Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Караваджо Микеланджело Меризи

Quot;Фанни и Александр" (1982), по словам И. Бергмана, – последний его фильм. Действительно, с тех пор шведский режиссер не снимал произведений для большого экрана, хотя продолжает работу в театре и на телевидении. "Фанни и Александр" вполне может рассматриваться как своеобразное подведение итогов. Здесь синтезированы все основные мотивы бергмановского кинематографа в универсальном сопоставлении жизни и искусства. Искусство жить Бергман выдвигает на первый план картины в противовес своей традиционной теме. По стилистике "Фанни и Александр" неожиданно близка феллиниевскому мироощущению: тут много юмора, пышных форм и сочных красок. Этот фильм – "свободное травестирование (игра) фрагментами биографии, а вернее – перенесение биографии в сферу мифа, мифа художника". Мир детства с его фантазиями, таинственными инстинктами, обещаниями и надеждами в лице Александра и его сестры спроецирован на два сказочно контрастных жизненных уклада. В доме отчима-пастора господствует аскетизм, моральные запреты и карающая рука господня. Дом бабушки - это мир радостного творчества, полный ошибок и греха, но также любви, сострадания и прощения. Это ясный мир Рождества, освещенный блеском искусства.

Ингмара Бергмана всегда интересовал индивидуальный человек сильный, слабый, исключительный, заурядный, проклятый, благословенный, взятый в контексте семьи, где имеют место самые иррациональные и чудесные явления - любовь, ненависть, рождение, смерть, созревание души и тела. Отсюда в его фильмах приоритет внутреннего действия, достигающего своей кульминации в экспрессии диалога и в крупном плане лица героя (актера). Человеческое лицо в киноискусстве Бергмана обретает абстрактно-символическое значение. Занимая весь экран, оно предельно обнажается во множестве своих воплощений: от имманентных (равнодушие, ложь, игра) – до трансцендентных (вера, тоска, любовь).

В 60-е годы в шведский кинематограф пришло новое поколение режиссеров, сформировавших направление "нового шведского кино", для которого характерно максимально реалистическое изображение жизненных конфликтов при помощи документальных средств выразительности (репортажность, натуральная среда). Подобная стилистика была продиктована желанием молодых режиссеров противопоставить собственную художественную программу изысканной субъективно-психологической поэтике фильмов предыдущего поколения (и в первую очередь, Бергману). Поэтому ленты "нового шведского кино" отличались нарочитой заземленностью, будничностью тематики и безыскусностью экранного языка.

Характерно, что наиболее яркие фигуры "нового шведского кино" (Бу Видерберг, И. Доннер, В. Шеман) начинали свой творческий путь в кинокритике. Так, автор довольно резкой монографии о Бергмане И. Доннер (р. 1933) поставил фильм "Любить" (1964), в котором противопоставил бергмановской идее любви-ненависти концепцию любви как спасения от одиночества и патологических страхов. В. Шеман (р. 1924) снимал свои картины через призму биологизации социальной жизни. Господство секса и политики как тождественных явлений определяет стилистику его фильмов – "Моя сестра, моя любовь" (1966); "Я любопытна: желтый" и "Я любопытна: синий" (согласно цветам шведского государственного флага); "Пригоршни любви" (1974) и "Линус" (1979) (о социал-демократическом движении в Швеции начала XX века). Б.Видерберг (р. 1930), начав с малого реализма пролетарских предместий ("Детская коляска" (1962), "Привет, Роланд!" (1966)), постепенно подошел к широкой проблематике больших социальных потрясений ("Адален 31", "Джо Хилл").

В 70-е годы в шведском кино заявила о себе большая группа режиссеров-женщин - С. Остен, Г. Линдблум, И. Хельнер. Постановками занялись и выдающиеся (бергмановские) актрисы: И. Тулин ("Расколотое небо"), Л. Ульманн ("Исповедальные беседы").


Вопросы

1. Каковы основные черты шведской школы немого периода?

2. Что такое фюртиотализм?

3. Основная тема творчества Бергмана? Проблематика фильма «Седьмая печать»?

4. Каковы художественные черты киноязыка фильмов Бергмана? Оператор Бергмана?

5. Психологические черты главных героинь фильмов Бергмана. Любимые актрисы режиссера.

Литература

Кино. Энциклопедический словарь. М., 1986.

Кино Европы. Режиссерская энциклопедия. М., 2002

Ингмар Бергман. Латерна Магика. М., 1989.

 

Положение во гроб. 1602-1604

Смерть Марии. 1605-1606

Официальный художник каталическоой церкви (однако, грубая и сдержанная манера)

Сер. 16 века - эпоха контрреформаций в Европе

Распятие Св. Петра 1600-1602. Санта Мария дель Пополла

Юноша с лютней. 1595

Юдифь, обезглавливающая Олоферна. 1599

"Караваджизм" и "караваджисты" - тенденции натурализма - испанская школа живописи (Веласкес)

Ужин в Эммаусе. 1601

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
График собственных колебаний системы с одной степенью свободы | Условия и факторы социально-экономического развития муниципального образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.