Таблица 3.3 — Характеристика форм и методов государственного регулирования
Формы, методы и объекты государственного регулирования
Формы:
1. планирование, т. е. принятие решений, выбор, постановка целей и определение средств для их достижения;
2. прогнозирование — форма, которая носит вероятностный характер и позволяет сделать предположение о дальнейшем развитии страны и общества;
3. программирование позволяет рассмотреть и обосновать социальные, экономические, научно-технические, политические и другие вопросы
Методы государственного регулирования:
1. экономические (налоги, амортизационные отчисления, кредиты, средства госбюджета, госзаказы);
2. административные (принятие законодательных и иных актов, распределение ресурсов, охрана среды, социальные вопросы.)
В условиях рыночной экономики объектами могут быть:
1. экономический цикл (необходимо стимулировать спрос на товары и услуги, регулировать капиталовложения);
2. структура национального хозяйства (поощряется развитие наиболее эффективных и прибыльных предприятий и отраслей);
3. занятость (поддержание нормального соотношения между спросом и предложением на рабочую силу);
4. денежное обращение (снижение темпов инфляции);
5. уровень цен;
6. состояние конкурентной среды;
7. окружающая среда;
8. внешне экономические связи;
9. социальная защита населения.
Формы государственного регулирования
Методы
1. Законодательная (правовая)
Конституция, законодательные акты
2. Административно-институциональная форма
2.1 Административно-экономическая
Централизованное планирование, ценообразование и финансирование, хозрасчет, система централизованных экономических нормативов
2.2. Организационно-административная
Прямые административные указания, установление жестких правил субординации, инструкций, регулирующих взаимоотношения нижестоящих и вышестоящих звеньев единой государственной (корпоративной) системы, выработка стандартных процедур административного воздействия и т. п.
3. Форма социально-экономического регулирования
3.1 Бюджетно-налоговая
Государственный бюджет, налоги, государственные расходы, субсидии, субвенции, льготы, трансферты, приватизация
3.2 Кредитно-денежная
Учетная ставка процента, норма процента по кредитам и депозитам, открытые рыночные операции, норма резервирования, избирательный контроль за кредитом
3.3 Валютное регулирование
Девальвация валюты, ревальвация валюты, «плавающий» валютный курс
3.4 Внешнеторговое регулирование
Экспортные субсидии, таможенные тарифы, демпинговая торговля, условно-беспошлинный ввоз и вывоз товаров, организация выставок, ярмарок, согласование экономической политики
Понятие трансформационной экономики, ее основные черты. Концепции перехода к рыночной экономике. Белорусская модель рыночной экономики Трансформационная (переходная) экономика — экономика стран переходящих от централизованно управляемой системы хозяйствования к системе основанной на рыночных принципах. Содержанием трансформационной (переходной) экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических отношений в направлении демократизации и либерализации. Трансформационный (переходный) период — это время, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Трансформационная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее от других сложившихся экономических систем. 1) она представляет собой межсистемное образование, для кот. характерны смесь, сочетание КАС и современной рыночной экономики. 2) особое исходное состояние, предшествующее переходному процессу - плановая экономика. 3) неустойчивость состояния, нарушением целостности. 4) количественное и качественное изменение структуры. 5) на первоначальном этапе трансформационные преобразования сопровождаются социально-экономическими издержками: спадом производства, инфляционными процессами, падением уровня жизни населения и др. 6) наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. К настоящему времени сложилось несколько концепций трансформации командной экономики. 1. «шоковая терапия», предполагает радикальные системные преобразования экономики и общества. Основными направлениями преобразований являются: либерализация цен, ведущую к инфляционному взрыву, что обычно вызывает резкое первоначальное ухудшение уровня жизни населения, переход на свободное рыночное ценообразование, жесткое регулирование денежной массы, государственных кредитов и субсидий, приватизацию государственных предприятий и создание условий для появления новых негосударственных предприятий, демонополизацию промышленности, проведение реформы системы налогообложения, финансового сектора и государственной службы. Государство при таком варианте трансформации прямо не вмешивается в хозяйственную деятельность экономических субъектов, а лишь создает условия для эффективного функционирования рыночной экономики. 2. постепенное создание рыночных отношений: длительное, эволюционное формирование рыночной экономики, с сохранением многих старых структур. Основная роль в рыночных преобразованиях в этой концепции отводится государству. Белорусская модель перевода к рынку. Начало переходного периода в Беларуси характеризуется влиянием следующих факторов: 1) глубокий экономический кризис, унаследованный в результате краха командно-административной системы; 2) распад СССР и превращение бывших республик в самостоятельные государства, прервавшие хозяйственные связи друг с другом; 3) деформированная структура экономики, сложившаяся в условиях командной системы (преобладанием производства средств производства); 4) характерная для начального этапа переходного периода экономическая, политическая и социальная неустойчивость; 5) экономический кризис не позволяет предоставить необходимое время для выработки долгосрочной стратегии и ее спокойной реализации. К особенностям белорусской модели относятся: значительная регулирующая роль государства; принцип постепенности, эволюционности преобразований; создание сильной и эффективно действующей вертикали государственной власти; четкая система законодательства, обеспечивающая общность интересов государства и каждого его гражданина в отдельности; сильная социальная направленность идущих реформ; активная интеграция со странами СНГ, в первую очередь с Россией. Основная цель устойчивого развития Республики Беларусь - динамичное повышение уровня благосостояния народа на основе сбалансированного расширенного воспроизводства экономической и социальной сфер с учетом сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений. Реформирование экономики Республики Беларусь идет по нескольким направлениям, включающим: 1) реорганизацию управления государственными предприятиями; 2) разгосударствление и приватизацию объектов государственной собственности; 3) создание единых и равных условий для функционирования предприятий и организаций различных форм собственности; 4) поэтапную либерализацию экономической деятельности и обеспечение свободы предпринимательства в сочетании с применением механизмов государственного регулирования; 5) создание благоприятных, соответствующих мировой практике условий для привлечения в Республику Беларусь иностранных инвестиций.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление