КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 8: Окончание предварительного следствия по налоговым преступлениям
Рисунок 2 – Линейно-штабная структура управления Рисунок 1 – Линейная структура управления Классификация и виды предприятий Рисунок 3 - Связевая система с прогонами и деревянными полураскосными связями Государственная программа по формированию здорового образа жизни населения Республики Беларусь. Коммуникация в валеологическом воспитании. Роль медицинских работников в валеологическом воспитании. Служба валеологического формирования здорового образа жизни. Методы, средства, формы и показатели валеологического воспитания. Валеологическое воспитание населения, его цель, задачи и принципы. Лекция 10. ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. Учебные вопросы. 1. Для проведения в жизнь профилактических мероприятий недостаточно деятельности только медицинских работников. Медицинские работники, обладающие достаточными знаниями в области медицины и гигиены, не могут справиться с этой задачей, если им не будут помогать педагоги, широкие массы населения. Население должно знать, что является причиной многих заболеваний, как влияет на организм тот или иной фактор внешней среды, в чем заключается его вредное воздействие и как его предотвратить. Валеологическое воспитание - это комплексная просветительная, обучающая и собственно воспитательная деятельность, направленная на формирование гигиенической здоровья индивидов, социальных групп, общества в целом. Это одно из направлений поддержания здоровья, как на индивидуальном, так и на общественном уровне. Каждый из аспектов валеологического воспитания связан с различными компонентами жизнедеятельности человека, имеющими непосредственное отношение к культуре здоровья: просветительный аспект направлен на распространение знаний, обучающий - на формирование системы знаний, умений, навыков, касающихся здоровья, воспитательный - на формирование убеждений, мнений, взглядов, ценностных ориентаций, свойств характера, волевых качеств, позитивного в отношении здоровья поведения. Термин «валеологическое воспитание» по отношению к означаемому понятию дало основание использовать его вместо употребляемого ранее термина «санитарное просвещение», который отражает лишь один из аспектов валеологического воспитания, а именно - просветительный. Поэтому термин санитарное просвещение следует употреблять, если речь идет о распространении гигиенических знаний, информировании по вопросам здоровья. Валеологическое воспитание имеет междисциплинарный характер. С одной стороны оно рассматривается в качестве специальной отрасли здравоохранения и медицинской науки. Здравоохранению отводится решающая роль в разработке теории и практики валеологического воспитания, организации, планировании и координации валеологического воспитания, подготовке и усовершенствовании специалистов валеологического воспитания, а также в обучении лиц, участвующих в этой работе, родителей, лидеров, руководящих кадров. Валеологическое воспитание является частью государственной системы здравоохранения. Цель валеологического воспитания – сохранить и укрепить здоровье, предупредить болезни, повысить работоспособность и активное долголетие населения. Задачами валеологического воспитания являются распространение медицинских, валеологических и гигиенических знаний, выработка умений и навыков правильного поведения, выработка убеждений, взглядов и свойств характера в необходимости правильного поведения, формирование потребности бережного и созидательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, формирование здорового образа жизни, привлечение широких масс населения к оказанию активной помощи органам и учреждениям здравоохранения. Принципы валеологического воспитания - основные, проверенные практикой положения, направляющие деятельность в области валеологического воспитания. Они включают актуальность, научность, доступность, положительное ориентирование валеологической информации, единство теории и практики, единство обучения и воспитания, дифференциальный и индивидуальный подход, иллюстративность, последовательность валеологического воспитания, стимулирование сознательности и активности населения. Принцип актуальности ориентирует на обеспечение индивидов, групп лиц, социальной общности наиболее важной и своевременной информацией о здоровье. Актуальность определяется современными задачами по поддержанию здоровья, в том числе задачами здравоохранения, а также проблемами местного (регионального, городского) характера. Принцип актуальности отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем человека, экологией, гигиенической культурой, социальными нормами и ценностями и т.д. Он реализуется при удовлетворении интересов и потребностей населения в той или иной гигиенической информации о здоровье. Принцип научности предусматривает осуществление теоретической и практической деятельности в этой области па основе научно обоснованных данных. В валеологическом воспитании используются данные общественных наук (педагогики, социологии, психологии и др.), которые позволяют дать валеологическую информацию в удобной, понятной, интересной для населения форме. При разработке содержания валеологического воспитания особо важная роль принадлежит медицинской науке: валеологическая информация должна соответствовать современным достижениям медицины, быть научно обоснованной, объективной, достоверной, избегать сенсационных сообщений, не имеющих научных доказательств. Принцип доступности валеологической информации предполагает соответствие содержания, методов, форм, средств социально-культурному уровню, интересам и потребностям индивида, групп лиц, социальной общности. Данный принцип предполагает оптимальный для усвоения объем информации и рациональность методики обучения. Важное значение имеет переход от простого к сложному, от известного к неизвестному, четкое формулирование обобщений и выводов. Доступность информации достигается также эмоциональной образной речью, отсутствием в ней непонятных медицинских терминов и наименований, использованием в качестве примеров жизненных фактов, применением изобразительных средств. Принцип положительного ориентирования направлен на формирование типов поведения и стилей жизни, ориентированных на положительные образцы, одобряемые в обществе. При этом значительное