Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10

Раздел 6. Материальные носители документированной информации

Тема № 10. Содержание и форма журналистских произведений

Часа

Лекция 1. Введение. История развития техники.

ВТОРОЙ ВОПРОС

ПЕРВЫЙ ВОПРОС

Актуальность изучения особенностей психического развития детей, лишенных родительского попечительства. Причины возникновения социального сиротства в России. Формы воспитания детей, лишенных родительского попечительства.

План

1. Актуальность изучения особенностей психического развития детей, лишенных родительского попечительства. Причины возникновения социального сиротства в России. Формы воспитания детей, лишенных родительского попечительства.

2. Факторы, определяющие неблагополучие в психическом развитии детей, воспитывающихся в закрытых учреждениях. Понятие депривации. Взаимосвязь различных видов депривации.

 

Ключевые понятия: отягощенная наследственность, хронические заболевания, материнская депривация, двигательная депривация, пищевая депривация, сенсорная депривация, социальная депривация

 

 

Социальное сиротство - один из симптомов социального неблагополучия современной России. Проблема сиротства и, прежде всего, сиротства социального, приобрела в России масштабы национальной катастрофы, выражающейся не только в беспрецедентном росте количества детей, лишившихся родительской опеки, но и в явном недостатке эффективных способов противодействия этому процессу или хотя бы смягчения его негативных последствий.

При этом в массовом сознании господствуют представления о преимущественной ответственности государства, как за возникновение проблемы социального сиротства, так и за её преодоление, что, конечно же, имеет под собой реальные основания, но, к сожалению, не ограничивается идеологическими, политическими и социально-экономическими причинами.

В девяностые годы XX в. Россия столкнулась с необходимостью действенных и срочных мер для защиты детей как наиболее важной и многочисленной социально уязвимой группы людей. Разрушение системы ценностей, резкое падение уровня и качества жизни большей части населения, прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе привели к росту сиротства в государстве. В настоящее время Россия занимает первое место в мире по числу сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детей. В 2007 г. в Российской Федерации насчитывалось 742 тыс. детей-сирот, что в 2,6 раза превышает уровень сиротства в стране в 1990 г.

Рост сиротства в России сопровождается увеличением числа социологических исследований, ставящих целью осмысление данного феномена в изменившихся социальных условиях, а также способов его преодоления. Результаты данных работ заметно расширили понимание правозащитной деятельности в сфере охраны прав детей-сирот, однако в целом для анализируемых исследований, касающихся защиты прав детей-

сирот, характерен акцент на отдельных формах защиты их прав. Деятельность общественных объединений, как, впрочем, и средств массовой коммуникации, во многом определяющих государственную политику в отношении защиты прав детей-сирот, формирование представлений о проблеме защиты этих прав в массовом сознании редко становятся предметом социологического анализа.

Кроме того, не достает детальных исследований того, как защита прав детей-сирот воспринимается в обществе. В опросах общественного мнения данные вопросы затрагиваются на весьма фрагментарном уровне.

Государством, наряду с финансированием традиционной системы воспитательных и образовательных учреждений интернатного типа, выделяются немалые средства для формирования новых структур и новых служб профилактической и социально-реабилитационной помощи детям сиротам. Однако рентабельность этих вложений оказывается ниже ожидаемой по основным параметрам её возможной оценки: количество детей, воспитывающихся вне семьи, продолжает расти, сохраняется предпочтение сиротских учреждений иным формам их жизнеустройства, а, следовательно, сохраняются типичные для сирот деформации личностного развития, поддерживающие высокий уровень риска социальной дезадаптации.

Таким образом, актуальность изучения социального сиротства в России в том, что надвигается третья волна социального сиротства. Первая волна - великая отечественная война, вторая - годы после войны, и третья волна - наше время. Показатели социального сиротства в наше время превысили показатели второй волны. Основная причина отказа от ребёнка - это отсутствие ценности семьи, отсутствие ценности ребёнка.

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Это понятие появилось во время второй мировой войны и рассматривалось как «синдром сиротства», вызванный многочисленными разрушениями и человеческими потерями. Впервые о социальном сиротств как широкомасштабном явлении в России было заявлено в октябре 1987 года на конференции Советского детского фонда. В докладе его президента А. Лиханова подчёркивалось, что ни в одной стране мира не отмечалось такого количества детей, брошенных своими родителями. Обращает на себя внимание качественный состав детей-сирот. Если раньше это были дети, родители которых погибли на фронте, то сегодня подавляющее большинство детей, воспитывающихся в домах ребёнка, детских домах, интернатах, имеют одного или обоих родителей, т.е. являются социальными сиротами, или сиротами при живых родителях.

Установлено, что дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или один-единственный родитель, а дети, оставшиеся без попечения родителей - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбывания ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В учреждения интернатного типа попадают дети из следующих групп неблагополучных семей:

• дети, родители которых имеют выраженные материальные и социальные проблемы;

• дети из распадающихся семей;

• дети, потерявшие родственников, ранее заботившихся о ребёнке (когда фактическая забота о ребёнке исходила не от родителя, а от другого родственника);

• дети, родители которых временно находятся в больницах (соматических или психиатрических), тюрьмах, др. учреждениях;

• дети в кризисных ситуациях (имеющие риск совершить суицид; переживающие острый конфликт дома или в школе; подвергшиеся сексуальному или физическому насилию; употребляющие психоактивные вещества.

В последние годы в России возник и приобретает употребление в практике новый термин, дополнительный к понятию «социальное

сиротство». В официальных документах чаще речь идёт о «детях, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» содержит перечень категорий детей, попавших под понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации»:

• дети, оставшиеся без попечения родителей;

• дети-инвалиды;

• дети-жертвы вооружённых и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий;

• дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

• дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

• дети - жертвы насилия;

• дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

• дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

• дети, проживающие в малоимущих семьях;

• дети с отклонением в поведении;

• дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

• дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии.

Такие реалии современной российской жизни как экономический кризис, безработица, обнищание широких слоев населения, проживание за чертой бедности, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшим и младшим поколениями моральных ценностей, пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослых психических заболеваний, бесспорно, сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства в частности.

 

Причины социального сиротства в России были подвергнуты глубокому анализу в коллективной монографии В.К. Зарецкого, М.О. Дубровской, В.Н. Ослон, А.Б. Холмогоровой, основанной на результатах системного фундаментального характера исследования проблемы сиротства в России [1].

Причины и факторы появления детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, раскрыты в учебном пособии Т.П. Шульга, Л.Я. Олиференко, А.В. Быковым «Социально-психологическая помощь обездоленным детям».

Опишем несколько причин, приводящих к появлению детей, которые оказываются вне семьи.

1. Отказ родителей от детей, в том числе и при рождении Отказ родителей от детей занимает особое место среди причин утраты родительского попечения. Явление это не только Российское.

Можно выделить три основные категории бросающих матерей, Первая - отец ребёнка бросил беременную мать. Вторая - женщина рожает ребёнка от внебрачной связи. Третья категория - женщины с низкой социальной и моральной приспосабливаемостью и с низкой ответственностью, а также женщин, ведущих асоциальный образ жизни, занимающихся пьянством, наркоманией, проституцией.

Рассмотрим более подробно аспекты отказа от ребёнка и выявим причины аномальной формы поведения.

Большинство учёных к причинам социального сиротства сводят социальные факторы. Жизнь показывает, что социальные потрясения во всём мире, и в России в частности, сопровождаются повсеместным ростом числа детей, которые остаются без родителей.Современная социальная и политическая ситуация в России характеризуется высокой нестабильностью, низкими доходами большинства семей, спадом производства, ухудшением качества питания. Вместе с тем отказ от ребёнка не является следствием только низкого уровня материального благосостояния общества.

Одним из важнейших факторов, влияющих на появление детей сирот, является утрата культурно-национальных и религиозных традиций общества, влияющих на формирование неправильных семейных отношений и на поведение девушек. Как показывают исследования, большинство матерей, оставивших младенца, воспитывались в неблагополучных семьях, с детства обрели негативный опыт межличностных взаимоотношений.

Особое влияние на девочек оказывает искажённое воспитание со стороны матери. Насилие и издевательство над девочкой нарушают её готовность к будущему материнству. Социальная среда не только искажает формирование личностных предпосылок к эффективному материнству, но и служит главным катализатором девиантного поведения девушек. Такие негативные социальные факторы, как низкий уровень образования, бедность, безработица, делают их чаще, чем юношей, агрессивными по отношению к детям. Одно из объяснений - молодая женщина воспринимает ребёнка как угрозу самоотождествлению, самореализации.

Как показывают статистические данные, количество детей, от которых отказались родители, постоянно продолжает расти, причины отказа от детей в основном определены социально-экономическими факторами (оставляют детей матери из социально незащищённых семей, не имеющие хорошего образования и престижной профессии, молодые мамы и др.).

Особые социально-психологические условия, в которых вынуждена жить женщина, родившая внебрачного ребёнка, в нашей стране хорошо известны. Учитывая факторы, нарушающие чувство материнства при внебрачной беременности, в развитых странах государство и общественность

создают специальные клиники и приюты для таких «проблемных семей». В их штате - социальные работники, психологи, психиатры.

Психологи и медики приходят к выводу, что одним из мощных факторов, искажающих материнское поведение, является психологический стресс, который женщина переживает во время беременности. Это особенно надо учитывать в связи с ранней беременностью: женщина очень часто становится объектом «домашней ненависти» и агрессивных действий со стороны близких.

И всё же пока нет ответа на главный вопрос: почему при равных условиях одна мать бросает своего ребёнка, а другая, чтобы накормит его, готова на самые отчаянные лишения? Понять это можно, только изучив индивидуальные особенности женщины. И первым фактором среди прочих стоит возраст матери.

Беременность юной женщины - причина тяжёлых конфликтов в семье. Семья зачастую ни морально, ни материально не готова к новому качеству девушки. Очень часто такие конфликты оказываются роковыми и, подталкивая юных девушек к уходу из семьи, в асоциальные компании, приводят их на путь бродяжничества, проституции и т.д.

Таким образом, большинство учёных едины во мнении: раннее материнство неблагоприятно не только и не столько с акушерской точки зрения, сколько с социальной.

Особые психологические проблемы возникают у матерей-одиночек. Запоздалое обнаружение беременности может вызвать агрессивные чувства по отношению к ребёнку. Глубокая потребность молодой матери в благодарности не находит своего удовлетворения в росте и хорошем поведении ребёнка. Женщина становится чувствительной к крикам ребёнка, к отказам от еды, к его настойчивости. Ребёнок становится символом поражения женщины в личной жизни и тем самым является формой насилия по отношению к ней. Это порождает глубокую тревожность. Женщина

старается справиться с ней повышением настойчивости, с помощью какой-нибудь грубости и, как крайняя мера, добровольно отказывается от ребёнка как от ненужного бремени.

Исследования подтвердили у юных женщин, бросивших детей, психологическую незрелость, эмоциональную неустойчивость, неспособность к позитивной связи с ребёнком. Личностная незрелость и является важнейшим психологическим фактором, способствующим формированию аномальных "мотиваций у женщин.

Ещё одна причина такого поведения - психические заболевания. Известно, что беременность и роды - мощный фактор, способствующий возникновению и проявлению психических нарушений.

Таким образом, значительная часть случаев отказов от детей связана не столько с социальными нуждами или с глубокой нравственной деградацией женщины, сколько с временными, личностными, социально-психологическими и материальными кризисами.

2. Семейное неблагополучие как фактор риска социального сиротства

Семья представляет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти. Эту особую персональную среду обитания ребёнка можно охарактеризовать с помощью специальных параметров, позволяющих диагностировать качества и условия жизни в ней, а также выявлять зоны социального риска и семейного неблагополучия.

Социально-культурный параметр семьи характеризует

образовательный уровень членов семьи, их участие в жизни общества. Родители с низким уровнем общеобразовательной подготовки занимаются малоквалифицированным трудом, в результате чего возникает категория людей с пониженными трудовыми и социальными потребностями.

Социально-экономический параметр семьи определяет материальные возможности семьи, а также виды занятости. В настоящее время в области социального неблагополучия находятся 50% жителей РФ. Типичным для

этой группы семей является «выталкивание» детей на улицу, если семья длительное время находится в экстремальной ситуации.

Технико-гигиенический параметр характеризует жилищные условия, оборудованность жилища, т.е. гигиенические особенности образа жизни семьи. Жилищные условия оказывают определённое прямое или косвенное влияние на развитие детей. В стеснённых условиях существования любой семейный конфликт создаёт напряжённую эмоциональную атмосферу, вызывающую у ребёнка тревогу, психологический дискомфорт, что в свою очередь, препятствует его гармоничному развитию.

Демографический параметр определяется структурой семьи. Демография семьи зависит от планирования семьи. Планирование семьи тесно связано с понятием ответственное родительство, т.е. рождение детей по желанию, а не по случаю.

Межличностный семейный параметр направлен на анализ особенностей родительских и детско-родитёльских отношений в семье. Например, в сложной социально-психологической ситуации оказываются дети в семьях, находящихся на грани развода. Разрыв кровно-родственных связей отрицательно сказывается на социализации подрастающих детей.

Доминирующими признаками семей, в которых есть безнадзорные дети, выступают, прежде всего, вредные привычки родителей, в основном алкоголизм (6%) и полная трудовая занятость родителей (70%), что ведёт к отсутствию контроля за ребёнком.

Таким образом, по всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие по отношению к ребёнку, определяющими являются субъективные факторы и причины психолого-педагогического свойства, то есть нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье. Патогенным фактором выступают состав и структура семьи, уровень её

материального благополучия, сформировавшийся в ней психологический климат.

3. Жестокое отношение к ребёнку

Жестокое отношение - оставление без присмотра, безнадзорность в течение нескольких дней, физическое насилие родителями или лицами их заменяющими, психическое (эмоциональное) насилие, сексуальное насилие, отсутствие у женщины любви к ребёнку и т.д.

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются: серьёзный ущерб для здоровья, развития и социализации ребёнка, нередко - угроза его жизни или даже смерть.

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, значительно хуже успевают в школе. У таких детей часто наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятия онанизмом. Внешне эти дети выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, признаки гигиенической запущенности - педикулёз, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

Таким образом, дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определёнными личностными эмоциональными и поведенческими отклонениями.

4. Собственное состояние детей (алкоголь, наркомания, токсикомания, проституция, бродяжничество, ранняя сексуальность, психические расстройства).

5. Детская беспризорность как источник социального сиротства

Беспризорность продолжает оставаться одной из тревожных характеристик современного российского общества.

Достаточно большую группу составляют дети, убежавшие от родителей-алкоголиков, причём это оказывается не единственной причиной бегства, обычно ей сопутствуют голодание ребёнка, конфликтные отношения с родителями, учителями, сверстниками.

Судьба беспризорника трагична, его развитие деформировано. Беспризорного ребёнка отличают неразвитость эмоциональной сферы, задержка интеллектуального развития, неустойчивость внимания. Беглецы страдают из-за недостатка доверия, межличностные отношения затруднены, нарушается осознание самого себя как целостной личности.

Таким образом, главная причина роста числа беспризорных детей - тяжёлая ситуация в семье. Для того чтобы преодолеть беспризорничество, необходим целый комплекс мероприятий на уровне общегосударственного масштаба.

 

 

3. Факторы, определяющие неблагополучие в психическом развитии детей, воспитывающихся в закрытых учреждениях. Понятие депривации. Взаимосвязь различных видов депривации.

 

К факторам, определяющим неблагополучие в психическом развитии детей, воспитывающихся в закрытых учреждениях можно отнести:

1. Отягощенную наследственность детей (психопатии, умственная отсталость, шизофрения)

2. Хронические заболевания детей

3. Депривация (материнская, двигательная, пищевая, сенсорная, социальная)

 

Рассмотрим более подробно депривацию, как социальный фактор.

К середине XX века стало научно доказанным и общепризнанным, что важнейшим условием развития маленького ребенка является наличие тесных и стойких эмоциональных связей с матерью (или другим взрослым, заменяющим мать). Отсутствие таких связей получило название «материнской депривации».

Депривация - термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине. В русский язык он пришел из английского и означает «утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей» (Энциклопедический словарь медицинских терминов, 1982-1984).

В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации. Наиболее важные виды депривации, которые нужны для понимания развития детей, лишенных нормальной родительской заботы. Сенсорная депривация - это когда человек испытывает сенсорный голод, не получая достаточное количество стимулов - зрительных, слуховых, осязательных и прочих. Для описания подобных жизненных условий используется понятие - обедненная информационная среда.

В обедненную информационную среду часто попадает ребенок, оказавшись в детском доме, больнице, интернате или другом учреждении закрытого типа. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она особенно губительна. Обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всей его личности, всех сторон психики. Депривирующее воздействие сенсорного голода сегодня можно считать общепризнанным. Вместе с тем, современные исследования показывают, что полноценная забота о ребенке может в значительной степени компенсировать последствия проживания в обедненной информационной среде.

С двигательной депривацией мы сталкиваемся всякий раз, когда возникает резкое ограничение движения, например, в результате травм или болезней. Особенно тяжелы последствия двигательной депривации для детей.

Способы преодоления последствий двигательной депривации, равно как и способы ее профилактики, очевидны - необходимо создавать условия, всемерно способствующие развитию двигательной активности ребенка. Важным моментом развития.самосознания человека является период, когда ребенок начинает ощущать себя причиной и источником собственных действий. М.Ю.Кистяковская (1965) обнаружила, что самые яркие эмоциональные реакции у младенцев возникают при выполнении наиболее сложных по структуре движений. Это чувство «мышечной радости» характерно и для старших детей. В этой же работе М.Ю. Кистяковской было показано, что у детей воспитывающихся в домах ребенка, обнаруживается состояние глубокой моторной отсталости, из которого их можно вывести только с помощью интенсивной психолого-педагогической работы. Сами собой с возрастом подобные нарушения не проходят.

Наряду с сенсорной и двигательной выделяют также социальную депривацию. Социальная депривация возникает тогда, когда ребенок лишен связи с внешним миром.

Трудно понять, как действуют отдельные деривационные факторы в детском возрасте, когда они накладываются на процесс развития, включающий в себя и физический рост, и созревание нервной системы, и формирование психики. Тем более это трудно в отношении материнской депривации, когда сенсорная, двигательная, социальная депривация является ее следствием - следствием лишения ребенка с раннего возраста заботы матери, ее тепла.

Присутствие матери не только дает возможность защититься от неприятных эмоциональных переживаний, но и формирует способность в принципе более спокойно, с менее эмоциональной нагрузкой переносить жизненные различные трудности, быть более активными и меньше пугаться в сложных или угрожающих ситуациях.

В книге И. Лангмейера и 3. Матейчека приведен целый ряд фактов, показывающих, что влияние переживания экстремальных жизненных ситуаций на эмоциональное состояние и дальнейшее развитие детей прямо зависят от того, были ли эти ситуации пережиты ребенком вместе с матерью или без неё3.

Значение ранних эмоциональных связей матери и ребенка для всего его дальнейшего развития особенно хорошо видно на примере соотношения любви, страха и познавательной активности. Согласно Х.Харлоу, первое чувство, которое появляется в жизни живого существа,- любовь к матери - и полноценное развитие ребенка может осуществляться только в контакте с матерью. Эта любовь тормозит появляющиеся позже страх и агрессию, в результате чего подобные чувства испытываются ребенком лишь в ситуации действительной опасности, а не как реакция на любой новый раздражитель.

Отсутствие базисного доверия к миру рассматривается многими исследователями как самое первое, самое тяжелое и самое трудно компенсируемое следствие материнской депривации. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание познавать новое, учиться.

Суть депривационной ретардации в условиях отечественных детских домов и школ-интернатов в сфере интеллектуального развития состоит в дисгармоничном развитии интеллекта (преобладание вербального интеллекта над невербальным), формальном характере усваиваемых знаний, неспособности их использовать при решении теоретических и практических задач, в отсутствии познавательной мотивации, в интеллектуальной пассивности.

Нарушение в общении ребенка с взрослыми - ведущий фактор депривации. Нарушения общения, первоначально возникающие в диаде «ребенок - значимый взрослый», затем распространяются на другие формы общения детей с взрослыми и сверстниками. Возникает ситуация «заколдованного психологического круга»: являясь источником, порождающим депривацию, нарушение общения со взрослым само оказывается под влиянием этого фактора, становясь одним из показателей материнской депривации. Нарушения в общении детей, растущих вне семьи, со взрослыми и сверстниками фиксируется на всем протяжении детского периода развития и даже во взрослой жизни.

Неудовлетворенность потребности в общении со взрослыми наблюдается уже с первых дней пребывания ребенка в школе - интернате и может, следовательно, рассматриваться как наследство дошкольного детства, проведенного вне семьи. У детей воспитывающихся в школе - интернате нет стремления, принимать, и выполнять задания учителей. В интернате данное стремление отражает не сформированность у ребенка способности отнестись к взрослому как к учителю и выполнить его задание как учебное, а именно неудовлетворенность потребности в общении со взрослым, выражаются в стремлении любой ценой вызвать его положительную оценку, привлечь внимание к себе. Зафиксированы два момента в общении воспитанников детского дома с взрослыми: с одной стороны, напряженность данной потребности, а с другой - примитивность и неразборчивость форм общения.

 

Рекомендуемая литература:

1. Лишенные родительского попечения. Хрестоматия под ред. Мухиной В.С. М, 1991

2. Психологическое развитие воспитанников детского дома / под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской-М: 2000

3. Сопровождение развития детей-сирот: психолого-педагогические проблемы: учебное пособие/ сост. О.Ф. Горбунова, Е.А.Калягина.-Абакан: Издательство ХГУ им.Н.Ф.Катанова,2008.

 

Контрольные вопросы:

1.Назовите причины возникновения социального сиротства в России

2. Назовите ученных работающих в области изучения психологических особенностей детей, воспитывающихся вне семьи

3. Раскройте виды депривации

 

Следует отметить, что естественные, технические и гумани­тарные знания, именуемые в юридической литературе специ­альными знаниями, давно используются для раскрытия пре­ступлений, а также собирания и исследования доказательств по уголовным делам. Закон не дает определения понятия «спе­циальные знания». Традиционно в юридической литературе под этим термином понимают систему теоретических знаний ипрактических навыков в области конкретной науки либо тех­ники, искусства или ремесла, приобретаемых путем специаль­ной подготовки или профессионального опыта и необходимых для решения вопросов, возникающих в процессе судопроизвод­ства.

Но проблемы использования специальных знаний и осуще­ствление доказывания, безусловно, имеют общую природу для всех видов правонарушений вне зависимости от особенностей соответствующей процессуальной деятельности, хотя ранее в отечественной литературе рассматривались в основном вопро­сы использования специальных знаний в уголовном судопро­изводстве. В настоящее время в связи с развитием гражданско­го и арбитражного процесса, производства по делам об административных правонарушениях роль специальных знаний возрастает.

Многие специальные знания одинаково востребованы как при расследовании уголов­ных преступлений, судебном рассмотрении гражданских дел, так и в производстве по делам об административных правона­рушениях. Например, одни и те же специальные знания в об­ласти автотехники необходимы и при расследовании преступ­лений, связанных с нарушениями правил дорожного движения, и при рассмотрении исков о возмещении ущерба от дорожно-транспортных происшествий, и в процессе производства по не­которым делам об административных правонарушениях в об­ласти дорожного движения; специальные знания, связанные с отнесением веществ к наркотическим, необходимы при квали­фикации деяния как уголовного преступления или администра­тивного правонарушения. Представляется, что указанный раз­нобой в терминологии, порождающий бесплодные дискуссии, должен быть устранен1.

Рассмотрим далее, что понимается под специальными зна­ниями в современном судопроизводстве. Как уже отмечалось, на законодательном уровне эта дефиниция не определена. До середины 90-х гг. прошлого века считалось, что общеизвестные знания, а также юридические знания (профессиональные зна­ния, которыми субъект доказывания должен обладать по опре­делению) не являются специальными2.

Рассмотрим этот тезис подробнее с точки зрения возможно­сти более строгого отграничения общеизвестных и специаль­ных знаний в различных отраслях процессуального права. Тра­диционно было распространено мнение, что специальными яв­ляются знания, выходящие за рамки общеобразовательной подготовки и житейского опыта, знания не общеизвестные, не общедоступные, не имеющие массового распространения, зна­ния, которыми располагает ограниченный круг специалистов.

Глобальная информатизация, которую сейчас переживают многие страны, в том числе и Россия, безусловно, сильно влияет на критерии, определяющие общедоступность, обыден­ность знаний. В самом деле, являются ли специальными или общеизвестными сведения, изложенные в предназначенных для широкого круга читателей энциклопедиях, справочниках, словарях, представленные в электронных средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети? Отсюда дефи­ниция «общеизвестные знания» приобретает субъективный оценочный характер, так же как и термин «общеобразователь­ная подготовка».

Соотношение специальных и общеизвестных знаний по сво­ей природе изменчиво, зависит от уровня развития социума и интегрированности научных знаний в повседневную жизнь человека. Расширение и углубление знаний о каком-то явле­нии, процессе, предмете приводит к тому, что знания становят­ся более дифференцированными, системными, доступными все более широкому кругу лиц. В итоге сфера обыденных знаний обогащается. Так, в конце 80-х гг. прошлого века на разреше­ние судебной экспертизы, производство которой было пору­чено нам, был поставлен вопрос о назначении плоского пред­мета прямоугольной формы, размером 90 х 94 мм, в центре ко­торого располагался металлический диск диаметром 25 мм. С одного края на предмет была надета прямоугольная металли­ческая подвижная пластина, при перемещении которой в сто­рону была видна прорезь, закрытая тонкой коричневой плен­кой. Непросто в этом описании узнать магнитную дискету для персонального компьютера. Сейчас этот вопрос решается на уровне общеизвестного знания.

Одновременно наблюдается и обратный процесс. За счет бо­лее глубокого научного познания явлений, процессов, предме­тов вроде бы очевидные обыденные представления о них отвер­гаются, возникают новые научные обоснования, которые при­обретают характер специальных знаний. Например, нередко следователи, судьи, должностные лица, рассматривающие дела об административных правонарушениях, для установления субъективной стороны состава преступления или правонаруше­ния анализируют поведение лица в аварийной ситуации, цели­ком полагаясь на житейский опыт и здравый смысл и игнори­руя возможности использования специальных знаний в области психологии. Аналогичные примеры находим и в гражданском судопроизводстве.

Отнесение знаний к общеизвестным, обыденным, общедо­ступным существенным образом зависит от образовательного и интеллектуального уровня того или иного субъекта, его жиз­ненного и профессионального опыта. Таким образом, очевид­но, что в каждом конкретном случае необходимо проанализи­ровать характер требуемых знаний и решить, являются ли они специальными. Здесь лучше не опираться только на житейский опыт и здравый смысл, ибо то, что кажется простым и обыден­ным, на самом деле является сложным и требует внимания спе­циалиста. Обращение за консультацией к специалисту, по на­шему мнению, никоим образом не может отрицательно по­влиять на возможность установления истины по делу.

До недавнего времени существовало практически единодуш­ное мнение: юридические знания не являются специальными1. Однако нигде в законе прямо не указывается, что юридические знания не могут быть специальными. Подобные трактовки обычно даются в комментариях к соответствующим статьям на основании известной много веков презумпции, действовавшей и в советском процессуальном праве: jura novit curia (суду из­вестно право; судьи знают право). Еще в 1971 г. Пленум Вер­ховного Суда СССР разъяснил, что «суды не должны допускать постановку перед экспертом правовых вопросов, как не входя­щих в его компетенцию (например: имело ли место хищение либо недостача, убийство или самоубийство и т. п.)». Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 марта 1971 г. № 1 «О судебной экспертизе по уголовным делам».

Такой подход сейчас представляется устаревшим. Двести лет назад физик или химик мог с уверенностью заявить, что в полном объеме владеет физическими или химическими знаниями. На рубеже XX—XXI вв. такое утверждение уже невоз­можно, поскольку в силу дифференциации научного знания эти науки превратились в физические и химические отрасли знания, дав начало множеству специальных наук. Процессы дифференциации научного знания, сопровождающие развитие науки вообще, не обошли стороной и юридические науки. Пра­во — это не застывший формализованный свод правил. Оно изменяется и развивается по мере развития общества и государ­ства.

Заметим, что с момента вынесения вышеуказанного поста­новления Пленума Верховного Суда СССР прошло более 30 лет, и выносилось оно совершенно в других условиях и в другой, по сути, стране. В настоящее время судья, следователь, дознаватель, лицо, рассматривающее дело об административ­ном правонарушении, как правило, владеют знаниями только из определенных отраслей права и не в состоянии в необходи­мой степени ориентироваться во всех тонкостях современного обширного законодательства, которое к тому же постоянно из­меняется и развивается. Такое быстрое развитие неизбежно со­провождается принятием порой противоречащих друг другу за­конов, постановлений и иных нормативных актов.

В этих сложных условиях в каждой из отраслей права можно условно очертить круг общеизвестных для практикующих юри­стов, наиболее часто используемых ими знаний и специальных знаний. В то же время знание тонкостей современного законо­дательства во многих случаях крайне необходимо для полного, объективного и всестороннего установления истины по граж­данскому делу (особенно в арбитражном процессе), делу об ад­министративном правонарушении, а иногда и по уголовному делу.

Впервые юридические знания были отнесены к специаль­ным в практике рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ. Статья 63 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Феде­рации» гласит, что в заседание Конституционного Суда РФ мо­жет быть вызвано в качестве эксперта лицо, обладающее спе­циальными знаниями по вопросам, касающимся рассматривае­мого дела. Казалось бы, здесь нет противоречия с приведенным выше подходом большинства процессуалистов, однако анализ практики рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ пока­зывает, что во многих случаях в качестве экспертов вызываются высококвалифицированные юристы (доктора и кандидаты юридических наук), и на их разрешение ставятся вопросы сугу­бо правового характера, касающиеся трактовки и использова­ния отдельных норм материального и процессуального права. Сведущих в отдельных отраслях права лиц давно уже привлека­ют для консультаций по уголовным и гражданским делам, де­лам об административных правонарушениях.

 

Субъектами использования специальных знаний в судопро­изводстве являются: следователь; судья; дознаватель; начальник следственного отдела; специалист; эксперт; лица, обладающие знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не наделенные процессуальными правами эксперта или спе­циалиста; оперативные работники.

Специальные знания могут использоваться как в процессу­альных формах, когда результаты их применения имеют доказа­тельственное значение, так и в непроцессуальных формах.

К процессуальным формам использования специальных зна­ний относятся:

· использование специальных знаний при производстве след­ственных или судебных действий;

· использование специальных знаний при составлении прото­колов об административных правонарушениях и рассмотрении дел об административных правонарушениях членами коллеги­альных органов и должностными лицами;

· консультации и заключения специалиста;

· производство судебной экспертизы.

Рассмотрим подробнее процессуальные формы использова­ния специальных знаний для различных видов судопроизвод­ства (унификация).

Использование специальных знаний в уголовном процессе при производстве следственных и судебных действий необходи­мо для обнаружения, закрепления и изъятия предметов и доку­ментов или для применения технических средств. В первую очередь они должны применяться в ходе тех процессуальных мероприятий, которые связаны с обнаружением, фиксацией и изъятием следов преступления и преступника и других матери­альных объектов, могущих впоследствии являться доказательствами по делу, например следов рук, наркотических и взрывча­тых веществ и т. д. Вместе с тем в ряде случаев технические средства необходимы и при вербальных следственных действи­ях. В частности, содержание некоторых допросов или очных ставок желательно фиксировать с помощью аудио- или видео­записи. Процессуальные нормы, регламентирующие такие спо­собы применения специальных знаний, в настоящее время не образуют единую целостную систему и рассредоточены по тек­сту УПК РФ (ч. 6 ст. 164, ч. 5, 8 ст. 166, ст. 168, 270, 271 и др.). Однако установленный этими нормами порядок можно смело считать единой процессуальной формой.

В гражданском и арбитражном процессе специальные зна­ния также могут использоваться при производстве судебных действий. Речь прежде всего идет о применении технических средств и специальных знаний при производстве осмотров и исследовании письменных и вещественных доказательств, представлении доказательств (ст. 57, 58, 183, 184 ГПК РФ, ст. 64, 65, 78, 79 АПК РФ).

По делам об административных правонарушениях специаль­ные знания и навыки могут использоваться для установления факта административного правонарушения, при составлении протокола об административном правонарушении, при осуще­ствлении мер обеспечения производства по делу, для обнаруже­ния, закрепления и изъятия доказательств, исследования оцен­ки и использования последних.

Еще одна процессуальная форма использования специаль­ных знаний — это консультации специалиста (ст. 58, 168 УПК РФ, ст. 188 ГПК РФ, ст. 25.5 КоАП РФ). Он применяет свои знания и навыки для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств, а также оказывает помощь в постановке вопросов экс­перту (ст. 58 УПК РФ) и дает разъяснения сторонам и суду по вопросам, входящим в его профессиональную компетенцию (ст. 58 УПК РФ, ст. 188 ГПК РФ).

В уголовном процессе эта форма связана с получением по­казаний и заключений специалиста (ст. 58 УПК РФ), которые в соответствии с п. З1 ч. 2 ст. 74 УПК РФ могут быть допущены в качестве доказательств по уголовному делу. Однако до настоя­щего времени процесс формирования нормативной базы для получения заключений или показаний специалиста еще не за­вершен. В частности, законом не предусмотрены какие-либо процессуальные порядки для консультационной деятельности специалиста; не урегулирован порядок его вызова и допроса; не разработана специальная форма заключения специалиста и т. д. Все эти нормативные недостатки вызывают множество трудно­стей в практической деятельности. И хотя отсутствие установ­ленного законом порядка консультационной деятельности спе­циалиста не дает полного права говорить о ее процессуальном характере, многочисленные публикации по данной проблеме позволяют предполагать, что в ближайшее время все имеющие­ся законодательные пробелы будут заполнены. Поэтому полага­ем, что консультации специалиста можно рассматривать как самостоятельную уголовно-процессуальную форму.

В гражданском процессуальном законодательстве (ст. 188 ГПК РФ) процессуальный порядок консультационной деятель­ности специалиста проработан более детально. Специалист дает суду консультацию в устной или письменной форме, исходя из профессиональных знаний, без проведения специальных иссле­дований. Консультация специалиста, данная в письменной форме, оглашается в судебном заседании и приобщается к делу. Консультации и пояснения специалиста, данные в устной фор­ме, заносятся в протокол судебного заседания.

Однако законодатель не был до конца последователен и, с одной стороны, не включил консультации и пояснения специа­листов, регламентированные ч. 3 ст. 188 ГПК РФ, в число дока­зательств (ч. 1 ст. 55), но с другой — причислил их к доказатель­ствам. В ч. 1 ст. 157 ГПК РФ указывается: «Суд при рассмотре­нии дела обязан непосредственно исследовать доказательства по делу: заслушать объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, заключения экспертов, консультации и пояснения специалистов».

Хотя АПК РФ не содержат статей, прямо описывающих уча­стие специалиста в рассмотрении дел, но думается, что косвен­ные указания на возможность такого участия в них имеются. Речь прежде всего может идти о применении технических средств и специальных знаний при производстве осмотров и исследовании письменных и вещественных доказательств по месту их нахождения (ст. 78, 79), представлении доказательств (ст. 64, 65).

Согласно ст. 25.8 КоАП РФ специалист привлекается для участия в производстве по делу об административном правона­рушении для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. Пунктом 2 ч. 2 ст. 25.8 КоАП РФ специалисту вменено в обязанность давать пояснения по поводу совершаемых им действий. Однако по смыслу статьи очевидно, что, во-первых, эти пояснения даются лишь по ходу выполнения каких-либо действий с использованием специальных знаний, допустим, пу­тем применения измерительных или иных приборов и уст­ройств. Во-вторых, эти пояснения затрагивают только неболь­шую часть важной доказательственной информации, которую мог бы предоставить специалист. Таким образом, полномочия специалиста в производстве по делам об административных правонарушениях значительно уже, чем в уголовном и граж­данском процессе. Консультации специалиста в процессуаль­ной форме КоАП РФ пока не предусмотрены.

Привлечение специалиста для участия в следственных или судебных действиях, а также по делам об административных правонарушениях не является обязательным. Следователь, до­знаватель, лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, судья, обладая специальными знаниями и соответствующими научно-техническими средствами, могут обойтись без помощи специалиста. Случаи обязательного его участия указаны в законе:

участие педагога или психолога в допросе (опросе — в КоАП РФ) свидетеля в возрасте до 14 лет (ст. 179 ГПК РФ, ст. 178 УПК РФ, ч. 4 ст. 25.4 КоАП РФ), а по усмотрению следовате­ля—и при допросе свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет (ст. 191 УПК РФ);

участие судебного медика, а при невозможности его уча­стия — иного специалиста в наружном осмотре трупа (ст. 178 УПКРФ);

участие врача при освидетельствовании лица, сопровождае­мом его обнажением (ч. 2 ст. 179, ч. 2 ст. 290 УПК РФ).

Справочно-консультационная деятельность специалиста также может осуществляться в непроцессуальной форме, на­пример, до начала производства по делу. В этой форме спе­циалист может оказывать помощь следователю, лицу, рассмат­ривающему дело об административном правонарушении, и су­ду в подготовке следственных действий и материалов для экспертизы. В непроцессуальной форме возможна дача спе­циалистами консультаций адвокатам, поскольку согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2007 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат вправе привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи.

Основной процессуальной формой использования специаль­ных знаний в судопроизводстве Российской Федерации являет­ся судебная экспертиза.

Понятие «экспертиза» (эксперт от лат. ехреrtus — знающий по опыту, опытный, испытанный, проверенный) используется в науке и практике для обозначения исследований, требующих использования профессиональных знаний. Результаты экспер­тизы получаются опытным путем с помощью специального ин­струментария — экспертных методик.

Экспертизы производятся практически во всех сферах чело­веческой деятельности. Это могут быть так называемые госу­дарственные экспертизы, осуществляемые органами исполни­тельной власти и другими государственными органами, такие экспертизы могут быть как межведомственными, так и внутри­ведомственными. Например, государственную экологическую экспертизу осуществляют в отношении проектов, реализация которых может привести к негативным последствиям для окру­жающей среды. Проблемы, связанные с изменением перечней работ, производств, должностей, профессий, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и дополнительные отпуска, разрешаются государственной экспертизой условий труда.

Термин «государственная экспертиза» употребляется и в другом значении. Так именуются учреждения и организации, осуществляющие специальные исследования в той или иной области по заданиям государственных органов. Например, ор­ганизация «Государственная экспертиза проектов МЧС Рос­сии» производит государственные экспертизы с целью выявле­ния степени соответствия установленным нормам, стандартам и правилам предполагаемых для реализации проектов и реше­ний по объектам производственного и социального назначе­ния, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и террито­рий от чрезвычайных ситуаций, а также соблюдения при проектировании указанных объектов норм и правил инженер­но-технических мероприятий гражданской обороны. Наряду с сотрудниками таких организаций производство государствен­ной экспертизы может быть поручено внештатным экспертным органам — экспертным комиссиям, образованным из специа­листов других организаций, в данном случае, подразделений региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвы­чайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бед­ствий, из специалистов штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ1.

В современных условиях акту­альной стала правовая экспертиза. При соз­нании новых нормативных актов обязательной является юри­дическая экспертиза проектов этих актов, принимаемых орга­нами государственной власти субъектов РФ. Осуществляется такая экспертиза Министерством юстиции РФ в целях выра­ботки федеральными органами государственной власти в пре­делах их полномочий мер по обеспечению соответствия кон­ституций, уставов, законов и иных правовых актов субъектов Федерации Конституции РФ и федеральным законам.

Экспертизы производятся и в рамках различных мини­стерств и ведомств, которые разрабатывают соответствующие рекомендации. Так, военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах, в погра­ничных, железнодорожных, инженерно-технических, дорожно-строительных и внутренних войсках, войсках гражданской обороны, воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки, органах Федеральной службы безопасности, федеральных органах госу­дарственной охраны, органах внутренних дел, таможенных ор­ганах, Федеральной службе исполнения наказаний и других войсках, воинских формированиях и органах и в создаваемых на военное время специальных формированиях. Целями этой экспертизы являются определение категории годности граждан РФ по состоянию здоровья к военной службе, службе в ор­ганах, а также определение причинной связи увечий (ранений, травм, контузий) и заболеваний граждан с прохождением ими военной службы (военных сборов), службы в органах. Для про­ведения военно-врачебной экспертизы создаются военно-вра­чебные и врачебно-летные комиссии.

Экспертизы качества и безопасности товаров (работ, услуг), а также экспертизы по фактам нарушения прав потребителей обеспечивают государственную и общественную защиту прав и интересов потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, на получение информации о товарах (работах, услугах) и об их из­готовителях (исполнителях, продавцах)2.

Сущность судебной экспертизы состоит в исследовании (анализе) по заданию следователя, дознавателя, суда, лица или органа, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, сведущим лицом — экспертом — предоставляемых в его распоряжение материаль­ных объектов экспертизы (вещественных доказательств), а так­же различных документов с целью установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела. Любая экспертиза представляет собой прикладное исследова­ние данного рода объектов и производится в соответствии с пра­вилами, определяемыми спецификой ее предмета и кругом не­обходимых для производства экспертизы сведений из конкрет­ных областей науки и техники. Объектами экспертиз в широком смысле этого слова являются вещества, материалы, промышлен­ная продукция и иные изделия, технологии, художественные произведения, растения, животные, человек, документы и мно­гое другое. Цели и задачи экспертизы определяются сферой че­ловеческой деятельности, в рамках которой она производится.

Специалисты в ряде случаев (например, при проверке до возбуждения уголовного дела) также проводят исследования, но эти исследования называются предварительными и получен­ные результаты не имеют доказательственного значения. Такая форма использования специальных знаний не является процес­суальной.

По результатам исследования эксперт составляет заключение, которое является одним из предусмотренных законом доказа­тельств.

Соответственно основным носителем специальных знаний, согласно действующим УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, является эксперт, использующий свои специальные знания в процессуальной форме при производстве судебной экспертизы.

Судебная экспертиза назначается независимо от того, обладают ли следователь, дознаватель, судья, лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, специальными знаниями, поскольку фактические данные, по­лученные путем экспертного исследования, не могут быть отра­жены ни в каком процессуальном документе, кроме заключе­ния эксперта.

Таким образом, Судебная экспертиза — это отличная от других специфиче­ская разновидность экспертиз, обладающих особым статусом. Сходство ее с экспертизами в других сферах человеческой дея­тельности заключается в том, что она, по сути, является иссле­дованием, основанным на использовании специальных знаний. Однако далеко не любое исследование может именоваться су­дебной экспертизой, поскольку эти экспертизы выполняются в ходе судебного исследования3 по гражданским и уголовным де­лам, делам по административным правонарушениям.

 

Целью дисциплины ТиТСКСиТ является изучение технологий и используемых при этом технических средств, применяемых в индустрии туризма в процессе создания, продвижения и реализации туров и экскурсионных программ. Индустрия туризма включает туроператорские и турагентские фирмы, средства размещения, предприятия питания, транспортные средства, спортивные и культурно-анимационные учреждения). Современный туризм немыслим без развитой инфраструктуры: средств связи, транспортных систем, энергетических систем, канализации, водопровода, отопления, вентиляции.

Технология (греч.techne – искусство + logos – учение) применительно к индустрии туризма представляет собой реализуемые в определённой последовательности способы, методы, приёмы, операции, обеспечивающие создание, продвижение и реализацию туров и экскурсионных программ.

Технология тесно связана с использованием технических средств. Техника – это совокупность средств человеческой деятельности, используемых в процессах производства и обслуживания непроизводственных потребностей человека и общества. Основное назначение техники заключается в облегчении и повышении эффективности труда человека, расширении его возможностей. В технике материализованы опыт, накопленный в процессе развития общества.

Для нашего времени очевидно, что наука и техника играют в развитии человечества решающую роль. История развития науки и техники насчитывает несколько этапов. Первые шаги наукой были сделаны во времена Древней Греции в VI – IV веках до н.э. Основные научные программы античного мира: математическая (Пифагор, Платон), физическая (Демокрит, Левкипп) и логическая (Аристотель) явились фундаментальным основанием для дальнейшего развития научного знания, включая современную науку.

В эпоху Средневековья с V по ХV века наука о природе утрачивает то значение, которое она имела в античности. Появившиеся мировые религии поначалу вообще отвергали науку. В соответствии с их учениями природа – порождение бога. Именно в эту эпоху получают развитие такие специфические области знания как алхимия, магия, астрология.

Инквизиция преследовала Галилея и сожгла на костре Джордано Бруно, изобретатели новых механизмов также подвергались гонениям.

В эпоху возрождения знаний, начиная с ХV века, пробуждается интерес к античной науке. Величайшие открытия были сделаны Галилеем, заложившим основы современной механики, создавшим научную программу экспериментального и математического естествознания.

Развитию науки способствовали величайшие географические открытия, которые стали возможны благодаря изобретению каравеллы, которая могла плыть на парусах против ветра. Каравелла сделала доступными для европейцев все океаны и подарила им господство на морях. В 1492 году Колумб отправился в Индию и открыл Америку. В 1498 году Васко да Гама обогнул Африку и открыл настоящую дорогу в Индию. В 1519 году Магеллан отправился в первое кругосветное путешествие.

Эпоха Нового времени, или эпоха гениев, начинает отсчёт с XVII века с рождением новой науки, теоретической механики. Первым её достижением было открытие Ньютоном законов механики, в том числе закона всемирного тяготения. Промышленная революция, начавшаяся с этого периода, резко изменила жизнь людей: на смену традиционному укладу сельской жизни пришло новое промышленное общество; научно-технические открытия и изобретения следовали одно за другим. Впоследующем эта наука стала основным инструментом инженеров, создававших новые машины. Первоначально машины того времени работали с помощью приводов от водяных колес, и заводы располагались у рек.

Изобретение парового двигателя послужило началом для создания пароходов. Первый пароход был построен в Америке в 1807 году. Через девять лет в Америке было 300 пароходов, а в Англии - 150. В 1819 году американский пароход «Саванна» пересек Атлантический океан, а в 1830-х годах начинает действовать первая регулярная трансатлантическая пароходная линия.

В 1815 году в Англии был построен первый паровоз и железная дорога длиной более 50 км.

Изобретение ткацкого станка, паровой машины, паровоза, парохода коренным образом изменило жизнь людей, вызвало появление того общества, которое называют промышленной цивилизацией. В Европе волна новой культуры исходила из Англии; она быстро охватила европейские государства – прежде всего Францию и Германию. В Европе началась быстрая модернизация по английскому образцу, на первой стадии она включала заимствование техники – станков, паровых машин, железных дорог.

В конце XVIII века родилась новая наука, химия. Одним из достижений экспериментальной химии было создание фотографии.

Научные открытия в области электромагнетизма были использованы при создании электрического телеграфа. В 1843 в Америке была построена первая телеграфная линия между Вашингтоном и Балтимором. После этого телеграф стал стремительно развиваться: в 1850 году телеграфный кабель соединил Лондон и Париж, а в 1858 году был проложен кабель через Атлантический океан.

В конце XIX столетия наступила «Эпоха электричества», сопровождавшаяся внедрением электродвигателей. С этого времени заводы и фабрики стали переходить от паровых машин к электродвигателям, появились крупные электростанции и линии электропередач. Большим достижением электротехники было создание электрических ламп. Паровые турбины, созданные для электростанций, стали использоваться как двигатели на быстроходных судах, крейсерах и океанских лайнерах.

Одновременно с работами по созданию сверхмощных двигателей шла работа над малыми передвижными двигателями. Первый бензиновый двигатель, открывший эру автомобилей, был создан в 1883 году в Германии.

Появление двигателя внутреннего сгорания сыграло большую роль в зарождении авиации. В 1903 году американцы братья Райт поставили на планер небольшой бензиновый двигатель, который они изготовили сами, в своей мастерской, совершив первый моторный полёт длиной 32 метра.

В конце XIX века продолжалась работа над созданием новых средств связи, на смену телеграфу пришли телефон и радиосвязь. В 1877 году была построена первая телефонная станция, американец Белл создал фирму по производству телефонов, и через 10 лет в США было уже 100 тысяч телефонных аппаратов.

В 1887 году был создан граммофон. Граммофонные диски можно было легко копировать, и вскоре появилось множество фирм, занимавшихся звукозаписью. Одним из замечательных достижений этого времени было создание кинематографа. Появление кино было прямо связано с усовершенствованием фотографии. Первый киноаппарат были созданы братьями Люмьерами в 1895 году. В декабре этого года был открыт первый кинотеатр на бульваре Капуцинов в Париже.

Последние десятилетия XIX в. были временем технических сдвигов в строи­тельном деле. Строительство высотных зданий, или, как их стали называть, «небоскребов», началось в Чикаго в 80-х гг. XIX века. Первым зданием нового типа считается 10-этажный дом чикагской стра­ховой компании, построенный в 1883 г. архитектором У. Дженни, который применил стальные перекры­тия. Усиление стен стальным каркасом, на который начали опирать балки междуэтажных перекрытий, позволило увеличить высоту зда­ний вдвое. Самым высоким зданием тех времен был нью-йоркский 58-этаж­ный небоскреб высотою в 228 метров, построенный в 1913 году.

Очередной шаг в развитии связи был сделан с изобретением радиотелеграфа. В 1900 году была осуществлена радиосвязь через Атлантический океан: президент Рузвельт и король Эдуард VIII обменялись по радио приветственными телеграммами. В 1907 году фирма открылась для широкой публики первая радиотелеграфная станция. Цифровые беспроводные и сотовые технологии берут свое начало в 1940-х, когда началось коммерческое использование мобильной телефонной связи. Революция беспроводных технологий началась только после того, как стали доступны дешевые микропроцессоры и цифровые переключатели.

Конец XIX века был временем бурного роста мировой железнодорож­ной сети. С 1875 по 1917 год протяженность железных дорог выросла в 4 раза и достигла 1,2 млн. километров. Знаменитыми стройками того времени были магистраль Берлин-Багдад и Великий Сибирский путь; протяженность Сибирского пути к 1916 г. составила 7,4 тысяч километров. На новых железных дорогах укладывали стальные рельсы, они пересекали величайшие реки мира, и на этих реках возводились гигантские стальные мосты. Начало «эре стальных мостов», как выражались современники, положили арочный мост инженера Дж. Идса че­рез реку Миссисипи (1874) и висячий Бруклин­ский мост архитектора Рёблинга в Нью-Йорке (1883). Центральный пролет Бруклинского мос­та имел в длину около полукилометра. На новых дорогах работали мощные локомотивы системы компаунд с многократным расширением и высоким перегревом пара. В 90-х годах в США и Германии появились первые электровозы и электрифицированные железные дороги.

Строительство железных дорог потребовало многократного увеличения производства стали. В 1870-1900 годах выплавка стали возросла в 17 раз. В 1878 году английским инженером С. Дж. Томасом был введен томасовский способ передела чугуна на сталь; этот способ позволил использовать фосфористые железные руды Лотарингии и обеспечил рудой металлургическую промышленность Германии. В 1892 году французский химик А. Муассан создал дуговую электрическую печь. В 1888 году американский инженер Ч. М. Холл разработал электролитический способ производства алюминия, открыв дорогу широкому использованию алюминия в промышленности.

Бурное развитие техники и технологий привели к созданию индустриального общества, характеризующегося обилием машин (технических средств).

Научными предпосылками формирования информационного, или постиндустриального, общества явились научные открытия, сделанные в конце ХIХ – начале ХХ веков в области физики: открытие микромира, в частности электрона, создание модели атома, открытие радиоактивности, создание теории относительности, овладение атомной энергией. В ХХ веке начинают развитие информационные технологии.

Современная техника характеризуется высокими темпами её модернизации и автоматизации, унификацией, стандартизацией, широким использованием информационных технологий.

Начало третьего тысячелетия характеризуется значительными достижениями в области высокоточных технологий, что позволяет, используя соответствующие технические средства, осваивать глубины океанов, открытый космос, в т.ч. планеты Солнечной системы, создавать полностью или частично автоматизированные промышленные производства, использовать информационные технологии практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Информационные технологии расширили коммуникационное пространство практически до планетарных пределов, привели к взаимопроникновению и взаимовлиянию различных культур, возникновению новых сфер самореализации личности, новых видов искусства.

Туризм в условиях информационного или сервисного общества становится массовым явле

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 1-2. Социальное сиротство в России / 4 | Комбинированный урок №10
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.186 сек.