Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различные представления о предмете психологии, а именно – что в человеке изучает психология - отразились в разнообразных научных подходах, направлениях, теориях и концепциях




Основные теоретические направления и подходы в психологии

Методы психологического исследования

Общие положения о методах психологического исследования

В психологии, как и в других науках для получения фактов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность методов исследования.

 

Классификация методов:

1. классификация по Б.Ананьеву,

2. классификация по Г.Д.Пирьеву;

3. методы объяснительной психологии,

4. методы описательной психологии,

5. методы практической психологии

 

Б.Г. Ананьев предлагает все применяемые в психологическом исследовании методы разделить на четыре группы:

1) организационные

2) эмпирические (способы добывания научных знаний);

3) методы обработки данных;

4) интерпретационные (теоретические) методы.

 

Основные подходы:

1. субъективный (интроспективный метод) -

2. объективный (объективный метод) – проявления нашей личности, наши действия совершаются по строгим законам и не зависят от вмешательства какой-то «внешней бестелесной силы».

Учения, основанные на материалистических взглядах, прежде всего, способствовали развитию естественнонаучного понимания природы психических явлений и становлению экспериментальной психологии. В свою очередь, благодаря идеалистическим философским воззрениям в современной психологии рассматриваются такие проблемы, как нравственность, идеалы, личностные ценности и др. На протяжении всего развития психологической науки разные направления развивались в ней параллельно.

 

Основные направления современной психологии:

· психоаналитическое – З.Фрейд, А.Фрейд и др.

· бихевиористское – Э. Торндайк, Дж.Уотсон, Б.Скиннер, А.Бандура и др.

· гештальтпсихология – М.Вертгеймер, В.Келлер, Ф.Перлз и др.

· гуманистическая психология – А.Маслоу, К.Роджерс, Г. Олпорт, Ф. Бэррон, Р. Мэй и др.

· трансперсональная психология – К.Г.Юнг, Ассаджиоли, Ч.Тойч, С.Гроф и др.

· генетическая психология (когнитивная) – Ж.Пиаже и др.

· деятельностное направление – Л.Выготский, А.Леонтьев, Д.Эльконин, В.Лурия и др.

· интегративная психология – В.Криндач, Е.Соловьева и др.

 

 

Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе.

 

 

Вопросы к семинару 1 - тема «Методологические основы психологии»:

1. Происхождение термина «психология»

2. Проблема человека в современной науке (Б.Ананьев)

3. Место психологии в системе наук (схема Кедрова)

4. Дать определение понятиям «психология», «психика», «психические явления».

5. Определение предмета и объекта психологии

6. Этапы развития психологических знаний (динамика и трансформация понимания предмета психологии в истории)

7. Основные принципы психологических исследований

 

Тезаурус: интроспекция, интериоризация, психика

Литература:

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания, 2-е изд., СПб., 2001, с. 9-38.

Маклаков А.Г. Общая психология

Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика – стр. 12

 

 

Психолог и медицинский работник – это профессии, связанные с взаимодействием человек-человек. Огромное значение имеет ориентация на Другого как равноправного участника взаимодействия.
Сегодня существует немного профессий, в которых профессиональная деятельность оказывала бы такое влияние на индивидуальную судьбу профессионала и судьбу другого человека. особенно важная способность к гуманистической, нравственной реакции в профессиональной деятельности медицинского работника. И медицина, и психология – человеческие науки не могут существовать без определенных нравственно-этических принципов, норм и критериев. Нравственная модель поведения – это объективная необходимость, связанная с многообразием ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности. Эти ситуации требуют быстрого принятия нестандартного решения, проявления инициативы, взятия на себя ответственности. Моральные и этические требования, возложенные на специалиста – это лишь символы, которые нужны, но которые нельзя проконтролировать. Т.е. они определяют сферу деятельности, сферу воздействия пациента, но они могут оказаться очень зыбкими, неустойчивыми образованиями в личности профессионала. Поэтому необходимы нормативные и правовые акты, регламентирующие этические отношения специалиста и пациента /клиента.
Ведущими общепринятыми принципами медицины и психологии являются:
Уважение личностиy
Оказание поддержки в трудных ситуацияхy
Предоставление личности необходимой информацииy
Возможность выбора из альтернативных вариантовy
Самостоятельность личности в принятии решенияy
Не причинение вредаy
Справедливостьy
Приватность (не вторгаться в личную жизнь пациентов или клиентов)y
Уважать свободу и независимость личностиy
Конфиденциальностьy
Компетентностьy
Соблюдение прав пациентаy
Сотрудничество с пациентами \ клиентами основано на взаимном согласии, доверии, правдивости, взаимной ответственности.y
Еще одна сторона соединения научных знаний – норма в деятельности. В медицинском познании и в психологическом существуют не только ценности, но и оценки. Одна из наиболее противоречивых и субъективных оценок – это норма. Норма в медицине – это здоровье. Норма в психологии – это что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из толпы, массы, наиболее приспособлено, адаптированное к окружающей среде. Норма – это отсутствие патологии.
Соединение профессий в отраслях науки: психолог в медицине и медицинский работник в психологии.
Психолог в отличие от медицинского работника мысли нематериальными категориями, но он способен сблизить профессиональные позиции, препятствовать функциональному подходу и осуществлять совместно с врачом психогигиенические и психопрофилактические мероприятия.
Не так давно в медицинских учреждениях России стали появляться клинические психологии (медицинские психологи). Одним из основных аспектов деятельности медицинского психолога является его участие в диагностическом процессе, использовании результатов психологических исследований для уточнения различных болезней, их течении, компенсации и декомпенсации. Чаще психолог выполняет диагностические функции. Участвует в диагностике неврозов, пограничных состояний, шизофрений, корригирует эмоциональные состояния пациентов (особенно детей), депрессий и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.