Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология модульного обучения




Цель модульного обучения — содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Данная технология возникла и приобрела большую популярность в учебных заведениях Западной Европы и США в начале 60-х годов как альтернатива традиционному обучению. В настоящее время технология модульного обучения наиболее активно используется в практике высшего и профессионального образования. Принцип модульности предполагает построение учебного материала в виде блоков модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде учебных элементов.

Модуль – это завершенная часть курса (темы, раздела), которая заканчивается контролем. Модуль может состоять из подмодулей, подмодули состоят из более мелких единиц – учебных элементов (УЭ). Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращённом и углубленном.

Главная сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем - целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии могут быть:

· гарантированность достижения результатов обучения;

· возможность работать учащихся в группах, в парах;

· паритетные отношения учителя и ученика;

- возможность общения с товарищами;

- возможность выбора уровня обучения;

- возможность работать в индивидуальном темпе;

· раннее предъявление конечных результатов обучения;

- "мягкий" контроль в процессе освоения учебного материала;

 

Ряд авторов рассматривает модуль как организационную единицу - учреждение или организацию в объединении школьных модулей (Е.В.Сковин); команду учителей и учащихся одного возраста (Э.Маркс, М.Петри); часть школьного дня (В.Оконь); как самостоятельную единицу учебной деятельности, помогающую достичь определенных целей обучения; определенный объем учебной информации, содержащий учебную цель, список материалов и оборудования, конкретный учебный текст, практические занятия для отработки навыков, контрольную работу (Ю.К.Балашов и В.А.Рыжов; Дж.Рассел).

А.А.Вербицкий различает несколько типов модулей, относя их к таким категориям, как модель специалиста и содержание учебного курса (А.А.Вербицкий). В целом, в педагогической литературе модульпонимаюткак (по П.И.Третьякову, И.Б.Сенновскому) единицу учебной деятельности, включающую цель, содержание (текст, методы и формы обучения), планируемые результаты (знания, умения, навыки); часть содержания учебного курса (учебный материал и набор учебно-методических материалов).

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Сердцевина модульного обучения — учебный модуль, включающий: законченный блок информации, целевую программу действий учащегося; рекомендации (советы) преподавателя по ее успешной реализации.

Каждый учебный элемент (УЭ) состоит из:

- четко сформулированной цели обучения;

- учебного материала и заданий для отработки умений и навыков;

- проверки полученного результата строго в соответствии с целями обучения.

В технологии модульного обучения существует три типа модулей:

- знаниевые модули (для изучения основ науки);

- операциональные модули (для формирования умений, навыков и способов деятельности);

- смешанные модули (направленные на формирование знаний, умений и навыков).

Модульная технология предусматривает создание положительных мотивов к обучению благодаря новизне содержания, занимательности, эмоциональному содержанию, организации учебного поиска, опоре на жизненный опыт, преодолению познавательных затруднений.

Каковы же должны быть действия при переходе на модульное обучение?

Прежде всего, необходимо разработать блочно-модульную программу изучения курса, предполагающую объединение различных форм учебной работы в единый блок уроков по теме. Необходимо использовать следующую последовательность действий при составлении модульной программы:

1. Определение комплексной цели обучения для учащихся и их формулирование (например, "В результате работы над модульной программой вы (ученик) будете уметь давать определения понятию… сравнивать объекты… объяснять… и т.д.").

2. Отбор содержания учебного материала и приемов учебной деятельности по овладению им.

3. Распределение содержанию по урокам с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации (теоретический материал темы); отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные работы и т.п.); контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.

4. Подбор литературы для учащихся (указывается перечень обязательной и дополнительной литературы).

5. Написание модульной программы.

 

Другой элемент модульной технологии обучения – модульный урок. Модульный урок состоит из двух академических часов. При составлении модульного урока, используют следующие элементы:

· формулировка темы урока;

· определение и формулировка целей урока и конечных результатов обучения;

· разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ);

· подбор необходимого фактического материала;

· определение способов учебной деятельности учащихся;

· отбор методов и форм преподавания и контроля;

· составления модуля данного урока.

