КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предупреждение поджогов
Мероприятия профилактического характера в отношении поджогов должны строиться на основе познаний обстоятельств и условий, способствующих совершению противоправных действий такого рода. Совершению поджога в различной степени способствуют: — несвоевременное и ненадлежащее реагирование правоохранительных органов на хулиганские и иные антиобщественные поступки виновного, сопровождающиеся попытками повреждения имущества и угрозами поджогов; — неудовлетворительная противопожарная безопасность вероятных объектов преступного посягательства; — низкий уровень взаимодействия с контрольно-ревизионными службами, подразделениями по экономической преступности, налоговой инспекцией и налоговой полицией по вопросам предупреждения и пресечения поджогов на объектах, подвергаемых ревизионным и иным финансово-экономическим проверкам; — отсутствие удовлетворительного взаимодействия со страховыми компаниями в целях взаимного информирования о клиентах таких компаний, от которых потенциально можно ожидать поджогов застрахованного имущества; — незнание поведения психически больных лиц, страдающих пироманией и ненадлежащий контроль за ними. Работу по предупреждению поджогов целесообразно строить с учетом мотивов их совершения. Ориентиром при этом могут быть сведения о субъекте поджога, дающие основания с высокой степенью вероятности ожидать от него совершения деяния, а также информация гласного и негласного характера о таких намерениях и приготовлениях. Анализ дел о поджогах, совершаемых из хулиганских побуждений, свидетельствует о том, что преступники до поджога неоднократно проявляли свои антиобщественные установки, которые сопровождались повреждением чужого имущества либо угрозами поджога. Угрозы уничтожения имущества нередко имеют место и при поджогах, совершаемых по причинам конфликтного характера. Непременное условие предупреждения поджогов в таких ситуациях — своевременное и надлежащее реагирование на информацию об антиобщественном поведении того или иного гражданина и возникающих неприязненных отношениях, сопровождающихся угрозами поджога. Действенным средством предотвращения поджога может быть привлечение угрожающего к уголовной ответственности по ст. ст. 119, 167, 213, 222, 223 УК России. Совершению поджогов психически больными во многом способствуют недостатки в работе специальных медицинских учреждений (преждевременная выписка таких лиц из психиатрических больниц, отсутствие систематического врачебного наблюдения за их поведением по месту жительства и информирования о них органов внутренних дел), а также несвоевременное выявление последними, постановка на учет и направление на лечение лиц, страдающих нервно-психическими заболеваниями, в соответствующие медицинские учреждения. Неудовлетворительная противопожарная безопасность объекта представляет собой благоприятную почву для поджогов, замаскированных под некриминальный пожар, кроме того, она почти не оставляет шансов на обнаружение следов преступления вследствие полного уничтожения объекта огнем, что, безусловно, затрудняет процесс раскрытия. В целях предупреждения поджогов работникам уголовного розыска необходимо периодически осуществлять совместное с Государственной противопожарной службой (ГПС) обследование объектов, вызывающих в этом плане тревогу, и практиковать на таких объектах установку надежной охранно-пожарной сигнализации, контролировать исправность противопожарного инвентаря, водоснабжения, средств связи с пожарными частями. Как показывает практика, проверки хозяйственной и финансовой деятельности коммерческих предприятий различных форм собственности нередко сопровождаются поджогами проверяемых объектов материально-ответственными лицами и руководителями с целью сокрытия совершенных ими хозяйственных и должностных преступлений. Поэтому проведение проверок должно быть внезапным, сопровождаться усиленной охраной объектов до окончания ревизии, дачей заданий агентам, работающим на проверяемом объекте, о выявлении признаков, указывающих на подготовку к поджогу объекта, а также лиц, высказывающих такие намерения. С руководителями и материально-ответственными лицами следует проводить индивидуальные профилактические мероприятия, а в некоторых случаях устанавливать наблюдение за ними и проверяемым объектом. Предупреждение поджогов застрахованного имущества невозможно без тесного сотрудничества работников уголовного розыска со страховыми компаниями. В ОВД из страховых компаний должна поступать информация о клиентах, инициативно страхующих свое недвижимое имущество, завышая его реальную стоимость, пытающихся застраховать один и тот же предмет (объект) в разных компаниях, а также проявляющих чрезмерный интерес к условиям получения страховой премии в случае повреждения или уничтожения имущества от пожара. Информация о лицах, замышляющих поджог застрахованного имущества, может быть получена сотрудниками уголовного розыска и от негласного аппарата. В приведенных ситуациях целесообразно проведение профилактической беседы в ОВД, расторжение договора страхования по инициативе страховой компании, организация оперативных мероприятий по пресечению преступных намерений лица на стадии приготовления и покушения на поджог. Изучая состояние преступности на обслуживаемой территории, сотрудник ОВД выявляет отдельные объекты, отличающиеся повышенной криминогенностыо (криминогенные объекты). Под криминогенными объектами понимаются конкретные социально-бытовые учреждения, промышленные предприятия, жилые помещения и участки местности, на которых систематически прослеживаются лица, представляющие оперативный интерес, совершается значительное количество преступлений либо имеются условия для их подготовки и совершения, укрывательства разыскиваемых преступников, сбыта похищенного имущества. Таким образом, криминогенные объекты характеризуются следующими признаками: — концентрацией на объекте лиц, представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел; — пораженностью объекта преступностью, интенсивностью совершения преступлений; — сбытом похищенного имущества на объекте; — наличием причин и условий, способствующих совершению преступлений и концентрации преступников.
Заключение: В заключении лекции необходимо сделать следующие выводы: Преступления против собственности представляют собой сложное, многогранное и противоречивое социальное явление, обусловленное комплексом разнообразных обстоятельств, действующих, как правило, в совокупности, дополняя и усиливая друг друга. Именно поэтому предупреждение этого негативного социального явления - трудный и длительный процесс. Который должен вестись всеми субъектами профилактики. Применение норм административного и уголовного законодательства за преступления и правонарушения против собственности имеет большое значение для решения задач общего и специального предупреждения, помогает сокращению преступлений. Вместе с тем оно не разрешает всех задач борьбы с данными преступлениями. Успех в борьбе с ними невозможен без глубокого знания причин, порождающих данные преступления, условий, способствующих их совершению, и разработки на этой основе мер по устранению негативного влияния таких обстоятельств, в том числе индивидуально-профилактического воздействия на лиц, склонных к совершению указанных преступлений. Аналитическая работа обеспечит, правильную оценку состояния и динамики преступлений против собственности, эффективность использования в этой борьбе имеющихся сил и средств органов внутренних дел и организацию их взаимодействия с другими гос.органами и обществ. организациями. Повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по выявлению, раскрытию корыстных преступлений и привлечению виновных к уголовной ответственности — одно из серьезных направлений по предупреждению преступлений рассматриваемой группы, поскольку высокая латентность и низкая раскрываемость этих деяний предопределяют безнаказанность корыстных преступников и способствуют разрастанию корыстной преступности. Реализация этого направления требует от оперативных и следственных работников высокой квалификации и специализации. Конкретные меры по предупреждению, выявлению и пресечению корыстных преступлений должны быть предусмотрены в Федеральных и региональных программах по усилению борьбы с преступностью, многие разделы которых прямо предусматривают меры по противодействию преступлений против частной, государств., муницип. и других видов собственности.
Литература: 1. Конституция РФ. - М., - 2008. 2. Уголовный кодекс РФ. - М., - 2008 / Глава 21 "Преступления против собственности". 3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. - М., - 2007. 4. Кодекс РФ об административных правонарушениях РФ. - М., - 2007. 5. Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства. 1995. № 33, ст. 3349. 6. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (в ред. от 02.03.2007г.). - М., - 2008. 7. Приказ МВД РФ от 17.01.2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений». 8. Приказ МВД РФ от 17.02.1994 № 58 (ред. от 12.09.2000) "О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства" 9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 № 29 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое". 10. Анисимов В.Ф. Преступления против собственности с признаками хищения: проблемы классификации // Правовая политика и правовая жизнь. - 2007. - № 1 - С. 120-125. 11. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2008. – 734. 12. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова, проф. Н.М. Кропочева. – СПб., - 2005. – 520с. 13. Оперативно-розыскная деятельность: учебник 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Гориянова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. – М.: ИНФА-М, 2004. – XIV, 848 с. 14. Агапов А.Б. Административное право: учебник. - М.: Дашков и К, - 2004. - 929 с. 15. Уголовное право российской федерации. Особенная часть: учебник под ред. А.И. Рарога. - Юристъ, 2008 г. 16. Гаухман Л.Д. Ответственность за преступления против собственности. - 3-е изд., испр. - М.: АО "Центр ЮрИнфоР", - 2002. - 310 с. 17. Колчевская Н.Ю. Административные правонарушения в области охраны собственности и компетенция органов внутренних дел по борьбе с ними: монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2005. - 128 с. 18. Предупреждение и раскрытие преступлений аппаратами уголовного розыска. Учебник. 2-е изд. / Под общ. ред. Проф. А.Н. Харитонова. – М., ИМЦ ГУК МВД России, 2001. – 330 с. 19. Учебная книга для самостоятельной подготовки курсантов и слушателей к семинарским занятиям по Особенной части курса «ОРД ОВД». Учебно-методическое пособие / Под ред. к.ю.н. В.И.Диденко. – Белгород: ОНиРИО БЮИ МВД России, 1999. – 298 с.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 4289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |