КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Защитные механизмы личности
Понятие защитных механизмов личности было введено в психологию 3. Фрейдоми впервые рассматривалось в психоаналитической концепции личности. Защитные механизмы личности определяются как средства, направленные на устранение или сведение к минимуму неприятного воздействия на индивида различных негативных, травмирующих переживаний, основанных на внутренних или внешних конфликтах, состоянии тревожности, страха или дискомфорта и т. п.
Механизмы психологической зашиты имеют следующие особенности: • имеют бессознательную природу, то есть индивид не осознает • искажают действительность, препятствуя нормальной адаптации и функционированию индивида; • могут быть как полезными, так и вредными для общей адаптации личности;
• могут иметь следующие источники: - внутренние, то есть конфликты противоречивых тенденций внутри личности; - внешние, которые обусловлены несоответствием поступающей извне информации и сложившейся субъективной картины мира индивида и его образа Я. Механизмы психологической зашиты выполняют следующие функиии: • обеспечивают бессознательную компенсацию неспособности человека эффективно контролировать некоторые жизненные ситуации;
• обеспечивают чаще воображаемое достижение потребности,
• ослабляют стресс и тревогу, вызванные неспособностью индивида контролировать и приспосабливаться к жизненным ситуациям;
• направлены на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и картины мира в целом через устранение из сознания или трансформацию источников конфликтных переживаний;
• могут нести позитивную функцию, так как помогают индивид бороться с тревогой до тех пор, пока не будет найден более рациональный и адаптивный способ разрешения проблемы или конфликта, или сами по себе являются приемлемым способом выражения негативных, подавленных побуждений и импульсов, как, например, сублимация.
2. Личность имеет целый набор защитных механизмов, и консультанту для обеспечения высокой продуктивности консультирования необходимо знать их характеристики и уметь с ними работать. Выделяются следующие защитные механизмы личности: • вытеснение, которое понимается как процесс непроизвольного • реактивное обучение понимается как принятие человеком мыслей и чувств, противоположных тем, что были вытеснены, с целью еще большего их подавления. Защита строится из двух шагов: вначале происходит вытеснение в бессознательное нежелателных аспектов личности и поведения, а затем в сознании формируются ярко выраженные противоположные тенденции характера, поведения и т. п.; • регрессия определяется как неосознанный отход личности в • отрицание понимается как отвержение, отказ от осознания • сублимация понимается как замещение подавленных неприемлемых импульсов и побуждений на более приемлемые для личности и среды формы поведения и установки, приносящие личности реальное удовлетворение и не вызывающие внутренних конфликтов; • замещение понимается как механизм, при котором происходит замена недостижимой цели или потребности, которую индивид не может достигнуть или удовлетворить по разным причинам, на такие потребности или цели, удовлетворение которых представляется возможным; • проекция состоит в бессознательном наделении других людей собственными чувствами, мыслями, эмоциями, мотивами или установками, которые неприемлемы для индивида с точки зрения стабильности его образа Я и отвергаются им на сознательном уровне; • рационализация заключается в поиске удобных причин для оправдания и объяснения совершенных или несовершенных действий и поступков или их приемлемости, в то время как они не являются таковыми. Рационализация помогает индивиду избежать чувства вины и ответственности, так как в основном для оправдания используются внешние источники;
• интеллектуализация представляет собой активное и преувеличенное использование индивидом когнитивных сфер своей личности и применяется для подмены проживания чувств размышлениями о них с целью не испытывать те негативные ощущения и эмоции, которые могут нести отвергаемые чувства; • интроекция понимается как интернализация индивидом определенных норм, ценностей, объектов или людей без предварительного осмысления или анализа. То, что индивид считает частью своей личности, называется интроектом и может носить как позитивный, так и негативный оттенок.
Например, носящее характер интроекции усвоение в раннем детстве общих норм поведения и ценностных ориентации формирует у ребенка свою систему ценностей и помогает его социальной адаптации, в то время как тотальное принятие личностью интроектов без осмысления того, насколько они для него подходящи, может привести к формированию невроза, и такая личность будет характеризоваться безапелляционностью суждений и жесткостью собственных установок, что может привести к трудностям адаптации в среде; • компенсация понимается как бессознательное стремление индий - негативной, когда осуществляется с помощью неприемлемых
- позитивной, когда преодоление недостатков осуществляете приемлемым, адаптивным способом, например высокие спортивные достижения как компенсация физического нездоровья в детстве.
3. Защитные механизмы личности часто проявляются в пространстве психологического консультирования, и для повышения эффективности терапевтического процесса консультант не дол жен их игнорировать. Специфика работы с защитными механизмами личности зависит:
• от целей и временных ограничений консультирования; • глубины консультативного процесса; • пределов компетентности и профессиональной подготовке консультанта; • готовности и наличия ресурсов для работы у клиента; • качества, то есть адаптивности или дезадаптивности, и интенсивности проявляющихся защитных механизмов.
Правила,при работе с защитными механизмами личности: 1) если цели консультирования ситуативны и сам процесс не носит глубинного характера, то консультант не должен тотально разрушать систему защиты клиента, так как создание новой системы защитных механизмов и полное изменение привычного функционирования личности требует больших временных затрат и определенной компетентности;
2) консультант должен понимать, что если у клиента недостаточно ресурсов для работы со своими защитными механизмами и организации всей системы, то не следует разрушать ее, не пре доставив ничего взамен;
3) консультант должен адекватно оценить свои возможности и браться за решение непосильных для него задач;
4) вмешательство в систему защиты личности должно быть постепенным, дозированным и оправданным, чтобы не усугубить и без того высокий уровень тревожности клиента;
5) коррекция системы защиты личности предполагает работу на достаточно глубинных уровнях бессознательного, что невозможно без хорошего контакта с клиентом и его доверия к действиям консультанта, а эти условия могут быть выполнены только в том случае, если консультант приложил все усилия для создания атмосферы безопасности и у клиента есть мотивация на такую глубокую работу,
6) не следует заниматься коррекцией защитной системы личности на первых этапах консультирования, даже если их влияние на поведение клиента очевидно и время и цели консультирования позволяют работать с глубинными уровнями личности.
Консультант в работе с защитными механизмами личности решает следующие терапевтические задачи:
• наблюдает, анализирует и устанавливает закономерности того,
• пытается понять и оценить, насколько дезадаптивна система защиты клиента; • не разрушает систему защиты клиента, а подводит его к осознанию своих защитных механизмов и того, как они влияют на клиента, на его адаптацию в среде, на взаимодействие с окружающими людьми;
• помогает клиенту сформировать адаптивную систему защиты.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |