КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6. Процесс проектирования и производства ПО. Объектно-ориентированная методология
Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации Бюджетная система Российской Федерации Вопрос 11. К. Маркс и И. Фишер о количестве денег в обращении Вопрос 7. Понятие денежной системы, ее типы и элементы Вопрос 6. Наличный и безналичный денежные обороты Вопрос 5. Денежные агрегаты Вопрос 4. Бумажные деньги Вопрос 3. Металлические деньги В ходе исторического развития выяснилось, что хотя деньгами могут быть разнообразные товары, но материал для денег должен отвечать следующим требованиям: 1) износостойкость, 2) портативность, 3) стабильность, 4) однородность, 5) делимость, 6) узнаваемость и др. В связи с тем, что драгоценные металлы соответствовали этим требованиям, они и «взяли на себя» выполнение этой миссии. Металлические деньги или монеты (медные, серебряные, золотые) делали разной формы: сначала были штучные, затем весовые. Позднее монета стала иметь установленные государством отличительные признаки: внешний вид монеты, ее вес. Наиболее удобной в обращении оказалась круглая форма монеты, ее лицевая сторона называлась — аверс, оборотная — реверс, обрез — гурт. Первые круглые монеты появились в Лидии, еще в 7 веке до нашей эры, на территории нынешней Турции Они были изготовлены из электрума (разновидность золота с большим содержанием серебра). Из Лидии чеканка монет быстро распространилась в Грецию. На каждой монете было изображение бога-покровителя города. Где-то в середине 5 века до нашей эры, монеты привели к единому стандарту и чеканили уже только из серебра и золота. Это было сделано для облегчения торговли и для того, чтобы более точно определять ценность монеты. На каждой монете существовали символы, указывающие на место производства. Греческая монетная культура оказала огромное влияние на современные деньги. Именно греки первыми стали выбивать на монетах изображения живых людей. После завоеваний Александра Македонского, технология чеканки с использованием двух пресс-форм для аверса и реверса распространилась на все подвластные ему территории. На основе этой технологии стали чеканить монеты Рим и позднее Западная Европа. В Киевской Руси первые чеканные монеты появились в 9-10 веках. В обращении одновременно находились златники — монеты из золота, и сребреники — монеты из серебра. Огромную популярность получили монеты из золота. Полностью, к золотому обращению страны перешли в середине 19 века. Лидером среди этих стран была Великобритания. Как известно, у нее было огромное количество колоний и доминионов, поэтому Великобритания занимала первое место по добыче золота. Причинами перехода к золотому обращению послужили свойства благородного металла: 1. Однородность по качеству; 2. Делимость и соединяемость без потери своих свойств; 3. Большая концентрация стоимости; 4. Сохраняемость; 5. Сложность добычи и переработки. Свойства золота делали этот металл наиболее пригодным для выполнения назначения денег. Но золотое обращение просуществовало в мире недолго. После первой мировой войны, началась демонетизация золота — процесс постепенной утраты золотом функций денег. Золото было конкурентом доллару, поэтому США пыталось отменить золото, как основу мировой валютной системы. После второй мировой войны США установило разменный курс для иностранных центральных банков, по которому доллар менялся на золото. Это укрепило мировые позиции доллара. В 70-х годах ХХ в. на Ямайской конференции было принято решение о исключении золота из оборота. В Древней Руси деньгами служили серебряные слитки. К XII в. появились серебряные платежные слитки — гривны. Затем в денежную терминологию стал входить рубль. Он появился как следствие деления серебряных платежных слитков. Однако деньги, выполняя функцию средства обращения и средства накопления в виде платежных слитков, были слишком тяжеловесны, обладали высокой номинальной стоимостью, были неудобны для осуществления ежедневных торговых операций. Вторая половина XIV в. характеризуется началом чеканки русской серебряной монеты как денег для всеобщего денежного обращения. Рубль из слитка превратился в счетный рубль, просуществовавший до денежной реформы Петра I (начало XVIII в.). В соответствии с этой реформой серебряная копейка была заменена на медную, был введен серебряный рубль — монета по типу европейского талера, счетная гривна стала серебряной монетой в 10 копеек, стали регулярно чеканить золотые червонцы, а с 1755 г. — империалы и полуимпериалы.
