Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировоззрение, его виды и формы

Тема № 6

Отклоняющееся поведение.

Отклоняющееся (девиантное) поведение – это поведение, которое не соответствует социальным нормам, принятым в обществе.

Виды отклоняющегося поведения:

  • индивидуальное отклоняющееся поведение – эксцентричность (А.Энштейн),
  • позитивное отклоняющееся поведение – изменение устаревших общественных норм в лучшую сторону (князь Владимир Красно Солнышко),
  • негативное отклоняющееся поведение – изменение общественных норм в сторону ухудшения.

Самые опасные для общества и самого человека виды отклоняющегося поведения:

  • наркомания и алкоголизм,
  • организованная преступность,
  • терроризм.

 

Целенаправленное воздействие на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности обеспечивается социальным контролем (реакция общества).

 

Все социальные нормы сопровождаются санкциями.

Санкция – это любая реакция со стороны остальных на поведение индивида или группы, цель этой реакции - гарантировать выполнение данной социальной нормы.

 

Санкции бывают позитивными и негативными, формальными и неформальными.

Неформальные позитивные: похвала, улыбка, одобрение.

Неформальные негативные: ругань, выговор, игнорирование индивида.

Формальные санкции в основном связаны с системой наказаний. Для них существуют законы.

 

1. Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение

культурных ценностей.

2. Структура внутреннего мира:

  • познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.
  • эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)
  • чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)
  • мировоззрение
  • направленность личности.

3. Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:

1) Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности

2) Пути формирования: стихийный, осознанный.

3) Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;

4) Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.

5) Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества);

тесно связано с убеждениями.

6) Роль мировоззрения в жизни человека: определяющая. Вся деятельность человека, все его поступки

в значительной мере зависят именно от его мировоззренческой позиции.

 

Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.

 

4. Типы мировоззрения:

· Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей.

· Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам и др.)

· Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.

 

Мировоззрение играет значительную роль в жизни чело­века: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Своего рода итоговый «сплав», который и определяет ду­ховный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой мента­литет человека.

 

5. Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды социальных норм | Тема № 8
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.