Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сатирические произведений

Подводя итог своему творчеству во вступлении к поэме «Во весь голос», Маяковский указывает на двух самых опасных врагов будущего — мещанство и бю­рократизм. Используя гиперболу, гротеск, сарказм, фарсовые ситуации, поэт создает сатиру нового типа, отрицавшую и обличавшую все, что мешало успехам новой жизни.

Воспевая социалистический быт и социалисти­ческий образ жизни, Маяковский воспринимал по­эзию и как оружие в классовой борьбе с врагами но­вой жизни. В стране, по его убеждению, не прекраща­ется «злой и классовый бой». Непримиримостью к советским «помпадурам» проникнуто сатирическое стихотворение «О дряни» (1920). Используя приёмы, гиперболизации, фантастического преображения дей­ствительности, поэт утверждает: «мурло мещани­на», «обывательский быт» — «страшнее Врангеля». Мещанский покой и мещанская сытость воспринима­лись Маяковским как угроза для претворения в жизнь его мечтаний.

Ярче всего талант Маяковского-сатирика рас­крылся в последних его драматургических произве­дениях — комедиях «Клоп» (1928) и «Баня» (1929).

«Клоп»— «феерическая комедия», как опреде­лил жанр пьесы сам автор, была поставлена на сцене Государственного театра Вс. Мейерхольда 13 февра­ля 1929 года. В основе сюжета — фантастическая история воскрешения человека, «замёрзшего пятьде­сят лет назад». Комедия состоит из девяти частей («картин»), в первых четырех частях описывается «настоящее» (действие разворачивается на террито­рии «бывшего Тамбова» в «двадцать девятом году»). «Бывший рабочий, бывший партиец» Пьер Скрипкин (Пётр Присыпкин), порвав с друзьями из рабочего об­щежития и с любимой девушкой Зоей Берёзкиной, стремится стать нэпманом и жениться на парикмахер­ше Эльзевире Ренессанс-. Кульминацией этой части комедии стала сцена свадьбы, закончившаяся пожа­ром и гибелью всех присутствовавших. Пять следую­щих частей изображают общество будущего («федерация земли»), куда попадают чудом спасшийся При­сыпкин и «клопус нормалис». Соединив реальность и фантастику, автор показал столкновение настоя­щего и будущего, перспективу развития обществен­ных отношений. В будущем такие пороки, как пьян­ство, пошлость, хамство, безделье будут изжиты, не случайно «бывший рабочий» вместе с клопом был по­мещён в зоопарк, чтобы не распространялась эпиде­мия. Этот финал, возможно, должен был означать ис­торическую обречённость мещанства как обществен­ного явления. Однако слова Присыпкина: «Граждане! Братцы! Свои! Родные! Откуда? Сколько вас?! Когда же вас всех разморозили? Чего же я один в клетке?» — можно рассматривать и как доказательство тщетности усилий в борьбе с обывательством (среди «будущего» Присыпкин видит себе подобных).

«Баня» — «драма в шести действиях с цирком и фейерверком» была написана в 1929 году. События этой пьесы разворачиваются в настоящем времени. Изобретатель Чудаков создал машину времени, но строителю будущего противостоит бюрократ Победоносиков. Этот конфликт помогла разрешить «фосфорическая женщина», прилетевшая из будущего («делегатка 2030 года»). Столкновение двух групп (изобретатель Чудаков, Велосипедкин, Двойкин, Тройкин, с одной стороны, Победоносиков, Моментальников, Оптимистенко, с другой) не является частным случаем, таким образом автор воплощает основной конфликт пьесы — конфликт «нового с устаревшим», общественных интересов с личными, скрывающимися за «государственными делами». Кульминацией пьесы стала сцена, где все наперебой убеждают «фосфорическую женщину» в том, что они нужны «для коммунизма»: «Будущее примет всех, у кого найдется хотя бы одна черта, роднящая с коллективом коммуны, — радость работать, жажда жертвовать, неутомимость изобретать, выгода отдавать гордость человечностью». Развязка пьесы подготовлена сатирическим изображением «главначпупса» и его единомышленни­ков — их разоблачило будущее, где они оказались невостребованными.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема любви | Первобытнообщинное хозяйство
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.