Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое воспитание. Причины и профилактика правонарушений среди школьников

Право как форма общественного сознания возникло с появлением человеческого общества. Это совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в Конституции, законах, постановлениях органов государственной власти и регулирующих общественные отношения в данном конкретном обществе. Право имеет юридическую силу, его соблюдение обеспечивается государственным принуждением. Этим право отличается от других правил (например, нравственности, этикета), соблюдение которых обеспечивается силой общественного мнения.

Законы и постановления государственной власти принимаются, как правило, в соответствии с нормами морали. Правовые и нравственные нормы должны поддерживать друг друга. Если правовые нормы не соответствуют нравственным устоям общества, то они отторгаются, игнорируются и не выполняются. Поэтому в разных странах действуют различные правовые нормы, которые учитывают традиции и обычаи народа, уровень его сознания, образованности, культуры. Большое значение имеет социальный строй и форма правления.

Так, в арабских странах действуют законы, по которым женщины в общественных местах должны носить паранджу, допускается многоженство, судебная ответственность за супружескую неверность или добрачные связи. В других странах многоженство преследуется законом. В одних странах разрешены аборты, в других – противозаконны (Польша). В Индии минимальный возраст для вступления в брак – 8 лет. На острове Шри-Ланка всех длинноволосых мужчин, приезжающих в качестве туристов, насильно подстригают.

Перерастание нравственных норм и правил поведения в правовые связано с развитием правосознания и правовой культуры народа. Поэтому правовое воспитание подрастающего поколения является составной частью разностороннего воспитания учащихся и важнейшей задачей школы и семьи.

Правовое воспитание –это организованное систематическое и целенаправленное влияние школы, семьи и общественности, направленное на формирование правового сознания, убеждения, действенно-волевого отношения к правопорядку, воспитание законопослушного гражданина своего государства.

Задачи правового воспитания:

1) добиваться усвоения учащимися системы знаний по вопросам государства и права;

2) воспитывать уважительное отношение к законам своего государства, убеждать в необходимости их выполнения;

3) прививать навыки правомерного поведения, потребность активно защищать в установленном порядке интересы и права – свои личные, государственные и общественные;

4) вырабатывать активную гражданскую позицию у воспитанников, нетерпимость к нарушителям правопорядка.

Предупреждение правонарушений среди учащихся — одно из центральных направлений правового воспитания в школе.

Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, всегда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным ценностям. Истоки деформации нравственного и правового сознания школьников лежат, как правило, в семье. Неблагоприятной для формирования личности ребенка является семья не только с явной деградацией ее взрослых членов (пьянство, драки, судимости и пр.), но и та, где за чисто внешним благополучием скрывается атмосфера стяжательства, оправдывающая в глазах этой семьи любые средства наживы. В такой атмосфере у детей воспитывается пренебрежение к труду, ориентация на «выгодную» работу, корыстные предпочтения в выборе трудовой деятельности, ложно понимаемые престижные устремления. Результатом «потребительского воспитания» чаще всего становится установка на удовлетворение потребностей любыми способами, в том числе и асоциальными. Дети из подобных семей обычно отличаются высокой криминальной активностью.

Для подростка одобрительное мнение членов его группы о совершаемых им аморальных и противоправных поступках представляется более значимым и важным, чем осуждение тех же поступков взрослыми – родителями, учителями и т. п. Вот почему так важно положительно влиять на мотивы и характер действий неформальных групп, придавать им общественно ценную направленность.

В работе по предупреждению правонарушений среди учащихся можно выделить следующие этапы:

а) устранение обстоятельств, которые способствуют формированию правонарушающего поведения (неблагоприятные условия жизни и воспитания), до того, как эти обстоятельства существенно сказались на поведении (ранняя профилактика);

б) оздоровление среды, условий жизни и воспитания учащихся, которые пагубно влияют на них, и одновременно коррекция их личностной позиции (первый этап непосредственной профилактики);

в) аналогичные меры в отношении лиц, уже совершающих правонарушения и находящихся поэтому в сфере внимания правоохранительных органов: инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, участковых инспекторов (второй этап непосредственной профилактики);

г) правовоспитательные воздействия на учащихся, систематически совершающих правонарушения, т. е. таких, поведение которых позволяет прогнозировать реальную опасность перехода на преступный путь (третий этап непосредственной профилактики);

д) работа с учащимися, уже совершившими преступление, если наказание или заменяющие его меры не предусматривают их изъятия из коллектива (профилактика рецидива).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Патриотическое воспитание и воспитание культуры межнациональных отношений | Лекція № 12
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.