Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспекты лекций

Лекционный комплекс

 

1. Тезисы (краткий конспект) лекций*

 

 

Тема 1. Основные понятия о государстве и праве. (1 час)

План

1. Основы права в системе юридических дисциплин.

2. Понятие государства.

3. Понятие права и его признаки.

4. Источники права.

Политической форме общественной организации соответствует государство. Его возникновение обусловлено внутренней эволюцией общества. Среди теорий происхождения государства ведущее место принадлежит классовой, но истории известны и другие, внесшие существенный вклад в процесс познания этого общественного институте (теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая). К признакам государства относятся:

1) Территориальная организация населения. Государственная власть распространяется на все население в пределах одной территории (суша, недра, водное, воздушное пространство и т.д.) Это порождает институт гражданства. Территория и населения необходимые материальные предпосылки существования государства.

2) Наличие аппарата управления обществом. Через систему своих органов и учреждений государство осуществляет руководство обществом, закрепляет и реализует определенный режим политической власти, защищает неприкосновенность своих границ.

3) Государство организует общественную жизнь на правовых началах.

4) Государство представляет суверенную организацию власти. Государственный суверенитет - верховенство и независимость данного государства по отношению к другим властям внутри страны, а также в международных отношениях.

5) Наличие фискальных органов (взимание налогов как финансово-экономическая основа государства).

Государство - организация публичной политической власти, распространяющаяся на всю территорию страны и ее население, выступающая ее официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.

Функции государства - это основные направления его деятельности. Они определяются сущностью государства. В деятельности государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. Среди функций государства выделяют внутренние и внешние, временные и постоянные. Различают экономические, политические, культурные и другие функции.

Механизм государства - система государственных органов, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается руководство обществом.

Для осуществления государственных функций создается специальный государственный аппарат. Государственный аппарат - часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации власти.

В структуру механизма государства, кроме государственного аппарата входят государственные учреждения и предприятия. Государственные учреждения -государственные организации, осуществляющие непосредственно практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.д. Государственные предприятия - учреждения, осуществляющие хозяйственную деятельность в целях производства продукции либо ее обеспечения, выполнения различных работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли.

В зависимости от сущности государства, определяется его форма, Она включает три стороны, характеризующие ее свойства.

Форма правления - организация высших органов государственной власти, порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народа в их формировании. Существуют две основные формы правления: монархия и республика.

Форма государственного устройства - внутреннее деление государства на части и взаимоотношение между ними. По форме устройства различают унитарные, федеративные и конфедеративные государства.

Политический режим - совокупность способов и методов осуществления государственной власти. Выделяют демократический и антидемократический режимы государства.

Возникновение права обусловлено теми же причинами, что и возникновение государства. Государство обеспечивает наиболее важные социальные нормы, превращая их в правовые, а также осуществляет деятельность по установлению новых норм права.

Право - есть система общеобязательных, формально-определенных правил поведения, установленных государством, посредством которых реализуются наиболее важные интересы индивида и общества. Помимо норм права регулятором отношений в обществе выступают нормы морали, религиозные нормы и т.п. Но право отличается от других социальных норм тем, что оно исходит от государства; нормы права общеобязательны; имеют не персонифицированный характер; письменно закреплены.

Для того, чтобы стать регулятором общественных отношений, право должно получить внешнее выражение, В правовой доктрине используется такое понятие как источники права, т.е. способы выражения и закрепления правовых норм.

Известны следующие виды источников права: 1) правовой обычай –это санкционированный государством обычай; 2) юридический прецедент - решение судебного или административного органа, ставшее образцом при решении всех дел подобного рода в будущем; 3) нормативный договор - содержащее правовые нормы соглашение между различными субъектами права; 4) нормативно-правовой акт- акт правотворчества, содержащий нормы права, и рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон - нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законы подразделяют на конституционные и текущие.

К подзаконным нормативным правовым актам относятся акты Президента, Правительства, министерств, государственных комитетов, местных органов власти.

Правовая норма - исходный элемент права. В структуру нормы права входят такие элементы как:

1. гипотеза - указание конкретных жизненных обстоятельств, при которых данная норма вступает в действие;

2. диспозиция - правило поведения, которому должны подчиняться субъекты, если они оказались причастными к условиям, перечисленным в гипотезе;

3. санкция - вид и мера возможного наказания, если субъекты не выполняют предписание диспозиции.

Все юридические нормы взаимосвязаны друг с другом и образуют единую систему. Система права есть его внутренняя структура, его подразделение на отрасли и институты.

Отрасль права - совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения. В рамках наиболее крупных отраслей выделяют подотрасли (например, конституционное право, подотраслью которого является избирательное право). Институт права - это группы правовых норм, регулирующих в рамках отрасли или подотрасли различные виды общественных отношений (например, в конституционном праве институт гражданства, в семейном - институт брака и т.п.) Известно деление отраслей права на материальные и процессуальные. Первые содержат нормы права регулирующие непосредственно общественные отношения (гражданское, уголовное, трудовое). Вторые регулируют организационные отношения (гражданское процессуальное, уголовное процессуальное, административно -процессуальное право). Особой отраслью права является международное право, не входящее в систему права ни одного государства.

Понятие правоотношения является одним из основных в юридической науке. Это - общественное отношение, урегулированное нормами права, имеющее в своей сущности юридическую связь между субъектами права, выражающуюся во взаимно корреспондирующих друг другу правах и обязанностях.

Для участия в правоотношениях необходимо наличие определенных качеств, признанных или установленных законом для всех и каждого из будущих участников правоотношения. Совокупность этих качеств образует понятие правосубъектности лица или организации. Она включает в себя:

правоспособность - установленная в законе возможность субъекта быть носителем прав и обязанностей. Возникает у субъекта с момента рождения и прекращается смертью;

дееспособность - установленная в законе возможность лица своими собственными действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Возникает с достижения субъектом определенного возраста (например, в гражданском праве с 18 лет, в трудовом с 16);

юридические факты - предусмотренные в гипотезе нормы права основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений. Они подразделяются на события, т.е. обстоятельства, независящие от воли, сознания людей, и действия, т.е. сознательное, волевое поведение людей. Действия могут быть правомерными и неправомерными.

Правонарушение - виновное, противоправное деяние, совершенное дееспособным и правоспособным лицом. Признаками правонарушения являются: противоправность, общественная вредность, виновность, выраженность его в действии или бездействии.

Состав правонарушения - характеризует его структуру. Это совокупность юридических фактов, служащих основанием юридической ответственности. К элементам состава относятся: /

Объект - общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом. Объективная сторона - характеристика внешней стороны правонарушения (противоправное деяние, его вредные последствия, причинная связь между деянием и наступившими последствиями, место, время и др.)

Субъект - физическое или юридическое лицо, способное отвечать за свои действия. Субъективная сторона - характеристика внутренней стороны правонарушения, вина, в форме умысла или неосторожности.

По степени и характеру общественной вредности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Юридическая ответственность - применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке. В зависимости от вида правонарушения различают уголовно-правовую, административно-правовую, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.

Рекомендуемая литература

1. Дулатбеков Н.О., Амандыкова С.К., Турлаев А.В. Основы государства и права современного Казахстана: Учебное пособие. - Астана: ИКФ «Фолиант», 2000.

2. Основы государства и права Республики Казахстан. Учебное пособие / отв. ред. Г.С. Сапаргалиев- Алматы: Жеты Жаргы, 1999.

3. Турлаев А.В. Основы права.- Караганда: Издательство АРКО, 2004.

4. Сапаргалиев, Г. Основы государства и права Казахстана: учебник / Г. Сапаргалиев. - 3-е изд., перераб. И доп. - Алматы: Атамура, 2003.

5. Основы права: учебник / под общ. ред. А.В.Мицкевича: учебник / ред. А.В. Мицкевич. - М.: Норма-инфра-м, 1998.

Контрольные задания для СРС (о.- 2, 8, 9, 11)

1. Место права в системе наук.

2. Теории происхождения государства.

3. Юридическая ответственность и ее виды.

 

Тема 2. Основы конституционного права РК (2 часа)

План

1. Конституционное право - ведущая отрасль права Республики Казахстан.

2. Конституция РК - основной закон государства.

3. Конституционные основы положения человека и гражданина в РК.

4. Основы конституционного строя РК.

5.Избирательная система РК.

Конституционное право как отрасль права закрепляет основы конституционного строя, правового статуса человека и гражданина, политико-территориальную организацию государства, систему, порядок формирования, основные принципы деятельности и компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления.

Конституционно-правовые нормы есть общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством, регулирующие общественные отношения государства, личности и общества по организации государственной власти и управлению обществом.

В зависимости от выполняемых функций их можно классифицировать на следующие виды: управомочивающие - устанавливают полномочия всех государственных органов; запрещающие - правила направленные на обеспечение строго определенного поведения; обязывающие - закрепляют обязанности совершать действия или воздержаться от них в строгом соответствии с их предписаниями.

Один из основных институтов конституционного права - конституционно-правовые отношения. Это специфические общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти и отношений личности с государством, содержанием которых являются юридические взаимосвязи различных субъектов по применению прав и выполнению обязанностей предусмотренных конкретными конституционно-правовыми нормами.

К числу источников конституционного права относятся: Конституция РК от 30.08.1995 г., конституционные законы республики, обычные законы, принимаемые Парламентом или в особых случаях Президентом (п.4 ст.53 Конституции РК), указы Президента, имеющие силу закона, нормативные правовые акты органов исполнительной власти, международно-правовые договоры признанные РК.

Конституция - это основной закон общества и государства, закрепляющий и регулирующий основы конституционного строя, основы правового положения личности, основы государственного устройства и осуществления государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, конституция является основным, главным нормативным актом государства. В ней содержатся нормы, регулирующие все основные сферы жизни общества, она является нормативной базой всего действующего законодательства.

Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 г., на республиканском референдуме. Она пришла на смену первой Конституции суверенного Казахстана, принятой Верховным Советом 28.01.1993 г. Конституционным законом от 7.10.1998 г. были приняты изменения и дополнения в действующую Конституцию.

Этапы становления конституционного законодательства РК обозначены принятием следующих конституционных актов: 1) советский период - программа партии Алаш от 21.11.1917 г.; Декларация прав трудящихся Киргизской АССР от 6.10.1920; проект Конституции 1926 г.; Конституции Казахской ССР 1937г. и 1978г. 2) Закон от 24.04.1990 г. «Об учреждении поста Президента КазССР»; Декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР» от 25.10.1990 г. 3) Закон РК от 10.12.1991 г. «Об изменении наименования Казахской ССР»; Закон от 16.12.1991 г. «О государственной независимости. 4) Конституция РК от 28.01.1993 г. 5) Конституция РК от 30.08.1995 г. 6)Закон РК от 7.10.1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК».

Конституция РК состоит из преамбулы, отражающей ее учредительный характер и 98 статей, сгруппированных по 9 разделам. В ней отражены 3 блока основополагающих проблем: 1) основы конституционного строя республики, 2) основы правового статуса личности, 3) система органов государственной власти и основы местного самоуправления.

Особенности конституции как нормативного - правового акта выражены в ее юридических свойствах, таких как: высшая юридическая сила, что закреплено п.2 ст.4 Конституции; прямое действие Конституции на всей территории Республики; особый порядок принятия и внесения в нее изменений и дополнений; особая охрана Конституции.

Конституции можно классифицировать на виды, в зависимости от:

1) внешней формы:

а) писанные (Россия, США), б) неписанные (Англия, Дания);

2) порядка внесений изменений и дополнений:

а) гибкие, б) жесткие;

3) способа принятия:

а) принятые представительным законодательным органом страны, б) путем всенародного голосования, в) октроированные (дарованные).

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Взаимосвязи личности и государства, правовые связи граждан друг с другом фиксируются государством в юридической форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина.

Правовой статус личности - это совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также юридических гарантий их реализации, закрепляемых государством в нормативных правовых актах.

В структуру правового статуса личности входят такие составные элементы:

1. Институт гражданства;

2. Общие принципы правового статуса личности (равноправия человека и гражданина; абсолютности и неотчуждаемости прав и свобод человека; гуманизма; гарантированности прав и свобод человека);

3. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина;

4. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина;

5. Правоспособность и дееспособность личности. Рассмотрим их.

Преамбула Закона РК «О гражданстве» от 20.12.1991 г. содержит следующее определение: гражданство - это устойчивая политико-правовая связь лица с государством, выражающая совокупность их взаимных прав и обязанностей.

Принципы гражданства - это начала, составляющие его главное содержание и выражающие его сущность. К ним относятся:

1. Принцип единого и равного гражданства, гражданство является таковым для каждого независимо от оснований его приобретения и от любых иных обстоятельств.

2. Непризнание двойного гражданства.

3. Принцип свободы и добровольного выхода из гражданства.

4. Принцип «права крови» - предоставление гражданства в силу рождения. «Право почвы» - вследствие рождения на территории государства, независимо от гражданства родителей.

5. Принцип гарантированности защиты граждан за пределами Казахстана.

6. Принцип недопустимости выдачи граждан другому государству.

Согласно ст. 10 Закона РК «О гражданстве» гражданство приобретается по рождению, в результате приема в гражданство по основаниям, предусмотренным межгосударственными договорами РК, по иным основаниям, предусмотренным законом о гражданстве. Прием в гражданство осуществляется по ходатайству заинтересованного лица при условии постоянного проживания в РК не менее 5 лет. Такое условие необязательно для лиц состоящих в браке с гражданами РК, равно как для лиц, имеющих особые заслуги перед республикой, недееспособных, лиц вынужденно покинувших территорию РК по политическим мотивам и их потомки.

Гражданство прекращается в результате выхода из него и в результате его утраты. Выход осуществляется по ходатайству заинтересованного лица. Утрата гражданства происходит в следующих случаях: поступление лица на службу в органы государственной власти и управления в иностранном государстве; если гражданство приобретено в результате предоставления заведомо ложных сведений или документов; по основаниям, предусмотренным межгосударственными договорами РК; если лицо постоянно проживает за пределами РК и не встало на консульский учет без уважительных причин в течение 5 лет.

Президент РК обладает исключительными правами при решении вопросов приема, восстановления, выхода и сохранения гражданства.

В зависимости от содержания конституционные права и свободы можно разделить на группы: 1) личные права и свободы; 2) социальные, экономические и культурные; 3) политические.

Личные права принадлежат каждому человеку от рождения и не связаны с гражданством. К ним относятся такие права, как право на жизнь (ст. 15 Конституции РК), на личную свободу (ст. 16), неприкосновенность достоинства (ст. 17), неприкосновенность частной жизни (ст. 18), свобода совести (ст.22) и др.

Социально - экономические права гарантируют человеку достойную жизнь, социальную защиту. Это право на свободу труда (ст.24), право частной собственности (ст.26), право на отдых (ст.24), пенсионное обеспечение (ст.28) и др. К культурным правам относятся право на бесплатное среднее образование (ст.ЗО), свобода творчества (ст.20).

К политическим правам относятся такие права как, право на свободу объединений (ст.32), участие в управлении делами государства (ст.ЗЗ), избирать и быть избранным (ст.ЗЗ), свобода слова (ст.20).

Конституционные обязанности личности закреплены в форме правового требования исполнять установленные Конституцией и законодательством республики вид и меру должного поведения. В Конституции РК они изложены в статьях 34,35, 36,37 и 38. Например, каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство республики.

Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина - это совокупность установленных Конституцией и законодательством РК обязанностей государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений и граждан, направленных на создание благоприятных условий и обеспечение охраны и фактической реализации прав и свобод личности. Выделяют общие, государственные и специфические гарантии. Общие гарантии делятся на политические гарантии, материальные, духовные. Государственные гарантии -система политических средств и условий, обеспечивающих непосредственную защиту прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции и других нормативных правовых актах РК. В гарантированности прав и свобод участвуют все органы государственной власти (Президент, Конституционный Совет, Правительство, Парламент, Прокуратура и т.д.) Специфические юридические гарантии защиты прав и свобод определены в ст. 13, 14 и 16 Конституции РК.

Правоспособность и дееспособность личности, как элементы правового статуса - это признание личности в качестве субъекта права и наличие у нее юридических прав и обязанностей.

Иностранные граждане по законодательству РК по правовому положению приравнены к гражданам республики. Это выражено в п.4 ст. 12 - иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике Казахстан правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не установлено Конституцией, законами и международными договорами. Также в республике действует Указ Президента, имеющий силу закона «О правовом положении иностранных граждан в РК» от19.06.1995 г.

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Конституционный строй РК - это закрепленная в Конституции система основополагающих общественных отношений, отражающих экономические, политические, социальные и духовные отношения людей в обществе и государстве.

В ст. 1 Конституции Республика Казахстан провозглашена суверенным, демократическим, светским, правовым и социальным государством. Суверенитет РК предполагает ее независимость, выражающуюся в способности самостоятельно решать внутренние и внешние вопросы без нарушения суверенитета других государств. В качестве нормативного обеспечения суверенитета выступает Декларация «О государственном суверенитете КазССР» от 25.10.90г., статья 9 которой закрепляет экономическую основу суверенитета: «в исключительной собственности республики, составляя основу суверенитета, находится земля и ее недра, воды, воздушное пространство, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности народа, весь экономический, научно-технический потенциал - все национальное богатство, имеющееся на территории РК».

Демократический политический режим также закрепляется законодательством РК. Согласно ст. 3 Конституции единственным источником государственной власти является народ. Он осуществляет свою власть непосредственно и через систему государственных органов в формах, установленных Конституцией. Важными составляющими демократизма являются народовластие, разделение властей, политический плюрализм, национальный суверенитет, местное самоуправление.

Провозглашение РК светским государством означает отсутствие в Республике официальной государственной религии, равное отношение государства ко всем религиям. Религия полностью отделена от государства, не допускается деятельность политических партий на религиозной основе. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, не препятствует их развитию.

Социальное государство - политическая организация, главными задачами которой являются создание достойных человека условий жизнедеятельности, закрепление правом принципов социального равенства. Социальные отношения охватывают такие вопросы как труд, образование, здравоохранение, отдых, пенсионное обеспечение и т.п.

Правовое государство характеризуется такими признаками, как обязательность правовых предписаний для государственных органов должностных лиц и граждан; взаимная ответственность государства и личности; верховенство закона; реализация принципа разделения властей; верховенство закона; независимость судебной власти и др.

Конституция РК устанавливает республиканскую форму правления. Во главе государства стоит всенародно избранный Президент. Он наделен правом выступать от имени народа Казахстана и всего государства.

По форме государственного устройства РК является унитарным государством. Как унитарное государство РК характеризуется наличием единого гражданства, единого законодательства, единой структурой государственного аппарата, иерархичной системой административно-территориального устройства.

Конституция устанавливает основополагающие принципы деятельности республики: общественное согласие; политическая стабильность; экономическое развитие на благо всего народа; казахстанский патриотизм; решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на референдуме или в Парламенте.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ВЫСШИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Согласно Конституции РК единственным источником государственной власти является народ, который делегирует осуществление своей власти государственным органам.

Государственные органы - государственные учреждения, уполномоченные на выполнение функций государственного управления и контроля, создаваемые в установленном законодательством порядке.

В соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти в РК на законодательную, исполнительную и судебную ветви система органов государственной власти также подразделяется на виды.

В системе органов государственной власти главная роль принадлежит Президенту. В организационном отношении он самостоятелен, не включен ни в одну из ветвей государственной власти, являясь арбитром между ними. Его правовой статус определяется нормами Конституции и законов РК. В соответствии с Конституционным законом «О Президенте РК» от 26.12.1995 г. - президент глава государства, высшее должностное лицо, представляющее РК внутри страны и в международных отношениях.

Законодательство предъявляет следующие требования к кандидату в Президенты как: гражданство по рождению, возраст - не моложе 40 лет, постоянное проживание в республике не менее 15 лет, свободное владение государственным языком. Срок полномочий президента 7 лет. Одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд.

Конституционные функции Президента сформулированы в ст.40 Конституции РК:

- определение основных направлений внутренней и внешней политики государства и представление Казахстана внутри страны и в международных отношениях;

- Президент - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина;

- обеспечение согласованного функционирования всех ветвей государственной власти и ответственности органов власти перед народом. Развитие и конкретизация этих функций содержатся в Конституции и иных законодательных актах.

Высшим исполнительным органом РК является Правительство. Это коллегиальный орган, возглавляющий систему исполнительной власти государства. Правительство решает вопросы государственного управления в строгом соответствии с Конституцией, Конституционным законом «О Правительстве РК» от 18.12.1995 г. и ином законодательстве.

Правительство образуется Президентом РК в составе Премьер- министра, его заместителей, министров иных должностных лиц. Премьер-министр назначается Президентом с согласия обеих Палат Парламента. В 10-дневный срок после своего назначения Премьер-министр вносит Президенту предложение о составе и структуре Правительства.

Правительство обладает широким кругом полномочий, среди которых: разработка основных направлений социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организация их осуществления;

- разработка проекта республиканского бюджета и отчета о его исполнении;

- внесение в Мажилис проектов законов и обеспечение их исполнения;

- организация управления государственной собственностью;

- разработка мер по проведению внешней политики республики и иные функции.

Правительство на основе и во исполнение Конституции РК, законов, актов Президента, иных нормативных правовых актов издает нормативные и индивидуальные постановления. Премьер-министр издает распоряжения, являющиеся индивидуальными актами и не содержащими нормы права. Постановления Правительства и распоряжения Премьер-министра имеют обязательную силу на всей территории республики.

Высшим представительным органом республики является Парламент. Его правовое положение определяется нормами Конституции, иными законодательными актами, важное место среди которых принадлежит Конституционному закону РК «О Парламенте РК и статусе его депутатов» от 16.10.1995 г.

Парламент состоит из двух палат - Сената и Мажилиса, возглавляемых председателями, избираемыми Сенатом и Мажилисом из числа их депутатов. Мажилис состоит из 77 депутатов, 67 из них избираются по одномандатным территориальным округам сроком на 5 лет, а 10 депутатов избираются на основе партийных списков по пропорциональной системе с установлением семи процентного барьера. Депутатом Мажилиса может быть гражданин, достигший 25 лет.

Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответствующей области. Семь депутатов назначаются Президентом на весь срок полномочий. Срок полномочий депутатов Сената 6 лет, половина переизбирается каждые три года.

Депутатом Сената может быть гражданин РК, состоящий в гражданстве не менее 5 лет, достигший 30 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы не менее 5 лет, постоянно проживающий на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы не менее 3 лет.

Компетенция Парламента включает в себя:

- компетенцию, реализуемую на совместном заседании палат;

- компетенцию, реализуемую в раздельном заседании палат;

- исключительную компетенцию Сената;

- исключительную компетенцию Мажилиса;

- компетенцию палат, решаемую самостоятельно, без участия другой палаты.

Сессия Парламента проходит в форме совместных и раздельных заседаний палат.

Основным направлением деятельности Парламента является разработка и принятие законов. Законодательный процесс имеет следующие стадии: 1) внесение проекта закона (законодательная инициатива реализуется в Мажилисе); 2) рассмотрение законопроекта в Мажилисе; 3) рассмотрение одобренного большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса законопроекта в Сенате, при этом принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената законопроект становится законом; 4) подписание закона Президентом; 5) официальное опубликование закона.

Местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами. Их правовое положение определено 8 разделом Конституции РК и Законом РК «О местном государственном управлении в РК» от 23.01.2001 г.

Местные представительные органы - маслихаты - избираются гражданами, проживающими в соответствующих административно-территориальных единицах. Число депутатов определяется Центральной избирательной комиссией РК. Депутатом может быть гражданин РК достигший 20 лет.

Система маслихатов состоит из областных, городских и районных маслихатов. Маслихаты обеспечивают выполнение программ социального и экономического развития соответствующей территории, исполнение на местах Конституции, законов, актов Президента и Правительства, связь между республиканскими и местными органами власти, привлечение населения к управлению местными делами.

Местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов РК, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития территории. В систему органов исполнительной власти на местах входят Акимы и акиматы, управления, отделы и комиссии и другие подразделения и службы.

Акимы областей, города республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом республики по представлению Премьер - Министра.