внимание уделяется позитивному с точки зрения здоровья образу жизни, его благотворному влиянию па здоровье. Показ положительных примеров является более эффективным, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья поведения. Принцип единства теории и практики предполагает возможность использования полученных знаний на практике. Его реализации способствует иллюстрирование материалов по валеологической тематике фактическими данными, анализ конкретных практических ситуаций с использованием теоретических данных, а также, по возможности, практическая отработка желательных способов поведения в различных ситуациях. Следует стремиться, чтобы валеологическое воспитание осуществлялось в условиях, позволяющих реализовать полученные знания в жизни, проверить их на собственном опыте. Принцип единства обучения и воспитания предусматривает усвоение индивидом или группой лиц не только содержания информации, но и приемов ее обработки, отношения к ней, способов ее использования. Принцип дифференцированного подхода учитывает осуществление деятельности по валеологическому воспитанию с учетом характерных особенностей целевых групп населения, на которые оно направлено. Принцип индивидуального подхода предусматривает осуществление валеологического воспитания с учетом индивидуальных особенностей человека, на которого оно направлено - состояния здоровья, характерологических особенностей, темперамента, профессии, пола, возраста, условий труда и быта. Значение этого принципа возрастает в условиях повышения уровня культуры, когда воспитание не может осуществляться лишь путем массовой информации. Необходимо, чтобы каждый человек имел возможность получить индивидуальную консультацию по вопросам сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Принцип иллюстративности предусматривает сочетание изложения информации теоретического характера с примерами и демонстрациями. В практике используются 3 вида иллюстративности: · словесно-образная (примеры из врачебной практики, обыденной жизни); · знаковая (натуральные и искусственные предметы, плакаты, схемы, рисунки, фотографии); · представленная действиями (действия но оказанию само- и взаимопомощи, обучение правилам самообследования молочных желез). Иллюстративность способствует доходчивому и убедительному изложению материала, улучшает его восприятие. Принцип последовательности предусматривает выделение основных этапов и их логической преемственности в процессе осуществления. Валеологическое воспитание осуществляется на всех этапах жизни человека, при этом изучение нового материала должно иметь опору в ранее приобретенных знаниях. Принцип систематичности предусматривает постоянный, регулярный характер осуществления валеологического воспитания, что позволяет дать знания, имеющие отношение к здоровью, в виде целостной системы. Его реализация возможна лишь в условиях координации деятельности всех учреждений и организаций, задействованных в гигиеническом воспитании (детские дошкольные учреждения, средние школы, профессионально-технические училища, средние специальные образовательные учреждения, высшие образовательные учреждения, лечебно-профилактические организации, родители, молодежные организации, спортивные организации). Принцип стимулирования сознательности и активности в валеологическом воспитании выражает направленность на повышение активности индивида, групп лиц, социальной общности в вопросах здоровья. Такая активность возможна только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Является чрезвычайно важным, так как выступает в качестве основополагающего для изменения форм поведения и стилей жизни. Валеологическое воспитание носит государственный, плановый характер, его проведение является обязанностью всех медицинских и педагогических работников. У населения следует воспитывать оптимистичность, уверенность в том, что в республике создаются все необходимые условия для профилактики инфекционных и неинфекционных болезней, укрепления здоровья, сохранения оптимальных условий жизни, активного долголетия, высокой трудоспособности. Работа по валеологическому обучению и воспитанию должна выполняться совместно с немедицинскими ведомствами и общественными организациями и носить массовый, всенародный характер. 2. Эффективность валеологического обучения и воспитания зависит от применяемых методов и средств, которые представляют собой способы и приемы изучения теоретических вопросов и овладения практическими навыками в конкретных условиях практической деятельности. Различные группы населения в зависимости от возраста, профессии, образования, условий жизни предпочитают пользоваться теми или иными средствами информации. Развитие техники, науки, культуры, рост грамотности и информированности требуют повышения качества всех существующих форм пропаганды и изыскания новых, более действенных. Это говорит о необходимости дифференциации как содержания, так и методов валеологического обучения и воспитания, проводимого по различным каналам информации. В валеологическом воспитании используют устные, печатные, изобразительные и комбинированные методы пропаганды. Метод устной пропаганды более прост в организационном отношении, не требует больших материальных затрат, дает возможность подготовки материала с учетом специфики аудитории и непосредственного контакта с ней. Метод печатной пропаганды дает возможность большого тиражирования литературы и широкого охвата населения. Метод изобразительной пропаганды обладает наглядностью и способствует лучшему запоминанию. Комбинированная пропаганда является самой эффективной за счет одновременного воздействия на зрительный и слуховой анализаторы и охвата большого числа людей. Средства валеологического воспитания - этоспособы реализации методов воспитания, позволяют говорить о том, с помощью чего методы получают реальное воплощение. Средствами метода устной пропаганды являются лекция, агитационно-информационное выступление, беседа, вечер вопросов и ответов, дискуссия, викторина, конференция, кружок, курсы, инструктаж. Лекция является важным средством валеологического обучения и воспитания. Она дает возможность осуществить контакт с аудиторией, включающий прямую и обратную связь. Тема читаемой лекции должна быть актуальной, посвященной вопросам профилактики. Каждая лекция обычно имеет стержневую идею, увязывающую нарушение гигиенических правил с