Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды (стратегии) чтения




Цели и виды (стратегии) чтения.

1. Информационно-поисковая – найти нужную информацию.

2. Усваивающая – понять информацию и логику рассуждения.

3. Аналетико-критическая – осмыслить текст, определить к нему своё отношение.

4. Творческая – на основе осмысления информации дополнить и развить её.

1. Библиографическое чтение – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журнальных статей за год и другое. Цель такого чтения – по библиографическим описаниям найти источники, которые могут быть полезны для дальнейшей работы.

2. Просмотровое чтение, как и библиографическое, используется для поиска материалов, содержащих нужную информации. Обычно к нему прибегают сразу после работы с каталогами и списками литературы, поскольку с их помощью читатель может только предположить, что к книге или статье данного названия содержится интересующая его информация. Для окончательного решения вопроса он должен просмотреть отобранные материалы, отдельные их части (оглавление, аннотацию, введение, заключение), чтобы выяснить, действительно ли в них содержаться нужные сведения и насколько полно в каждом из источников они представлены. В результате такого просмотра устанавливается, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе.

Выработав стратегию просмотрового чтения, вы сможете «окинуть текст единым взором», представить его структуру, уяснив его идею, составив план будущего углубленного изучения: на что надо обратить особое внимание, а что можно и опустить без потери для смысла текста. Просмотровым чтением особенно удачно пользуются те, кто хорошо усвоил и отработал до автоматизма навык атиципации – мысленного предугадывания текста. Тем читателям, кто не овладел навыками просмотрового чтения, приходится во время ознакомления с текстом просматривать практически все строчки текста для того, чтобы составить представление о содержании текста. Читателям, владеющим хотя бы навыками мысленного прогнозирования, удается составлять общее представление о тексте путем выборочного прочтения частей текста и дальнейшего домысливания того, что было не усвоено.

Ознакомительное чтение – подразумевает сплошное достаточно внимательное прочтение отобранных статей, книг их глав, отдельных страниц. Цель – познакомиться с характером информации в целом, уяснить какие вопросы вынесены автором на рассмотрение; провести сортировку материалов, на существенный и несущественный, выделить моменты, заслуживающие особого внимания. После такого чтения источник или откладывается как не содержащий новой нужной информации, или оставляется для изучения.

Изучающее чтение – предполагает доскональное освоение материала, отобранного в ходе ознакомления со статьями и книгами. В ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять и впитать всю предлагаемую информацию, реализуется установка на предельно полное понимание и усвоение материала.

Аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения, близкие между собой. Первое из них предполагает направленный критический анализ информации; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым высказываются собственные мысли. Основное качество квалифицированного профессионального чтения – это гибкость, требующая от читателя умения управлять сменой своих установок и в зависимости от них переходить от одного вида чтения к другому.

Стратегия аналитического чтения определяется целью, стоящей перед читателем, получить твердые знания о предмете чтения и изучения а эта задача предполагает чтение и осмысление прочитанного, переработку полученной информации в фундаментальные знания, которые можно припомнить всегда. При аналитическом чтении снижается скорость чтения.

1) Научно-популярная литература читается со скоростью 1500 – 3000 знаков в минуту.

2) Периодику (газетный текст) - 3000 - 5000 знаков в минуту.

3) Учебный или научный тексты – 200 – 600 знаков в минуту.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 5871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.