Акимы иных административно- территориальных единиц назначаются или избираются на должность в порядке, определяемом Президентом РК.

Органы судебной власти - это составные части судебной системы РК, включающие Верховный суд и местные суды. Учреждение специальных и чрезвычайных судов в республике запрещено.

Верховный суд возглавляет всю судебную систему РК и осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов. Верховный Суд состоит из председателя, председателей судебных коллегий и постоянных судей. Судьи Верховного Суда избираются Сенатом по представлению Президента РК, основанному на рекомендации Высшего судебного Совета РК.

Верховный Суд рассматривает судебные дела, отнесенные к его подсудности; изучает судебную практику на предмет соблюдения законности при отправлении правосудия судами республики; принимает нормативные постановления, дающие разъяснения по вопросам применения в судебной практики законодательства.

Судьи областных и приравненных к ним судов назначаются Президентом по рекомендации Высшего судебного Совета. Судьи нижестоящих судов назначаются Президентом по представлению Министра юстиции, основанному на рекомендации квалификационной коллегии юстиции. Постоянные судьи избираются Сенатом Парламента или назначаются на должность Президентом.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Избирательное право в объективном смысле - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В субъективном - это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления, избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное).

Избирательная система представляет собой совокупность юридических норм, устанавливающих принципы, на основе которых осуществляются выборы. Она определяет порядок организации и проведения выборов, регулирует отношения, возникающие в процессе формирования органов государственной власти и местного самоуправления.

Принципы участия граждан в выборах - это основные начала избирательного права, которые лежат в основе осуществления права граждан на участие в управлении делами общества и государства (ст.ЗЗ Конституции РК). Основными принципами избирательного права РК являются: всеобщность, равенство, тайна голосования прямых и косвенных выборов. Они закреплены Конституцией РК и Конституционным законом РК «О выборах в Республике Казахстан» от 28.09.1995 г.

Всеобщее избирательное право - означает, что все граждане РК, достигшие определенного возраста, не зависимо от пола, национальности, расы, вероисповедания и т.д. имеют право избирать и быть избранными в выборный орган

государственной власти. Всеобщее избирательное право делится на активное и пассивное. Активное- право граждан РК участвовать в голосовании на выборах по достижению 18-летнего возраста. Пассивное - право граждан Республики быть избранным Президентом, депутатом Мажилиса парламента и Маслихата с ограничениями установленными Конституцией.

В РК в Парламенте установлены как прямые, так и косвенные выборы депутатов. Принцип прямого избирательного права выражается в том, что Президент, депутаты Мажилиса парламента и Маслихатов, члены органов местного самоуправления Республики избираются гражданами непосредственно. Косвенное избирательное право выражается в том, что в выборах депутатов Сената Парламента участвуют выборщики, т.е. граждане РК, являющимися депутатами Маслихатов.

Принцип равенства граждан РК в избирательном праве означает, что избиратели участвуют в выборах Президента, депутатов Мажилиса парламента и Маслихатов республики на равных основаниях, и каждый избиратель может быть внесен только в один список, может голосовать в данных выборах только один раз. Ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другими избирателями.

Тайное голосование исключает возможность контроля за волеизъявлением избирателя, а также давление на волю избирателя.

Под избирательной системой также понимают способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования. В данном значении выделяют мажоритарную и пропорциональную системы.

Так при выборах Президента РК применяется мажоритарная система абсолютного большинства. По условиям применения этой системы должно быть зарегистрировано два и более кандидатов. Эта система предполагает проведение второго тура голосования при условии, что в первом туре ни один кандидат не получил абсолютное большинство голосов избирателей (50% +1 голос). В этом случае во втором туре в бюллетень включаются два кандидата, набравшие большее число голосов по отношению к другим. Избранным считается тот, кто набрал большее число голосов.

Избрание депутатов Сената Парламента осуществляется на основе косвенного избирательного права (граждане не принимают участие в выборах). Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы РК на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответственно области, города республиканского значения и столицы республики. Выборы осуществляются на совместном заседании выборщиков. Необходимо присутствие более 50% от числа избранных депутатов, представляющих все маслихаты соответственно области, маслихат города республиканского значения и столицы. При подсчете голосов и определении результатов голосования также применяется мажоритарная система абсолютного большинства.

При выборах депутатов Мажилиса Парламента применяется смешанная избирательная система. Мажилис состоит из 77 депутатов. 67 из них избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом

административно-территориального деления РК и с примерно равной численностью избирателей. При определении итогов голосования используется мажоритарная система абсолютного большинства. 10 депутатов избираются на основе партийных списков по территории единого общенационального округа (используется пропорциональная избирательная система). В распределении депутатских мандатов по итогам выборов в Мажилис участвуют только партии, набравшие не менее 7% голосов избирателей, принявших участие в голосовании в РК. Голосование производится по партийным спискам, и каждая партия получает количество мест пропорционально числу поданных за нее голосов.

Подготовку и проведение выборов в РК организуют государственные избирательные органы, которые образуют единую систему. В единую систему государственных избирательных органов входят: центральная избирательная комиссия республики (ЦИК); территориальные избирательные комиссии; окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Срок полномочий избирательных комиссий составляет пять лет.

ЦИК возглавляет единую систему избирательных комиссий Республики и является постоянно действующим органом. ЦИК состоит из председателя, секретаря и членов комиссии, избираемых и освобождаемых от должности Мажилисом Парламента по представлению Президента РК. Председатель и секретарь ЦИК должны иметь высшее юридическое образование.

Рекомендуемая литература

1. Амандыкова С.К. Конституция Республики Казахстан: сущность и юридическая природа. Караганда 2000.

2. Баишев Ж. Конституционное право Республики Казахстан. Алматы, 2001.

3. Конституция Республики Казахстан Научно- правовой комментарий/ под ред. Сапаргалиева Г.С. Алматы, 2004.

4. Кубеев, Е. К. Основы конституционного строя - ведущий институт конституционного права республики Казахстан. / Е.К. Кубеев. - Караганда: КарГУ, 2000.

Контрольные задания для СРС (о.- 1,4,5,13; д.- 1,2,3,5,6,7,9,10)

1. Основной Закон государства - Конституция РК.

2. Конституционно-правовое устройство РК.

3. Избирательная система РК.

 

Тема 3. Правоохранительные органы и суд Республики Казахстан (1 час)

План

1. Основы организации и деятельности правоохранительных органов.

2. Конституционный Совет РК.

3. Министерство юстиции и его органы.

4. Прокуратура РК.

5. Министерство внутренних дел РК.

6. Комитет национальной безопасности РК.

7. Адвокатура и нотариат. Юридическая помощь - понятие и виды.

8. Иные правоохранительные органы.

9. Правовые основы организации и деятельности судебных органов.

Система правоохранительных органов Республики Казахстан

Государство, как наилучшая форма политической организации общества, имеет разнообразные, функций, направленные на удовлетворение социальных потребностей своих субъектов. Одной из его основных функций, признаваемых теорией государства и права является охрана прав и свобод граждан, собственности, правопорядка и других жизненно важных ценностей человека. Это свое предназначение государство реализует через правовые нормы путем установления дозволений, предписаний и запретов. Так, с помощью права оно воздействует на сознательное поведение людей, побуждая их к совершению правильных, сточки зрения государства, поступков. Поступки могут быть правомерными или неправомерными, в зависимости от этого государство имеет различные задачи:

1)вне или до нарушения правовой нормы - удержать субъекта в рамках правомерного поведения;

2) во время правонарушения - пресечь противоправные действия (бездействие), предотвратить их негативные последствия;

3) после нарушения права - изобличить виновного, привлечь его к юридической ответственности, принять меры по восстановлению нарушенных субъективных прав.

На стадии нарушения права и после него возникает необходимость в непосредственной реализации и соблюдения применения санкций обычных норм и специальных охранительных правовых установлений. Сами по себе эти нормы не работают, необходимо участие специально уполномоченных органов, которые имеют возможность контролировать и превращать эти нормы в действие.

К уполномоченным органам, имеющим возможность, превращать нормы в действие относятся:

Конституционный Совет Республики Казахстан - он обеспечивает верховенство конституции над всеми законами, подзаконными и иными нормативными правовыми актами на всей территории страны;

Прокуратура - она обеспечивает высший надзор за точным и единообразным применением законов, Указов Президента Республики Казахстан и иных нормативно-правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства.

Органы юстиции - они осуществляют функции по поддержанию нормального функционирования правовой нормы, напрямую содействуют функции правосудия, оказывая ему материальную, техническую и другую помощь.

Органы уголовного преследования (МВД, КНБ, Служба охраны президента, Налоговая полиция и другие органы) - в их компетенцию входят мероприятия по обнаружению и раскрытию преступлений, изобличению лиц, виновных в их совершении, и привлечению их к уголовной ответственности.

Органы судебной власти - в их компетенцию входят: защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение выполнения Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Республики.

Адвокатура - главной ее задачей является обеспечить правовую защиту граждан и организаций, обратившихся за помощью, путем оказания квалифицированной юридической помощи.

Нотариат - он уполномочен органами юстиции на контроль за соблюдением законности в процессе заключения сделок подписании договоров и иных официальных документов между сторонами.

Конституционный Совет Республики Казахстан

Конституционный Совет Республики Казахстан осуществляет контроль за точностью соответствия законов и иных нормативных правовых актов действующей Конституции.

Деятельность Конституционного Совета регулируется Конституцией Казахстана, Указом Президента Республики Казахстан. «О Конституционном Совете Республики Казахстан» и собственным регламентом.

Конституционный Совет самостоятелен и независим от государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, подчиняется только Конституции. Вмешательство в его деятельность оказание давления или иного какого-либо воздействия на членов Совета в любой форме преследуются по закону. Председатель и члены Конституционного Совета в течение срока своих полномочий обладают статусом неприкосновенности.

Конституционный Совет имеет задачу - обеспечить верховенство Конституции Республики Казахстан на всей территории страны. С этой целью он:

1) решает в случае спора вопросы о правильности проведения выборов Президента, депутатов Парламента и проведения республиканского референдума;

2) рассматривает до подписания Президентом принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции;

3) рассматривает до ратификации международные договоры Республики на соответствие их Конституции;

4) дает официальное толкование норм Конституции;

5) дает заключение о соблюдении установленных конституционных процедур до принятия Парламентом соответственно решения о досрочном освобождении от должности Президента либо окончательного решения о его отрешении от должности;

6) рассматривает обращения судов о признании законов и подзаконных актов неконституционными, если суд усмотрит, что они ущемляют закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина;

7) ежегодно направляет Парламенту по результатам обобщения практики конституционного производства послание о состоянии конституционной законности в Республике.

Конституционный Совет состоит из семи членов, один из которых является Председателем. Кроме них пожизненными членами Совета являются по праву экс-президенты Республики. Председатель и два члена Конституционного Совета назначаются и освобождаются от должности Президентом Республики Казахстан, два члена Председателем Сената Парламента и два - Председателем Мажилиса, все на шесть лет. Половина членов Совета обновляется каждые три года. В состав Совета могут быть назначены граждане Республики Казахстан не моложе 30-ти лет, проживающие на территории страны, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 5-ти лет.

Рассмотрение вопросов на Конституционном Совете проводится по правилам конституционного производства. Конституционный Совет все свои решения принимает коллегиально большинством голосов от общего числа его членов. Голосование проходит в основном открыто. Голос председателя подается последним и является решающим. Все члены Конституционного Совета обязаны занимать активную позицию - никто из них не вправе воздерживаться или не участвовать в голосовании.

Итоговые решения Конституционного Совета в обязательном порядке направляются субъектам обращения или их представителям, Президенту Республики Казахстан, обеим Палатам Парламента. Верховному Суду, Генеральному прокурору, Министру юстиции, а также публикуются в республиканской печати.

Министерство юстиции

Министерство юстиции является центральным исполнительным органом, входящим в структуру Правительства Республики Казахстан. Его деятельность финансируется за счет ассигнований республиканского бюджета и других, не запрещенных законодательством источников. Министерство возглавляет Министр, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом Республики по представлению Премьер-министра.

Центральный аппарат Министерства юстиции состоит из департаментов агентств и других структур, обеспечивающих выполнение основных задач. К ним относятся: департаменты законодательства и международного права; организации деятельности судов судебной экспертизы и исполнительного производства; организации юридических услуг; финансового и ресурсного обеспечения: внутренней администрации и агентство по регистрации недвижимости и юридических лиц. Деятельность этих структур регулируется соответствующими положениями о них. На органы юстиции возложены следующие задачи:

1) ведение законопроектной работы, анализ, совершенствование, систематизация законодательства;

2) правовая экспертиза нормативных правовых актов;

3) организационное, кадровое и материально-техническое обеспечение деятельности судов;

4) обеспечение исполнительного производства по гражданским спорам, а также по уголовным делам в части возмещения материального ущерба;

5) организация судебно-экспертной деятельности;

6) правовое обеспечение подготовки и заключения международных договоров Республики Казахстан, координация мероприятий связанных с предоставлением иностранной правовой помощи;

7) осуществление государственной регистрации:

- юридических лиц,

- прав на недвижимое имущество и сделок с ними,

- эмиссии ценных бумаг,

- нормативных правовых актов;

8) организация правовой помощи и оказания юридических услуг;

9) организационно-методологическое обеспечение правовой пропаганды и правового всеобуча;

10) осуществление иных задач, возложенных законодательством.

Прокуратура

Деятельность прокуратуры многогранна и значительна по своему содержанию. Она охватывает многие области общественных отношений, требующих законодательного регулирования. Практически любой вопрос, возникший при применении правовых норм, оказывается в пределах юрисдикции прокуратуры. Все органы прокуратуры подчиняются Генеральному прокурору. Прокуроры назначаются на должность без определенного срока. Генеральный прокурор назначается на срок 5 лет.

Назначение прокуратуры состоит в том, чтобы содействовать укреплению законности в стране, применяя наиболее эффективные демократические методы императивного воздействия на правонарушителей, а также на правонарушения и их причины. Решая свои задачи, эта организация имеет исключительные полномочия:

1) выступает главным организатором и координатором в борьбе с преступностью;

2) осуществляет надзор за законностью в деятельности всех государственных органов, уполномоченных вести следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность;

3) санкционирует аресты и наиболее важные следственные действия;

4) предает обвиняемого суду;

5) поддерживает государственное обвинение;

6) в предусмотренных законом случаях выступает стороной обвинения в головном процессе, на стороне истца в гражданском процессе;

7) имеет право принесения надзорных протестов по всем без исключения уголовным и гражданским делам;

8) осуществляет другие полномочия. Прокуроры ведут следующие виды надзора:

1) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства;

2) надзор за оперативно-розыскной деятельностью;

3) надзор за законностью следствия и дознания;

4) надзор за законностью административного производства;

5) надзор за законностью исполнительного производства;

6) надзор за законностью судебных постановлений.

Помимо надзорных функций прокуратура имеет и другие полномочия - это уголовное преследование и представительство интересов государства в суде.

Уголовное преследование, осуществляемое прокурором, заключается в установлении преступлений, лиц, их совершивших, их виновности, а также в обеспечении применения к ним наказания или иных мер уголовно-правового воздействия. При этом прокурор, также как и орган дознания или предварительного следствия, вправе проводить отдельные следственные действия, давать поручения об их проведении.

Министерство внутренних дел

Деятельность органов внутренних регулируется Конституцией Республики Казахстан, Указом Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, об органах внутренних дел Республики Казахстан и другими, не противоречащими им, нормативными актами. В соответствии с ними органы внутренних дел осуществляют исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка ц обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства.

Во главе всей системы внутренних дел находится Министр внутренних дел, одновременно являющийся командующим внутренних войск. Он назначается Президентом по представлению Премьер - министра. Министр осуществляет руководство подчиненными ведомствами.

В настоящее время в системе МВД действуют следующие ведомства:

- Департамент криминальной полиции (в него входят службы уголовного розыска и оперативная служба). Главная задача департамента - выявление, пресечение и раскрытие преступлений;

- Следственный департамент - занимается непосредственно расследованиями уголовных дел и ведением дознания;

- Криминалистические подразделения - помогают следствию в изъятии вещественных доказательств и проведении необходимых оперативных исследований;

- Департамент административной полиции осуществляет профилактику административных правонарушений;

- Департамент патрульной полиции организует охрану общественного порядка на улицах и в других общественных местах городов и населенных пунктов;

- Департамент оперативно-технической службы занимается информационным и оперативно-техническим обеспечением деятельности МВД;

- Департамент дорожной полиции выполняет работу бывшей ГАИ. Департамент государственной службы охраны руководит работой всех охранных систем ведомств;

- Департамент специальной полиции обеспечивает правопорядок на специальных объектах (создан на базе бывшего отделения спец. Милиции);

- Департамент уголовно-исправительной системы - организует деятельность исправительно-трудовых учреждений;

- Департаменты тыла, финансового обеспечения - обеспечивает функционирование МВД.

Основными задачами органов внутренних дел являются:

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

- предупреждение, выявление, пресечение преступлений и иных правонарушений;

- осуществление дознания и предварительного следствия по уголовным делам;

- производство по делам об административных правонарушениях;

- исполнение уголовных и административных наказаний;

- обеспечение правопорядка п поддержание особого режима в местах лишения свободы и содержания административно задержанных;

- выявление и пресечение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними;

- контроль за соблюдением'и обеспечением безопасности дорожного движения;

- осуществление паспортной и визовой работы, контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания на территории Казахстана;

- другие, установленные законом, задачи.

Деятельность органов внутренних дел построена на общих принципах, свойственных правоохранительной деятельности вообще, в том числе на принципах: законности, единоначалия, единства системы, гласности, взаимодействия с другими правоохранительными органами, на сотрудничестве с организациями и гражданами.

Комитет национальной безопасности

Указом Президента Республики Казахстан от 5 ноября 1997г. "О мерах по укреплению национальной безопасности, дальнейшему осуществлению борьбы с организованной преступностью и коррупцией " упразднен государственный следственный комитет. Его полномочия по борьбе с организованной преступностью, связанной с коррупцией лиц, занимающих ответственные государственные должности, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, специальных служб и судей, а также контрабандой и наркобизнесом, осуществляемыми преступными сообществами, переданы Комитету национальной безопасности.

Возглавляет Комитет национальный безопасности Председатель, назначаемый на должность Президентом Республики Казахстан с согласия Сената Парламента и освобождаемый Президентом. Он принимает заместителей в аппарат, состоящий из управлений и отделов, соответствующих основным направлениям деятельности.

В деятельность органов национальной безопасности входят:

- участие в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности общества в государстве;

- ведение работы по обнаружению и пресечению разведывательной и иной враждебной деятельности иностранных государств и отдельных лиц на территории Республики Казахстан;

- выявление, предупреждение и пресечение терроризма и иной деятельности, направленной на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности границ и безопасности государства;

- выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, отнесенных к их ведению;

- обеспечение государственных органов. Организаций и воинских формирований шифровальной и кодировальной связью.

Органы национальной безопасности имеют следующие права:

- проводить предварительное следствие по наиболее сложным уголовным делам, в основном тяжких особо тяжких преступлениях кроме ранее названных также по делам о преступлениях относительно конституционного строя и безопасности государства, терроризме);

- проводить в некоторых случаях дознание, например, по делам об экономической контрабанде, контрабанде изъятых из обращения препаратов или веществ, обращение которых ограничено (неквалифицированные составы) - в случае возбуждения уголовного дела этими органами;

- проводить оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Указом Президента Республики Казахстан "Об оперативно-розыскной деятельности";

- иметь следственные изоляторы для содержания задержанных по подозрению в преступных лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу;

- проводить экспертно-криминалистические исследования в различных областях;

- привлекать к своей работе на добровольной основе внештатных сотрудников;

- производить задержание лиц, совершивших административные правонарушения, связанные с попытками проникновения на специально охраняемые объекты;

- осуществлять контроль, оказывать методическую и практическую помощь по вопросам обеспечения сохранности государственных секретов, коммерческой, банковской или иной охраняемой законом тайны;

- использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов национальной безопасности, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств документы других государственных органов и организаций;

- применять в установленных законом случаях физическую силу, а также оружие и специальные средства;

- выполнять другие действия, предусмотренные законом. Деятельность органов комитета национальной безопасности строится в соответствии с презумпциями законности, единоначалия, равенства всех перед законом, уважения и соблюдения прав и свобод граждан, независимости от деятельности политических партий и иных общественных объединений.

Служба охраны Президента

Органы охраны президента представляют собой организацию, занимающуюся постоянной охраной президента (на государственных общественных мероприятиях, а также в местах постоянного и временного пребывания).

Органы охраны президента возглавляет начальник служба охраны президента назначаемый на эту должность лично Президентом Республики Казахстан.

Представители службы охраны президента отбираются начальником службы охраны президента из числа военнослужащих, служащих органов внутренних дел, органов национальной безопасности, а также спецслужб.

Главными задачами службы охраны президента являются:

обеспечение сохранности жизни президента;

выявление попыток покушения на президента;

проведение оперативных действий при задержании и обезвреживании

преступных элементов угрожающих жизни и здоровью президента;

проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Деятельность органов службы охраны президента строится в соответствии с требованиями обеспечения безопасности президента и действующим законодательством.

Адвокатура и нотариат

Деятельность адвокатов лицензируется, В соответствии с Указами Президента, Законом "Об адвокатской деятельности" и "Положением о порядке выдачи лицензий на занятие адвокатской деятельностью".

Деятельность Адвокатуры осуществляется на основании Конституции Республики Казахстан и Закона "Об адвокатской деятельности", не является предпринимательской, поскольку не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели, и заключается:

- в защите по уголовным делам;

- в представительстве по гражданским, административным, уголовным и другим делам;

- а также в оказании любых видов юридической помощи гражданам и юридическим лицам.

Адвокатура призвана содействовать в реализации гарантированного государством и закрепленного Конституцией права человека на свободную защиту своих прав свобод и получение квалифицированной юридической помощи.

Организация деятельность адвокатуры строятся в соответствии с принципами:

- независимости адвокатов при осуществлении своей деятельности;

- осуществление этой деятельности методами и средствами, не запрещенными законодательством;

- недопустимости вмешательства в деятельность адвокатов со стороны прокуратуры, судов, органов дознания и предварительного следствия, других государственных органов, иных организаций и должностных лиц, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством;

- соблюдения норм профессионального поведения сохранения адвокатской чести.

Адвокаты в праве осуществлять следующие виды деятельности:

- защищать и представлять права и интересы лиц, обратившихся за юридической помощью, во всех судах, государственных, органах и организациях, в компетенцию которых входит разрешение соответствующих вопросов;

- запрашивать во всех государственных органах и негосударственных организациях сведения,» необходимые для осуществления адвокатской деятельности;

- самостоятельно собирать фактические данные, необходимые для оказания юридической помощи. И представлять доказательства;

- знакомиться с материалами, касающихся дела, обратившегося за помощью, включая процессуальные документы, следственные и судебные дела, и фиксировать информацию, содержащуюся в официальных обвинениях любыми способами, не запрещенными законодательными актами;

- с момента допуска к участию в деле требовать свидания со своим подзащитным без ограничения их количества, продолжительности и в условиях, обеспечивающих конфиденциальность таких свиданий;

- запрашивать на договорной основе заключения специалистов для разъяснения вопросов, возникающих в связи с оказанием юридической помощи требующих специальных знаний в области науки, техники, производства и в других сферах деятельности;

- заявлять ходатайства приносить в установленном порядке жалобы на действия должностных лиц органов юстиции, прокуратуры, дознания, предварительного следствия или суда, а также иных должностных лиц, имеющих права и законные интересы лиц, обратившихся за помощью;

- знакомиться с информацией, составляющей государственные секреты, а также с информацией, содержащей военную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом информацию, если это необходимо для осуществления законного представительства при проведении дознания, предварительного следствия и в суде, в порядке, предусмотренном законодательством;

- использовать все, не запрещенные законом средства и способы защиты прав и законных интересов лиц, обратившихся за юридической помощью, а также совершать иные действия, не противоречащие законодательству. Деятельность адвокатов гарантируется законом и выражается в категорическом запрете любого вмешательства, прямого или косвенного государственных орган

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы и методы работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида | ЛЕКЦИЯ № 13. Болезни органов дыхания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.376 сек.