развитием заболевания. Вокруг основной идеи концентрируются факты, которые излагаются убедительно, логично, последовательно и опираются на научные данные. Речь лектора должна быть грамотной, интонация – убежденной, уверенной, доверительной, заинтересованной. Лекция – это информация, согретая мыслями и эмоциями лектора. Именно эмоциональность лекции является ее отличительным признаком. Содержание лекции и речь лектора должны быть проникнуты духом оптимизма, особенно в случаях с трудно поддающимися лечению болезнями. Печатная пропаганда использует книги, буклеты, бюллетени, журналы, листовки, лозунги, памятки, газета, рецепт, автоматический справочный информатор, электронный информатор «Бегущая строка», брошюры, статьи. Книга -научно-популярное издание, в котором комплексно излагаются вопросы охраны и укрепления здоровья. Текст книги должен быть понятным, доступным, иллюстрированным примерами. Буклет -иллюстрированное издание с расходящимися складками, содержащее краткую информацию по гигиеническому воспитанию. Выпуск санитарного бюллетеня посвящается одной теме. Материал должен носить профилактический или познавательный характер и излагаться доступными изобразительными средствами и языком. Санитарный бюллетень призван привлечь внимание к советам врача, учителя и выработать уверенность в необходимости этих советов, поэтому должен быть красочно оформлен, иметь примерно в два раза больше рисунков, чем текста, и выразительное название. Журнал -научно-популярное периодическое иллюстрированное издание, которое содержит материал по различным аспектам здоровья и профилактики заболеваний (например, журнал «Здоровье»). Листовка -в листовке могут быть лаконичные советы и рекомендации, текст часто сопровождается призывом к участию в профилактических мероприятиях. Лозунг -призыв, в краткой форме выражающий требовании или рекомендации валеологического характера. Может быть печатным или рукописным. Используется чаще в периоды возникновения опасности эпидемий, вспышек заболеваний. Памятка помогает акцентировать внимание на определенном вопросе и представляет собой перечень конкретных, четких, научно-обоснованных советов по первичной и вторичной профилактике различных заболеваний, рациональному питанию, режиму труда и отдыха, физической культуре и др. Газета -периодическое издание, содержащее текущую информацию по различным вопросам здоровья и профилактики заболеваний. Рецепт - это бланк, содержащий совет индивидуального характера, поведения человека в отношении здоровья. Может быть печатным и рукописным. Совет дается в виде рекомендации, касающейся двигательного режима, питания, режима труда и отдыха. Автоматический справочный информатор - специальное устройство, которое дает возможность получить необходимую информацию по вопросам сохранения и укрепления здоровья и профилактики заболеваний, напечатанную на специальных пластинках, путем нажатия кнопки с определенным индексом, зафиксированном на пластинке с соответствующей информацией. Позволяет быстро получить точные сведения. За короткое время обеспечивает информацией значительное количество людей. Электронный информатор «Бегущая строка» ― получение информации с помощью точечного светящегося изображения. Дает возможность сообщать в краткой форме одновременно большому количеству людей. Средствами изобразительной пропаганды являются плоскостные (плакат, рисунок, схема, таблица, план, чертеж, диаграмма, картограмма, фотография, диапозитив, диафильм), объемные (муляж, модель, макет, диаграмма, фантом, скульптура, чучело), натуральные (микропрепарат, макропрепарат, образец) объекты. Плакат -представляет собой рисунок, который может сопровождаться кратким текстом с изображением предмета, процесса, явления, связанного с тематикой здоровья. Плакат может быть издан в виде микроплаката с текстом па обороте. Цель плаката привлечь внимание и поддержать интерес населения к представленной проблеме, побуждать к осуществлению гигиенических рекомендаций и советов. Рисунок и текст на плакате взаимно дополняют друг друга, плакат позволяет быстро донести заложенную идею до целевых групп населения, на которые направлен воспитательный процесс. Фотография -изображение па пленке процесса или явления, связанного с тематикой здоровья. Комбинированная пропаганда осуществляется через телевидение, кино, видео, выставки, музеи, праздники здоровья. При проведении валеологической пропаганды с широкими кругами населения в неэкстремальных ситуациях рекомендуются лекции, выступления по радио и телевидению, научно-популярный фильм, книга, брошюра, плакат, выставка, а в экстремальных ситуациях – агитационно-информационное обращение по радио, телевидению, выпуск листовок, памяток, лозунгов, газет. При контакте с однородной группой проводят курсовое обучение, кружковые занятия, групповой профилактический прием, цикл бесед, выпускают специализированные брошюры, памятки, а с неоднородной группой – лекции, беседы, дискуссии, вечера вопросов и ответов. При работе с конкретным человеком проводят беседы, непосредственно обучают тем или иным навыкам, дают советы, специализированные брошюры и памятки. Важное значение в валеологическом обучении и воспитании, особенно в выработке привычек и навыков, принадлежит личному примеру лиц, его проводящих. Чтобы заинтересовать объект пропаганды, надо проявить знания и умения, привлечь внимание, рассказать о себе, показать порядок действий навыка и т.