Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Защитные механизмы личности




 

Понятие защитных механизмов личности было введено в психо­логию 3. Фрейдоми впервые рассматривалось в психоаналити­ческой концепции личности.

Защитные механизмы личности определяются как средства, направленные на устранение или сведение к минимуму неприятного воздействия на индивида раз­личных негативных, травмирующих переживаний, основанных на внутренних или внешних конфликтах, состоянии тревожно­сти, страха или дискомфорта и т. п.

 

Механизмы психологической зашиты имеют следующие особенности:

имеют бессознательную природу, то есть индивид не осознает
их действия и влияния;

искажают действительность, препятствуя нормальной адапта­ции и функционированию индивида;

могут быть как полезными, так и вредными для общей адапта­ции личности;

 

• могут иметь следующие источники:

- внутренние, то есть конфликты противоречивых тенденций внутри личности;

- внешние, которые обусловлены несоответствием поступающей извне информации и сложившейся субъективной картины мира индивида и его образа Я.

Механизмы психологической зашиты выполняют следующие функиии:

обеспечивают бессознательную компенсацию неспособности че­ловека эффективно контролировать некоторые жизненные си­туации;

 

• обеспечивают чаще воображаемое достижение потребности,

 

ослабляют стресс и тревогу, вызванные неспособностью инди­вида контролировать и приспосабливаться к жизненным си­туациям;

 

направлены на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и картины мира в целом через устранение из соз­нания или трансформацию источников конфликтных переживаний;

 

• могут нести позитивную функцию, так как помогают индивид бороться с тревогой до тех пор, пока не будет найден более рациональный и адаптивный способ разрешения проблемы или конфликта, или сами по себе являются приемлемым способом выражения негативных, подавленных побуждений и импульсов, как, например, сублимация.

 

2. Личность имеет целый набор защитных механизмов, и консультанту для обеспечения высокой продуктивности консультирования необходимо знать их характеристики и уметь с ними работать.

Выделяются следующие защитные механизмы личности:

вытеснение, которое понимается как процесс непроизвольного
устранения в бессознательное мыслей, чувств, событий
и т. п., которые индивид не желает осознавать, так как они причиняют угрозу психологической стабильности его личности. Существенной характеристикой вытеснения выступает активное за бывание каких-либо вещей, мыслей, событий, действий и т. п.;

реактивное обучение понимается как принятие человеком мыс­лей и чувств, противоположных тем, что были вытеснены, с целью еще большего их подавления. Защита строится из двух шагов: вначале происходит вытеснение в бессознательное нежелателных аспектов личности и поведения, а затем в сознании формируются ярко выраженные противоположные тенденции характера, поведения и т. п.;

регрессия определяется как неосознанный отход личности в
поведении, мыслях и т. п. на более ранние и безопасные для него стадии развития для снижения уровня тревоги или удовлетворения насущной потребности;

отрицание понимается как отвержение, отказ от осознания
нежелательных мыслей
и чувств и построение своего поведениям
вопреки существующей проблеме,
чувству, эмоции и т. п. Этот
механизм часто используется личностью при возникновении
серьезных кризисных ситуаций,
например болезни, смерти близкого человека, а также в ситуации разрыва с партнером, когда другой партнер отрицает факт того, что его бросили;

сублимация понимается как замещение подавленных неприемле­мых импульсов и побуждений на более приемлемые для личности и среды формы поведения и установки, приносящие личности реальное удовлетворение и не вызывающие внутренних кон­фликтов;

замещение понимается как механизм, при котором происходит замена недостижимой цели или потребности, которую индивид не может достигнуть или удовлетворить по разным причинам, на такие потребности или цели, удовлетворение которых пред­ставляется возможным;

проекция состоит в бессознательном наделении других людей соб­ственными чувствами, мыслями, эмоциями, мотивами или уста­новками, которые неприемлемы для индивида с точки зрения ста­бильности его образа Я и отвергаются им на сознательном уровне;

рационализация заключается в поиске удобных причин для оправ­дания и объяснения совершенных или несовершенных действий и поступков или их приемлемости, в то время как они не яв­ляются таковыми. Рационализация помогает индивиду избе­жать чувства вины и ответственности, так как в основном для оправдания используются внешние источники;

 

интеллектуализация представляет собой активное и преувели­ченное использование индивидом когнитивных сфер своей лично­сти и применяется для подмены проживания чувств размышле­ниями о них с целью не испытывать те негативные ощущения и эмоции, которые могут нести отвергаемые чувства;

интроекция понимается как интернализация индивидом опреде­ленных норм, ценностей, объектов или людей без предваритель­ного осмысления или анализа. То, что индивид считает частью своей личности, называется интроектом и может носить как позитивный, так и негативный оттенок.

