Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные исследования семейно-брачных отношений




 

В настоящее время проблемам супружества - родительства - родства уделяют больше внимания не только в теории, но и на практике. В работах Ю.И.Алешиной, В.Н.Дружинина, СВ. Ковалева, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйд ем ил л ера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. Несмотря на все избежать фрагментарности, случайности, интуитивности. Согласно основному методологическому принципу системности, семейные отношения представляют собой структурированную целостность, элементы которой взаимосвязаны, взаимообусловлены. Это супружеские, родительско-детские, детско-родительские, детско-детские, прародительско-родительские, прародительско-детские отношения.

Важный методологический принцип - синергетический — позволяет рассматривать динамику семейных отношений с позиций нелинейности, неравновесности, с учетом кризисных периодов.

Методологической базой психологии семейных отношений является теория о свободе, равенстве и достоинстве. Идеология психологии семейных отношений заключается в благополучии семьи, укреплений и развитии семейного образа жизни, равных возможностей для развития личности, приоритет интересов ребенка.

Психология семейных отношений как наука носит теоретико-прикладной характер и осуществляется на междисциплинарной основе с использованием различных отраслей человеческого знания.

Теоретический и практический интерес к проблеме семьи будет существовать до тех пор, пока существует человеческое сообщество. И это не удивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.

Семья является предметом исследования многих общественных наук, таких как философия, история, этнография, социология, демография, психология семейных отношений. Каждая из этих наук стремится дать свое определение семьи и поэтому вырабатывает свои подходы к изучению данной проблемы.

Социология и философия рассматривают семью с точки зрения ее места в обществе, сущности и значении ее социальных функций. Крупным, специалистом по проблемам социологии семьи, профессором МГУ Антоновым А.И. в основу определения семьи положен принцип триединого отношения супружества —вредительства — родства. В его работах семья дифинировалась как «основанное на частной собственности и общесемейной деятельности объединение людей, связанных отношениями родительства— супружества—родства, приводящим в соответствие удовлетворение личных потребностей и выполнение, социальных функций по рождению, содержанию и социализации детей».

Психология при изучении семьи как социально-психологической группы акцент делает на межличностных отношениях ее членов, на их взаимодействиях в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как малой группы. При этом семья трактуется как соответствующая нормам и ценностям данного общества социальная группа, объединенная формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям, которые проявляются в любви, привязанности, интимности.

В демографических исследованиях семья рассматривается как группа совместно проживающих лиц, объединенных родством и общим бюджетом. Именно такое определение принято Госкомстатом России на основе рекомендаций ООН и применяется при переписи населения. Демография рассматривает роль семьи в процессе воспроизводства населения.

Экономика изучает потребительские аспекты семьи и ее участие в производстве материальных благ и услуг.

Этнография - особенности уклада жизни и быта семей с различными этническими характеристиками.

Педагогика - воспитательные возможности семьи. В социальной работе семьёй принято называть основанную на браке или кровном родстве малую группу, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональными связями и взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Семью определяют как социальный институт, в рамках которого осуществляется основная повседневная жизнь людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания.

Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые, духовные, этические, эстетические потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства Тем самым, семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений. Реализация функций семьи представляет собой результат социальных процессов, происходящих в обществе. Семья представляет собой сложное социальное образование и потому многозначное: с одной стороны, понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации; с другой стороны, понимание семьи как малой социальной группы сосредоточено на закономерностях становления, функционирования и развития семьи как автономной целостности. Отсюда ее зависимость от общественного строя существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно относительная самостоятельность. Интеграция этих направлений изучения семьи позволяет получить целостное представление о семье как о социальном явлении, сочетающем в себе черты социального института и малой группы.

 

Методы и методики психологии семейных отношений

 

Психология семейных отношений заимствовала многие методы и методики из других наук й отраслей психологического знания. В связи с этим

методы и методики можно разделить на следующие типы:

психологические — родившиеся внутри психологической практики или исследований и обслуживающие психологию семейных отношений;

клинико-психологические - родившиеся в рамках клиники и обслуживающие психиатрию и психотерапию, в частности, семейную психотерапию;

социологические (социально-психологические) — родившиеся внутри социологических, ж или социально-психологических, практических и теоретических разработок и обслуживающих прежде всего их;

педагогические — обслуживающие педагогическую практику;

системные, т.е. собственно «семейные», - родившиеся внутри системных (структурных, интегративных и прочих целостных) концепций семьи (эи методы и методики также называют системно-психотерапевтическими);

психосемантические — родившиеся и существующие на стыке психологии, лингвистики, социологии, обслуживающие эти области, имеющие прикладные выходы, например, в область имплицитных теорий семьи у психологов-консультантов и семейных психотерапевтов.

Анализируя методы и методики психологии семейных отношений, можно вьщелить специфические исторические моменты, когда тот или иной тип методик господствовал или бурно развивался (в России):

Нулевой этап - этап предыстории. До середины 70-ых годов 20 века. Психология семейных отношений кК научная дисциплина и сфера практики отсутствует. Отсутствуют методы и методики психологического обследования семьи. Существуют педагогические подходы к семье как агенту семейного воспитания и социализации.

Первый этап - клинико-психологический. Начинается с 70-ых годов 20 века. Семейной психологии как сферы науки и практики всё ещё нет. Но в психиатрии и психотерапии возникает и укореняется подход к семье как психогенному фактору в генезисе неврозов, психотических и невротических состояний и акцентуаций характера, с одной стороны, и как к среде реабилитации психически больных - с другой. Именно для нужд клиники разрабатываются и переводятся тестовые методики психологического обследования семьи.

Второй этап - социально-психологический. Начинается в 1980 году с открытия по всему СССР первых семейно-психологических консультаций для населения. Это было следствием целей, поставленных государством: надо было уменьшить раз водность и повысить рождаемость в нашей стране. Семейную психологию как сферу практики начинают разрабатывать социальные психологи и социологи. В 1989 году выходит книга А.А. Бодалёва «Семья в психологическом консультирований», а в 1994 году — книга Ю.Е. Алешина «Семейное и индивидуальное психологическое консультирование», которые подводят итоги периода. Но это не меняет статуса сферы психологического обследования семьи, поскольку эти книги остаются в предмете консультативной психологии.

Третий этап — системно-семейно-психотерапевтический. Начинается в начале-середине 1990-ых годов. Появились первые долговременные обучающие программы по системной семейной терапии. Стали возникать и развиваться многие альтернативные подходы: интегративная семейная психотерапия, гештальтподход в работе с семьёй, идеология семейных расстановок, семейная психодрама и др. Диссертациоонные исследования в области психологии семейных отношений ведутся в рамках социальной психологии

Четвёртый этап — этап конституирования семейной психологии как отдельной области психологического знания. Начинается с 2002-2003 годов. Ознаменовался несколькими интересными методиками обследования семьи, разработанными в последние годы возрастными психологами. Диссертационные исследования стали выходить за пределы социальной психологии, всё более обращаясь к собственному предмету — семье как целостности. Возникает новая отрасль - психология родительства.

Третья типология методов и методик психологического обследования семьи базируется на представлении о семье как системе, состоящей из подсистем (супружеская подсистема, детская подсистема, родительско-детская подсистема как реализующая функцию социализации в семье, гендерные подсистемы - женская и мужская). Также в семье выделяют временные коалиции.

Таким образом, выделяют следующие типы методов и методик психологии семейных отношений:

методы и методики обследования семьи как целого^ как системы;

методы и методики обследования детско-родительских отношений;

методы и методики обследования родительской подсистемы;

методы и методики обследования гендерной подсистемы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.