Деньги в функции средства обращения выступают мимолетным посредником в товарообмене. В связи с этим появилась идея об удешевлении денежного материала. Так в начале XVIII в. были предложения ввести деревянный рубль. И.Т. Посошков предлагал на медной монете чеканить рублевый номинал, гарантируя оборот таких денег авторитетом государства. Но самым подходящим материалом оказалась бумага. Бумажные деньги — важнейшее открытие человечества. Первые бумажные деньги появились в Китае еще в 800-е годы нашей эры. Металлические монеты было очень тяжело возить на дальние расстояния, поэтому правительство задумалось о создании бумажных денег. Оно стало платить купцам не монетами, а специальными сертификатами, которые легко разменивались на «твердые» деньги. На этих сертификатах изображали людей, деревья, чиновники ставили свои подписи и печати. На запад бумажные деньги, скорее всего, завезли путешественники, которые возвращались из Китая. Бумажные деньги — казначейские банкноты в Европе, Северной Америке, России (с 1769 г.) появились к середине XVIII в. Казначейские векселя под названием «ассигнации» в классическом варианте просуществовали в России до 1843 г. В СССР это были казначейские билеты достоинством в 1, 3, 5 руб. Бумажные деньги являются знаками, представителями полноценных денег. Они выражают обязательство государственной власти и наделяются государством принудительным курсом. Следовательно, их возможное обесценение связано не только с ростом цен на товары и услуги, но и с возможной сменой государственной власти, подрывом доверия населения к государству. Кроме того, бумажные деньги не размениваются на драгоценные металлы, не детерминируются потребностью товарооборота. Их эмиссия обусловлена в основном необходимостью финансирования государственных расходов и бюджетного дефицита. Таким образом, вполне допустима чрезмерная эмиссия бумажных денег, что также вызывает их обесценение. Поэтому бумажные деньги обычно не используются в качестве средства накопления. Бумажные деньги очень удобны в обращении. По сравнению с монетами, их легче хранить, и они удобны при расчетах. Выпуском этих денег занимается государство. Бумажные деньги защищаются специальными знаками, такими как водяные знаки, различные цветосхемы и т.д. Это делается для защиты государственных денег. Подделать такие деньги очень сложно. Бумажные деньги выполняют две функции: средство обращения и средство платежа. Они не могут быть обменены на золото, поэтому не уходят из обращения. Иногда, государство, испытывая недостаток денежных средств, выпускает все больше и больше бумажных денег. Но это может быть опасно, если не учитывать товарный оборот в стране. В результате этого, бумажные деньги «застревают» в обращении, и происходит их обесценение. Итак, сущность бумажных денег заключается в том, что они выпускаются государством, не размениваются на золото, и наделены определенным курсом. Встранах рыночной экономики применяются различные группировки денег. Они называются денежными агрегатами и служат альтернативными измерителями денежной массы в обращении. Известны следующие денежные агрегаты (параметры): Ml — сюда включаются наличные деньги, счета до востребования, другие чековые вклады, дорожные чеки, иногда — кредитные карточки; М2 — состоит из M1 плюс срочные вклады небольших размеров и другие легколиквидные сбережения (т.е. сбережения, легко обратимые в наличные деньги); М3 — состоит из М2 плюс срочные вклады крупных размеров. М4 — включает М3 плюс депозитные сертификаты крупных коммерческих банков. В США для определения денежной массы используется четыре денежных агрегата, в Японии и Германии — три, в Англии и Франции — два. Для расчета совокупной денежной массы в РФ предусмотрены следующие денежные агрегаты: М0 — наличные деньги; Ml — равен агрегату М0 плюс расчетные, текущие и прочие счета, вклады в коммерческих банках, депозиты до востребования в Сбербанке; М2 — состоит из M1 плюс срочные вклады в Сбербанке; М3 — включает М2 плюс депозитные сертификаты и облигации государственных займов. Денежный оборот — это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. В рамках денежного оборота различают налично-денежное обращение и движение денег в безналичной форме. Налично-денежное обращение представляет собой движение наличных денег в виде банкнот, разменных монет и бумажных денег (казначейских билетов). Безналичный оборот — движение средств на счетах клиентов. Формы безналичных расчетов: чеки, аккредитивы, кредитные карточки, электронные переводы, жироприказы, векселя, сертификаты, в России — также платежные поручения и платежные требования-поручения. Безналичное обращение доминирует, обусловливая все большую дематериализацию денежного обращения. Причинами этого являются: 1) сокращение издержек обращения; 2) ускорение денежного оборота; 3) удобство безналичных расчетов. Однако в некоторых сферах экономической жизни наличие денег сохраняет свое важное значение: 1. В сделках, где одной из сторон является население; 2. В условиях кризисных потрясений большинство экономических агентов стремятся обладать наличностью; 3. Налично-денежный оборот трудно контролируем. Он может выступать средством уклонения от налогов и прочих незаконных действий. Между налично-денежным и безналичным обращением существует взаимосвязь: деньги постоянно переходят из одной в другую сферу денежного обращения. Очевидно, что именно наличность обеспечивает человеку удобство, связанное с тем, что необходимые для покупки средства лежат у него в кармане, и ему нет необходимости при каждой покупке ходить в банк. Однако хранение денег в виде наличности лишает человека возможности получать проценты по вкладу. Следовательно, надо взвесить преимущества и недостатки наличных денег и решить, сколько же наличных денег надо иметь на руках, а сколько — положить в банк.
Денежная система — форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Денежные системы сформировались в XVI—XVII вв., хотя отдельные их элементы появились в более ранний период. В денежных системах по мере их развития происходили существенные изменения. Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют деньги. В связи с этим выделяют два типа денежных систем: 1. Система металлического обращения, при которой денежный товар непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги разменны на металл; 2. Система обращения кредитных и бумажных денег, при которых золото вытеснено из обращения. Понятие современной денежной системы включает в себя следующие элементы: денежную единицу; масштаб цен; виды денег, эмиссионную систему; государственный или кредитный аппарат. Денежная единица — это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Эмиссионная система в развитых странах означает выпуск банковских билетов центральным банком, а казначейских билетов и монет — казначейством в соответствии с законодательно установленным эмиссионным правом. Характерные черты современных денежных систем: 1. Отмена официального золотого содержания, обеспечения и размена банкнот на золото; 2. Переход к неразменным на золото кредитным деньгам, которые перерождаются в бумажные деньги; 3. Выпуск денег в обращение не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства (в основном выпуск государственных ценных бумаг); 4. Преобладание в денежном обращении безналичного оборота; 5. Усиление государственного регулирования денежного обращения. Деньгами, имеющими законную платежную силу, являются банковские билеты (банкноты) и металлические монеты, образцы которых утверждаются ЦБ России. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории РФ во все виды платежей, а также для зачисления на счета, вклады, аккредитивы и для переводов. Вопрос 8. Количественная теория денег Основателем этой теории считается английский историк Т. Мун (1630). Вплоть до начала XIX в. господствовала грубая количественная теория денег, согласно которой уровень цен прямо и непосредственно определяется количеством денег. В 1802 г. английские экономисты Д. Рикардо и Г. Торнтон обосновали необходимость косвенного механизма передачи влияния денег на цены. Новые деньги попадают на финансовый рынок первоначально через расширение кредитов. Поэтому ставка процента опосредствует взаимодействие денег и цен (опосредствованный – данный не непосредственно, а через посредство чего-нибудь другого). Со времени Рикардо и Торнтона берет начало усложненная количественная теория денег. Рассмотрим основные постулаты этой теории. 1. Постулат пропорциональности был выдвинут английским философом и экономистом Дж. Локком в 1691 г. Суть его состоит в том, что уровень цен изменяется пропорционально количеству денег в обращении. 2. В 1752 г. Д. Юм, английский историк, философ и экономист, обосновал постулат казуальности (казуальный – случайный, единичный, не поддающийся обобщению). Количественная теория денег исходит из того, что первопричиной изменений в экономике являются деньги. Движение реальных показателей определяется денежным фактором. Деньги играют активную роль, реальные факторы — пассивную. 3. Постулат теории цены. Общий уровень цен подвергается воздействию количества денег. Нестабильность уровня цен вытекает в основном из действия монетарных факторов. Такие из них как инфляция и дефляция являются чисто денежными феноменами. Вместе с тем количественная теория денег допускает воздействие немонетарных факторов (технологического прогресса, производительности труда, неурожаев, шоков предложения и т. д.) на относительные цены. Изменение относительных цен (соотношения цен на товары) в разных отраслях способно нейтрализоваться, оставляя средний уровень цен неизменным. 4. Четвертый постулат предполагает экзогенность номинального запаса денег (экзогенный – вызываемый внешними причинами, внешнего происхождения). Количество денег не зависит от спроса на деньги. Оно определяется добычей драгоценных металлов, накопленными резервами, состоянием платежного баланса. Вытеснение золота из обращения кредитными деньгами привело к тому, что их количество фиксируется центральным банком. Количество кредитных денег контролируется им через денежную базу. Постулат экзогенности вытекает из положения о том, что деньги играют активную роль (постулат казуальности). В противном случае предложение денег определялось бы спросом на них, а денежный фактор оказался бы пассивным. Постулат экзогенности относится скорее к номинальному, чем к реальному количеству денег. Последнее определяется общественным спросом на реальные деньги и является эндогенной величиной (эндогенный - вызываемый внутренними причинами, внутреннего происхождения). 5. Постулат нейтральности денег говорит о том, что изменения в количестве денег не оказывают никакого влияния на реальные экономические переменные — объем производства, объем занятости. Деньги по существу — вуаль, затемняющая движение реальных показателей и не оказывающая воздействия на действие реальных экономических сил. Французский экономист Р. Кантильон и английский экономист Д. Юм выдвинули важное положение о нейтральности денег в долгосрочном периоде. В краткосрочном периоде деньги не нейтральны — они влияют на движение реальных показателей в силу ряда причин. Денежная заработная плата может отставать от роста цен, стимулируя тем самым спрос на труд. Бремя долгов может ослабляться или усиливаться изменением цен, влияя на объем выпуска. Снижение ставки процента вызывает рост инвестиций. Д. Юм придавал важное значение денежным иллюзиям (потребители, производители и работники руководствуются номинальными показателями, не учитывая уровень реальной заработной платы, дохода или ставки процента). Различная степень денежных иллюзий и отставание в процессе приспособления реальных величин оказывают влияние на развитие производства.
Вопрос 9. Кейнсианская теория денег Кейнсианская теория модифицировала постулат пропорциональности: «...увеличение количества денег не окажет никакого влияния на цены, пока существует неполная занятость хотя бы одного фактора и... степень использования ресурсов будет возрастать в точной пропорции с увеличением эффективного спроса, вызванного ростом количества денег. Когда же будет достигнута полная занятость всех факторов, то с этого времени единица заработной платы и цены будут расти в точной пропорции с увеличением эффективного спроса». Другими словами, при неполной занятости ресурсов степень их использования изменяется пропорционально количеству денег. По достижении полной занятости цены будут изменяться в той же пропорции, что и количество денег. Постулат казуальности в рассматриваемой теории исходит из активной роли реальных факторов (казуальный – случайный, единичный, не поддающийся обобщению). Деньгам отводится пассивная роль. Постулат ценообразования заключается в том, что цена определяется издержками производства, в том числе расходами на заработную плату. Формула цены (Р) выглядит следующим образом: Р = kW/A, где k - доля заработной платы в цене; W - среднегодовая заработная плата; А = Q/N, где Q — объем выпуска, N — число работников. Таким образом, цена зависит от движения заработной платы и производительности труда. Кейнсианская теория денег разработала механизм передачи воздействия денег на цены, включающий ставку процента: М r I Q C P, где М - деньги; r - ставка процента, I - инвестиции; Q - выпуск, С - потребление, Р - цена. Изменение количества денег воздействует на ставку процента, последняя влияет на инвестиции, а те, в свою очередь, стимулируют выпуск и потребление. Изменение доходов вызывает соответствующее движение цен.