Каждый учебный элемент в модульном уроке – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута.

Учебных элементов (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество – 7), но можно использовать следующие:

· УЭ-0 – определяется интегрирующая цель по достижению результатов обучения.

· УЭ-1 – включает, как правило, задания по выявление уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д.

· УЭ-2 и т.д. – отработка учебного материала.

· УЭ-п (где п – номер последнего учебного материала) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы с учетом оценки окружающих).

В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей этого важнейшего процесса.

В процессе изучения модуля учащиеся учатся самостоятельно добывать знания, работая с учебником и др. источникам информации. В результате учебной деятельности на уроках возрастает интерес к предмету, так как один вид деятельности сменяет другой.

Модульная технология обеспечивает преобразование учебного процесса из пассивного усвоения знаний в активный процесс формирования навыков и их применения в процессе обучения.

Как любая технология, модульная технология имеет свои «плюсы» и «минусы».

Преимущества данной технологии:

– самостоятельное получение знаний, развитие общих умений и навыков;

– урок четко структурирован и на каждый учебный элемент отведено определенное количество времени;

– каждый ученик работает с удобной для него скоростью, не смотря на предложенный учителем временной регламент;

– обеспечивается психологический комфорт учащихся (если ученик чего-то не знает, не может сразу найти нужную информацию, то коррекция знаний, предложенная в разработке, помогает справиться с проблемой);

– использование рефлексии (особое позитивное настроение вызывают комментарии в таблице оценок – «Ты молодец!», «Я тобой очень довольна!» и т.д., что повышает самооценку учащихся);

– форма урока создаёт условия успешности (практически все задания выполняются на «5» и «4»);

– возможно использование данной технологии в сочетании с другими технологиями.

Недостатки данной технологии:

– разработка урока требует большого объема времени (~1,5 часа);

– требуется большое количество бумаги, если задания выполняются на индивидуально распечатанных листах (можно выполнять задания в тетрадях).

 

Методические рекомендации:

1. Первый урок, проводимый по модульной технологии, должен быть не большим, не ёмким, т.к. ученики не адаптированы к такой форме работы и необходимо время на разъяснения, на знакомство со структурой урока.

2. Необходимо постоянно озвучивать ученикам временные промежутки, т.к. увлеченно выполняя какое-либо задание, они могут потратить слишком много времени и не успеть закончить работу.

3. Сверка с «ключом» ответов у учителя происходит за 5-7 мин до окончания урока (снижается возможность списывания); или поэтапно во время урока, если «ключ» разбит на отдельные учебные элементы.

4. Задания надо составлять таким образом, чтобы ответ ученика был четким и кратким (облегчает самопроверку учеников).

5. Учителю необходимо контролировать работу учащихся по ходу урока.

6. Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном этапе можно использовать только элементы модульного обучения. Например, лекционную систему можно сочетать с модульной.

Рейтинговая технология строится по модульному принципу, сущность кото­рого состоит в делении учебного материала на отдельные завершенные блоки (модули). Внутри модуля выделяются тематические циклы. По каждому модулю или циклу устанавливается максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся. Каждый модуль включает в себя также определен­ный пакет методической информации: содержание занятий; темы и виды индивидуальной и групповой самостоятельной работы воспитанников; дидак­тический пакет заданий и познавательных задач для контрольных работ (промежуточный рейтинг и итоговый рейтинг); перечень экологических проек­тов, экологических акций, исследовательских работ, экологических конкурсов и экологических мероприятий, в которых можно принять участие; список основ­ной и дополнительной литературы.

Рейтинговая система оценки качества освоения экологического содержа­ния – система пошагового контроля и выражаемой в баллах оценки успешности ус­воения обучающимися различных блоков учебного содержания, качество освое­ния которых определяется с помощью специальных контрольных проце­дур.

Рейтинг обучающегося складывается из стартового рейтинга, позволяю­щего определить уровень первоначальной подготовленности обучающегося по данной теме; рейтинга по отдельным блокам и тематическим циклам и рей­тинга за творческие задания. Итоговый годовой рейтинг каждого воспитанника вы­числяется на основе суммарного рейтинга и определяется в зависимости от количества баллов, набранных обучающимся.

Очень важным моментом использования рейтинговой системы является опре­деление критериев, по которым обучающемуся начисляются баллы по учеб­ной дисциплине, при этом должны быть определены баллы за объем и глу­бину знаний, сформированность экологических компетенций, уровень творче­ства в овладении данной дисциплиной и выполнение творческих индивидуаль­ных заданий.

Все это приводит к усилению внутренней мотивации учения и творческой ак­тивности подростков, что в конечном итоге обуславливает повышение каче­ства учебных достижений. Данная образовательная технология предоставляет обучающемуся широкие возможности для выработки индивидуального стиля эколого-ориентированной деятельности, а преподавателю - больше возможно­стей для педагогического творчества.

Напряженность и результативность работы обучающегося определяются по величине и степени роста рейтинга в течение учебного года; степень достиже­ния цели образования - по величине отношения достигнутого рейтинга к максимально возможному рейтингу для данного периода образования, что опреде­ляет собственную траекторию развития каждого школьника.

Уже в первый год работы по этой технологии были получены такие резуль­таты, которые при использовании традиционной технологии еще долгие годы оставались бы желаемыми. Самым важным итогом внедрения новой техноло­гии обучения явилось повышение познавательной активности обучаю­щихся в сфере занятий по экологии.

На начальном этапе экспериментальной работы выделяются информаци­онные модули и учебные циклы, осуществляются взаимосвязи между ними для придания учебному курсу логично­сти и учебной стройности.

По каждому виду контроля разработаны компьютерные контролирующие про­граммы в виде тестов. По окончании работы над тестами, ребята на экране компьютера читают свою оценку с комментариями («Увы! Вам нужно больше заниматься. Удовлетворительно» — «Сдали! Поздравляем!»). Оценочные зна­ния (посредством антиномий «хорошо — плохо», «полезно — вредно» и пр.) так же способствует превращению знаний и умений в личностное достояние обу­чаемого.

Рейтинговаясистема оценки уровня освоения экологического содержанияпредусматривает поощрение обучаемых за участие в экспериментально – исследова­тельской и творческой работе, написание рефератов, участие в экологиче­ских проектах, в экологических акциях, конкурсах, совершенствова­ние учебно-материальной базы и другие виды образовательной деятельности, дающие положительный эффект.

Все это позволяет с одной стороны, выбрать задания в соответствии с индиви­дуальными особенностями и склонностями каждого обучающегося, а с другой, - возможность проследить самому за накоплением баллов в ходе изуче­ния курса (например, равными баллами могут быть оценены два – три репродуктив­ных задания или одно сложное или творческое). Повысить свой сум­марный рейтинг обучающийся может, участвуя в олимпиадах, неделях науки, в деловых и ролевых играх и других мероприятиях. Модуль считается зачтенным, если воспитанник получит количество баллов выше минимального.

Качество усвоения модуля покомпонентное (в процессе текущего кон­троля) и в целом (в процессе промежуточного и итогового контроля) оценива­ется дифференцированно по каждому виду выполняемых заданий. При этом оценки обучающихся комментируются, отмечаются положительные стороны и разбираются недочеты. Исходя из наблюдений, необходимо отметить, что по­хвала со стороны преподавателя является очень сильным стимулом к дальней­шей систематической работе воспитанников, поэтому дидактический принцип поощрения желательно применять как можно чаще, но, конечно, там, где это целесообразно.

Успеваемость обучающихся представляется на стенде учета и контроля.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 14469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.