Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7. Государственное регулирование экономики





7.1. Основные методы государственного регулирования экономики.

В современной рыночной экономике государство, как правило, принимает на себя функции, которые не способен выполнять рынок. В первую очередь это производство или финансирование производства общественных благ. Общественные блага – блага, которые могут потребляться многими людьми, в независимости от того, может или не может оплатить их каждый отдельный человек.

Общественные блага в свою очередь делятся на чистые и смешанные.

На чистые общественные блага не распространяется принцип изъятия из потребления. К таким относятся национальная безопасность, обеспечение правопорядка, защита окружающей среды, поддержание в порядке улиц. Их производство финансируется за счет госбюджета.

Смешанные блага можно изъять из потребления тех, кто не хочет или не может их оплатить, но в связи с тем, что их общественная полезность превышает индивидуальную, производство этих благ обеспечивает правительство. Они делятся на общедоступные и платные.

К общедоступным относятся земля, недра, флора и фауна, водоемы (общественная полезность больше, чем индивидуальная). К платным: библиотеки, образование, медицинская помощь (можно изъять из потребления у тех, кто не может или не хочет платить).

Регулирование производства смешанных общественных благ правительство осуществляет: путем предоставления исключительных прав на использование ресурсов для производства этих благ; внедрение административных барьеров при входе на рынок этих благ путем лицензирования, чрезмерного налогообложения и т.д.; предоставление субсидий для их производства.

Правительство осуществляет воздействие на экономику с помощью экономической политики государства, т.е. системы целей и инструментов, которые обеспечивают решение стратегических и тактических заданий развития страны.

Основными задачами правительства являются:

1. Разработка законов, норм и правил владения собственностью и функционирования рынка.

2. Осуществление государственных закупок экономических благ, производство общественных благ с целью продажи или частичной передачи в бесплатное пользование потребителю.

3. Осуществление трансфертных платежей: на социальное страхование, субсидии и т.п.

4. Внедрение налогов.

5. Прямое влияние на распределение ресурсов, манипулируя налогами и госрасходами.

6. Охрана окружающей среды и национальная безопасность.

7. Защита конкурентной среды.

Решение далеко не полного перечня задач правительства требуют соответствующих инструментов, т.е. действий, с помощью которых можно реализовать задачи правительства.

Правительство может осуществлять воздействие на экономику, реализуя следующие инструменты.

Внешнеэкономическая политика – изменение валютного курса, таможенная политика, стимулирование экспорта и т.п.

Социальная политика – установление минимальной зпл и пенсий, обязательное государственное социальное страхование, социальная помощь и т.п.

Антимонопольная политика – контроль за деятельностью природных монополий, антимонопольные запреты.

Антициклическая политика – стимулирование/ограничение совокупного спроса и предложения.

Амортизационная политика – установление режима и нормы амортизации.

Инвестиционная политика – государственное инвестирование, налоговые и кредитные льготы.

Антиинфляционная политика – влияние на предложение денег, индексация денежных доходов, регулирование цен и доходов, контроль над денежной эмиссией.

Планирование – текущей и стратегическое планирование, разработка целевых программ.

Бюджетно-налоговая политика – государственные закупки и инвестиции, налоговые ставки и льготы и т.п.

Денежно-кредитная политика – норма обязательных банковских резервов, межбанковских кредитов, процентной ставки и т.п.

В долгосрочном периоде влияние правительства на экономику осуществляется в первую очередь благодаря влиянию последних двух инструментов.

 

7.2.Бюджетно-налоговая политика государства.

Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важным методом государственного регулирования экономики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике (или просто фискальной).

Фискальная политика – система регулирования правительством экономики с помощью изменения государственных расходов, состояния государственного бюджета и налогов, с целью сглаживания колебаний экономического цикла, достижения высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции, стабилизации темпов экономического роста.

Стимулирующая фискальная политика в краткосрочном периоде имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и экономическому росту.

Сдерживающая фискальная политика имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущие налоги могут послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции.

Таким образом, налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Рассмотрим их подробнее.

Под налогами (сборами, пошлинами) понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке, определенных законодательством.

Налоги выполняют следующие функции:

1. Финансирование государственных расходов (фискальная функция).

2. Социальная функция – поддержание социального равенства путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп.

3. Регулирующая функция – государственное регулирование экономики.

Налоги бывают двух видов.

Прямые налоги взимаются с доходов и имущества конкретного физического или юридического лица: налог на прибыль, социальные взносы, налог на землю и т.д.

Косвенные налоги начисляются на товары и услуги: НДС, акцизы, таможенные пошлины. Эти налоги частично или полностью переносятся на цену товара и услуги.

В соотношении прямых и косвенных налогов доля прямых налогов в структуре налоговых поступлений в госбюджет тем больше, чем богаче государство. В Украине преобладают непрямые налоги. Это объясняется: значительной доли теневого сектора, большим количеством убыточных предприятий и т.д.

Сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. В случае налогов на доходы – налогооблагаемая прибыль. Она равна разности между полученным доходом и налоговыми льготами. Налоговые льготы устанавливаются в порядке, определяемом законодательством. Распространены следующие виды налоговых льгот:

1. необлагаемый минимум объекта налога (минимум зпл),

2. освобождение от уплаты налогов отдельных лиц (ветераны войны),

3. понижения налоговых ставок,

4. вычет из налоговой базы определенных расходов,

5. налоговый кредит (уменьшение суммы налога на определенную величину.)

Совокупность взимаемых в государстве налогов, а также форм и методов их построения образуют налоговую систему.

На практике встречаются три вида налогообложения.

Прогрессивное налогообложение – ставка налога увеличивается по мере увеличения дохода.

Пропорциональное налогообложение предусматривает одинаковую долю налога в доходах, независимо от их величины, т.е. не учитывает дифференциации доходов при установлении налоговой ставки.

Регрессивные ставки налога означают уменьшение ставок по мере возрастания дохода.

Государственный бюджет – годовой план госрасходов и источников их финансирования (доходов).

Главными источниками поступлений в бюджет являются: налоги, отчисления на социальное страхование, государственный заем, эмиссия денег, продажа государственного имущества.

Функции госбюджета:

1. Фискальная функция состоит в изъятии с помощью налогов части доходов населения для обеспечения тех видов деятельности, которые не имеют собственных источников дохода (придоохранительные меры, библиотеки, архивы) или имеют не достаточно средств для самофинансирования (театры, музеи, научные исследования). Т.е. эта функция состоит в поддержке производства общественных благ.

2. Распределительная функция состоит в том, что аккумулированные в госбюджете денежные средства используются для перераспределения на развитие социальной инфраструктуры, инвестирования в капиталоемкие отрасли с длительным сроком окупаемости, увеличение жизненного уровня населения, решения соцпроблем.

3. Стимулирующая функция проявляется в том, что изменяя базу и ставку налогообложения, используя льготы, правительство может влиять на циклические колебания экономики, изменение ее структуры и тд.

4. Контрольная функция выполняется потому, что бюджет в в денежном выражении отражает экономические процессы, отклонение от равновесия и тп.

По состоянию различают государственный бюджет:

- нормальный, когда расходы равны доходам,

- дефицитный, когда расходы превышают доходы,

- профицитный, когда доходы превышают расходы.

В качестве допустимой нормы дефицит бюджета может составлять 3-5% от ВВП или 8-10% от доходной части бюджета.

Для финансирования дефицита используются такие меры: продажа государственных ценных бумаг, заем у внебюджетных фондов (у фонда страхования, пенсионного и т.п.), получение кредитов у банков (обычно используется для местного бюджета), заем у иностранных государств, дополнительная эмиссия денег.

К последней мере государства обычно прибегают в критических ситуациях – войны, затяжной кризис. Последствия такой меры плачевны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочного инвестирования, обесцениваются сбережения населения и т.п. Правительства развитых стран избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого за национальным эмиссионным банком закрепляется официальная независимость от исполнительной и законодательной власти. Т.е. банк не обязан финансировать правительство, таки образом, ставится заслон инфляционному взрыву.

К средствам для ограничения бюджетного дефицита относятся:

- переход от финансирования к кредитованию,

- ликвидация дотаций убыточным предприятиям,

- уменьшение расходов на госаппарат, на социальные программы,

- изменение системы налогообложения.

Методы фискальной политики делятся на: прямые и косвенные.

К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования. Средствами госбюджета финансируются: затраты на расширение производства, непроизводительные расходы государства, содержание военного комплекса и т.п.

С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей и потребителей путем предоставления субсидий, манипулирования ставками налогов, изменения размеров трансфертных платежей.

7.3. Денежно-кредитная политика. Центральный банк, коммерческие банки. Цели и инструменты.

Банковская система в рыночной экономике является обычно двухуровневой и включает Центральный банк и коммерческие банки различных видов.

Основными функциями коммерческих банков являются привлечение вкладов (депозитов) и предоставление кредитов, а также покупка-продажа ценных бумаг.

Центральный банк является государственным учреждением и выполняет следующие функции: разработка и реализация денежно-кредитной политики, эмиссия денег, хранение золотовалютных резервов страны, кредитование коммерческих банков.

Конечными целями денежно-кредитной политики являются экономический рост, полная занятость, стабильность цен, устойчивый платежный баланс. Промежуточными ориентирами являются: величина денежной массы, ставка процента, обменный курс.

Инструменты денежно-кредитной политики бывают как прямыми, так и косвенные.

Прямыми инструментами регулирования являются установление лимитов кредитования, прямое регулирование ставки процента за кредит.

К косвенным: изменение нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки, операции на открытом рынке. Эффективность использования косвенных инструментов тесно связана со степенью развития денежного рынка. Поэтому, в развивающихся странах используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Рассмотрим инструменты косвенного регулирования более подробно.

1. Изменение нормы обязательных резервов, т.е. суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке. Норма обязательных резервов устанавливается в % от объемов депозитов к коммерческом банке. Кроме функции страхования вкладов, данная норма используется для осуществления контрольных и регулирующих функций ЦБ.

Чем выше норма обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для своих операций, т.е. сокращается денежная масса. И наоборот.

2. Изменение учетной ставки, т.е. ставки по которой ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам. Учетная ставка обычно ниже ставки межбанковского рынка, но как правило ЦБ выступает как последний кредитор для коммерческих банков, т.к. получение кредита у ЦБ сопряжено с определенными административными ограничениями.

Если учетная ставка повышается, то объем заимствования у ЦБ сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по кредитам. Предложение денег в экономике снижается. И наоборот.

3. Операции на открытом рынке – как инструмент денежно-кредитной политики широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Он предполагает покупку-продажу ЦБ государственных ценных бумаг, как правило краткосрочные государственные облигации.

Когда ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческих банков, у последних увеличивается резервы для своих операций, в т.ч. кредитование и предложение денег растет.

Сочетание этих 3-х инструментов породило такие понятия как: дешевые и дорогие деньги.

В задачи политики дешевых денег входит удешевление кредита и облегчение доступа к нему, с целью увеличения совокупного спроса и занятости (т.е. преодоления спада в экономике). Такой набор политических решений включает: покупка ценных бумаг, снижение резервной нормы и учетной ставки процента.

В задачи политики дорогих денег входит ограничение денежного предложения с целью сокращения расходов и сдерживание инфляции. Такой набор решений включает: продажа ценных бумаг, повышение резервной нормы и учетной ставки процента.

Стоит отметить, что эффективность денежно-кредитной политики в современных условиях в значительной мере определяется степенью независимости ЦБ от исполнительной власти. Просматривается закономерность: чем больше независимость ЦБ, тем ниже темпы инфляции и дефицит бюджета.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.