п. Формы валеологического воспитания показывают, как, каким образом осуществляется воплощение методов гигиенического воспитания. Различают следующие формы валеологического обучения и воспитания: индивидуальные, групповые и массовые. Индивидуальные формы представляет собой общение непосредственное или опосредованное между специалистом и лицом, на которое направлен воспитательный процесс, предусматривает передачу информации или обмен мнениями, позволяют максимально учитывать особенности личности, как физиологического, так и социально-психологического характера. Этим объясняются преимущества индивидуальных форм перед групповыми и массовыми. Так же разрабатываются компьютерные программы для валеологического обучения, самообучения, контроля знаний. Индивидуальные формы могут осуществляться в виде индивидуальных бесед, индивидуального консультирования (в настоящее время чаще происходит консультирование здоровых), индивидуального инструктажа (используется для нормализации валеологического поведения в определенных условиях труда и быта), индивидуального телефонного консультирования (работают специально организованные телефонные службы медицинской информации и доверия, а также ответ на поставленные абонентом вопросы может быть получен на терминале компьютера), личной корреспонденции (общение посредством обмена письмами). Групповые формы – это общение специалиста с целевой группой или группой лиц. Эффективность определяется однородностью возрастного, профессионального состава, наличием обратной связи. Оптимальное число - 15-20 человек. В процессе группового общения устная речь может быть дополнена изобразительными средствами, печатными изданиями, использованием компьютерной техники. Групповые формы могут осуществляться посредством групповых бесед, бесед за круглым столом, дискуссий, клубов здоровья, демонстраций видеозаписи, по вопросам здоровья, игры, практического занятия, занятий по решению задач, уроков здоровья, курсового валеологического обучения. При групповой беседе ее характер зависит от цели, которую ставит перед собой специалист. Беседа способствует повышению уровня валеологических знаний, укреплению имеющихся знаний, формированию творческого подхода к решению вопросов укрепления здоровья. Беседа за круглым столом - обсуждение группой специалистов конкретных вопросов в присутствии слушателей, предусматривает участие слушателей в обмене мнениями. Проводится под руководством ведущего. Дискуссия предусматривает совместное обсуждение под руководством специалиста вопросов здоровья. Дискуссия способствует формированию позитивных установок, содействует коррекции поведения в отношении здоровья. Клубы здоровья объединяют людей с одними проблемами. Наряду с гигиеническим воспитанием входит организация оздоровительных процедур. Демонстрация видеозаписи по вопросам здоровья может рассматриваться как массовая, так и индивидуальная форма. Эмоциональное восприятие во время игры способствует ее лучшему усвоению и запоминанию. В практике валеологического воспитания распространены настольные, ролевые, спортивные, деловые игры, викторины, игровые аттракционы. Практическое занятие - выполнение обучаемыми упражнений, предусматривающих практическое применение полученных теоретических знаний (занятие по уходу за больными, по оказанию первой медицинской помощи, обучение приемам самообследования). Во время занятие по решению задач поиск решения осуществляется обучаемыми самостоятельно. Урок здоровья предусматривает предоставление информации по здоровью, чаще используется в школах; Курсовое валеологическое обучение - проведение специалистами цикла занятий по специальной программе с целью систематического изложения знаний по определенной тематике и формированию практических умений (например, среди беременных, работников промышленных предприятий, сельского хозяйства). Массовые формы - предоставление информации одновременно большому числу лиц. Возможно как непосредственное общение с большой аудиторией, так и опосредованное через каналы массовой коммуникации. Массовые формы могут осуществляться через лекции, форумы, радиопередачи, телепередачи, демонстрации фильмов по вопросам здоровья, театрализованного представления, массовой оздоровительной кампании. При этом лекция позволяет учитывать реакцию аудитории, форум - непосредственное общение с аудиторией большой численности путем ответа на вопросы. Радиопередача - может быть представлена в виде радиобеседы, радиолекции, радиожурнала, ответов па вопросы и др. Телепередача - характеризуется жанровым разнообразием, может быть в виде тематического тележурнала, телефильма, телеинтервью, телерепортажа, ответов на вопросы, цикл телепередач. Демонстрация фильмов по вопросам здоровья может проходить в виде кинофестивалей, декадников, фестивалей и др. Театрализованное представление – организация работы психологического театра по проблемам здоровья и др.; Массовая оздоровительная кампания включает праздники, акции, ярмарки, дни здоровья Показатели валеологического воспитания могут быть прямые и косвенные. Прямые (непосредственные) осуществляются на уровне индивидаи социальной общности.На уровне индивида показатели валеологического воспитания включают ценностные ориентации и усвоенные социальные нормы в отношении здоровья, уровень умений и навыков, поведение в отношении здоровья (например, соблюдение режима дня, степень физической активности). На уровне социальной общности - социальные нормы и ценности в отношении здоровья,уровень информированности по вопросам здоровья;общественное поведение в отношении здоровья (например, принятые государственные меры). Косвенные (опосредованные) - показатели, характеризуют процессы и явления, которые могут рассматриваться как результат проявления валеологической культуры в процессе жизнедеятельности (например, на индивидуальном уровне - санитарное состояние жилого помещения, рабочего места, окружающей территории, на уровне социальной общности - степень загрязнения водоемов, почвы, воздуха, продуктов питания). 3. Для сохранения и укрепления здоровья в Республике Беларусь создана Служба формирования здорового образа жизни, которая включает в себя республиканские, областные и городские отделы общественного здоровья в центрах гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. Служба формирования здорового образа жизни призвана координировать деятельность различных органов, учреждений и общественных организаций и вовлекать медицинских работников, специалистов заинтересованных министерств и ведомств, общественных организаций в пропагандистскую, обучающую и воспитательную работу по формированию здорового образа жизни. Свои задачи Служба формирования здорового образа жизни осуществляет через систему учреждений здравоохранения, общего образования и производственного обучения, факультативные формы обучения, массовые формы пропаганды. Вопросы валеологического обучения и воспитания населения включены в программы всех циклов повышения квалификации и усовершенствования врачей всех специальностей. В программы обучения студентов и учащихся введен курс валеологии, созданы методические кабинеты по пропаганде медицинских и гигиенических знаний. В номенклатуру врачебных специальностей и должностей включена специальность врача валеолога по формированию здорового образа жизни. Ответственность за состояние и качество работы по валеологическому воспитанию населения возложена на руководителей учреждений здравоохранения. В должностные инструкции каждого врача функциональной обязанностью внесена пропаганда здорового образа жизни. Руководящим, организующим и методическим учреждением в Службе формирования здорового образа жизни является отдел общественного здоровья. Он координирует деятельность и осуществляет организационно-методическое руководство учреждениями и организациями, проводящими валеологическое воспитание. Основными задачами отдела общественного здоровья являются повышение качества и эффективности пропаганды здорового образа жизни, формирование потребности бережного отношения к здоровью, организация и проведение массовых оздоровительных мероприятий. Отдел общественного здоровья участвует в разработке и внедрении мероприятий по охране здоровья населения, организует и проводит обучение медиков, педагогов и других специалистов. Он также обеспечивает заинтересованные организации и учреждения методическими и научно-популярными изданиями, проводит мероприятия по формированию здорового образа жизни через телевидение, радио и печать, разрабатывает и внедряет в практику новые методы и средства пропаганды. Отдел общественного здоровья проводит анализ работы по валелогическому воспитанию населения, участвует в разработке и реализации комплексных программ по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения, обосновывает выбор перспективных направлений профилактической медицины, организует и проводит семинары, конференции, совещания по актуальным вопросам гигиенического обучения и воспитания, принимает участие в аттестации медицинских работников. В отделе работают специалисты по формированию здорового образа жизни – врачи-валеологи. 4. Валеологическое воспитание является обязательным разделом деятельности каждой организации здравоохранения, поскольку роль личностного и поведенческого фактора имеет большое значение в предупреждении заболеваний. Этот фактор влияет на сроки обращения за медицинской помощью, на сроки лечения и эффективность реабилитации и восстановления работоспособности, на предупреждение обострений болезней. Валеологическое воспитание в стационаре способствует повышению эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий и дает информацию о правильном поведении во время лечения и после выписки. Оно должно отличаться для больных острыми и больных хроническими заболеваниями. В частности, для больных с хроническими заболеваниями и их родственников обязательно должны включаться вопросы оказания самопомощи при обострении, начальные признаки рецидива. Валеологическое воспитание в поликлинике должно проводиться дифференцированно среди здоровых, лиц с «факторами риска» и больных с острыми и хроническими заболеваниями. Валеологическое воспитание здоровых направлено на сохранение и укрепление их здоровья, пропаганду здорового образа жизни. Особую важность приобретает валеологическое обучение и воспитание людей с повышенным риском возникновения заболеваний, в основе которых лежат гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, неправильный режим труда и отдыха и другие нарушения правил поведения. Валеологическое воспитание больных преследует цель выработать у них навыки, способствующие скорейшему выздоровлению или облегчению течения заболевания. Эта работа ведется раздельно среди больных с острыми и больных с хроническими заболеваниями. Многие хронические заболевания являются следствием неправильного лечения острых, поэтому адекватное поведение больного с острым заболеванием является важным условием предупреждения развития хронических процессов. На точность выполнения больными лечебно-профилактических мероприятий большое влияние оказывают члены их семьи. Поэтому валеологическое воспитание родственников, непосредственно ухаживающих за больными в домашней обстановке, имеет целью создать благоприятный психологический климат в семье, способствовать строгому выполнению назначений и рекомендаций врача и обеспечить грамотный уход за больным. Важным разделом работы врачей дошкольных и школьных учреждений образования является валеологическое воспитание детей и подростков, формирование у них здорового образа жизни. При проведении валеологического обучения и воспитания в детских дошкольных учреждениях основное внимание уделяется формированию сознательных гигиенических навыков. Основной формой здесь является практическая деятельность как органическая часть воспитательного процесса. Широко практикуется наглядный показ правильного выполнения оздоровительных процедур. Большое значение имеет личный пример взрослых, которым дети обычно подражают. Валеологическое воспитание в школе тесно переплетается с вопросами физического, нравственного, эстетического, полового и трудового воспитания. Программа валеологической подготовки предусматривает последовательное расширение у школьников валеологических знаний и навыков по оздоровительному значению физической культуры и закаливания, гигиене умственного труда и общественного полезного труда, укреплению индивидуального здоровья, предупреждению инфекционных болезней, выработку основ рационального питания, профилактике травматизма, валеологическим аспектам полового воспитания. Для достижения желаемого эффекта валеологического воспитания детей и подростков медики должны проводить работу в нескольких направлениях. Прежде всего, следует постоянно повышать валеологические знания персонала и проводить валеологическое воспитание администрации. Постоянная работа проводится с воспитателями, так как они отвечают за выполнение требований гигиены при соблюдении режима дня в дошкольном учреждении, обязаны осуществлять валеологический уход за детьми и прививать им культурно-валеологические навыки. Формы работы врача с родителями носят характер индивидуальных бесед, консультаций, посещений на дому и валеологических рекомендаций по устранению недостатков, групповых и общих собраний, родителей, на которых обсуждаются вопросы, касающиеся охраны здоровья детей. Важной задачей работников аптечных организаций также является проведение работы по валеологическому обучению и воспитанию населения. Персонал аптек должен распространять среди населения знания о лекарственных средствах и лекарственном обслуживании населения, а также знания о значении лекарств в профилактике и лечении болезней, правильном применении лекарственных препаратов, возможности возникновения побочных явлений лекарственной терапии, правилах хранения лекарств в домашних условиях. Провизоры аптек должны учить население умению отличать ядовитые растения от неядовитых и привлекать его к сбору лекарственного растительного сырья. Важной особенностью в валеологическом воспитании населения, проводимом провизорами, является пропаганда вреда самолечения. Для своевременной и правильной диагностики и терапии сотрудники аптек должны пропагандировать людям необходимость раннего обращения к врачу. Для профилактики отравлений следует знакомить население с простейшими методами очистки и обеззараживания воды, хранения пищевых продуктов, борьбы с насекомыми и грызунами. Нужно также пропагандировать занятия физической культурой и спортом, вести работу по профилактике заболеваний, борьбе со знахарством. В аптеках необходимо использовать все методы пропаганды валеологических и медицинских знаний в зависимости от конкретных условий. Особое значение в пропаганде имеют лекции и беседы, которые можно проводить не только в аптеках, но и на предприятиях, в общежитиях, центрах здоровья. Целесообразно в аптеках широко использовать санитарные бюллетени, плакаты, листовки, памятки, доски вопросов и ответов, тематические выставки, уголки молодой матери, уголки здоровья. Наглядная пропаганда предполагает также показ лекарственных препаратов, лекарственных растений, предметов ухода за больными, средств для оказания первой помощи. На аптечной оберточной бумаге и пакетах работники аптек должны указывать пациентам сведения о необходимости точного выполнения назначений врача, вреде самолечения, хранении лекарств в недоступных для детей местах. Выдавая больному лекарство, аптечный работник должен дать рекомендацию по условиям его хранению, срокам использования, правилам приема, посоветовать обратиться в лечебное учреждение. Кроме проведения валеологического воспитания в аптеке, провизоры должны участвовать в данной работе в научно-популярных журналах и фильмах, в чтении лекций по радио, проведении телевизионных передач. Следует отметить, что правильно организованное и качественно проводимое валелеогическое воспитание в аптеках будет способствовать сохранению и укреплению здоровья не только населения, но и самих аптечных работников. 5. В последние годы валеологическое воспитание строится на концепции коммуникации. Характер коммуникации, степень ее эффективности и адекватности смыслового восприятия во многом определяют качество здоровья населения, уровень знаний о заболеваниях и здоровом образе жизни. С адекватностью смыслового восприятия связана правильность интерпретации информации, коммуникативной установки, последующих этапов коммуникации. Эффективная коммуникация является важным качеством, от которого зависит успех в профессиональной и личной жизни. Коммуникация означает действие в ответ на информацию. Активная модель коммуникации - это действие одной вещи на другую; интерактивная модель - ряд действий и ответных действий, трансактивная модель - одновременное действие и ответное действие. Коммуникация в системе здравоохранения и вне ее характеризуется исключительным многообразием. Она помогает индивиду приспособиться к болезни, легитимизировать позицию больного. Система обратной связи гарантирует реализацию прав пациента, в том числе право на предоставление информации и право на выбор. Коммуникация -этоформа общения, обмен информацией между людьми посредством знаков и символов, при которых информация передается целенаправленно, принимается избирательно, а взаимодействие осуществляется в соответствии с определенными правилами и нормами. Коммуникация - это передача информации от одной системы к другой посредством специальных материальных носителей, сигналов. Коммуникация нужна для удовлетворения индивидуальных потребностей. Люди вступают в процесс коммуникации для получения информации, управления отношениями, получения удовольствия и развлечения, для самоутверждения, координации и управления задачами, а также, чтобы уговорить кого-либо или получить что-либо. Выделяют массовую, общественную и межличностную коммуникации. Массовая коммуникация - это коммуникация, основанная на использовании технических средств передачи сообщений. Применительно к здоровью - это распространение и интерпретация сообщений о здоровье, реализация государственных программ, кампании по продвижению здоровья и здорового образа жизни (акции, ярмарки здоровья и др.). При массовой коммуникации можно одновременно осуществить контакт с большим количеством людей, но при этом тяжело добиться обратной связи. Получатель информации может легко отвергнуть контакт. При этом следует отметить, что можно передать только знания, но невозможно получить перемену поведения. Общественная коммуникация - это презентации, доклады и другие мероприятия на темы здоровья, адресованные широкой общественности. Межличностная коммуникация - это такое взаимодействие, где отправитель и получатель - отдельные индивиды. При этом существует наилучшая возможность установить прямой контакт с человеком и тем самым мотивировать пациента к изменению поведения в отношении здоровья. Можно легко достигнуть обратной связи. Применительно к здоровью это - взаимоотношения «врач - врач»; «врач - пациент»; «врач - родственник пациента»; «пациент - пациент». При невербальной коммуникации включаются все способы общения между людьми за исключением словесного общения, невербальную коммуникацию иногда называют языком тела. Невербальное общениевключает в себя осанку, мимику, жесты, звук голоса, позицию в пространстве, установление дистанции, позу, внешний вид, выражение лица, движения руками и головой и другое. Каналами коммуникации являются органы чувств, через которые человек узнает об окружающей действительности. У каждого человека есть свой любимый канал восприятия - та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Зная, какую репрезентативную систему предпочитает партнер по общению, можно, используя слова, соответствующее его «любимой» модели восприятия, вызвать положительные эмоции по отношению к себе, легко установить контакт и взаимопонимание. Приемы активного слушания включают ободрение, успокаивание, поощрение, отражение содержания, сопереживание, выяснение, уточнение. Длясоздания