 

Например, носящее характер интроекции усвоение в раннем детстве общих норм по­ведения и ценностных ориентации формирует у ребенка свою систему ценностей и помогает его социальной адаптации, в то время как тотальное принятие личностью интроектов без ос­мысления того, насколько они для него подходящи, может привести к формированию невроза, и такая личность будет ха­рактеризоваться безапелляционностью суждений и жесткостью собственных установок, что может привести к трудностям адап­тации в среде;

компенсация понимается как бессознательное стремление индий
вида преодолеть реальные или воображаемые недостатки
физического или личностного уровня. В основе механизма компенсации лежит сформированное чувство или комплекс неполноценности по отношению к какой-то части или личности в целом имеющее свои корни как в раннем детстве, так и во взрослом
опыте индивида. Компенсация может быть:

- негативной, когда осуществляется с помощью неприемлемых
социальной или моральной точек зрения способов,
например явление личностью грубости и агрессии как компенсации какого-либо физического дефекта;

 

- позитивной, когда преодоление недостатков осуществляете приемлемым, адаптивным способом, например высокие спортивные достижения как компенсация физического нездоровья в детстве.

 

3. Защитные механизмы личности часто проявляются в пространстве психологического консультирования, и для повышения эффективности терапевтического процесса консультант не дол жен их игнорировать.

Специфика работы с защитными механизмами личности зависит:

 

от целей и временных ограничений консультирования;

глубины консультативного процесса;

• пределов компетентности и профессиональной подготовке консультанта;

• готовности и наличия ресурсов для работы у клиента;

• качества, то есть адаптивности или дезадаптивности, и интенсивности проявляющихся защитных механизмов.

 

Правила,при работе с защитными механизмами личности:

1) если цели консультирования ситуативны и сам процесс не носит глубинного характера, то консультант не должен тотально разрушать систему защиты клиента, так как создание новой системы защитных механизмов и полное изменение привычного функционирования личности требует больших временных затрат и определенной компетентности;

 

2) консультант должен понимать, что если у клиента недостаточно ресурсов для работы со своими защитными механизмами и организации всей системы, то не следует разрушать ее, не пре доставив ничего взамен;

 

3) консультант должен адекватно оценить свои возможности и браться за решение непосильных для него задач;

 

4) вмешательство в систему защиты личности должно быть по­степенным, дозированным и оправданным, чтобы не усугубить и без того высокий уровень тревожности клиента;

 

5) коррекция системы защиты личности предполагает работу на достаточно глубинных уровнях бессознательного, что невоз­можно без хорошего контакта с клиентом и его доверия к дейст­виям консультанта, а эти условия могут быть выполнены толь­ко в том случае, если консультант приложил все усилия для соз­дания атмосферы безопасности и у клиента есть мотивация на такую глубокую работу,

 

6) не следует заниматься коррекцией защитной системы личности на первых этапах консультирования, даже если их влияние на поведение клиента очевидно и время и цели консультирования позволяют работать с глубинными уровнями личности.

 

Консультант в работе с защитными механизмами личности ре­шает следующие терапевтические задачи:

 

наблюдает, анализирует и устанавливает закономерности того,
как действует система защиты клиента, какое влияние она ока­зывает на его поведение, как влияет на те затруднения, с ко­торыми обратился клиент;

 

• пытается понять и оценить, насколько дезадаптивна система защиты клиента;

• не разрушает систему защиты клиента, а подводит его к осозна­нию своих защитных механизмов и того, как они влияют на клиента, на его адаптацию в среде, на взаимодействие с окру­жающими людьми;

 

• помогает клиенту сформировать адаптивную систему защиты.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.