Вопрос 10. Кейнсианская концепция спроса на деньги Дж. М. Кейнс не разделял многие положения количественной теории денег, а потому он модифицировал некоторые постулаты этой теории. Так, в своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» Кейнс писал, что количественную теорию денег можно сформулировать следующим образом: «Пока имеется неполная занятость факторов производства, степень их использования будет изменяться в той же пропорции, что и количество денег; если же налицо полная их занятость, то цены будут изменяться в той же пропорции, что и количество денег»1. Таким образом, постулат пропорциональности при определенных условиях не реализуется. Центральным пунктом кейнсианской теории денег является положение о предпочтении ликвидности. Предпочтение ликвидности состоит в том, что индивид удерживает часть своего дохода в форме наличных денег. Существуют три мотива предпочтения ликвидности: 1. Трансакционный мотив, или мотив обращения — потребность в наличных деньгах при осуществлении текущих сделок: потребительского или производственного характера; Количественные параметры спроса на деньги для осуществления трансакций определяются моделью Баумоля-Тобина. Данная модель исходит из того, что владение наличными деньгами лишает их обладателя возможности получать проценты. Но если он кладет деньги на расчетный счет в банк и получает проценты, появляются издержки, связанные с посещением банка. Индивид нуждается в том, чтобы определить оптимальную сумму денег, которую он будет снимать с расчетного счета при каждом посещении, и оптимальное количество посещений банка. Это дает ему возможность получить возможно больший доход от помещения денег в банк и минимизировать издержки в результате его посещения. Таким образом, совокупные издержки владения наличными деньгами состоят из суммы, связанной с недополучением процентов, и издержками посещения. Обозначим доход, которым располагает индивид, Y, число посещений банка — n, объем денег, который индивид снимает при каждом посещении, равен Y/n. Средняя величина наличности в течение года изменяется в пределах от Y/n до 0 и составит Y/2n. Чем чаще индивид посещает банк, тем меньше сумма, которую он снимает, и тем больше издержки, связанные с посещением банка. Обозначим издержки посещения как F. Измерим затраты времени на посещение банка и умножим их на величину часового заработка. Наконец, вводим показатель ставки процента r, который показывает потери от владения наличными деньгами. Оптимальная величина посещений банка n равняется: Средняя величина денег на руках индивида определяется следующим образом: Y/2n = . Приведенная формула показывает, что величина наличных денег у населения будет зависеть от уровня дохода, ставки процента и издержек посещения. Чем выше доход, издержки посещения и ниже ставка процента, тем больше наличных денег вынуждено держать население. Модель Баумоля-Тобина характеризует факторы, влияющие на формирование денежных средств у населения, и выявляет величину спроса на деньги. 2. Мотив предосторожности — желание обеспечить в будущем возможность распоряжаться частью ресурсов в денежной форме. В рамках рыночной экономики индивиды встречаются с многочисленными рисками, например, риск потери рабочего места и источника дохода, человек может оказаться нетрудоспособным. Учитывая риски и большую степень неопределенности в получении дохода и осуществлении платежей, индивид вынужден хранить деньги. Чем больше неопределенность и риски, тем больше денег индивид имеет в наличии. В результате, как и в случае с трансакциями, возникают потери от недополучения процентов. Вместе с тем потери могут быть вызваны издержками неликвидности. Отсутствие достаточного количества денег не позволяет в критических ситуациях приобрести необходимые лекарства, взять такси и т. п. Совокупные издержки, связанные с мотивом предосторожности, формируются из потерь от недополучения процентов и неликвидности. Количество денег, сохраняемых из предосторожности, будет тем больше, чем меньше ставка процента. Меньшие потери от недополучения процентов позволяют располагать большими денежными суммами, чтобы ограничить ущерб от неликвидности, неплатежеспособности. Возрастание рисков и неопределенности способствует увеличению денег на руках индивида. Спрос на деньги, порождаемый трансакционным мотивом и мотивом предосторожности, предполагает функционирование денег как средства обращения. Необходимость иметь наличные деньги диктуется осуществлением платежей. 3. Спекулятивный мотив — желание иметь резерв, чтобы использовать его для приобретения ценных бумаг. Этот мотив связан с функционированием денег как средства сохранения стоимости и получения дохода. Дж. Кейнс характеризовал его «как намерение приберечь некоторый резерв, чтобы с выгодой воспользоваться лучшим по сравнению с рынком знанием того, что принесет будущее». Современные экономисты предпочитают называть этот мотив спросом на деньги со стороны активов. Спрос на деньги, определяемый трансакционным мотивом и мотивом предосторожности (L1), зависит от уровня доходов (Y) индивида или домашнего хозяйства и в известной мере от ставки процента. Общий спрос на деньги в соответствии со спекулятивным мотивом (L2) находится в прямой зависимости от уровня дохода и в обратной зависимости от ставки процента (r). Спрос на деньги характеризуется следующей формулой: Md= L1(Yr) +L2(r).
К. Маркс определяет количество денег, необходимых для обращения, следующим образом:
К. Маркс отмечал, что в условиях, когда функцию денег выполняло золото, количество денег, необходимых для обращения, регулировалось стихийно. Если денег было больше, чем реальная потребность в них, то золото уходило из обращения в частную тезаврацию. Если же потребность в деньгах возрастала, то золото из сокровищ перемещалось в обращение. Аналогичная ситуация складывалась в случае обращения банкнот, свободно размениваемых на золото. При обращении денег, не размениваемых на золото, количество денег, необходимых для обращения, должно регулироваться государством. Согласно марксистской концепции, эмиссия бумажных денег должна быть ограничена теоретическим количеством золотых денег, необходимых для обращения. В экономической науке есть и другая точка зрения, которую разделяют представители количественной теории денег и сторонники монетаристской концепции. Количественная теория денег исходит из того, что количество денег является главным фактором, определяющим уровень цен. Один из основных постулатов этой теории — положение о пропорциональности движения денег и цен. Американский экономист И. Фишер сформулировал следующее уравнение обмена: «Количество денег в обращении, умноженное на число их оборотов в актах купли-продажи (V ), равняется совокупному объему денежных средств, израсходованных в экономике в течение года». М • V = Р • Q, г де, М — масса денег в обращении; V — скорость обращения денег (среднегодовое количество оборотов, сделанных деньгами, которые находятся в обращении и используются на покупку конечных товаров и услуг или количество раз, которое денежная единица обменивалась на товары и услуги в течение года); Р — средняя цена товаров и услуг, Q — количество проданных товаров и оказанных услуг. Количество денег в обращении, умноженное на число их оборотов в актах купли-продажи за год, равняется объему валового национального продукта. Уравнение обмена И. Фишера позволяет понять, почему колеблются цены и соответственно покупательная способность денег, объем реального национального продукта. Например, при постоянных V и Q изменение денежного предложения М будет прямо влиять на цены. Однако роста цен не произойдет, если увеличение денежного предложения будет происходить одновременно с расширением выпуска товаров и объема оказанных услуг в той же или большей степени. Постулат пропорциональности подразумевает, что скорость обращения денег и объем выпуска стабильны. В противном случае невозможно определить воздействие денег на цены. В то же время один из крупнейших теоретиков монетаризма М. Фридмен сделал вывод, что скорость их обращения изменяется, но изменяется предсказуемо. Таким образом, спрос на деньги согласно количественной теории определяется скоростью обращения денег, ценами и доходами. Монетаристы признают, что спрос на деньги зависит и от ставки процента. Особую позицию в этом вопросе занимает М. Фридмен. Он считает, что одним из основных факторов, регулирующих спрос на деньги, является размер постоянного дохода. Потребитель связывает владение деньгами с той частью своего дохода, которая будет сохраняться в перспективе. Временный доход носит случайный характер (выигрыш в лотерею или рулетку, спекуляции на фондовом рынке). Гипотеза перманентного дохода предполагает, что рост его на 100% поднимет спрос на деньги на 180%. Увеличение спроса на деньги связано с устойчивым ростом дохода в результате, например, повышения уровня квалификации.
Вопрос 12. Портфельная теория денег Активы, находящиеся в собственности физических лиц или фирм, существуют в разных формах. Структура, или портфель, активов включает деньги, акции, облигации, физический капитал, землю, недвижимость. Каждый элемент активов приносит своему владельцу разный доход. При этом опять возникает проблема неопределенности и рисков. Диверсификация активов обеспечивает для их владельцев наибольшую доходность. Американский экономист Дж. Тобин выделил из всей совокупности самый безопасный актив. Таковым являются деньги. Спрос на деньги определяется уровнем доходности остальных активов и степенью их рискованности. Чем больше доходность активов и чем меньше степень риска, тем меньше спрос на деньги. Предпочтение ликвидности при рассмотрении спроса со стороны активов предполагает, что субъекты экономических отношений оценивают выгодность владения теми или иными активами. Допустим, что ставка процента низкая и есть опасность ее повышения. Результатом может быть падение курсов акций и облигаций. Эта угроза заставляет собственников акций и облигаций продавать их. Владение деньгами в таких условиях предпочтительнее по сравнению с владением ценными бумагами. При наличии высокой ставки процента субъекты экономических отношений будут превращать деньги в ценные бумаги, ожидая повышения их курса в результате падения ставки процента. В соответствии с данной теорией спрос на деньги определяется выбором активов и их структуры. Собственник активов определяет сравнительную доходность и рискованность денег, а также прочих активов в своем портфеле. Таким образом, портфельная теория денег основывается на кейнсианской теории предпочтения ликвидности. Но если Кейнс обычно сравнивал деньги и облигации, в настоящее время набор активов значительно расширился. Портфельная теория денег учитывает и ожидаемую инфляцию. В качестве ограничителя спроса на деньги вводится уровень дохода или уровень богатства. Формула, определяющая структуру активов физических и юридических лиц, имеет следующий вид: Md = f(rs,rb,p'k,R,i,πe,Y,W), где rs — доход на акции; rb — доход на облигации; p'k — норма прибыли на капитал; R — земельная рента; i — ставка процента; πe — ожидаемая инфляция; Y— доход; W — богатство. Портфельная теория денег показывает, что спрос на деньги определяется не только ставкой процента, но и нормой доходности активов, которыми располагают физические и юридические лица. Портфель должен быть составлен таким образом, чтобы доходность активов была одинаковой. Тогда спрос на деньги может быть представлен формулой: Мd/Р =f(y, r), где Md/P — спрос на реальные денежные остатки; у — доход; r — ставка процента.
Вопрос 13. Предложение денег Количественная теория денег исходила из того, что их предложение определяется количеством золота или серебра, находящегося в стране, и прежде всего золотыми запасами центрального банка. Монетаристы считали, что изменения в экономике начинаются с изменения предложения денег (так называемый постулат казуальности). Предложение денег диктуется не внутренними закономерностями экономики, а политикой центрального банка. Правда, экзогенность предложения денег относилась к номинальной его величине. Реальное предложение денег должно было соответствовать спросу на них. Кейнсианская теория денег считала их предложение эндогенным фактором. Уровень цен согласно Кейнсу, определялся издержками и прежде всего величиной заработной платы. Соответственно предложение денег должно было формироваться в зависимости от суммы цен на товары и услуги. И монетаристы, и кейнсианцы учитывали также скорость обращения денег. Разница состояла в том, что первые считали ее неизменной. Во второй половине XX в. М. Фридмен уточнил, что скорость обращения денег изменяется, но предсказуемо. Кейнсианцы традиционно считали, что скорость обращения денег меняется непредсказуемо. Предложение денег формируется под воздействием монетарной политики центрального банка, кредитной деятельности коммерческих банков и привычки населения держать деньги на расчетных счетах банков. Предложение денег в первую очередь определяется величиной денежной базы, так называемых сильных денег, и меняется в ходе операций на открытом рынке. Эмиссией сильных денег занимается центральный банк. На величину денежной базы существенное влияние могут оказывать операции центрального банка с иностранной валютой. Регулируя состояние валютного рынка, он покупает или продает золото и иностранную валюту. Их покупка увеличивает количество денег в обращении, а продажа уменьшает объем денежной базы. Нейтрализация последствий операций центрального банка с золотом и иностранной валютой получила название стерилизации. Она выражается в том, что центральный банк параллельно продает или покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке. Мобилизуя часть наличных денег в виде депозитов, коммерческие банки на этой основе предоставляют кредиты, выводя предложение денег за пределы денежной базы. В какой мере коммерческие банки способны увеличивать предложение денег, зависит от отношения наличность-депозиты, зависящей от поведения населения, и нормы обязательных резервов, определяемой центральным банком.
В бюджетном законодательстве понятия «бюджетное устройство» и «бюджетная система» используются как синонимы. Между тем в российской и зарубежной экономической литературе данные понятия различаются, при этом понятие «бюджетное устройство» трактуется как более широкое, нежели понятие «бюджетная система». Бюджетное устройство любой страны - организационное построение бюджета, отражающее как его структуру, так и формы взаимодействия (схема 1.18). Бюджетная система как наиболее важный элемент бюджетного устройства представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве страны совокупность бюджетов всех ее государственных и административно-территориальных образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между собою установленные законом взаимоотношения (схема 1.19). Тем самым бюджетное устройство - понятие более широкое, чем бюджетная система, включающее помимо самой бюджетной системы: - бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления; - принципы и формы разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, а также межбюджетного перераспределения средств. В составе факторов, определяющих построение бюджетной системы государства, следует выделить: - форму государственного устройства (федеративная либо унитарная); - политический режим (демократический, тоталитарный, либерально-демократический и т.д.); - исторические и национальные особенности развития государства; - цели и задачи экономической и финансовой политики. Первичным элементом бюджетной системы выступают виды бюджетов. Вид бюджета - форма организации бюджетных ресурсов конкретного органа государственной власти или органа местного самоуправления, финансовой базой деятельности которого он является (схема 1.20). Совокупность видов бюджетов, соответствующих определенному уровню государственной власти или местного самоуправления, образуют уровень бюджетной системы государства (схема 1.20). Таким образом, число уровней бюджетной системы прямо производно от числа уровней системы государственной власти и местного самоуправления в государстве. Бюджетная система унитарного государства включает два уровня - центральный и уровень местных бюджетов; в свою очередь, бюджетная система федеративного государства трехуровневая и объединяет наряду с федеральным бюджетом (бюджетом центрального звена) уровень региональных бюджетов и уровень местных бюджетов (схема 1.21). Верхний уровень бюджетной системы и в унитарных, и в федеративных государствах представлен всегда одним бюджетом – бюджетом центрального правительства в унитарных государствах или федеральным бюджетом в федеративных государствах. Второй уровень бюджетной системы, как и третий, представлен разными видами бюджетов. В государствах с федеративным устройством бюджеты среднего звена бюджетной системы могут соотноситься с федеральным бюджетом по-разному. Если взаимоотношения бюджетов субъектов федерации с федеральным бюджетом строятся в соответствии с принципом равенства – это симметричная федерация с симметричными бюджетными правами субъектов федерации. Если же взаимоотношения субъектов федерации с федеральным центром характеризуются неравенством – это асимметричная модель бюджетной системы федеративного государства с неравными бюджетными правами субъектов федерации. Существенные различия в организации и характере функционирования бюджетных систем имеются в государствах с либерально-демократической и административно-командной системами управления. В первых важнейшим принципом построения бюджетной системы является самостоятельность каждого бюджета, обусловленная широкими демократическими правами каждого органа власти; в государствах с административно-командной системой управления бюджетная система строится на принципе единства, когда каждый бюджет выступает как часть единого государственного бюджета страны и принципе централизма, означающем не только высокую степень централизации бюджетных средств на верхнем уровне бюджетной системы, но и почти безграничные возможности перераспределения средств между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов на основе централизованно принимаемых решений (например, бюджетная система бывшего Советского Союза). В демократических государствах, характеризующихся рыночными методами хозяйствования, бюджетные системы могут различаться степенью самостоятельности каждого бюджета, входящего в бюджетную систему страны. В зависимости от этого различаются бюджетные системы американского и западно-европейского типа. Бюджеты внутри системы американского типа являются не только самостоятельными, но и автономными; здесь принцип «один налог – один бюджет» реализуется, как правило, полностью. В бюджетных системах западно-европейского типа самостоятельность каждого бюджета органично сочетается с возможностью получения субфедеральными и муниципальными органами стабильной финансовой помощи из других бюджетов при наличии резких колебаний в уровне социальной обеспеченности граждан по территории страны. В таких бюджетных системах используются методы бюджетного выравнивания социальной обеспеченности граждан разных территорий, что обусловлено социально-ориентированной моделью экономики (например, бюджетная система ФРГ). Бюджетная система страны может быть представлена в расширенном варианте – тогда в нее входит не только совокупность бюджетов всех уровней, но и свод внебюджетных фондов. Понятие расширенной бюджетной системы используется в практике международных сопоставлений, когда наряду с только бюджетными показателями важно учесть количественные параметры внебюджетных фондов. Основой для построения бюджетных систем федеративных (а нередко и унитарных) государств является бюджетный федерализм. Бюджетный федерализм - это такая организация бюджетных отношений, которая позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета предоставлять на территории всей страны ее жителям равный и гарантированный государством перечень общественных услуг (безопасность, социальная защита, образование и т.п.), а для этого - органично сочетать фискальные интересы федерации с интересами ее субъектов; разграничивать бюджетные полномочия, бюджетные расходы и доходы; распределять и перераспределять бюджетные ресурсы между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов федерации, выравнивая бюджетную обеспеченность территорий, оказавшихся в разных социально-экономических, географических, климатических и пр. условиях. Федерализм, влияя на бюджетную систему страны, предопределяет наличие следующих принципов ее построения: · равенство бюджетных прав субъектов федерации и муниципальных образований; · разграничение бюджетных полномочий между органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления в соответствии с возложенными на них задачами и функциями; · разграничение бюджетных расходов и доходов между уровнями бюджетной системы в соответствии с бюджетными полномочиями органов государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления; · прозрачность межбюджетного перераспределения средств. Бюджетный кодекс РФ, введенный в действие с 1 января 2000 года, закрепил основные изменения в бюджетном устройстве РФ, произошедшие с 1991 года и определил в ст.6 бюджетную систему Российской Федерации как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации и регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. При этом в ст.10 Бюджетного кодекса РФ были четко определены уровни и внутренняя структура бюджетной системы РФ (схема 1.22).
Бюджетная система России как федеративного государства включает три уровня: верхнее, представленное федеральным бюджетом; среднее, состоящее из бюджетов субъектов РФ; и нижнее – уровень местных бюджетов (тест 1.16). Согласно Бюджетному кодексу РФ, верхний уровень бюджетной системы включает федеральный бюджет, бюджет Пенсионного фонда РФ, бюджет Фонда социального страхования РФ и бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Поскольку субъекты Российской Федерации имеют разный государственно-правовой статус (республики в составе России, края, области, в т.ч. автономная область, автономные округа и города федерального значения), то второй уровень бюджетной системы Российской Федерации представлен пятью различными видами региональных бюджетов, а общее их количество составляет 83 (схема 1.23). С 01 января 2008 года изменилось количество бюджетов среднего уровня бюджетной системы РФ (21 республиканских, 8 краевых, 47 областных, 1 областной автономной области, 4 окружных, 2 городских бюджета городов федерального значения). Также второй уровень бюджетной системы РФ включает согласно Бюджетному кодексу РФ бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (тест 1.9). Третий уровень бюджетной системы Российской Федерации тоже представлен разными видами бюджетов и двумя подуровнями (исходя из территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации). 1 подуровень – районные бюджеты муниципальных районов, окружные бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 2 подуровень – бюджеты городских поселений и бюджеты сельских поселений. Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что статус муниципального образования получают населенные пункты при определенных критериях – количество проживающих, размер территории и т.п. – для каждого вида муниципальных образований свои критерии. Поэтому в определенных случаях определенный населенный пункт или территория могут не получить статус муниципального образования. В этих случаях населенный пункт или территория не может иметь свой собственный бюджет, поэтому финансирование расходов на их содержание происходит из бюджетов городских и сельских поселений на основании сметы доходов и расходов, которая является согласно ст.15 Бюджетного кодекса Российской Федерации составной частью бюджетов городских и сельских поселений (тесты 1.7, 1.10). Бюджетный кодекс РФ дает расширительную трактовку бюджетной системы Российской Федерации, включая в нее не только соответствующие уровни и виды бюджетов, но и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Не оценивая спорность такой трактовки (хотя в финансовой науке общепринято считать внебюджетные фонды самостоятельным звеном финансовой, но не бюджетной, системы), хотелось бы подчеркнуть, что включение в бюджетную систему внебюджетных фондов не означает, тем не менее, их консолидации в бюджетах соответствующих уровней. Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Соответственно бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются в соответствии со ст.145 Бюджетного кодекса РФ отдельными федеральными законами и законами субъектов РФ (в части территориальных внебюджетных фондов) и учитываются на отдельных от бюджетов счетах (тест 1.17). Поэтому расширительная трактовка бюджетной системы предполагает не объединение бюджетов и внебюджетных фондов, а лишь включение в нее всех финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, независимо от того, в какой форме они формируются и используются (в форме бюджетов или бюджетов государственных внебюджетных фондов). Бюджетное законодательство Российской Федерации оперирует таким понятием, как «консолидированный бюджет». Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ консолидированный бюджет - это свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами (тест 1.15). В Российской Федерации составляется консолидированный бюджет РФ, консолидированный бюджет субъекта РФ и на местном уровне консолидированный бюджет муниципального района (схема 1.24). Консолидированный бюджет РФ – это совокупность федерального бюджета и свода консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) (тест 1.18). Консолидированный бюджет субъекта РФ – совокупность бюджета субъекта РФ (республиканского, краевого, областного, окружного или городского бюджета) и свода бюджетов муниципальных образований, входящих в состав данного субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) (тест 1.5). Консолидированный бюджет муниципального района – совокупность бюджета муниципального района (районного бюджета) и свода бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами). Консолидированные бюджеты используются для свода статистических показателей, а также анализа показателей, характеризующих структуру доходов и расходов по звеньям бюджетной системы РФ. В частности, данные консолидированного бюджета РФ очень важны при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов РФ, а также при определении объемов финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы РФ. Бюджетная система любой страны строится в соответствии с определенными принципами, а их состав обусловлен, прежде всего, уровнем развития демократических начал в управлении страной. Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджетная система РФ основана на 13 принципах (схема 1.25), (тест 1.13):1) единства бюджетной системы Российской Федерации; 2) разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; 3) самостоятельности бюджетов; 4) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; 5) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; 6) сбалансированности бюджета; 7) результативности и эффективности использования бюджетных средств; 8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; 9) прозрачности (открытости); 10) достоверности бюджета; 11) адресности и целевого характера бюджетных средств 12) подведомственности расходов бюджета 13) единства кассы. Следует отметить, что первые четыре принципа относятся к построению бюджетной системы РФ; принципы «результативности и эффективности использования бюджетных средств» и «адресности и целевого характера бюджетных средств» - к организации системы бюджетного финансирования, а остальные принципы – к организации бюджетного процесса. Таким образом, в ст. 28 Бюджетного кодекса РФ говорится о разнородных принципах, одни из которых определяют собственно построение бюджетной системы, другие – характер ее функционирования.
Цели и задачи темы: 1. Рассмотреть основные понятия объектно-ориентированной методологии разработки ПО. 2. Познакомиться с обзором языка UML. 3. Научиться использовать диаграммы использования, диаграммы классов, диаграммы последовательностей, диаграммы состояний, диаграммы действий. Основной составляющей объектно-ориентрованного анализа является декомпозиция проблемы на отдельные классы понятий (концептуальные классы) или объекты. Модель предметной области – это визуальное представление концептуальных классов или объектов реального мира в терминах предметной области. Такие модели принято называть концептуальными моделями, моделями объектов предметной области или объектными моделями анализа. Модель используется в качестве основы для разработки программных классов. Идентификация классов понятий или концептуальных классов – составная часть исследования предметной области. Модели предметной области на языке UML строятся в форме диаграмм классов, на которых не определены никакие операции. Модель предметной области может отображать следующее: · Объекты предметной области или концептуальные классы. · Ассоциации между концептуальными классами. · Атрибуты концептуальных классов. Основная идея модели предметной области заключается в том, что модель – это визуальный словарь абстракций. Для того чтобы понять устройство модели предметной области (в реализации диаграммы классов, пусть и сокращенной по возможностям) необходимо познакомиться подробнее с компонентами диаграммы классов, а потом вернуться к изучению особенностей построения модели предметной области.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |