КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внутренние функции государства
Внутренние и внешние функции государства и их содержание
Политическая функция. Содержание политической функции в демократическом обществе составляет обеспечение народовластия. Это предполагает: 1) реализацию волеизъявления народа в форме законодательства (правотворчества) и в иных государственных решениях; 2) обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими; 3) создание условий для самоорганизации и самоуправления 4) официальное представительство общества, поскольку функция 5) защиту конституционного строя, реализуемую специальными Функция государства в политической сфере имеет своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества. Деятельность государства в политической сфере сложна, многогранна и по существу является ключевой, так как создает условия для эффективного выполнения других функций. Эта функция создает в обществе своеобразный климат, позволяющий благоприятно развиваться другим основным направлениям деятельности государства. Экономическая функция государства зависит от того, осуществляется она в условиях распределительной или рыночной экономики. В условиях распределительной экономики, господства государственной собственности государство монопольно регулирует экономические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределение ресурсов, устанавливая строго централизованную систему управления экономикой. При рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности, многообразии и равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается преимущественно на основе саморегулирования, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства. В этих условиях государство «сбросило» с себя часть обязанностей в экономической сфере. Вмешательство государства в сферу экономики в известной мере сокращается и сводится главным образом к следующим мерам: 1) выработка экономической политики в масштабе общества; 2) управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Круг этих объектов должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударственным транспортом, связью и др.; 3) установление правовых основ рынка и ценовой политики, в
4) регулирование внешнеэкономических отношений в целях защиты государством своего экономического суверенитета, безопасности, стимулирование развития национальной экономики при реализации внешнеторговой и иной деятельности. Социальная функция государства многообразна по содержанию и по объему деятельности. Ее содержание определяется задачами государства в социальной сфере и провозглашением многих государств в качестве социальных. Главным назначением рассматриваемой функции является обеспечение общественного благополучия, т.е. достойной жизни развития каждого человека, создание равных возможностей для тех граждан в достижении этого благополучия. Важную часть социальной функции составляет социальная защита тех, кто нуждается в государственной материальной поддержке: безработных, инвалидов, пожилых, многодетных семей, сирот, детей в неполных семьях, а в условиях межнациональных конфликтов к этой категории добавились беженцы и вынужденные переселенцы. В социальной функции наиболее ярко выражено общесоциальное начало государства — снятие или смягчение социальных противоречий путем использования цивилизованных средств их разрешения; обеспечение человеку надлежащих условий жизни посредством гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства. Экологическая функция тесно примыкает к социальной функции, поскольку обусловлена социальной обязанностью государства обеспечить экологическое благополучие граждан и экологическую безопасность страны. В условиях ухудшения экологической обстановки во всем мире, ряда экологических катастроф это направление социальной политики государства приобретает самостоятельное и весьма важное значение. Интенсивная эксплуатация природной среды, нарушение экологических требований, вредные последствия различного род катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования, условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной среды, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях. Важной функцией государства является налогообложение и финансовый контроль. Рыночная экономика использует налоги в качестве инструмента экономической и социальной политики. Налоги предназначены для: покрытия расходов на содержание государственного аппарата; перераспределения доходов среди различных групп и слоев населения; для обеспечения перспективного экономического, культурного, иного развития страны. Другой частью рассматриваемой функции является финансовый контролькоторый имеет своими задачами: проверку финансовых обязательств перед государством; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль за правильностью использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении государственных финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и др. Переход к демократическому государству возводит в разряд приоритетных функцию защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности и правопорядка. Обеспечение прав человека — главный критерий демократичности государства. Права человека составляют основу политики в отношениях с другими государствами и со всем мировым сообществом. В современных условиях происходит интернационализация проблемы прав человека, перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной политики, признание международной юрисдикции по вопросам нарушения прав Человека. Выполнение функции защиты прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка осуществляется системой правоохранительных органов, среди которых важная роль принадлежит органам правосудия, внутренних дел, государственной безопасности и др. Внешние функции государства. Внешние функции государства представляют собой основные направления его деятельности, непосредственно связанные с решением целей и задач, стоящих перед государством на международной арене. Внешние функции включают в себя многообразную деятельность государства по обеспечению обороноспособности страны и защите населения от внешней агрессии, по организации и осуществлению сотрудничества (политического, экономического, научно-технического и др.) с другими государствами, защите прав и интересов своих граждан вне пределов страны, укреплению и развитию международного сообщества государств, упрочению мира между народами. Исходя из перечисленных задач, различают два блока внешних функций государства: взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества и оборона страны от нападения извне. Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами – это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармоничного сочетания конкретных интересов данного государства с общими интересами всех государств. Важное место в межгосударственном экономическом сотрудничестве занимают международное разделение труда, координация товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей. В политической области сотрудничество государств проявляется прежде всего в вопросах мира и войны. Политическое сотрудничество между государствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне органов местного самоуправления. Многие вопросы политического характера государства решают непосредственно дипломатическим путем, на основе двух-, или многосторонних переговоров. Культурное и научно-техническое сотрудничество осуществляется в различных формах и на различных межгосударственных уровнях, конкретные же вопросы культурного и научно-технического сотрудничества разрешаются на основе двухсторонних или многосторонних переговоров между государствами, а также неправительственными организациями (международный союз архитекторов и пр.). Сотрудничество в области охраны окружающей среды объединяет усилия большинства государств по поддержанию нормальной экологической обстановки на планете. На всех этапах развития государственно-организованного общества существовала объективная необходимость защиты от внешних агрессоров свободы и независимости страны, ее суверенитета и территориальной целостности. Поэтому функция государства по обороне страны от внешнего нападения составляет важное направление его деятельности. Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время – это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы. Понятие функции обороны страны включает в себя систему государственных мероприятий по укреплению обороноспособности страны, поддержанию боевой мощи вооруженных сил как в мирное, так и в военное время. Важнейшие направления государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г., Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г., Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г. Основные направления оборонной деятельности государства: - укрепление оборонной мощи страны; - повседневное совершенствование вооруженных сил, постоянное повышение их боеспособности и боеготовности; - охрана государственных границ; - организация гражданской обороны; - военное обучение запаса вооруженных сил (резервов). Функция обороны страны неразрывно связана с другими функциями государства.
Вывод: Завершая характеристику функций современных государств, следует указать что на современном этапе развития государственности: 1) функции государства расширяются, как и сферы охвата государственным влиянием жизни общества. При этом некоторые функции перерастают внутригосударственную значимость (экологическая, функция охраны и защиты прав человека) становятся внешними; 2) кардинально изменяется содержание многих функций, что обусловлено целью формирования новой демократической государственности; 3) утверждается приоритет общесоциального, гуманистического начала в функционировании государства; 4) возрастает национальная и социальная ценность государства,
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |