КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 8
ВОПРОС 3. Конфликты во взаимоотношениях родителей и детей ВОПРОС 2. Возможные пути предотвращения и разрешения супружеских конфликтов ВОПРОС 1. Конфликт между супругами Семейные конфликты» Вопросы 1. Конфликт между супругами 2. Возможные пути предотвращения и разрешения супружеских кон- фликтов 3. Конфликты во взаимоотношениях родителей и детей Семья - древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т.е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, кризисы, конфликты. У семьи выделяют несколько функций: 1) хозяйственная; 2) воспитательная; 3) продление рода; 4) супружеская; 5) психотерапевтическая (психологическая ласка); 6) резонатора (один из супругов жертвует своими интересами ради самореализации другого). Поэтому семья является неким функциональным образованием, состоящим в свою очередь из ряда подсистем. Идеальная семья - эта та, где подсистемы работают в чистом виде, не пересекаясь (мой муж замечательный любовник, но у моего сына нет отца). Семью можно рассматривать с двух основных позиций: как малую социальную группу и как социальный институт. В первом случае речь может идти о социально-психологическом (эмоционально-психологическом), а во втором - о социологическом (инструментальном) уровнях группового общения. Исходя из этого, первая группа конфликтов будет обусловлена в основном личными качествами супругов и особенностями внутрисемейных отношений. Вторая - влиянием внешних субъективно-объективных условий на супружеские отношения. В повседневной семейной жизни отличить внутренние причины конфликтов от внешних бывает непросто. Одни и те же внешние воздействия могут вызывать порой диаметрально противоположную реакцию у различных супружеских пар. Порой и сами супруги не в полной мере осознают реальные причины конфликтов. Кроме того, оппоненты могут скрывать или подменять истинный объект конфликта. Но в любом случае нахождение подлинной причины конфликта является одним из важнейших условий успешного его разрешения. Исследования психологов показывают, что в 80 - 85% семей постоянно происходят конфликты. В оставшихся 15 - 20% фиксируются ссоры по различным поводам. В зависимости от частоты, глубины и остроты конфликтов выделяют конфликтные, кризисные, проблемные и невротические семьи. 1) Конфликтная семья. Между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания привходят в 2) Кризисная семья. В таких супружеских союзах противостояние 3) Проблемная семья. Для нее характерно возникновение особо 4) Невротическая семья. Здесь основную роль играют не наследст Супружеские конфликты чаще всего возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Исходя из этого, выделяют основные причины супружеских конфликтов: • неудовлетворение потребности в ценности и значимости своего «Я», нарушение чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение - обиды, оскорбления, необоснованная критика, ревность; неудовлетворенность сексуальных потребностей одного или обоих супругов, имеющая различную основу — пониженная сексуальность – одного из супругов, несовпадение циклов и ритмов возникновения сексуального желания, безграмотность супругов в вопросах психогигиены брачной жизни, мужская импотенция или женская фригидность, различные болезни супругов, незнание физиологических и психологических различий между мужчиной и женщиной; • неудовлетворение потребностей одного или обоих супругов в положи • пристрастие одного из супругов к спиртным напиткам, азартным иг • неудовлетворенная потребность в материальном обеспечении семьи - • различия в потребностях по проведению досуга, увлечений; • неудовлетворенная потребность во взаимопомощи, взаимоподдержке, • неудовлетворенная потребность супругов в питании, одежде, благоус • одной из важнейших потребностей человека является потребность в • конфликты, связанные с неспособностью или нежеланием супругов На конфликтность супружеских отношений действуют также и другие факторы. В первую очередь, к ним можно отнести кризисные периоды развития семьи. Выделяют три таких периода: Первый кризисный период связан с адаптацией молодоженов к условиям совместной жизни (этот период длится до рождения ребенка). В этот период конфликты в молодой семье могут происходить из-за разного рода причин: • возможного разочарования в партнере. Это приводит к появлению • смены эмоционального отношения обоих супругов к происходящему: • несовпадения ценностных иерархий у молодых супругов; • трудностей в становлении ролевой структуры семьи - распределения • возможных сложностей в построении отношений молодых супругов с • материальных и жилищных затруднений. Второй кризисный период связан с рождением первого ребенка. Семья как целостная система еще не окрепла, не решены многие типичные для молодой семьи проблемы и появляются новые: • необходимость изменения ролевой структуры - появляются родитель • изменяется статус мужа - жена концентрирует внимание на ребенке в • ухудшаются возможности профессионального роста супругов, стано • возможно диспропорциональное распределение нагрузок, связанных с • по-прежнему, для большинства семей типичными и злободневными ос Третий кризисный период связан с ситуацией ухода из родительской семьи последнего ребенка. Конфликтные отношения могут быть детерминированы: • возможным проявлением «кризиса личности» одного или обоих супру • выходом на пенсию, • возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей, • монотонностью общения, однообразием, отсутствием ярких эмоций в • переживаниями по поводу семейной жизни детей. • в этот период часто происходит усиление эмоциональной зависимости Кроме перечисленных факторов, при исследовании супружеских кон^ фликтов необходимо также учитывать стадии развития семьи, точнее ^ целесообразно принимать во внимание, на какой стадии развития нахо дится данная семья. Это связано с тем, что каждая стадия развития семьи характеризуется своими задачами, с которыми супруги должны справиться, и типичными проблемами, требующими своего разрешения. •Трудности очень часто возникают при переходе семьи от одной стадии к другой когда супруги не могут сразу перестроиться, и сохраняют прежние принципы и поведение, характерные для предыдущей стадии. Проблема стадиальности изучена плохо. Чаще выделяют следующие шесть стадий: 1) добрачный период; 2)семья до рождения ребенка; 3)семья с детьми — дошкольниками; 4)семья с детьми школьного возраста; 5)семья с взрослыми детьми; 6)семья после отделения взрослых детей. Рассмотрим основные конфликты и проблемы, возникающие у супругов при переходе от одной стадии к другой. На первой стадии развития семьи на судьбе брака отражаются следующие характеристики добрачного периода: место и ситуация знакомства; первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное); социально-демографические характеристики самих вступающих в брак; продолжительность периода ухаживания; инициатор брачного предложения; возраст будущей пары; отношение родителей к браку своих детей. Установлено, что положительное значение для брака имеют: взаимное первое впечатление, знакомство в ситуации работы или учебы, период ухаживания от 1 до 1,5 лет, проявление инициативы брачного предложения со стороны мужчины, принятие брачного предложения после непродолжительного (до двух недель) обдумывания. Специальных компенсирующих мер требуют такие особенности добрачных отношений, как отрицательное первое впечатление, короткий (до 6 месяцев) или долгий (более 3 лет) период ухаживания, неодобрение выбора родными, продолжительное обдумывание брачного предложения, а также проявление прямой или косвенной инициативы (вынужденное или спровоцированное). В первую очередь, речь идет о беременности женщины. Исследования показали, что вероятность распада семей с добрачной беременностью примерно в 2 раза выше. Это можно объяснить тем, что: • добрачная беременность нарушает процесс адаптации жениха и невесты к браку. Из нормального хода развития взаимоотношений мужчины ■и женщины практически выпадает важнейшая стадия (в представленной классификации она вторая) - освоение новых для себя супружеских ролей, становление ролевой структуры семьи. Молодые люди сразу «пере скакивают» на следующую стадию семейной жизни, связанную с рождением и воспитанием ребенка; • появление ребенка резко обостряет экономические проблемы еще неокрепшей семьи, вызывая напряженность в супружеских отношениях, которые выливаются в ссоры, частые конфликты и приводят к решению о разводе. Европейские социологи К. Аннтила и Я.Трост считают, что негативным (с точки зрения развода) фактором является не просто добрачная беременность сама по себе, а так называемые «вынужденные» и «поспешные» браки, единственной причиной которых часто и является перспектива скорого рождения ребенка. Вторая стадия супружества, которая совпадает с первым кризисным периодом развития семьи, характеризуется конфликтами адаптации друг к другу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Возникают трудности в выработке единого семейного уклада, происходит разочарование друг в друге как результат неглубокого узнавания в период добрачного ухаживания и т.д. Неопределенность супругов с момента начала брака в плане своей идентичности ведет к непредсказуемости и неустойчивости их отношений в дальнейшем. До вступления в брак каждый из будущих супругов формирует в своем воображении образ (роль) будущего мужа или жены. Эти образы складываются у молодых людей из опыта родителей, рассказов знакомых и друзей, из прочитанных книг, просмотренных кинофильмов и другой информации. Сформировавшиеся ролевые ожидания нередко бывают существенно завышены, и в реальной супружеской жизни не подтверждаются, что обуславливает разочарование и возникновение ролевых конфликтов. К ролевым конфликтам также относятся конфликты, связанные с проблемой доминирования, суть которой состоит в выяснении отношений между супругами типа «кто хозяин в доме?» Если на роль хозяина в семье претендуют оба супруга и всячески демонстрируют свои претензии, то в такой семье конфликты неизбежны. Выделяют также конфликты, связанные с неумением или нежеланием супругов выполнять свои ролевые функции. Для счастливой жизни каждый из супругов обязан жертвовать частью своих благ и значительную часть сил и времени тратить на создание и поддерживание семейного очага. Однако не каждая супружеская пара в состоянии выдержать испытание повседневным семенным бытом. С рождением детей у супругов появляются дополнительные роли (роль отца и роль матери), исполнение которых требует значительных физических затрат и моральных сил. На третьей стадии возможны конфликты • по вопросу ухода за ребенком: недостаточная помощь мужа; «двойная нагрузка» жены; конфликты с родителями молодых по поводу воспи-f тания детей; разногласия супругов по поводу взаимодействия с детьми; трудности, детерминированные возрастными кризисами развития личности ребенка (кризис 3-х лет) и родителей (так называемый кризис «смысла жизни», ЗО-ЗЗ-х лет). Четвертая стадия может характеризоваться конфликтами однообразия, монотонностью общения. В результате многократного повторения одних и тех же впечатлений у супругов наступает насыщение друг другом. Это состояние называют голодом чувств, когда наступает «сытость» от старых впечатлений и «голод» по новым (Ю.Рюриков). Могут иметь место разногласия по поводу воспитания детей. Споры возникают на почве различных представлений супругов о дисциплине и способах воспитания, когда один из них упрекает другого в чрезмерной строгости, жестокости, грубости или, наоборот, баловстве, а также из-за разногласия в оценке поступков детей. На этой стадии, как и предыдущей, особую негативную роль может сыграть возрастной кризис детей (подростковый возраст, 10-11 лет). Кроме того, факторами «риска» четвертой стадии являются измена, ревность. На пятой стадии актуальными остаются монотонность общения, ревность, измена, взаимоотношение с детьми, проблемы, связанные с профессиональным самоопределением детей, выбором ими брачного партнера и т.д., проявление у родителей кризиса личности. В случае, если взрослые дети создали свою семью и живут у родителей, у последних могут быть споры, конфликты по поводу того, как «должны были бы» жить дети (с точки, зрения родителей). Конфликты также могут быть детерминированы и возрастными изменениями супругов. Шестая стадия развития семьи совпадает с третьим кризисом, связанным с уходом из семьи последнего ребенка. Проблемы, которые возникают здесь, мы рассматривали выше. Супружеские конфликты могут проявляться в различных видах (типах). Обычно выделяют пять основных типов супружеских конфликтов: 1) актуальный конфликт, который выражается в ярких эмоциональных 2) прогрессирующий конфликт, возникающий тогда, когда супруги 3) привычный конфликт, обусловленный сложившимися в семье сте 4) скрытый конфликт, который зарождается и протекает на уровне 5) открытый (явный) конфликт. Он имеет затяжной характер, характеризуется недоверием, безразличием, недовольством собой и партнером, длительно плохим настроением, проявлением резких жестов, словесных оскорблений и т.д. В брак вступают люди в основном со сложившимися взглядами и представлениями (в том числе и о семейной жизни), интересами, нравственными позициями, нормами поведения, т. е. определенной субкультурой. Различия субкультур могут быть обусловлены множеством субъективных и объективных факторов. Например, различиями социальной среды, в которой происходила добрачная социализация супругов, этническими особенностями культур, уровнем образования, профессиональной принадлежностью, кругом интересов. Порой тип субкультуры, присущий каждому из супругов, может иметь значительные различия, что также влияет на их взаимоотношения. Необходимо отметить, что не всякий супружеский конфликт имеет отрицательное значение. Есть конфликты, которые помогают супругам выработать единые позиции по спорным вопросам, узнать и учитывать потребности и интересы друг друга. Иногда мелкие ссоры могут предотвратить более крупный конфликт. Конечно, лучший способ разрешения супружеских конфликтов - это предупреждение их возникновения. Один из многих способов предупреждения супружеских конфликтов - это правильный выбор брачного партнера. Мотивы вступления в брак: • брак по любви (самые непрочные браки, так как часто человек брак по расчету (самые прочные браки), все экспектации удовле • от усталости (хочется стабильности) • в отместку Очевидно, идеальным можно считать тот брак, в котором гармонично сочетаются оба эти критерия. Разрешение супружеских конфликтов зависит, в первую очередь, от умения супругов понимать, прощать и уступать, т. е. идти на компромисс. Компромиссный вариант завершения конфликта между супругами самый приемлемый. Он характеризуется поиском наиболее удобного и справедливого для обоих супругов решения, равенством прав и обязанностей, откровенностью требований, взаимными уступками. Снять напряженность и найти оптимальное решение помогает соблюдение следующих условий разрешения конфликтов: сужение площади спора до минимума; управление отрицательными эмоциями; стремление и умение понять позицию друг друга; осознание того, что в ссоре почти всегда нет правых; умение и стремление решать конфликты с позиции доброты; недопустимость приклеивания «ярлыка» друг к другу. Вопрос: «Кто виноват?», целесообразно заменить на: «Как нам быть?». Стратегии выхода из конфликта: 1) стратегию «конфронтации». Данный вариант выхода из конфликт 2)«уход» от решения возникших противоречий. В целом такой прием 3)«сглаживание» конфликта. Нередко такой вариант выхода из кон 4)стратегия «приспособления». Данный исход конфликта характеризу В супружеском конфликте особенно сложно определить конструктивные и эмоциональные причины его возникновения, т. е. объект конфликта. Это обусловлено тем, что супружеские конфликты часто принимают эмоциональную окраску. Разрешение конфликта надо начинать с установления истинных причин его возникновения. Для этого необходимо, по возможности, отде лить эмоции от истинных причин конфликта, безусловно, если конфликт не носит чисто эмоционального характера. Причины эмоциональных конфликтов часто кроются в психологических различиях супругов. Они проявляются в неприязненном, а иногда и враждебном отношении друг к другу. Первоосновой такого конфликта могут быть не решаемые длительное время конструктивные конфликты. В любом случае решение эмоциональных конфликтов является одной из самых сложных проблем в конфликтологии. Сами супруги решить такие конфликты, как правило, не в состоянии. Поэтому в решении эмоциональных конфликтов велика роль посредников, которыми могут быть родственники, друзья, знакомые, а порой и незнакомые люди, а также психолога и сексологи. Для решения неэмоциональных супружеских конфликтов имеется много способов: 1. В любом конфликте надо стремиться соблюдать личное достоинство и 2. В конфликте важно понять противоположную сторону, войти в «роль» 3.Каждый из супругов выполняет одновременно несколько ролей, порой 4.В супружеской жизни большое значение имеют такие принципы, как 5. В случае конфликта, возникшего по поводу вопроса о том, кто глава се 6. Не переносить свои внутренние конфликты на семью, но стремиться 7. Не переносить служебные (производственные отношения) на супруже Не акцентировать внимания на недостатках, просчетах и ошибках парт 9 «Не терзать ни себя, ни партнера подозрениями в неверности и измене, сдерживать себя в ревности, приглушать возникшее чувство подозрительности»'. 10.В конфликтных ситуациях стремиться к взаимному компромиссу и со 11.Всегда помнить, что нежность, ласка, внимательное отношение, соуча Взаимное уважение и доброжелательность, взаимопомощь и участие, общие цели и совместная деятельность способствуют формированию единой семейной субкультуры, в которой отдельные «Я»- интегрируются в совместное «Мы». Конфликты между родителями и детьми - одни из самых распространенных в семейной жизни. Даже в благополучных семьях более чем в 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями. Однако эта проблема не очень часто является самостоятельным предметом отечественных психологических исследований. Она, как правило, изучается в контексте более обширных исследований: семейных отношений, возрастных кризисов, влияния развития супружеских конфликтов на развитие детей. Семья, разумеется, далеко не единственная среда, где происходит формирование личности. И все же, в отечественной психологии и педагогике сложилось убеждение, что даже самые грубые промахи учителей обычно не так фатально сказываются на развитии личности ребенка, как неправильное поведение родителей, непонимание ими детей, конфликты. Рассмотрим факторы, наиболее часто являющиеся причиной конфликтного взаимодействия родителей и детей: 1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. Для гармоничных внутрисемейных отношений характерно сотрудничество и взаимопомощь равноправие всех участников семейного союза, гибкость оценок и поведения в зависимости от ситуации или состояния: членов семьи, формирование семейного «Мы», стимулирование развития индивидуальности. В такой семье взрослые общаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и, поощряют, высказывая одновременно советы, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не подчеркивают свое руководящее положение. Для этой семьи характерен демократический стиль воспитания детей. Все это дает психотерапевтический "■^фе понимания, принятия и одобрения личности. В дисгармоничной семье наблюдается конфликтное взаимодействие супругов, отчуждение,
напряженность, невозможность найти приемлемые способы общения друг с другом, затяжное нарушение психологического климата. Чувства и эмоции другого в расчет не принимаются, во взаимоотношениях сохраняется дистанция. Подобное приводит к невротическим реакциям членов семьи, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей; 2. Неэффективность родительского отношения к ребенку. а) педагогическая и психологическая несовместимость родителя, т.е. б) некритично усвоенные и ригидные стереотипы воспитания детей; в) личные проблемы и особенности родителей (или одного родителя), г) особенности общения с другими членами семьи, влияющие на отно 3. Конфликтное общение родителей, которое влияет на их отноше 4. Использование родителями таких деструктивных стилей роди
- авторитарный (или автократический) стиль, который характеризу - либеральный (или попустительский) стиль, проявляющийся в отстра 5. Возрастные кризисы детей. Возрастной кризис представляет собой ными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. Выделяют следующие возрастные кризисы детей: • кризис первого года (период перехода от младенчества к раннему детст • кризис трех лет (период перехода от раннего детства к дошкольному возрасту); • кризис 6-7 лет (период перехода от дошкольного к младшему школь • кризис полового созревания (период перехода от младшего школьного • подростковый кризис 15-17 лет (Д.Элъконин). 6. Личностные особенности родителей и детей. В качестве неблаго -холодность и требовательность, -ригидность и консерватизм мышления, -чрезмерный рационализм, -недостаток нежности и способности к ласкам у матерей, -неумеренная аффектация, -повышенная тревожность, -периодические депрессии, вызывающие эмоциональное отвержение ребенка, -злоупотребление вредными привычками (алкоголь и т.д.), -ортодоксальность убеждений. Среди личностных особенностей детей называют такие, как: - низкая успеваемость, - нарушение правил поведения, - игнорирование рекомендаций родителей, - непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, 7. Неблагоприятное влияние других значимых людей (кроме роди Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает следующими реакциями: • оппозицией (демонстративными действиями негативного характе • отказом (неподчинением требованиям родителей); • изоляцией (стремлением избежать нежелательных контактов с роди Особую группу конфликтов составляют конфликты родителей с взрослыми детьми (имеются в виду с детьми, определившимися в жизни имеющими профессию, а также семью, живущими с родителями вместе или раздельно). Выделяют следующие сложности во взаимодействии родителей с взрослыми детьми: • отсутствие контакта с детьми - непонимание того, как они живут, • неуважительное, резкое отношение к родителям, постоянные ссоры • тревога за детей, вызванная тем, что они живут не так, как должны • проблемы связанные с нестандартным, отклоняющимся поведением • конфликты по поводу «неправильного» воспитания внуков; • сложности^ возникающие из-за готовности родителей давать советы Основными путями профилактики конфликтного взаимодействия родителей с детьми являются: - психологическое просвещение родителей; - семейное индивидуальное и групповое консультирование; - семейная групповая и индивидуальная психотерапия. Таким образом, семейный конфликт рассматривается как способ выражения и разрешения противоречий, лежащих в основе развития сложнейшей системы, каковой является семья, Противоречия заложены в самом механизме функционирования семьи как малой социальной группы, а конфликт, будучи формой проявления и разрешения этих противоречий, обнаруживает себя во взаимоотношении и взаимодействии членов семьи.
1. Покрытия больших пролетов: классификация по различным признакам, стропильные и подстропильные конструкции, кровля, фонари. /3/: 205 -210, 216 -227, 317 – 356.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2878; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |