Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативные правовые акты

Дополнительная литература

Основная литература

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Тема лекции № 7 Основы финансового права Республики Казахстан.

  1. Финансовая деятельность государства
  2. Финансовое право как отрасль права.
  3. Институты и разделы финансового права.
  4. Финансово-правовые нормы и отношения.

Финансовая деятельность государства – это организация денежной системы страны, а также формирование, распределение и использование государственных денежных фондов. Главной целью финансовой деятельности является создание благоприятных условий для нормального функционирования социально-экономических структур общества.

Финансовая деятельность государства должна строиться на следующих принципах:

  1. учет потребностей общества и подчиненность его интересам;
  2. гласность и открытость, подконтрольность обществу;
  3. нормативность и плановость;
  4. предсказуемость и доступность общественному пониманию.

В современных условиях финансы существуют в виде денежных фондов. Под денежным фондом понимается относительно обособленная часть денежных средств государства, предназначенная для определенных целей. Совокупность государственных денежных фондов образует финансовую систему. Каждый денежный фонд является сосредоточением определенных финансовых отношений.

1-я группа - отношения, связанные с наполнением фонда деньгами. Они возникают между плательщиком и органом, в чьем ведении находится фонд, их принято называть отношениями по формированию денежного фонда.

2-я группа - отношения, связанные с выделением денег из фонда и их движением к получателю – отношения по распределению денежных фондов.

3-я группа - отношения, связанные с организацией использования денежных средств, полученных из фонда.

Конкретные приемы и способы, посредством которых государство осуществляет формирование, распределение и организацию использования денежных фондов – это методы финансовой деятельности. Наиболее типичными методами являются: - Методы формирования денежных фондов:

  1. Принудительное и безвозвратное изъятие денежных средств у их владельцев в виде налогов.
  2. Добровольно-безвозвратное привлечение денежных средств, в виде пожертвований и дарений денег гражданами, юридическими лицами государству.

Привлечение денежных средств на основе реализации государственных услуг или передачи исключительных прав. Наиболее типичной в этом случае является государственная пошлина, которую можно рассматривать в качестве платы за оказанные государством услуги юридического характера. Этот метод также охватывает всякого рода разновидности государственного страхования, то есть взамен на страховые платежи государство гарантирует определенную страховую защиту.

Эмиссия – выпуск в обращение дополнительных денежных знаков. Эмиссия должна быть связана с заменой денежных знаков, пришедших в физическую негодность. Но нередко государство использует эмиссию как средство получения дополнительного дохода, что может привести к инфляции.

- Методы распределения денежных фондов:

  • Финансирование, т.е. безвозвратное предоставление денежных средств.
  • Кредитование, т.е. предоставление денег на условиях возврата (в долг, кредит).

Выполнение владельцем фонда своих финансовых обязательств перед кредиторами, например, возврат государственными банками денег держателям счетов и вкладов.

- Методы организации использования денежных фондов:

  • Установление назначения денежных фондов. Например, создавая государственный пенсионный фонд, государство предопределяет, каким образом будут расходоваться средства этого фонда.
  • Установление порядка использования средств, полученных из денежного фонда. Например, если деньги выделяются на строительство жилого дома, то только на эти цели они и могут быть израсходованы.
  • Установление финансовых нормативов и лимитов выделения денежных средств. Через финансовые нормативы и лимиты государство устанавливает пределы выделения и расходования денежных средств на ту или иную единицу, н-р, стоимость обучения одного учащегося средней школы.
  • Осуществление контроля за использованием денежных фондов.

Финансовая деятельность государства осуществляется в определенных правовых нормах. Это заключение финансовых договоров и издание юридических актов.

Финансовое право как отрасль права. Термин «финансы» обычно отождествляют с деньгами. Специалисты же выделяют два значения финансов: в материальном смысле и как экономическую категорию. В материальном смысле финансы представляют собой совокупность денежных средств, находящихся в собственности государства. Как экономическая категория финансы представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и организации использования государственных денежных фондов. Финансы являются материальной основой существования государства. Главное назначение финансов – это денежное обеспечение функционирования государства.

Финансовое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. Предметом финансового права выступает особая группа общественных отношений, именуемых финансовыми. Эти отношения являются денежными. В финансовом праве используются методы правового регулирования: императивный и диспозитивный. Под методами правового регулирования понимаются способы воздействия государства на поведение участников финансового отношения посредством определения их прав и обязанностей. Императивный метод (односторенне-властный) характеризуется жесткостью и тщательностью регулирования государством поведения субъектов финансового отношения. Осуществляется он посредством издания правовых актов, где регламентируются их права и обязанности. Диспозитивный метод (договорной) устанавливает лишь общие рамки поведения субъектов финансового отношения. Выбор метода правового регулирования предопределяется методом финансовой деятельности государства. Так, если оно собирает деньги путем принудительного и безвозвратного их изъятия у плательщика, то используется императивный метод. Однако государство может проявлять определенную гибкость, добывая деньги с помощью воздействия на интересы плательщика, в результате чего он отдает деньги государству добровольно. В таком случае применяется диспозитивный метод правового регулирования.

Институты и разделы финансового права. Финансовое право состоит из следующих институтов: финансовое устройство, правовые основы денежной системы, финансовое планирование, финансовый контроль.

  1. Финансовое устройство включает финансовую систему, финансовую структуру, финансовое регулирование. Финансовая система определяет виды денежных фондов и их назначение. Финансовая структура представляет собой систему государственных органов, осуществляющих управление закрепленными за ними денежными фондами. Финансовое регулирование представляет собой воздействие государства на финансовую систему с целью обеспечения ее нормального функционирования.
  2. Правовые основы денежной системы – следующий институт финансового права. Под денежной системой понимаются сложившиеся исторически и закрепленные национальным законодательством организационные формы функционирования денег в стране. Денежная система включает: денежную единицу, виды денежных знаков, порядок эмиссии денег, режим валюты, порядок денежного обращения, официальный валютный курс.
  • Денежная единица - это установленное законодательством обозначение денежного знака, которое служит для обозначения национальной вылюты.
  • Виды денежных знаков – внутреннее строение национальной валюты (бумажные деньги, разменная монета).
  • Порядок эмиссии денег – установленный государством порядок выпуска в обращение дополнительных денежных знаков.
  • Режим валюты определяется установленными государством валютными ограничениями, которые действуют как в отношении национальной валюты, так и в отношении иностранных валют.
  • Валютный курс – соотношение национальной валюты с иностранной. Этот курс вырабатывается на основе рыночно определяемой покупательной способности денежных единиц.
  • Денежное обращение – это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее обмен товаров, а также нетоварные платежи.

В целях регулирования денежной системы государство может использовать такие финансовые инструменты, как деноминация, девальвация и ревальвация.

  • Деноминация – денежная реформа, в результате которой происходит укрупнение национальной денежной единицы путем обмена старых денежных знаков на новые по установленному соотношению.
  • Девальвация – денежная реформа, заключающаяся в уменьшении официального золотого содержания денежной единицы страны или в понижении ее официального курса по отношению к валютам других стран.
  • Ревальвация – повышение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран.
  1. Финансовое планирование – это процесс составления, рассмотрения, утверждения и организации исполнения финансовых планов. Объектом финансового планирования всегда выступает тот или иной денежный фонд. Юридической формой осуществления финансового планирования являются планово-финансовые акты. Эти акты регулируют общественные отношения, выступают в качестве юридического факта, лежащего в основе возникновения и прекращения финансовых правоотношений, наделяют их участников правами и обязанностями.
  2. Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства в целях эффективного социально-экономического развития страны.

Основными разделами (отраслями) финансового права являются: бюджетное право, финансово-банковское право, финансово-страховое право, финансово-хозяйственное право.

  • Бюджетное право регулирует отношения, возникающие в процессе формирования и распределения государственных бюджетов.
  • Финансово-банковское право регулирует организацию банковского дела в стране, а также отношения по формированию и расходованию банковских фондов.
  • Финансово – страховое право регулирует организацию страхового дела в стране и отношения, возникающие в процессе государственного страхования.
  • Финансово – хозяйственное право регулирует отношения, возникающие при формировании государственных фондов за счет собственных ресурсов той или иной отрасли.

Финансово-правовые нормы и отношения. Финансово-правовая норма – это закрепленное нормативным правовым актом правило поведения субъекта финансового отношения.

Финансово-правовые нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

· обязывающие финансово-правовые нормы предписывают участникам финансового правоотношения совершить определенные действия. Например, в системе налоговых отношений плательщик обязан уплатить государству определенную сумму, а налоговый орган – обеспечить взыскание этой суммы в случае уклонения плательщика от уплаты налога.

· запрещающие предписывают воздержаться от определенных действий. Например, запрещается изымать в вышестоящие бюджеты доходы, дополнительно полученные местными бюджетами.

· уполномочивающие дозволяют совершать определенные действия. Например, государственные предприятия вправе из своих денежных фондов предоставлять ссуды другим субъектам.

Структура финансово-правовых норм также состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза описывает обстоятельства, при которых данная норма должна применяться. Диспозиция содержит само правило поведения. Санкция устанавливает ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний финансово-правовых норм.

Финансовые правоотношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов. Финансовые правоотношения подразделяются на односторонне-властные и договорные. Односторонне-властные возникают на основе одностороннего веления государства. Согласие второй стороны на вступление в такое отношение не требуется. Договорные правоотношения основываются на соглашении сторон. Материальным объектом финансового правоотношения выступают деньги. Для граждан наиболее типично участие в финансовых правоотношениях в качестве налогоплательщиков.

1. Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. – Алматы, Баспа, - 2001.

  1. Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Особенная часть. –
  2. Ибраева А.С., Ибраев Н.С. Теория государства и права. А., 2005 г.
  3. Таранов А.А. Административное право Республики Казахстан. Академический курс. Алматы: Норма-К, 2003.
  1. Оспанов К.И. Основы права: Учебное пособие.–Алматы: Жеті жарғы, 2007. –304 с.
  2. Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан. Академический курс. Алматы: Жетi Жарғы, 2004.
  3. Гражданское право Республики Казахстан /Отв.ред. Басин Ю.Г., Сулейменов М.К.Академический курс. Алматы: КазГЮА, Т.1.2000. Т.2, 2003.
  4. Дулатбеков Н.О., Амандыкова С.К., Турлаев А.В. Основы государства и права. Караганда, 1997 г.

 

1. Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995 с изменениями и дополнениями

2. Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). 12.06.2001.

3. Гражданский Кодекс Республики Казахстан от 27.12.94 г. Общая часть

4. Гражданский Кодекс Республики Казахстан от 01.07. 99 г. Особенная часть

5. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30.01.01

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
А, в — стоя; б, г — сидя | Концепции бизнеса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.