КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогический менеджмент как система научного управления школойВопросы лекции Технология управления школой Лекция 11 Висновок Роботодавець повинен організувати на своєму підприємстві атестацію робочих місць, якщо його виробництво (техпроцеси, обладнання, сировина, продукція) є потенційним джерелом шкідливих і небезпечних факторів, які можуть несприятливо впливати на здоров’я працівників. Атестація робочих місць сприяє критичній оцінці та виявленню слабких місць та дозволяє підняти рівень охорони праці на кожному підприємстві.
Література: 1. Жидецький В.Ц. Основи охорони праці. Підручник. - Львів: Афіша, 2004.- 316 2. Желібо Є.П., Чмир А.І., Троян В.С., Савінов Є.О. Безпека життєдіяльності: Курс лекцій. – Ірпінь: Академія ДПС України, 2001. – 356 с. 3. Керб Л. П. К 36 Основи охорони праці: Навч. посібник. — К.: КНЕУ, 2003. — 215 с. 4. Гандзюк М.П., Желібо Є.П., Халімовський М.О. Основи охорони праці: Підручник. – К.: Каравела, 2005. – 392с. 5. Гогіташвілі Г.Г., Карчевські Є.-Т., Лапін В.М..Управління охороною праці та ризиком за міжнародними стандартами.— К., 2007. — 367 с. 6. Постанова Кабінету Міністрів України від 1 серпня 1992 року №442 Рекомендації з проведення атестації робочих місць за умовами праці. 7. М. Лисюк. Умови праці на робочих місцях та їх атестація // "Довідник кадровика", №8, 2007// http://kadrovik.ua/content/umovi-prats-na-robochikh-m-stsyakh-ta-kh-atestats-ya. 8. Нестер А.А. Охорона праці та атестація робочих місць / А. А. Нестер // Наук. пр. / Чорномор. держ. ун-т ім. П. Могили комплексу "Києво-Могилянської академії". Сер.: Техногенна безпека. - 2008. - Вип. 82, т. 95. - С. 96-99. http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Npchdu/Anthropogenic_safety/2008_82/82-15.pdf
1. Педагогический менеджмент как система научного управления школой. 2. Самоуправление учащихся как воспитательная технология. Школа, как и любое учреждение образования, представляет собой социально-педагогическую систему. Как всякая социальная система, школа для нормального функционирования и достижения результатов нуждается в управлении. Управленческие функции в школе выполняют: 1) администрация (директор и его заместители); 2) коллективные органы управления (совет школы, педагогический совет, методический совет, методические объединения учителей); 3) ученическое самоуправление. Система научно-обоснованных стратегий, принципов, методов, средств, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленных на повышение результатив-ности его функционирования, получила название«педагогический менедж-мент» (от англ. manager — «управленец»). Концепция педагогического менеджмента с успехом используется в практике работы школ. Важнейшее положение научного менеджмента — о циклическом характере процесса управления (Анри Файоль, 1916). Под управленческим циклом понимают замкнутую последовательность основных управленческих действий: мотивация; планирование; организация; координация; контроль. Рассмотрим, как эти фазы управленческого цикла реализуется в управлении школой. Мотивация. Руководство школой должно обеспечить создание мотивационной среды, то есть совокупности условий, стимулирующих труд педагогов и образовательную деятельность учащихся. Назовем основные условия: 1) определены основные потребности педагогов, выступающие как актуальные мотивы их трудовой деятельности; 2) выделены, доведены до сведения трудового коллектива, одобрены им и четко зафиксированы в соответствующем нормативном документе результаты труда, за которые работники будут поощряться, измеримые критерии их оценки и меры стимулирования труда (кто, за что и какую получает надбавку и премию); 3) обеспечена уверенность каждого работника в объективности оценки достигнутого им результата; 4) четко разделены обязанности, никто не делает чужую работу; 5) созданы механизмы демократического принятия управленческих решений; 6) господствует демократический стиль общения между коллегами; 7) имеются возможности для творческого самовыражения всех работников (инновационные группы, творческая самодеятельность); 8) организован интересный, разнообразный совместный досуг работников; 9) работники максимально разгружены от выполнения бюрократических обязанностей, бумаготворчества; 10) имеется четкая концепция воспитательной системы школы; 11) в школе положительный морально-психологический климат, нет клик и враждующих группировок; 12) строго соблюдаются требования педагогической этики. Планирование. Это определение всех видов деятельности, последовательности и сроков их выполнения, а также исполнителей (то есть что, как, когда и кем должно быть выполнено). Основная планирующая документация школы: 1) рабочий учебный план (составляется на основе типового учебного плана с учетом школьного компонента); 2) годовой план работы школы (включает разделы «Идеологическая и воспитательная работа», «Учебно-методическая работа», «Экспериментальная и инновационная деятельность», «Повышение квалификации педагогов», «Внутришкольный контроль» и др.); 3) планирование по отдельным направлениям работы школы (составляется заместителями директора, каждым по своей части, на основе годового плана, например, «Программа здоровьесбережения и воспитания здорового образа жизни учащихся», «Программа правового воспитания», «План работы методического кабинета» и т. д.); 4) перспективный план (программа развития школы) сроком на 5 лет; 5) расписание учебных занятий; 6) график проведения контрольных работ; 7) планы работы методических объединений учителей и учебных кабинетов; 8) планирование по учебным предметам; 9) планы работы классных руководителей; 10) планы работы кружков, секций, клубных объединений. Организация. Эта часть управленческой деятельности обеспечивает расстановку сил, то есть объединение работников и имеющихся средств для достижения поставленных задач. При этом решаются следующие организационные задачи: 1) распределение труда — горизонтальная (педагоги работают с разными классами) и вертикальная (по уровням иерархии); 2) специализация труда — предметная (узкая и широкая); 3) группировка работ и создание структурных подразделений; 4) установление диапазона контроля и делегирование полномочий. Координация. Это разнообразная поддержка работников в процессе выполнения ими трудовых обязанностей (информационная, методическая, материальная, моральная), согласование работы отдельных педагогов и групп («диспетчерская» функция управленца) и т. д. Контроль. Это процесс сопоставления фактически достигнутых результатов с запланированными для принятия определенных управленческих решений. Различают следующие виды внутришкольного контроля: a) административный (проверочные мероприятия, осуществляемые директором и его заместителями); б) общественный (его осуществляют профсоюзные комиссии); в) взаимоконтроль (его осуществляют равные по должности; пример — взаимопосещение уроков учителями); г) самоконтроль (прежде всего, разнообразные отчеты). Основной отчетный документ о работе школы — годовой отчет (составляется администрацией в конце учебного года). Кроме указанных классических функций управления, руководитель школы выполняет и другие функции: принятие решений, разрешение конфликтов, мониторинг качества образования и т. д. Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития. Другими словами, мониторинг — это системная процедура контроля за качеством образования. Методы управления в педагогическом менеджменте: 1) экономические — материальное стимулирование работников; 2) административные — регламентация деятельности работников, ее нормирование; 3) методы психолого-педагогического влияния — направлены на установление благоприятного морально-психологического климата, стимулирование творчества и инициативы; 4) методы общественного влияния направлены на развитие демократии в коллективе, внедрение здоровой конкуренции, повышение имиджа школы. В наше время возрастает роль методов психолого-педагогического влияния и методов общественного влияния. В учреждениях образования имеет место проблема изменения административно-командного менталитета руководителей на менеджерский.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |