удобрения, навозную жижу, штучные грузы, молоко и другую сельскохозяйственную продукцию. Перечень грузов, перевозимых сельскохозяйственным транспортом, включает 250—300 наименований. Ряд грузов перевозят в небольших количествах, но регулярно; во время уборки, наоборот, сельскохозяйственным транспортом необходимо перевезти большие объемы грузов в течение короткого отрезка времени (табл.).
Главная задача транспорта — обеспечить ритмичность производственного процесса, быстрое и планомерное движение грузов и рабочей силы. Без этого производство останавливается, замирает. Особенно это касается предприятий с непрерывным процессом производства. Так, если выйдут из строя транспортные средства, доставляющие зерно от комбайна на зерноток, практически прекратится процесс уборки. Задача грузового автомобильного транспорта — перевозка определенного количества груза, измеряемого в тоннах, и выполнение определенного объема транспортной работы, измеряемой в тонно-километрах. Единицей (основой) перевозки грузов является одна ездка, то есть комплекс операций по погрузке, перевозке и выгрузке груза. Для планирования, учета, анализа и оценки работы подвижного состава сельскохозяйственного транспорта установлена система показателей, позволяющая оценивать степень его использования, результаты и эффективность работы. Степень использования подвижного состава характеризуют следующие показатели. 1. Коэффициент технической готовности подвижного состава (автопарка) — отношение числа автомобиле-дней пребывания подвижного состава в технически исправном состоянии к общему числу автомобиле-дней пребывания в хозяйстве. 2. Коэффициент выпуска подвижного состава на линию — отношение числа автомобиле-дней в работе к числу автомобиле-дней в хозяйстве. 3. Коэффициент использования грузоподъемности. Под грузоподъемностью автомобиля понимают предельную массу полезного груза, который помещается в кузове. Определяют статистический и динамический коэффициенты грузоподъемности. Статистический коэффициент грузоподъемности определяется отношением количества фактически перевезенного груза к количеству груза, которое могло быть перевезено при полном использовании грузоподъемности, то есть к номинальной грузоподъемности автомобиля или автопоезда. В экономических расчетах чаще используют динамический коэффициент грузоподъемности. Этот показатель определяется отношением количества фактически выполненной транспортной работы в тонно-километрах к возможной транспортной работе (при условии полного использования грузоподъемности на протяжении всего пробега с грузом). Таким образом, в отличие от коэффициента статистического использования грузоподъемности он учитывает не только количество перевезенного груза, но и расстояние, на которое перевозится груз. 4. Коэффициент использования пробега — отношение пробега с грузом к общему пробегу автомобиля. Эта величина показывает долю груженого пробега в общем пробеге подвижного состава. 5. Средняя длина ездки — средний пробег, совершаемый автомобилем за одну ездку от пункта погрузки до пункта разгрузки. Определяется делением общего груженого пробега на число выполненных ездок. 6. Среднее расстояние перевозки груза — средняя дальность перевозки 1 т груза, определяемая делением выполненной транспортной работы в тонно-километрах на число перевезенных тонн. 7. Время простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой. 8. Время в наряде — измеряется часами с момента выезда автомобиля из гаража до момента его возвращения туда за вычетом времени, отводимого водителю на прием пищи. 9. Техническая скорость — это средняя скорость движения подвижного состава за определенный период времени, равная отношению пройденного расстояния ко времени движения. 10. Эксплуатационная скорость — это условная скорость движения подвижного состава во время его нахождения на линии, определяемая отношением пройденного расстояния к общему времени нахождения на линии. К показателям, характеризующим эффективность использования автотранспорта, относят: 1. Число ездок — время работы подвижного состава на маршруте, то есть время непосредственного выполнения ездок (за вычетом затрат времени на нулевой пробег). 2. Производительность подвижного состава — количество груза, перевезенного одним автомобилем за рабочий день. Определяется как произведение числа ездок на количество груза, перевозимого за одну ездку. Производительность транспортных средств характеризуется количеством перевезенных грузов, т, или работой, ткм, выполненной за единицу времени (т за рейс, ткм за рейс). Это один из важнейших обобщающих показателей, характеризующих уровень использования транспортных средств. 3. Себестоимость тонно-километра — важнейший результативный показатель работы автотранспорта. Для исчисления себестоимости необходимо все затраты на содержание грузового автотранспорта хозяйства за минусом затрат на капитальный ремонт автомобилей разделить на количество выполненных тонно-километров. Себестоимость тонно-километра в большой мере зависит от уровня производительности автомобилей. Значительное влияние на величину себестоимости оказывают оплата труда водителей, расходы на текущий ремонт, топливо и смазочные материалы. Аналогичные показатели характеризуют степень эксплуатации тракторов на транспортных работах и эффективность их использования.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 5822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |