Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и функции конфликтов




Конфликты можно классифицировать по разным основаниям.

I. В зависимости от количества участников конфликты бывают:

1. Внутриличностные – столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов.

2. Межличностные – предполагают столкновение индивидов между собой.

3. Между личностью и группой – возникают при несоответствии поведения личности нормам группы, её ожиданиям.

4. Межгрупповые – при которых конфликтующие стороны выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и препятствующие осуществлению своих намерений.

II. В зависимости преобладающих последствий для участников:

1. Конструктивное – в качестве своих последствий имеют преимущественно позитивные функции для группы, личности: сплочение коллектива, выработка новых решений и т.д.

2. Деструктивные – ведут преимущественно к разрушению группы, в которых они происходят.

III. В зависимости от природы возникновения конфликта:

1. Социальные – высшая степень развития противоречий в системе отношения людей, социальных групп, социальных институтов, характеризующихся усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов (межгосударственные, межнациональные, этнические, национальные).

2. Организационные – протекающие в рамках предприятий, организаций и является следствием организационного регламентирования деятельности личности.

3. Эмоциональные и личностные – обусловлены реакцией индивида на ущемление его интересов.

IV. В зависимости от «валентности» равных по силе воздействий (внутриличностные конфликты):

1. «Приближение – приближение» - необходимо сделать выбор из двух в равной степени привлекательных альтернатив (случай буриданова осла).

2. «Приближение – удаление» - одна и та же цель является в одинаковой мере и привлекательной и непривлекательной, вызывая как положительные, так и отрицательные эмоции («и хочется и колется»)

3. «Удаление – удаление» - необходимо выбрать из двух в равной степени не привлекательных альтернатив.

 

Функции конфликта.

Конфликты могут выполнять позитивные (конструктивные) и негативные (деструктивные) функции. Рассмотрим влияние конфликта на конфликтующие стороны и социальное окружение как в конструктивной, так и в деструктивной функциях.

В отношении участников конфликта
Конструктивная функция Деструктивная функция
1. полностью или частично устраняет проти­воречия, высвечивает узкие места, не­решенные вопросы 2. позволяет глубже оценить индивиду­ально-психологические характеристики со­трудников 3. ослабляет психологическую напряжен­ность в отношениях, снимает отрицатель­ные эмоции 4. является источником развития личности в группе и стабилизации межличностных отношений 5. может улучшить качество индивидуаль­ной деятельности 6. при отстаивании справедливых целей повышает авторитет 7. является средством самоутверждения личности в группе 1. оказывает негативное влияние на морально-психологическое состояние участников 2. сопровождается физическим или физическим давлением, что травмирует участников 3. всегда сопровождается стрессом и негативно влияет на состояние здоровья 4. происходит нарушение межличностных отношений 5. формирует негативный образ оппонента 6. негативно влияет на результат деятельности участников в период эскалации 7. формируется конфликтогенность как черта характера 8. может отрицательно влиять на развитие личности в целом, формируя комплексы
В отношении социального окружения
Конструктивная функция Деструктивная функция
1. выступает как средство активизации соци­альной жизни группы, формирует но­вации в профессиональной сфере деятель­ности 2. высвечивает нерешенные проблемы в групповой деятельности 3. зондирует групповое мнение 4. может исполнять роль сплочения группы 5. повышает дисциплину 1. нарушает систему коммуникации, взаимо­связей 2. отрицательно влияет на взаимопонима­ние, социально-психологический климат 3. ослабляет ценностно-ориентационное единство группы 4. может на длительное время снизить эф­фективность деятельности всей группы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.