Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалектическая концепция развития

Диалектика стала учением, в котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположностей, в развитии и переходах из одного состояния в другое. Диалектика исследует наиболее общие, универсальные, существенные связи и отношения, присущие всем процессам и явлениям объективного мира. Структурные связи бытия раскрываются с помощью таких категорий диалектики, как причина и следствие, случайность и необходимость, сущность и явление, возможность, вероятность, действительность, закон.

Одной из форм проявления всеобщей, универсальной связи является причинно-следственная связь, которая в философском познании оформилась в один из фундаментальных принципов — принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все явления окружающего мира детерминированы, т.е. возникают, развиваются, разрушаются и погибают в результате действия определенных причин. Детерминизм в гипертрофированном виде может перейти в фатализм как веру в предопределенность всех событий в мире и истории. Это представление о неизбежности всего происходящего в природе и в жизни человека, исключающее случайность и свободу. Отказ от принципа детерминизма, т.е. индетерминизм – философское учение, отрицающее объективность причинной связи. При индетерминизме “возможны” самые невероятные, необусловленные причинами явления — вплоть до “чуда”.

Категория причины применяется в философии для обозначения явления, которое в определенных условиях с необходимостью вызывает, обусловливает другое явление, называемое следствием. Фундаментальной чертой причинности, отличающей ее от остальных форм связи, является генетический характер этой зависимости — причина порождает следствие. Но диалектическое взаимодействие между причиной и следствием состоит в том, что следствие не пассивно по отношению к своей причине, оно оказывает активное обратное воздействие на породившую его причину. Так, болезнь (причина) приводит к снижению аппетита (следствие), что в свою очередь снижает сопротивляемость организма и усугубляет течение болезни. Причина и следствие находятся между собой в состоянии взаимоперехода и образуют бесконечную причинно-следственную цепь, в которой всякое явление по отношению к предыдущему является следствием, а по отношению к последующему причиной. Важной философской проблемой является классификация причин, которую можно проводить по ряду оснований, выделяя динамические (однозначные) и статистические (вероятностные) причины, объективные и субъективные, общие и частные, внутренние и внешние, существенные и несущественные, главные и второстепенные. В общественно-исторической практике большую роль в реализации событий играет повод, который можно определить как несущественную, внешнюю причину.

Категории необходимости и случайности отражают качественно особые связи объективного мира, которые не охватываются другими категориями. Под необходимостью понимается то, что закономерно вытекает из внутренних, существенных связей и отношений, что обусловлено всем предшествующим развитием и в силу этого неизбежно происходит или обязательно должно произойти. Под случайностью понимается явление, которое непосредственно вытекает не из сущности, не из внутреннего закономерного развития данного процесса, а из его внешних связей и отношений. Случайное - это то, что могло произойти, а могло не произойти. Категории необходимости и случайности предполагают друг друга, не существуют друг без друга и вместе с тем отрицают друг друга. Они составляют два полюса одной связи: ни случайность, ни необходимость в реальной действительности не выступают в чистом виде. Важнейшим моментом диалектической связи необходимости и случайности является возможность их перехода друг в друга. Так, одно и то же событие или явление в одном отношении выступает как необходимое, а в другом как случайное. Момент связи необходимости и случайности выявляется в характеристике случайности как формы проявления необходимости. Необходимость всегда прокладывает себе дорогу через массу случайностей. Так, открытие неевклидовой геометрии именно Лобачевским было случайным событием, но само это открытие было с необходимостью подготовлено всем ходом развития геометрии XIX в. Именно поэтому независимо от Лобачевского неевклидова геометрия была открыта Больяи и Гауссом.

Развитие также представляет собой процесс взаимосвязи возможности и действительности. В начале новое существует в недрах старого как нечто еще не сложившееся, как потенция, возможность возникновения и развития. Только при определенных условиях новое побеждает и становится действительностью. Любой процесс изменения и развития связан с превращением возможного в действительное и дальнейшим порождением этой новой действительностью новых возможностей. Категория действительности имеет два основных значения. В широком смысле под действительностью понимается весь объективно существующий мир. В узком смысле действительность представляет собой реализованную возможность. С этой позиции возможность можно понимать как скрытую тенденцию возникновения и развития наличной действительности. Категория возможности отражает тот этап становления явления, когда оно существует лишь в виде предпосылок или в качестве тенденции. Таким образом, если действительность, говоря словами Гегеля, есть “актуальное бытие”, то возможность — “потенциальное бытие”, это будущее, содержащееся в настоящем. Диалектическая взаимосвязь возможности и действительности проявляется в ряде отношений: всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее существовавших возможностей. Анализ действительности обнаруживает многообразие ее сторон и тенденций, бесчисленное множество объективно присущих ей возможностей, которые можно разделить на реальные, конкретные и формальные, абстрактные. Реальные, конкретные возможности подготовлены всем ходом развития вещей и процессов и соответствуют объективной необходимости, для их реализации сложились нужные условия. Абстрактные или формальные возможности — это возможности, для осуществления которых нет в данной действительности соответствующих условий. В их реализации может сыграть роль очень редкий случай. Абстрактные возможности не тождественны невозможности, т.е. тому, что несовместимо с законами природы. Например, нельзя на улице встретить Сократа, найти “философский камень”, эликсир бессмертия и т.д. Соотношение возможности и действительности находит свое количественное выражение в категории вероятности, характеризующей степень реализации возможности, ее близость к действительности. Всякая реальная возможность имеет какую-то хотя бы минимальную вероятность превращения в действительность. Если эта вероятность равна нулю, то возможность тождественна невозможности, а при вероятности, равной единице, возможность становится действительностью.

