Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология в системе общественных и гуманитарных наук




Отрасли современной психологии.

Методология и методы психологического исследования.

История возникновения психологии.

Предмет и задачи психологии.

План

Тема: «Психология как научная дисциплина».

Лекция №1

1. Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдает себе отчет в том, что он так или иначе способенвоспринимать, познавать окружающий мир (предметы и явления).

Мы слышим звуки различаем человеческую речь, мы видим различные предметы, мы ощущаем аромат цветов и вкус пищи, мы можем размышлять над проблемой, обдумывать свои дальнейшие поступки, мы можем вызвать в памяти образ знакомого человека или предмета, представить то, что никогда в жизни не воспринимали (А.Толстой «Аэлита» - «зелененькая ты моя – обращается главный герой к инопланетянке»), вообразить что-то абсолютно новое (свето-термо ткань).

При этом человек не просто познает окружающий мир, он имеет свое собственное отношение к предметам и явлениям, он переживает определенные чувства (радость при встрече друга, досаду при неудачном поступке).

Человек не только воспринимает окружающий мир и как-то относится к нему, он действует в этом мире (стремиться к целям, преодолевает препятствия), т.е. осуществляет волевую деятельность.

Наконец, каждый человек отличается чем-то от других ( кто-то увлекается спортом, а кто-то музыкой, кто-то вспыльчив и горяч, кто-то медлителен и невозмутим).

 

Все это – восприятие, память, мышление, воображение, чувства и воля, проявления темперамента и характера – явления человеческой психики. Наука же изучающая психические явления называетсяпсихологией.

Название это произошло из слияния двух греческих слов – «псюхе) (что означает - душа) и «логос» (учение) следовательно «наука о душе».

Душапонятие, употребляемое для обозначение внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.

Понятно, что внутренний мир человека чрезвычайно сложен и многообразен (его даже называют микрокосмосом). Причем он включает как осознаваемые нами явления и факты нашего внутреннего субъективного опыта ( чувства, желания, мысли, поведение), так и неосознаваемые компоненты ( скрытые, неосознанные побуждения, интуитивные устремления и т.д.)

В настоящее время вместо понятие «душа» используется психика.

Психика имеет сложное строение, в ней можно выделить позновательные психические процессы (позволяют познать окружающий мир: ощущение, восприятии, память, мышление, воображение),

психические состояниячувственная сфера (мотивация, эмоциональные переживания, воля).

Так же принято выделять психические свойства – это индивидуальные особенности человека, управляющие действиями и поступками (темперамент, характер, способности).

 

2. Основой возникновения психологии как науки явился житейский эмпирический (практически) опыт людей (психологические знания помогали людям лучше познать друг друга, повлиять на поведение, предупредить неготивные последствия общения). Эти знания накапливались, передавались из поколения в поколение (н-р, поговорки «Доброе слово приносит добрый ответ», «самолюб всякому не люб», «болтливый от немого устает», «умный сам замечает свою ошибку», «если хочешь узнать себя – спроси людей»). Естественно эти знания были основаны на интуиции и носили ситуативный характер характер.

Научная психология наоборот строится на обобщениях, осознанных знаниях, приобретенных в условиях эксперимента, т.е. отличающихся достоверностью и объективностью (статистически обоснованы и доказаны).

 

Психология сравнительно молодая наука, ей официально немного более 100 лет (первые экспериментальные лаборотории появилась в Германии и России (1879г. – Вильгельм Вунд и Владимир Михайлович Бехтерев сер. XIX). (на 2008 г – всего 129 лет).

Но становление психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естественных наук, в недрах которых и шло ее становление).

Первые представления о психике сложились еще в первобытном обществе, древние люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные, материальные ( природа, люди) и не вещественные (образы людей, воспоминания, переживания) не зависящие от окружающего мира.

Так возникло представление о теле и душе, материи и психике как самостоятельных началах.

Эти представления в дальнейшем явились основой принципиально противоположных философских направлений, между которыми велась постоянная борьба взглядов и подходов.

Именно мыслители древности первыми попытались ответить на вопросы: Что такое душа? Каковы ее свойства и функции? Как она соотносится с телом?

Так например, крупнейший философов античности Демокрит (5-4 век до нашей эры (420 до н.э.)) утверждал, что душа состоит из атомов (мельчайшие неделимые материальные частицы) и пустоты или пространства между ними, они постоянно находятся в движении и следовательно душа это и есть двигательное начало, подлинная природа мирозданья, при этом принципиального различия между человеческой душой и материальными вещами он не выделял, считая, что она точно так же состоит из атомов (н-р, атомы души и атомы огня родственны) и со смертью тела умирает и его душа. Общий вывод состоит в том, что душа материальна.

Другой крупный философ Платон (428-348 г.г. до н.э.) имел иное представление о душе. Он выдвинул теорию припоминания в которой утверждал, что в основе всего лежат идеи, существующие сами по себе. Идей образуют свой мир и ему противостоит мир материи.Между ними как посредник мировая душа. По Платону человек познает окружающий мир путем воспоминания того, что знала душа ранее. Платон полагал, что душа бессмертна.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.