атмосферы спокойствия и доверия, налаживание контакта в беседе используются невербальные и вербальные методы. При коммуникативном контакте очень важно получение обратной связи. Слушание - важнейший навык, который необходим медицинскому работнику, ведущему беседу по вопросам здоровья, - это эффективное слушание, что помогает пациенту поддерживать беседу и раскрывать свои потребности. Слушание – это активный процесс. Он включает осознанное усилие, помогающее услышать слова в той мере, как они произносятся, а также понимать демонстрируемые чувства или попытки скрыть чувства. Это означает, что необходимо обращать внимание на невербальную коммуникацию, а также на то, как слова произносятся. Слушатель должен концентрировать все свое внимание на говорящем, демонстрируя самой позой доброжелательность и внимание. При этом как говорящий, так и слушающий должны находиться на одинаковом уровне. Важно внимательно следить за тем, что говорит пациент, а также четко понимать все способы коммуникации, которыми он пользуется, включая невербальное поведение. Это требует усилия и концентрации со стороны слушателя, однако необходимо: пациент должен видеть, что медицинский работники готов уделять пациенту все свое внимание. Необходимо вмешиваться время от времени в процесс разговора, чтобы поощрить пациента к ведению беседы, что дает ему знать: слушатель, действительно, слушает его и хочет услышать, что он говорит. 6. Общие положения. По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения здоровье каждого человека на 50 % зависит от образа жизни. С начала 90-х годов в Беларуси отмечается резкое ухудшение медико-демографической ситуации в связи с ростом заболеваемости и смертности, снижением средней продолжительности и качества жизни, ухудшением показателей физического развития и физической подготовленности, негативными тенденциями в состоянии психического здоровья, существенными изменениями в области формирования и стабильности семьи, низкой санитарно-гигиенической культурой населения. Наблюдается рост общей заболеваемости населения во всех возрастных группах. Произошел рост болезней, обусловленных социальными факторами – туберкулеза, венерических болезней, наркомании, алкоголизма, ВИЧ-инфекций. Сложившиеся негативные тенденции в состоянии здоровья населения свидетельствуют о необходимости целенаправленной профилактической работы по воспитанию у населения личной ответственности за собственное здоровье, формированию потребностей в соблюдении правил здорового образа жизни и сознательном отказе от вредных привычек. Существующая в настоящее время система работы по валеологическому обучению и формированию здорового образа жизни населения недостаточно эффективна. На сегодняшний день в обществе не созданы соответствующие материально-технические условия, правовые, социальные и экономические предпосылки, формирующие заинтересованное отношение человека к своему здоровью и способствующие поддержке и укреплению здорового образа жизни. Не сформирована система оптимальной организации досуга детей и молодежи, недостаточна система вторичной занятости подростков, что является причиной раннего приобщения и злоупотребления алкоголя, распространения курения, наркомании. Отмечается недостаточное количество служб консультативной и социально-психологической помощи семьям, детям и подросткам. Для создания благоприятных условий реализации принципов здорового образа жизни всеми гражданами республики во всех сферах деятельности в соответствии с «Государственной программой по формированию здорового образа жизни населения Республики Беларусь» республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы должны направить свои усилия на формирование потребностей населения в соблюдении принципов здорового образа жизни и сознательном отказе от саморазрушающего поведения, разработку и реализацию правового и экономического механизма обеспечения социальных условий для реализации стремления людей к позитивным изменениям в образе жизни, обеспечение участия в процессе формирования здорового образа жизни всех органов управления, создание условий для развития и повышения эффективности функционирования центров здоровья Министерства здравоохранения. Планируется совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов различного профиля по вопросам формирования здорового образа жизни, обеспечение научного и методического сопровождения деятельности по формированию здорового образа жизни, разработка эффективных территориальных программ по формированию здорового образа жизни, усовершенствование структуры и создание необходимой материально-технической базы организаций, осуществляющих деятельность по формированию здорового образа жизни, создание действующей системы информирования и обучения населения вопросам сохранения и укрепления здоровья, повышение эффективности работы учреждений, занимающихся формированием здорового образа жизни, совершенствование системы оказания психологической помощи населению. Достижению поставленных задач будет способствовать межведомственный координационный совет по формированию здорового образа жизни. В результате реализации программы предполагается широкое вовлечение различных категорий населения в оздоровительный процесс, укрепление здоровья, повышение производительности труда, снижение распространенности табакокурения и потребления алкоголя, уменьшение заболеваемости, нетрудоспособности и смертности от основных хронических неинфекционных заболеваний на 3-8 %, улучшение качества и увеличение продолжительности жизни.
Предприятия классифицируются по определенным признакам. По характеру потребляемого сырья предприятия делятся на предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности. По назначению готовой продукции — предприятия, производящие средства производства, и предприятия, выпускающие предметы потребления. По времени работы в течение года — предприятия сезонного и круглогодичного действия. По размерам — крупные, средние и мелкие. Размеры их определяются численностью работников индивидуально для каждой сферы народного хозяйства. Размеры предприятий влияют на структуру органов управления, численность управленческого аппарата, на структуру предприятий и себестоимость продукции. По уровню специализации предприятия подразделяют на специализированные, универсальные, смешанные. - Специализированные предприятия выпускают ограниченную номенклатуру продукции, на каждом рабочем месте обрабатывается незначительное количество ее наименований (производство шоколада, крекера). - Универсальные — изготавливают широкую номенклатуру продукции, на рабочих местах обрабатываются различные наименования продукции. - Смешанные — занимают промежуточное место между специализированными и универсальными. Высшей целью предприятия является превышение результатов над затратами, т. е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность. Для достижения поставленной цели предприятия должны: - выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями; - рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости; - разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами; - систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление; - заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологическо- го климата в трудовом коллективе; - обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия; - проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции. Но при этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели.
3. Малые предприятия и их характеристика В экономике развитых западных стран значительное место занимают малые предприятия, число которых за последнее время значительно увеличилось и в Российской Федерации. К малым предприятиям в мировой практике относятся предприятия по величине таких критериев, как среднее ежегодное число занятых на предприятии работников, сумма прибыли, объем первоначального капитала, объем активов предприятия и ежегодный оборот. В Российской Федерации критерием отнесения предприятий к малым является численность всего персонала — как состоящего в штате, так и работающего по гражданско-правовым договорам. В России в соответствии с законодательством под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых установлен следующий предельный размер численности работников за отчетный период: - в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек; - в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек; - в оптовой торговле — 50 человек; - в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; - в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. Малые предприятия могут создаваться и действовать на основе государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений (организаций), частной собственности. Как показывает мировая практика, малые предприятия имеют значительный удельный вес в экономике, число их растет, они пользуются государственной поддержкой. Так, в США на долю малых предприятий приходится до 40 % ВНП и 50 % валового продукта частного сектора. На малых предприятиях США сосредоточено более половины занятых служащих. Во Франции малое предпринимательство занимает доминирующее положение в строительстве, торговле, производстве товаров народного потребления, туризме. В Японии доля малых и средних предприятий в общем количестве предприятий составляет более 90 %, по числу занятых работников — 80,6 %, по объему продаж в розничной торговле — 80,4 %. Возрастает роль малых предприятий и в экономике России. Если в 1991 г. в Российской Федерации было 268 тыс. малых предприятий, то уже в 1995 г. их стало около 1040 тыс. (в том числе в промышленности — 104 тыс., в строительстве — 101 тыс., в торговле и общественном питании — 420 тыс., в науке и научном обслуживании — 90 тыс.) со среднесписочной численностью работников около 10 млн. В противоположность крупным компаниям малые предприятия действуют по принципу ориентации на нужды. Общеизвестна гибкость, присущая малым предприятиям. При неудаче в одной сфере деятельности они умеют быстро переключаться на другую, более эффективную. Помимо этого, малые предприятия, как правило, работают над несколькими идеями сразу, т. е. осуществляют множественный конкурентный подход. В малом бизнесе появляются принципиально новые технологии, которые затем развиваются в отдельные производства. Одно из главных преимуществ малых предприятий — способность обеспечить конкурентный характер производства. В числе других преимуществ малых предприятий также: - создание значительного числа новых рабочих мест и привлечение к своей деятельности свободного населения; - ускорение реализации научно-технических новшеств; - возрождение подсобных производств и народных ремесел; - содействие экономическому и социальному развитию малых городов и небольших населенных пунктов; - высокий уровень социально-психологических отношений; - гибкость и оперативность в действиях; - приспособляемость (адаптация) к местным условиям; - невысокие расходы по управлению; - возможность более быстрой реализации идей; - высокая оборачиваемость капитала; - меньшее воздействие на экологическую обстановку. Создание малых предприятий позволяет также разукрупнять предприятия, выделять из их состава отдельные структурные единицы с последующим их выкупом в коллективную собственность. Однако малые предприятия (а к ним относят и индивидуальных предпринимателей) имеют недостатки: - длительные сроки развития предприятия в связи с малым объемом первоначального капитала; - финансовые трудности (сложность получения кредита); - невысокий уровень профессионального менеджмента; - относительно высокий уровень риска на первой стадии жизненного цикла предприятия; - неуверенность партнеров при заключении контрактов; - трудности привлечения высококвалифицированных кадров; - высокий уровень занятости руководителя малого предприятия. Поэтому во всех развитых странах, как правило, имеются специальные государственные органы поддержки малого предпринимательства, осуществляются финансово-кредитная и другие меры поддержки малых предприятий. В России в соответствии с законодательством государственная поддержка малых предприятий осуществляется по следующим направлениям: - формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; - создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; - установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; - поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; - организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Рисунок 3 - Дивизионная структура управления
Кросс-функциональные Функциональные связи управления связи управления
Рисунок 4 – Кросс-функциональная организационная структура
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |