КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономическая социология
Вопрос 4. Расчет показателей материально-технической базы транспорта Вопрос 3. Виды транспортировки Вопрос 1. Основные виды транспорта и их характеристика Транспорт по назначению делится на две большие группы: 1) транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и население; 2) транспорт специального пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также принадлежащий нетранспортным организациям. Организация перемещения грузов транспортом не общего пользования является предметом изучения производственной логистики. Транспортная логистика решает задачи, связанные с транспортом общего пользования: - выбор вида транспортных средств; - совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным; - координация транспортных процессов на различных видах транспорта; - определение рациональных маршрутов доставки. При выборе транспортных средств во внимание принимают следующие факторы (табл. 5.1): 1) надежность соблюдения графика доставки; 2) время доставки; 3) стоимость перевозки; 4) способность перевозить различные грузы; 5) частота отправки груза; 6) способность доставить груз в любую точку территории. Таблица 5.1
Факторы, определяющие выбор транспорта.
Одним из важных факторов, определяющих выбор транспорта, является стоимость перевозки, рассчитываемая на основе тарифов. Системы тарифов для различных видов транспорта: I. Железнодорожный транспорт. - общие; - исключительные могут быть повышенными или пониженными; цель – регулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья (угля, руды и т.д.), снизить неравномерность перевозок; - льготные, применяются при перевозке грузов для отдельных целей, а также для самих железных дорог; - местные, устанавливают начальники железных дорог в пределах их компетенции. Факторы, определяющие плату при перевозке по железной дороге: 1) вид отправки (повагонная, контейнерная, малотоннажная – весом до 25 т и V до 1/2 вагона и мелкая – вес до 10 т и V 1/3 вместимости вагона); 2) скорость перевозки (грузовая, большая или пассажирская); 3) расстояние; 4) тип вагона (универсальный или специализированный; крытый, полувагон, цистерна или платформа); 5) принадлежность (железной дороге, грузополучателю или грузоотправителю); 6) количество груза. II. Автомобильный транспорт. Тарифы: 1) сдельные (факторы: расстояние перевозки, масса груза, использование грузоподъемности автомобиля); 2) повременные (грузоподъемность автомобиля, время его использования и общий пробег); 3) на условиях платных автотонно – часов. На размер платы всегда влияет район, где осуществляется перевозка, для чего используют поясные поправочные коэффициенты. III. Водный транспорт. На речном транспорте тарифы определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. В основу расчета закладывается себестоимость и предельный уровень рентабельности, установленный законодательством. На морском транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется: 1) по тарифу (грузовой поток устойчив, перевозка осуществляется системой линейного судоходства); 2) по фрахтовой ставке, если работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, портами погрузки и выгрузки. Фрахтовая ставка устанавливается в зависимости от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.
Вопрос 2. Организация транспортировки
В процессе осуществления закупок материальных ресурсов, а также дистрибьюции готовой продукции предприятие может использовать различные виды транспорта, разных логистических партнеров, а также различные варианты транспортировки. Процесс перевозки грузов. Теория систем гласит, что всякая система состоит из подсистем. Всякая система является подсистемой некоторой системы. Принимается, что любая система может быть описана в терминах системных объектов, свойств и связей. Иерархия и число подсистем зависят только от внутренней сложности системы в целом. Рис.1 Иерархическая структура перевозок На рис.1 представлена иерархическая пирамида (структура) технологии и организации перевозок. В вершине этой пирамиды находятся интермодальные перевозки. Ниже – мультимодальные перевозки. Далее – юнимодальные перевозки, затем внутриобластные и городские перевозки специализированными автотранспортными предприятиями и, наконец, местные перевозки отдельных предпринимателей и собственным транспортом производственных и коммерческих стр Выделяются следующие транспортировки грузов: 1) унимодальную (одновидовую). Применяется, когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки без промежуточных операций складирования или грузопереработки; 