Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О правах пациента;

Об иммунопрофилактике населения Саратовской области;

О лекарственном обеспечении населения Саратовской области;

О народной (альтернативной) медицине;

О здравоохранении Саратовской области;

2. О праве на медицинскую деятельность и ответственности при её осуществлении;

6. О противотуберкулёзной помощи и защите населения от туберкулёза;

 

Перечисленные нормативные документы федерального и регионального уровня регулируют правоотношения в сфере охраны здоровья населения, и касаются как органов власти разного уровня, так и органов управления здравоохранением, организаций здравоохранения и иных отраслей народного хозяйства, а также граждан.

Само же понятие «система здравоохранения Российской Федерации» включает в себя помимо «правовой оболочки» также и инфраструктуру, реализующую задачи по охране здоровья населения:

· государственные организации здравоохранения (учредитель – федеральный орган власти либо орган исполнительной власти субъекта РФ, имущество таких организаций находится в государственной собственности РФ или субъекта РФ);

· муниципальные организации здравоохранения (учредитель – органы местного самоуправления, имущество таких организаций находится в муниципальной собственности);

· частные организации здравоохранения (учредитель и владелец имущества – негосударственные юридические лица и физические лица);

· органы управления здравоохранением различного уровня;

· медицинские образовательные учреждения;

· медицинские кадры.

 

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что система здравоохранения в Российской Федерации носит смешанный характер, так как в неё входят государственные, муниципальные и частные медицинские и фармацевтические организации, работающие в сфере охраны здоровья населения.

Конечно же, задачи, принципы работы, структура, условия финансово – хозяйственной деятельности организаций разной организационно – правовой формы имеют отличия, причём зачастую весьма существенные. Тем не менее, все они находятся в одном «правовом поле», должны соблюдать «единые правила игры», в том числе руководствоваться основными принципами охраны здоровья граждан, изложенными в ст. 2 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»:

1. соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2. приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3. доступность медико – социальной помощи;

4. социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья;

5. ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм их собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

 

Одним из элементов реализации этих принципов является непосредственное оказание организациями здравоохранения медицинской помощи населению. В соответствии с рекомендованной ВОЗ классификацией видов помощи выделяют:

· первичную медико – санитарную помощь;

· специализированную помощь;

· высокоспециализированную помощь.

 

Перечисленные виды помощи могут оказываться гражданам в следующих формах:

· скорая медицинская помощь;

· амбулаторно – поликлиническая помощь;

· стационарная помощь;

· стационаро – замещающая помощь.

 

Что же представляет собой каждый вид медицинской помощи?

Первичная медико – санитарная помощь – это помощь на уровне первого контакта гражданина с национальной системой здравоохранения государства. Она включает в себя диагностику и лечение наиболее распространённых заболеваний, травм, отравлений и других неотложных состояний человека; проведение санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий; гигиеническое обучение населения; осуществление мер по охране семьи, материнства, отцовства, детства; некоторые другие меры. Виды и объём первичной медико – санитарной помощи устанавливаются на уровне субъектов РФ в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Специализированная медицинская помощь – это более высокий уровень помощи, оказываемый гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики и лечения в многопрофильных амбулаторно – поликлинических и стационарных медицинских организациях (не зависимо от их формы собственности). Виды и объём специализированной медицинской помощи устанавливаются на уровне Минздрава РФ и на уровне каждого субъекта РФ.

Высокоспециализированная помощь оказывается при заболеваниях, требующих особо сложных методов диагностики и лечения, а также использования уникальных медицинских технологий. Порядок оказания такой помощи, её виды и объём устанавливаются на уровне Минздрава РФ.

Так как около 80% пациентов начинают и заканчивают своё лечение в рамках первичной медико – санитарной помощи и она является основным доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи, то более подробно остановимся на её характеристиках. Выше уже говорилось о содержании ПМСП.

При этом она предполагает комплексное медицинское обслуживание населения, приближенное к месту жительства или работы. Именно ПМСП определяет осуществление основного принципа отечественного здравоохранения – профилактики, так как является наиболее массовой медицинской службой. ПМСП включает в себя все формы амбулаторно – поликлинической помощи, службу скорой и неотложной помощи, родовспоможение, санитарно – гигиенические и противоэпидемические мероприятия. ПМСП оказывается в основном государственными и муниципальными медицинскими организациями и соответствующими организациями санитарно – эпидемиологической службы. Кроме того, оказывать ПМСП могут частные медицинские ЛПУ на основании договоров со страховыми медицинскими организациями (для обеспечения бесплатности этой помощи по отношению к пациенту. При этом, само собой разумеется, оказание медицинской помощи в неотложных угрожающих жизни состояниях производится бесплатно всеми медицинскими организациями и отдельными медицинскими работниками).

Какие же ЛПУ составляют основу оказания ПМСП? Для сельского населения это ФАП, СВА, УБ, поликлиническое отделение ЦРБ, отделение скорой помощи ЦРБ, стационар ЦРБ, роддом, центр госсанэпиднадзора в районе. Оказание ПМСП городскому населению осуществляется в здравпунктах, детских и взрослых поликлиниках, женских консультациях, городских больницах, медсанчастях, станциями скорой и неотложной медицинской помощи, на уровне районных (городских) центров госсанэпиднадзора. Кроме того, в оказании ПМСП населению иногда принимают участие учреждения регионального и федерального уровня (в случае, например, самообращение граждан в их приёмные отделения для оказания неотложной помощи).

С целью совершенствования системы ПМСП в дополнение к существующим составляющим в настоящее время активно решается вопрос об организации работы врачей общей практики (семейных врачей), которые должны стать основным звеном ПМСП. Кроме того, как структурные элементы системы ПМСП создаются или уже созданы детские реабилитационные центры, центры реабилитации женщин с патологией беременности, центры планирования семьи и репродукции, медико – генетические консультации и т.д.

Вместе с тем, наряду с положительными моментами в развитии системы ПМСП в Российской Федерации, накапливается всё больше проблем, связанных с материально – техническим состоянием учреждений ПМСП, уровнем подготовки кадров, качеством и культурой оказываемой помощи, что вызывает необходимость реформирования системы ПМСП. На данном этапе реформы здравоохранения с учётом сложившихся реалий назрел вопрос совершенствования организации первичной медико – санитарной помощи по следующим направлениям:

Амбулаторно – поликлиническая помощь:

1. Децентрализация амбулаторной помощи в целях обеспечения её доступности в территориальном и временном отношении;

2. Развитие сети врачей общей практики и семейных врачей, организация медицинского обслуживания населения с учётом права на свободный выбора врача;

3. Создание на базе поликлиник многопрофильных консультативных и лечебно-диагностических комплексов;

4. Развитие медико-социальной помощи;

5. Реорганизация скорой медицинской помощи путем выделения структуры неотложной помощи при амбулаторно-поликлинических учреждениях;

6. Привлечение здорового населения к динамическому медицинскому наблюдению.

Стационарная помощь:

1. Дальнейшая организация этапности медицинской помощи;

2. Специализация больниц по степени интенсивности и профилю оказания помощи;

3. Развитие районных и межрайонных специализированных центров;

4. Развитие и совершенствование специализированных областных и межрайонных центров с формированием на их базе филиалов санитарной авиации и выездных консультативных поликлиник;

5. Оказание этапной стационарной помощи на основе специализации больниц по степени интенсивности и профилю оказания помощи, обеспечение ухода за больными (интенсивное лечение, восстановление, медико-социальная помощь, длительный уход и хоспис).

6. Дальнейшее развитие сети стационаров дневного пребывания, стационара одного дня.

 

Естественно, что реализация задач по охране здоровья населения, в том числе в рамках ПМСП, невозможна без решения вопросов финансирования деятельности организаций здравоохранения. «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» определены следующие источники финансирования охраны здоровья:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В области здравоохранения | Безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.