Предметы и явления объективного мира имеют как внешнюю сторону, доступную нашему непосредственному восприятию, так и сторону внутреннюю, скрытую от непосредственного наблюдения. Эта раздвоенность свойств и характеристик предмета выражается в категориях сущности и явления. Эти категории отражают одну и ту же реальность, но отражают ее с различной глубиной и полнотой, поэтому сущность и явление непосредственно не совпадают. Если категория сущности фиксирует внутреннюю, устойчивую, относительно скрытую сторону явлений, предметов и процессов, то явление — это внешняя, менее устойчивая, чем сущность, сторона предметов и процессов, которая может быть воспринята непосредственно органами чувств в процессе наблюдения. Сущность же того или иного явления раскрывается на уровне рационального, абстрактно-логического познания. Так, при помощи чувственного восприятия человек не в состоянии схватить движение со скоростью 300 тыс. км в секунду, не может видеть инфракрасного излучения, слышать ультразвук, но мышление фиксирует и раскрывает сущность этих процессов. Явление и сущность находятся в неразрывном единстве и не существуют одно без другого. Внутренняя сторона предметов и процессов определяет их внешнюю сторону, составляет их основу, а внешняя так или иначе выражает внутреннюю. Сущность всегда присутствует в явлении, каким бы поверхностным оно ни было. Но сущность скрыта, не видна, не лежит на поверхности, а “является” через свою противоположность. Диалектика сущности и явления состоит также в том, что сущность лишь приблизительно, неполно охватывает явление. Явление богаче сущности, так как включает в себя все бесконечное разнообразие свойств, признаков и характеристик предмета или процесса.

Категория сущности, отражающая устойчивое, необходимое, близка к категории закона, которую Гегель, внесший значительный вклад в разработку категории закона, определил как “отношение между сущностями”. На современном уровне категориального понимания закон выражает необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения между явлениями объективного мира. Закон может отражать связи между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Множество законов реального мира можно классифицировать по специфике форм движения, например физические, химические, биологические, социальные законы, по степени общности законы делятся на частные, общие и всеобщие. Существуют законы взаимодействия, выражающие связь между сосуществующими в пространстве вещами и явлениями, например закон всемирного тяготения, закон отражения света, законы вращения планет. Наряду с этими законами, существуют законы развития, определяющие характер, направленность и результат процесса развития, например, биогенетический закон Геккеля.

По формам действия выделяют динамические и статистические законы, различающиеся по характеру вытекающих из них предсказаний. В законах динамического типа предсказания имеют точно определённый, однозначный характер. Так, в механике, если известен закон движения тела и заданы его координаты и скорость, то по ним можно точно определить положение и скорость движения тела в любой момент времени. Динамические законы характеризуют поведение относительно изолированных систем, состоящих из небольшого числа элементов и в которых можно абстрагироваться от целого ряда случайных факторов. В статистических законах предсказания носят не достоверный, а лишь вероятностный характер. Подобный характер предсказаний обусловлен действием множества случайных факторов, которые имеют место в коллективах или массовых событиях (напр., большого числа молекул в газе, особей в биологических популяциях, людей в социальных коллективах). Статистическая закономерность возникает как результат взаимодействия большого числа элементов, и поэтому характеризует не столько поведение отдельного элемента, сколько коллектива в целом. Можно сказать, что динамические законы оказываются предельным случаем статистических, когда вероятность становится достоверностью. Применительно к естествознанию более применимы динамические закономерности, так как оно имеет дело с точно известными силами и законами движения тел под их воздействием. В более сложных ситуациях приходится учитывать воздействие множества случайных факторов и обращаться к статистическим законам.

Среди законов развития особое значение для философского познания мира имеют законы диалектики, которые выражают наиболее универсальные, всеобщие закономерности процесса развития, охватывающего природный, общественный и духовный мир.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие развития, его принципы | Теории эволюционизма и эмерджентизма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3055; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.