2) смешанную. Осуществляется обычно двумя видами транспорта. Первым видом транспорта груз доставляется в пункт перевалки (грузовой терминал) без хранения или с кратковременным хранением с последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Примером является обслуживание автотранспортными предприятиями ж/д станций или морских (речных) портов; 3) комбинированную (более чем два вида транспорта). Смешанную и комбинированную перевозки отличают наличие нескольких транспортных документов, отсутствие единой тарифной ставки, последовательная схема взаимодействия участников транспортного процесса. Каждый перевозчик производит расчёты с грузовладельцем и несёт материальную ответственность за сохранность груза только на соответствующем участке маршрута; 4) интермодальную, при которой грузовладелец заключает договор на весь путь следования с одним лицом (оператором). Оператором может выступить, например, экспедиторская фирма, которая освобождает грузовладельца от необходимости вступать в договорные отношения с другими транспортными предприятиями. Перевозка осуществляется по одному транспортному документу с применением единой фрахтовой ставки; 5) мультимодальную, где один из видов транспорта выступает в роли перевозчика, а взаимодействующие виды – как клиенты, оплачивающие его услуги. 1. Материально-техническая база железнодорожного транспорта. К материально-технической базе железнодорожного транспорта относят вагоны и вагонное хозяйство, локомотивы и локомотивное хозяйство, станции, грузовые дворы и весовое хозяйство и т.д. Рассмотрим основу базы – вагонное хозяйство. Каждый вагон характеризуется грузоподъемностью и вместимостью, массой тары, т.е. абсолютными показателями. Относительные показатели вагона: a) технический коэффициент тары вагона: (5.1),
чем ТКТ меньше, тем более эффективно используется мощность локомотива; б) коэффициент удельного объема вагона (5.2.), чем К больше, тем шире номенклатура грузов, которые могут перевозиться с полным использованием грузоподъемности; в) коэффициент использования грузоподъемности; (5.3), г) коэффициент вместимости; (5.4). Важнейшей операцией при отправке и приемке груза является определение его веса. Применяемые на грузовых станциях весы подразделяют на настольные, платформенные (передвижные и стационарные), крановые и т.д. Производительность весов определяется по формуле: (5.5),
где q – грузоподъемность; T – время работы склада; t – время, затрачиваемое на один отвес; Кгр. – коэффициент использования весов по грузоподъемности; Квр – коэффициент использования весов по времени. 2. Материально-техническая база водного транспорта. Основными показателями, характеризующими речные и морские суда, являются: а) водоизмещение, определяемое массой или объемом воды, вытесняемой плавающим судном; б) грузоподъемность судна – это его перевозочная способность. Дедвейт – полная грузоподъемность – количество тонн груза, которое может принять судно сверх собственной массы до осадки по грузовую марку; Дв=Вп - Во=ПГ (5.6), где Вп – водоизмещение судна с полным грузом; Во – водоизмещение судна без груза. Чистая грузоподъемность равна только массе перевозимого груза, полная включает служебный груз (топливо, воду, провиант); в) грузовместимость – способность судна принять груз определенного объема, м3; г) удельная грузовместимость: (5.7), где ГР – грузовместимость; ЧГ – чистая грузоподъемность. 3. Контейнеры и поддоны. Контейнер (по определению МОС – международной организации по стандартизации) – элемент транспортного оборудования, многократно используемый на одном или нескольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, оборудованный приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств, имеющий постоянную техническую характеристику и объем не менее 1 м3. МОС приняла рекомендации по установлению единых размеров выпускаемых контейнеров: ширина и высота – по 2438 мм, а длина – 12192 мм, 9125 (3/4), 6058 (1/2), 2991 (1/4)мм, т.е. 3/4, 1/2, 1/4 от наибольшей длины. Грузоподъемность контейнера определяют в тоннах: qнетто=А·УМ·Кпл., (5.8),
где А – полезный объем контейнера; УМ – удельная масса груза; Кпл. – коэффициент плотности укладки груза. qбрутто=qнетто+qтары (5.9). Тарные и штучные грузы перевозят на поддонах. Поддоны делятся на плоские, стоечные и ящичные. Наиболее распространены – плоские. Необходимое количество поддонов: (5.10), где Ргр. – вес перевозимого груза; Доб. – длительность оборота поддона; Т- период эксплуатации поддона; q – грузоподъемность поддона; Кисп.груз. – коэффициент использования грузоподъемности поддона.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |