Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Миграционная политика Республики Беларусь

Миграционная политика Республики Беларусь

Учет и анализ миграционных процессов в Республике Беларусь ведется с 1994 г.

В Республике Беларусь трудовая миграция получила развитие в начале перестройки и постепенно наращивала свой потенциал в последующие годы. Так, например, если на начало 2000 г. на работу по контракту в Республику Беларусь прибыло около 4000 человек, то в 2007 г. эта цифра уже составила более 16000 человек. В настоящее время этот процесс охватил все области республики. Лидером по приему мигрантов является Брестская область, куда из приграничных районов Украины прибывает основная их масса (около 70%), в основном оседающая в приграничных районах области.

Такая направленность потока обусловлена разными темпами реформирования экономики Беларуси и Украины, более тяжелой финансовой ситуацией в последней, безвизовым режимом въезда в Беларусь, соседством стран. Из стран СНГ, кроме Украины, в Беларусь приезжают на работу граждане Армении, Российской Федерации, Латвии и др. Из других стран в Беларусь традиционно приезжают с торговыми целями вьетнамцы. Значительная часть въезжающих приходится на наиболее промышленно развитые регионы - г. Минск и Минскую область. Часть прибывающих оседает на загрязненных в результате Чернобыльской катастрофы территориях, испытывающих острую нехватку кадров.

Поток мигрантов, выезжающих из Беларуси, связан в основном с выездом на заработки в другие страны. Как и прежде, основной поток направлен в Россию, хотя в последние годы удельный вес этого потока в общих миграционных перемещениях значительно снизился. Подавляющее большинство мигрантов (около 90%) выезжают на работы, связанные с физической деятельностью (строительные, сельскохозяйственные, работы по благоустройству территорий, работы с вредными и тяжелыми условиями труда, сфера обслуживания).

Наряду с перемещениями на законных основаниях большое распространение получила миграция без соответствующего разрешения, так называемая нелегальная миграция. Проблемы нелегальной миграции в Беларуси менее актуальны, нежели в странах-соседях (России, Украине), однако стоят остро и требуют соответствующего регулирования.

Государственное регулирование потоков трудовой миграции осуществляется посредством использования взаимосвязанных мер законодательного, экономического и оперативного характера.

При этом законодательные методы обеспечивают формирование соответствующей правовой основы разрешающего или запрещающего характера, регулируют общественные отношения, связанные с демографическим развитием общества, и опираются на основной закон страны - Конституцию Республики Беларусь.

В области трудовой миграции законодательство направлено на создание условий и увеличение масштабов обмена рабочей силой с другими государствами. Для этого в республике Беларусь в 1993 г. были приняты законы «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» и «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь». Принято также Положение о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на привлечение иностранной рабочей силы и на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан республики за границей.

Роль государства как экономического регулятора трудовой миграции заключается в определении целей, национальных приоритетов, выработке механизма их реализации, а также создании условий для миграции активной части населения. Привлечение иностранной рабочей силы в Республику Беларусь осуществляется с учетом экономической целесообразности, в интересах защиты внутреннего рынка труда и обеспечения приоритетного права белорусских граждан на труд.

Преимущество отдается высококвалифицированным специалистам, а также тем иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые инвестируют в экономику страны, создают на ее территории иностранные и совместные предприятия, а также осу­ществляют подготовку и переподготовку кадров на уровне современных требований. Экономически безопасной и способствующей накоплению человеческого капитала можно считать такую внешнюю трудовую миграцию, которая,

во-первых, не сокращает трудовой потенциал страны;

во-вторых, обеспечивает прирост ее национального богатства за счет рационального использования национальной рабочей силы на различных сегментах мирового рынка труда и включения в трудовой процесс неиспользованной на национальном сегменте мирового рынка труда рабочей силы.

Для снижения масштабов незаконной трудовой миграции государство прибегает к таким мерам, как:

ужесточение контроля за иностранцами на территории страны;

быстрая депортация нарушителей миграционного законодательства;

ужесточение санкций к работодателям, незаконно предоставляющим работу иностранцам;

принятие мер, направленных на легализацию части мигрантов, способных принести пользу экономике страны;

упрощение процедуры получения разрешения на наем иностранных работников для работодателей; упрощение процедуры получения разрешения на право работать для мигрантов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные из них следующие | Безопасность автоматизированных информационных систем
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.