КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика системы и направления ее реформирования
Система стандартизации в РФ. Система стандартизации РФ - это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением национального органа по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства. С принятием ФЗ о техническом регулировании началось реформирование системы, в котором можно выделить три этапа: 1 этап - начальный (2002 г.) - состояние Государственной системы стандартизации (ГСС), функционирующей с 1992 г., к моменту принятия названного закона; 2 этап - переходный (2003-2010 гг.) - преобразование государственной системы стандартизации (ГСС) в национальную систему стандартизации (НСС) с изменением правового статуса системы с государственного на добровольный. 3 этап - окончание формирования национальной системы стандартизации - системы, возглавляемой негосударственной организацией и базирующейся на национальных стандартах только добровольного применения. 1. Начальный этап. ГСС начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России. Государственное управление стандартизацией осуществлялось Госстандартом России, который выполнял свои функции непосредственно н через созданные им территориальные органы - Центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых было более 90. Основой ГСС являлся фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации. Указанный фонд представлял четырехуровневую систему, включавшую: 1) техническое законодательство (ядром технического законодательства был Закон РФ «О стандартизации», который утратил силу со дня вступления в силу ФЗ о техническом регулировании); 2) государственные стандарты (государственными стандартами Российской Федерации (ГОСТ Р), межгосударственные стандартами (ГОСТы), введенными в действие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартов РФ; государственными стандартами бывшего СССР (ГОСТы); правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации) и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; 3) стандарты отрасли (ОСТы) и стандарты общественных организаций (СТО); 4) стандарты предприятий (СТП) и технические условия (ТУ). 2. Переходный этап. Начало его ознаменовалось тем, что Госстандарт России, получив (в соответствии с постановлением Правительства РФ) функции национального органа по стандартизации, принял постановление от 27.07.2003 № 63 «О национальных стандартах Российское Федерации», в соответствии с которым: - с 1 июля 2003 г. - дня вступления в силу ФЗ о техническом регулировании признаны национальными действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г. для применения в РФ; - впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов действующие государственные и межгосударственные стандарты рекомендовано применять в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании. Указанный акт не следует рассматривать как формальное переименование государственных стандартов в национальные. Действующие ГОСТы в соответствии со ст. 46 гл. 10 ФЗ имеют сокращенный набор обязательных требований. С принятием ТР перейдут в разряд добровольных документов нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых в соответствии с законодательством входило установление обязательных требований. Речь идет, например, о СанПиНах бывшего Минздрава России, СНиПах бывшего Госстроя России и т.д. В ФЗ о техническом регулировании не предусмотрена такая категория, как стандарты отрасли. Это связано с двумя причинами: ликвидацией большинства отраслевых министерств и отсутствием этой категории документа в зарубежной практике. В перспективе ОСТы будут трансформированы в национальные стандарты, а также стандарты ассоциаций, союзов и объединений предпринимателей, общественных организаций. Учитывая численность фонда ОСТ, указанное преобразование займет продолжительный период времени, и на 2-м этапе эта категория не потеряет практического значения. Постановлением Правительства РФ от 17.06.04 № 294 утверждено Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, которое определено национальным органом по стандартизации (вместо Госстандарта России). Федеральное агентство по техническому регулированию (Ростехрегулирование) находится в ведении Министерства промышленности и энергетики РФ (Минпромэнерго России). 3. Заключительный этап. К 2010 г. действующая национальная система окончательно приобретет форму и содержание, соответствующие идее, заложенной в ее организацию, и зарубежной практике. Она будет возглавляться негосударственной организацией. В связи с окончанием формирования фонда ТР, запланированного на переходный период, национальные стандарты будут документами сугубо добровольного применения. Изменение статуса системы не означает, что государство не будет участвовать в деятельности национальной системы. Его регулирующая роль заложена в ст. 11-17 ФЗ о техническом регулировании. В частности, она проявляется в регламентировании целей и принципов стандартизации, задач национального органа РФ по стандартизации, правил разработки и утверждения национальных стандартов. Установление двух категорий стандартов - «национальных стандартов» и «стандартов организаций» - определит сосуществование двух систем исходя из сферы деятельности: национальной системы, действующей в общероссийском масштабе; локальной, действующей в рамках организации. Национальная система стандартизации включает: - национальные стандарты: - правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; - общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Локальная система стандартизации базируется на стандартах организаций, которые по существу начинают заменять стандарты предприятий (СТП), стандарты научно-технических, инженерных обществ щш других общественных объединений (СТО), установленных в свое время Законом РФ «О стандартизации». Текущее состояние реформы. • Хотя подготовлено около 300 проектов технических регламентов, принято только 6 (постановления Правительства), еще 5 приняты Государственной Думой в 3-х чтениях • Список товаров, подлежащих обязательной сертификации сокращается • Фонд национальных стандартов обновляется, но уровень гармонизации с международными стандартами составляет менее 40% • До сих пор не создана национальная система аккредитации • В 2009 (30 декабря) году приняты очередные поправки в закон «О техническом регулировании» • Изменений в системе государственного контроля (надзора) не произошло • 20 января 2010 г. Ростехрегулирование переименовано в Росстандарт
Технические регламенты, принятые Госдумой РФ: 1. Технический регламент на молоко и молочную продукцию (федеральный закон от 12 июня 2008г.№ 88-ФЗ) - инициативный 2. Технический регламент на масложировую продукцию (федеральный закон от 24 июня 2008г. № 90-ФЗ) - инициативный 3. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (федеральный закон от 22 июля 2008г. № 123-ФЗ) – программный 4. Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей (федеральный закон от 27 октября 2008г. № 178-ФЗ) - инициативный 5. Технический регламент на табачную продукцию (федеральный закон от 22 декабря 2008г. № 268-ФЗ) - инициативный
Технические регламенты, принятые Правительством РФ: 1. «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных загрязняющих веществ» (постановление Правительства РФ от 12 октября 2005 года № 609 2. «О безопасности бензинов, дизельного топлива и отдельных горюче-смазочных материалов» (постановление Правительства РФ от 27 февраля 2008 года № 118, постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2008 года № 712 действие ТР приостановлено, п остановлением Правительства РФ от 30 декабря 2008 года № 1076 в ТР внесены изменения) 3. «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» - (постановление Правительства РФ от 7 апреля 2009 года № 307) 4. «О безопасности машин и оборудования» 5. «О безопасности лифтов» 6. «О безопасности колесных транспортных средств» Технические регламенты, разрабатываемые по поручению Правительства РФ: • О требованиях к сельскохозяйственной птице, мясу птицы, продуктам его переработки, их производству и обороту • О требованиях к мясу и мясопродуктам, их производству и обороту • О безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий, процессов их производства, применения, хранения, перевозки, реализации и утилизации
Замечания по принятым и рассматриваемым ТР · Ссылки на несуществующие технические регламенты · Воспроизводство действующего смежного законодательства, противоречащего ФЗ «О техническом регулировании» · Новая классификация, термины и определения, невозможность идентификации объектов · Заниженные или чрезмерно завышенные требования к объектам, в т.ч. невыполнимые на практике · Дублирование требований, различные требования к одним и тем же объектам · Полное отсутствие требований к отдельным группам продукции · Масштабный пересмотр (новая разработка)доказательной базы · Неприемлемые формы обязательного подтверждения соответствия · Скрытые формы оценки соответствия, отсутствие правил оценки соответствия · Отсутствие (недостаточность) переходного периода
Действующее законодательство имеет ряд существенных недостатков, например, Федеральный закон «О техническом регулировании»:
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |