Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 3. Третья пара подходов, называемая функциональный / конфликтный подходы, выделяется по критерию, какое состояние общества считается основным – состояние




Третья пара подходов, называемая функциональный / конфликтный подходы, выделяется по критерию, какое состояние общества считается основным – состояние равновесия (функционализм) или же состояние изменения, динамики (конфликт).

Микросоциологический подход предполагает рассмотрение общества изнутри, через поведение и взаимодействие отдельных людей или небольших групп. Индивиды представляются независимыми, волевыми субъектами, наделенными сознанием и самосознанием, которые способны действовать самостоятельно, иногда вопреки сложившимся правилам и структурам. Подробнее теории взаимодействия и действия мы рассмотрим в отдельной лекции. Сейчас же мы выделим основные категории, которыми оперирует микросоциология – это действия, взаимодействия, символы, представления, мотивы и стимулы поведения, значения, смыслы и мн. другое.

Основные категории, которыми оперирует микросоциология, это социальный институт, социальная система, социальная структура, ресурсы, социальные процессы, социальная жизнь, социальные законы и закономерности, социальные отношения, нормы, правила, роли, социальная практика, интеграция, дифференциация и др.

Представители этого подхода: французские социологи О.Конт, Э. Дюркгейм, британский - Г.Спенсер, немецкие – К. Маркс, М. Вебер (ХIХ в.), американские - Т. Парсонс, Р. Мертон, немецкий – Н. Луман (ХХ в.) и др.

Представители этого подхода: американские социологи Дж.Г.Мид, Г.Блумер, Дж.Хоуменс, Г.Гарфинкель, И.Гофман (ХХ век).

Вторая пара методологических подходов включает в себя объективно-предметный / субъективно-ценностный подходы и выделяется в зависимости от того, какая сфера жизни общества считается главной – объективная или же субъективная. Объективный - означает независимый от исследователя или же субъекта действия. Субъективный - напротив, предполагает зависимость от сферы сознания действующего лица или же исследователя.

Объективным в обществе является все то, что определяется природой. Например, климат, рельеф, наличие или же отсутствие водных ресурсов – это та объективная природная среда, в которой живет человек, и которая может оказывать влияние на его сознание и поведение. Объективными и независимыми от воли и сознания субъекта является его физиология и подсознание, то есть то, что человек наследует от предков (нервная, гормональная, иммунная системы, системы инстинктов, импульсов, скрытых желаний, темперамент и др.), которые также могут влиять и определять человеческое поведение. Объективной по отношению к сознанию конкретного человека также является та предметно-вещественная среда, которая его окружает – одежда, жилища, предметы повседневного обихода, средства передвижения, связи и передачи информации. Они также зачастую влияют на сознание и поведение владеющих ими индивидов. И, наконец, объективными в обществе являются те социальные отношения, в которые вступает человек, выполняющий определенную социальную роль, и которые регулируются некими объективными правилами и нормами или же объективными обстоятельствами взаимодействия. Например, покупатель, идущий в магазин, может совершить покупку только в рамках тех возможностей, тех денег, которыми он обладает в данной ситуации, независимо от того, сколь велики бы ни были его желания.

Основные категории, которыми оперирует объективно-предметный подход – это природная, географическая среда, подсознание, социобиология, вещественная среда, вещи, предметы, социальные правила, социальные практики, социальные отношения, социальные условия и обстоятельства, социальный контекст и пр.

Представители объективно-предметного подхода: немецкий социолог К.Маркс (XIX в.), социал-дарвинисты, представители географического детерминизма и социобиологии (ХХ в.), представители социального реализма (Бхаскар, Аутвейт), социологии вещей (Бодрийяр, Латур, Кнорр-Цетина) – ХХ-ХХI в.в.

Субъективно-ценностный подход акцентирует внимание на значимости сознания в жизни отдельного человека и общества в целом. Представители данного подхода полагают, что человек выделился из окружающей его природы благодаря обладанию сознанием и самосознанием. Следовательно, человек является активным и мыслящим субъектом, самостоятельно определяющим свое поведение, руководствуясь своими потребностями, желаниями, мотивами, намерениями, значениями и смыслами. В процессе своей жизнедеятельности общество также вырабатывает определенную систему ценностей (идеальных представлений о хорошем, плохом, должном, запрещенном и т.п.), которые усваиваются людьми и определяют их поведение.

Основные категории, которыми оперирует данный подход – это действия, сознание, самосознание, ценности, потребности, желания, воля, мотивы, намерения, представления, значения, смыслы, символы, ценности.

Представители данного подхода – немецкие социологи М. Вебер, Г. Зиммель, (ХIХ-ХХ в.в.), американские - Т.Парсонс, П.Сорокин, Г.Блумер и др.

С точки зрения функционализма основное и важнейшее состояние общества – это состояние равновесия, стабильности, порядка. Соответственно, все социальные явления рассматриваются с точки зрения того, какую функцию они выполняют в поддержании стабильности и порядки в обществе, понимаемом как целостная социальная система. Элементы общества, способствующие сохранению стабильности, называются функциональными. Элементы, которые, напротив, могут разрушить стабильность, считаются дисфункциональными. В качестве функциональных в истории социологии назывались разные элементы и явления.

Например, французский социолог О.Конт в качестве функциональных выделял социальные институты: собственность, семью, язык, религию, культуру, государство. Британский социолог Г.Спенсер полагал, что функциональными являются постоянно взаимно сменяемые социальные процессы в обществе: процесс интеграции (объединения) и противоположный ему процесс дифференциации (разъединения). Вместе они обеспечивают сохранение равновесного состояния общества. Французский социолог Э.Дюркгейм полагал, что в обществе можно обнаружить функциональный механизм – такой, как «механизм разделения труда» (рациональное распределение функций/обязанностей между членами общества). Правильное распределение функцией влечет за собой отсутствие конфликтов и сохранение стабильности.

К дисфункциональным элементам можно отнести, скажем, девиантное (отклоняющееся) поведение – преступное поведение, самоубийства, алкоголизм, наркоманию. Также к дисфункциональным относится агрессивное поведение, войны, вооруженные конфликты. Все это приводит к нестабильности и грозит разрушением общества.

Сторонники конфликтного взгляда на общество полагают, что основным состоянием общества является состояние изменения, динамики, конфликта. Изменения и эволюция общества неизбежны, равновесие – это лишь кратковременный промежуток в жизни общества, которое постоянно развивается путем преодоления различных конфликтов. Существуют разные точки зрения на природу социального конфликта, а именно «диалектическая модель конфликта» и «конфликтный функционализм».

Диалектическая модель связана с именем немецкого социолога К. Маркса. Он полагал, что конфликт в обществе неизбежен, имеет социальный характер и является антагонистическим, то есть носящим постоянный и непримиримый характер, его невозможно разрешить путем эволюции. Причину конфликта К. Маркс видел в неравном владении и распоряжении экономическими ресурсами общества, что порождает социальное неравенство и в конечном итоге социальный конфликт между классом собственников и классом неимущих, который разрешается путем социальной революции и изменения классовой структуры общества. Последователь К. Маркса, немецкий социолог ХХ ст. Р. Дарендорф также говорил об антагонистическом социальном конфликте, но его причину видел в неравном владении и распоряжении властными ресурсами, т.е. политическом конфликте. В отличие от Маркса Дарендорф полагал, что основной конфликт возникает не между неимущими и богатыми, как у Маркса, а между теми, у кого есть власть, но ее недостаточно, и теми, кто обладает всей полнотой власти: например, между правящей и оппозиционной партиями. Разрешение такого конфликта происходит также революционным путем, скажем в результате государственного переворота, смены режима и пр.

Конфликтный функционализм говорит о том, что сущность конфликта лежит в природных и психологических отличиях человека, преодоление такого конфликта носит эволюционный характер и, в конечном итоге, приводит к еще большей стабильности. Например, немецкий социолог Г.Зиммель полагал, что причина конфликта лежит в двух основных процессах, связывающих и разъединяющих людей на протяжении всей жизни человечества – процессах «ассоциации» (любви, дружбы, притяжения) и «диссоциации» (ненависти, отторжения). Данные процессы взаимно сменяют друг друга и в конечном итоге способствуют сохранению стабильности. Причина конфликта также вызывается существованием разных биологических полов – мужским и женским (гендерный конфликт), разных возрастных групп (конфликт поколений), разных этнических групп (этнический конфликт), разных психологических особенностей и склонностей (межличностный психологический конфликт) и пр.

 

Тема: Социальные группы и общности




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.