Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ.

 

План лекции:

1.Понятие «культура», ее структура. Термины «культура» и «цивилизация»

2.Условия развития культуры

3.Ценность овладения культурой.

 

Термин «культура» пришел к нам из латыни. В Древнем Риме его изначально употребляли как производственный термин, обозначая возделывание или обрабатывание. Однако вскоре данное понятие распространили и на сферу становления человеческих отношений, становления личности.

В европейском средневековье понятие «культура» было вытеснено, заменено понятиями христианских добродетелей, определявших ценностные ориентиры человека средневековья.

В конце средних веков, в период, когда завершилась эпоха великих географических открытий, и европейцы начали активную колонизаторскую деятельность, термин «культура» постепенно возвращается в лексикон европейцев, однако, с несколько другим наполнением. Термином «культура» стали обозначать характерные, отличительные этнические черты, традиции народов, зачастую подчеркивая именно разность культур. В это же время пробуждается и интерес европейцев, страдавших эгоцентризмом, к изучению других культур. Преследуя зачастую не столько научные, сколько политико-экономические цели, европейцы, тем не менее, именно в ХУП – ХУШ веках закладывают основы нового научного направления, которое только к началу ХХ века получит название КУЛЬТУРОЛОГИЯ. Собственно сам термин «культура»вновь запускается в лингвистический оборот в Европе с конца ХУШ века, когда в 1782 г. немецкий просветитель И.Адегунга выпускает книгу « Опыт истории культуры человеческого рода».

В русском языке слово культура впервые зафиксировано в «Карманном словаре иностранных слов» Н.Кириллова (1845г.), однако широкого распространения оно в середине Х1Х века не получило. Вместо него употреблялись такие понятия как «образованность», «просвещение», «воспитанность», «разум». Только в 60-е годы Х1Х века новый термин входит в русские словари, а в 80-е годы утверждается в научной литературе.

Какое же определение культуры можно было бы дать сегодня? Мы употребляем этот термин в самых разных ситуациях. Например: культура речи, культура производства, физкультура, культура народа и пр. и пр. Что объединяет все эти термины? Что общего между физкультурой и культурой речи? Очевидно, этообщее –ТВОРЧЕСТВО, которое лежит как в основе деятельности человека, который стремится говорить грамотно, так и в основе труда спортсмена.



Таким образом, можно утверждать, что: «Культура – это процесс и результат творческой деятельности людей».

Казалось бы, мы пришли к однозначному выводу. Однако вспомните, как часто в рассуждениях о культуре люди оперируют рядом ЦЕННОСТЕЙ, к которым стремится человек.(Например, культурный человек – это…) . В таком случае формулируется другое определение культуры как мира воплощенных ценностей.

Ход наших рассуждений по поводу сущности понятия культура подсказывает, что к данному определению можно подходить с разных сторон, и, возможно, таких определений может быть несколько, смотря какие принципы ставятся в центре внимания. Действительно, в книге М.Кагана «Философия культуры» приводится около 50 подходов к решению задачи, что такое культура. Таким образом, если существует такое множество взглядов на проблему – следует ожидать множества определений. Любители различных подсчетов утверждают, что таких определений культуры порядка пятисот! Скорее всего, дело не в том, сколько их.. Важно понять, что, приступая к изучению культуры, мы входим в гуманитарный мир, который не признает, а порой считает вредной, позицию «последней точки над i. Кроме того, культурология, как мы только что выяснили, является достаточно молодой научной дисциплиной, а это также может объяснять не вполне устоявшийся понятийный аппарат.

Приведем пример, на наш взгляд, одного из удачных определений культуры, подчеркивающего глобальный характер предмета изучения. Оно принадлежит великому русскому философу А.Ф. Лосеву: « Культура есть предельная общность всех основных слоев исторического процесса (экономических, социально-политических, идеологических, технических, ремесленных, научных, художественных, моральных, религиозных, философских, национально-народных, бытовых) – см. Лосев А.Ф. «Дерзание духа», М.1988, с.218-219.

В обыденном общении мы часто употребляем как синонимы слова культура и цивилизация. Это вполне допустимо. Но наука видит различие этих понятий.

. Культуру связывают с традиционным, эволюционным развитием, а цивилизацию – с революционной ломкой, скачком, чаще в технико-научной сфере, реже в гуманитарной, например, возникновение письменности, формирование первых государств, изобретение колеса, овладение атомной энергией. В то же время цивилизацией принято называть последнюю стадию развития каждого исторического типа культуры, а в связи с этим в ней видят элементы омертвения культуры. Многие исследователи современности демонстрируют достаточно пессимистический взгляд на цивилизацию ХХ века, отмечая, как рушатся вековые духовные устои общества, как «мировой город» стирает традиции человеческого общения, коллективизма. Наиболее ярко эта тревога выражена в работах немецкого культуролога начала ХХ века Освальд Шпенглера. Петербургский исследователь культуры М.Каган пишет о современной цивилизации: «Цивилизация, имевшая в основе своей развитие интеллекта на всех уровнях культуры и одухотворение инстинктивно-физиологической мотивации социального и сексуального поведения людей, парадоксальным образом привела к вытеснению интеллекта из культуры и активизации унаследованных от предков физиологических реакций.» (Культурология. Учебник. Под ред.Ю.Н.Солонина и М.С.Кагана. М.,2005.)

Собственно, тревога за души молодых людей современного технократического общества и привела высшую школу к необходимости расширения гуманитарного образования и, в частности, введения в учебные программы курса Культурология.

СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ. Итак, по определению А.Ф. Лосева, культура представляет собой «предельную историческую общность» явлений и процессов, то есть весьма сложную, многоуровневую систему.

Основное внимание нашего учебного курса будет сосредоточено на знакомстве с историческими типами культуры.

Понятно, что культура меняется с течением времени. Способ производства, общественные отношения, общественное сознание и культура теснейшим образом взаимосвязаны. Различие культур в соответствии с историко-социальными и экономическими характеристиками общества – давняя традиция. Среди исследователей культуры существовали различные принципы подхода к периодизации истории. Например, в ХУШ – Х1Х веках значительная часть исследователей выделяла в истории три основных периода – дикость, варварство и цивилизацию. В христианской традиции история человечества делилась на два основных периода – до и после Рождества Христова. С эпохи Возрождения в научный оборот вводилась периодизация, делящая всемирную историю на древность (античность), средние века и новое время. Этот принцип подхода к мировому историческому процессу сохраняется и в настоящее время, дополняя предложенную структуру новейшим временем. Соответственно, в качестве основных исторических типов культуры рассматриваются:

- первобытная культура

-античная культура

-средневековая культура

-культура Нового времени

-культура Новейшей истории.

Следует заметить, что до сегодняшнего дня продолжаются дискуссии не только по поводу границ исторических периодов, но и по оценке их содержания. Например, некоторые исследователи делят античную культуру на два исторических типа – культуру ранних цивилизаций (Ш тыс. до н.э. – 1 тыс. до н.э.) и культуру классических древних цивилизаций ( УШ в. до н.э. – У в. н.э.). (см. Сковородкин В.М. Культурология. Учебное пособие М.,2000.). Продолжаются споры по поводу места культуры эпохи Возрождения. В исторической науке давно определено, что Возрождение в Европе было последним, завершающим этапом средневековья, как образно назвал это время нидерландский историк Йохан Хейзинга – «осень средневековья». Тем не менее, не только в научных культурологических дискуссиях, но и в учебники по культурологии попадает периодизация, в которой эпоху Возрождения выделяют в самостоятельный исторический тип культуры.

Больше всего вопросов, дискуссий, недоразумений возникает по поводу культуры ХХ века. Для современной культурологии чрезвычайно актуальны такие проблемы как соотношение в современном мире культур Востока и Запада, глобализации и специфики культур, места и сущности социалистической культуры, тождественности социалистической и тоталитарной культур. Такое состояние науки затрудняет разработку соответствующих тем учебного курса, выработку методики подачи учебного материала. В связи с этим следует отметить, что в значительной части учебников Культурологии отсутствуют главы, дающие целостное представление о состоянии современной культуры. (Серьезная попытка дать методологически выверенный анализ названной проблемы была предпринята петербургским коллективом авторов учебника «Культурология» под редакцией Ю.Н.Солонина и М.С.Кагана. М.2005 г.)

Культура как общественное явление может иметь социальные характеристики. Например, можно говорить о крестьянской и дворянской культуре, культуре пролетариев и культуре буржуа, однако, руководствуясь этим принципом, следует быть осмотрительным. Будет ошибочно, к примеру, утверждение, что феодальному обществу соответствует феодальная культура, или «Горький – великий пролетарский писатель». Подобные заключения урезают, упрощают и даже могут фальсифицировать сущность явлений.

Общепризнано деление мира культуры на такие подсистемы как материальная, духовная и художественная культура, но и здесь следует заметить, что подобное деление скорее удобно в дидактических целях, а сами явления культуры не демонстрируют нам строгих границ этих сфер. Очевидно, например, что произведение художника вобрало в себя и духовный, и художественный, и материальный аспект деятельности.

В культурологии существуют понятия доминирующей культуры и субкультуры.

Доминирующая культура представляет собой совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которые признаются большинством общества. В литературе можно встретить синоним доминирующей культуры – главенствующая культура. Субкультура – это культура отдельной социальной группы. От доминирующей культуры ее может отличать собственные обычаи, нормы, художественная стилистика. Современная Культурология выделяет такие виды субкультур как этнические, корпоративные, религиозные, возрастные. Так, например, можно говорить о существовании молодежной субкультуры, но, в свою очередь, в молодежной субкультуре есть свои субкультурные явления – панки, хиппи и т.д. Каждая субкультура имеет свои характерные черты и проявления. Субкультуры могут иметь долгую историю, трансформироваться, а иногда и вовсе исчезать.

Деятельность людей, являющаяся основой культуры, может носить как созидательный, позитивный, гуманный характер, так и негативный, разрушающий. Антигуманную, активно противопоставляющую себя гуманизму культуру называют контркультурой. В отличие от субкультуры, которая не претендует на то, чтобы доминировать в обществе, контркультура навязывает свои ценности обществу.

В культурологии мы встречаемся и с такой характеристикой культуры как, например, элитарная, народная и массовая. Народная и элитарная формы культуры имеют глубокие исторические корни и традиции.

Элитарная культура - это культура немногих, иногда избранной части общества. В различных исторических эпохах элитарная культура формировалась в высших слоях общества, несла на себе отпечаток аристократизма, являлась эталоном для подражания. Вероятно, поэтому в литературе мы можем встретить подмену термина элитарная культура термином – высокая культура.

Элитарная культура продолжает существовать и в современном демократическом мире, в ее оценках сегодня звучит не столько социальный аспект, сколько интерес к новациям, зарождающимся в узком кругу посвященных интеллектуалов. Как бы то ни было, элитарную культуру можно назвать своеобразной лабораторией культуры во все времена.

Народная культура творится самим народом. Чаще всего она безымянна, растворяет имена создателей в пластах исторической памяти. До зарождения буржуазных отношений, а вместе с этим соответствующего развития промышленности, в культуре преобладал народный характер – производство, воспроизведение – все виды деятельности человека носили неповторимый, штучный характер. Образно говоря, любое произведение культуры в полном смысле хранило тепло души и человеческих рук, даже его воспроизведение или копирование шло через призму деятельности индивидуального творца, а не бездушной машины.

Массовая культура начинает формироваться с развитием промышленного производства, появлением возможности тиражирования. Продукт культуры и потребитель в массовой культуре соединяются без особого труда. Культура превращается в объект купли – продажи, она становится бизнесом Можно сказать, что массовая культура в том или ином проявлении без стука входит в каждый дом, в этом смысле она достаточно агрессивна и может представлять собой определенную опасность. В тоже время, благодаря массовой культуре, многие достижения мировой культуры становятся доступны широким кругам, тем самым, просвещая, образовывая, в определенной степени воспитывая вкус.

Изучение массовой культуры, безусловно, является важнейшим гуманитарным направлением науки. Признавая массовую культуру характернейшим явлением современности, исследования в этой области отмечают, что, очевидно, существует миграция культурных форм из массового разряда в немассовый и обратно. Например, романы А.Кристи сегодня считаются «классикой», а попурри на темы произведений Моцарта причисляют к «шлягерам».

.

Мир культуры как сложная система находится в постоянном динамическом процесс.

Культурология как наука изучает наиболее важные законы возникновения, функционирования и развития культуры.

Закон единства и разнообразия культуры. Он утверждает, что культура является совокупным коллективным достоянием всего человечества; все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны.

Закон преемственности в развитии культуры. Этот закон исходит из положения о том, что культура – это, прежде всего, унаследованный опыт поколений, иначе бы человечество не развивалось, а каждое новое поколение начинало изобретать язык, примитивные орудия труда, учится строить и т. д.

Закон прерывности и непрерывности развития культуры. Культура – сложная система, которая в своем развитии одновременно прерывна и непрерывна. Каждой эпохе в развитии человечества присущ свой исторический тип культуры. Смена эпох приводит к смене исторического типа культуры – так проявляется прерывистость в развитии культуры. Однако это не означает полного разрыва цепи развития мировой культуры. Наследование достижений предшествующих эпох и включение их в новую систему общественных отношений превращает процесс в непрерывный. Таким образом, прерывность культуры носит относительный характер, а непрерывность – абсолютный. Несмотря на потери, иногда и провалы, свершения культуры накапливаются в историческом масштабе, вбирая в себя результаты прошлого развития. Эта тенденция поступательного развития культуры носит объективный характер.

Закон взаимодействия и сотрудничества различных, нередко противоположных культур – важная объективная закономерность, изучаемая культурологией

Обсуждая вопросы развития культуры, исследователи задают вопрос и о характере движения. Следует ли его рассматривать монолинейно или полилинейно? Очевидно, что полилинейный взгляд на развитие культуры приводит нас к заключению о невозможности сравнения культур, определения понятия прогресс человечества в целом, что может привести к весьма опасным и негативным в моральном, практическом и политическом смысле выводам.

В развитии культуры соединяются поли и монолинейность, с доминирующей тенденцией монолинейности в современной истории.

Если культура - это результат творческой деятельности человека, то попробуем определить, что необходимо человеку для развития творчества?

Талант, вдохновение, знания – фундамент творчества и эти условия, что называется, исходные, не требующие особого разъяснения. Кроме того, для успешного творчества необходимо знание традиции, которая передается устно, а также через книги и систему образования. Человек в своем творчестве нуждается в советах, сопереживаниях, дружеской критике, оценке близких людей, профессионалов – то есть в том, что можно условно назвать: связь человек-человек. Для творчества необходимо наличие свободного времени, а еще хорошо бы иметь крышу над головой и не нуждаться материально. Подобным образом в ХУ веке рассуждал и великий итальянский поэт-гуманист Петрарка. Задумываясь над множеством условий для развития творчества, в итоге он утверждает - творчество невозможно без СВОБОДЫ. Другие перечисленные условия, разумеется, влияют на развитие культуры, особенно межличностные творческие контакты. И все-таки БЕЗ СВОБОДЫ НЕТ развития КУЛЬТУРЫ. Здесь следует обратить внимание на то, что речь идет не просто о наличии политической, экономической свободы. Мы знаем, что и в отсутствии этих социальных характеристик, вопреки внешним обстоятельствам люди творили культуру. Главное для творца – быть внутренне свободным Несвобода, зависимость в лучшем случае рождает умелое подражание, творит слепки, тень культуры.

В культурологии существует понятие мертвая культура. Культура называется мертвой, когда прекращается живая передача традиции от поколения к поколению. Так произошло, например, с культурой Древнего Египта, где после завоевания Египта арабами в начале средневековья, под давлением новой арабской культуры были вытеснены и постепенно забыты язык, религия, обычаи, история Древнего Египта. Культура омертвела, стала непонятна даже жителям самой Нильской долины. Таким образом, вслед за признанием роли свободы в развитии культуры следует отметить и такое важнейшее условие сохранения живой культуры как передача, сохранение, понимание традиций собственного народа.

ЦЕННОСТЬ ОВЛАДЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ.

Если наше понимание культуры связано с пониманием деятельности человека или определение ценностных ориентиров и путей их достижения, то встает вопрос - для чего искусственно привлекать людей к изучению культуры, ведь объективно деятельный человек сам придет к познанию ценностей жизни. Отвечая на этот вопрос, следует заметить, что превращение простого процесса деятельности человека в осмысленную культурную деятельность с определением ценностных ориентиров заняло в истории человечества не одну тысячу лет. Сегодня пренебрегать огромным творческим опытом человечества, опираясь на исключительные собственные творческие усилия, было бы нелепо. Такая позиция зовет обратно к примитивным орудиям труда и жизни в пещерах

Так зачем же мы обращаемся к изучению культуры, овладению ею?

Очевидно, что ценность овладения культурой состоит, прежде всего, в так называемой познавательной функции культуры. То есть, знакомство с культурой расширяет горизонты знания, развивает любознательность, формирует образованную, просвещенную личность.

Кроме того, ценность культуры и одновременно ее функция состоит в том, что культура является своеобразным накопителем, консерватором человеческого знания. В системе культуры информация хранится в виде неких знаков – языка, текстов, символов, объектов творчества и т.д. Знак (греч.-semeion) как ключевое понятие данного процесса определило название данной функции культуры - семиотическая. Извлекая из хранилища культуры необходимую информацию, человек развивает свой интеллект, овладевая, к тому же, коммуникативными, поисковыми навыками.

Жизнь человечества невозможна без поисков идеалов, а культура, как раз, вырабатывает ценностный ряд, на который можно ориентироваться, она, безусловно, играет нормативную роль в обществе.

Перечисленные функции культуры играют важную роль в становлении личности человека. Но, вероятно, еще более значимая функция культуры состоит в том, что, демонстрируя общечеловеческие ценности, формулируя нормы поведения, культура тем самым создает определенную гармонию в обществе, обеспечивает понятность и достаточную предсказуемость поведения. В этом состоит великая гуманистическая сила культуры. Культура погружает человека в разнообразнейший мир обычаев, традиций, нравов Планеты, искореняя эгоцентризм и прививая толерантность. Формирование толерантного общества – одна из актуальнейших задач современности.

Определив ценности культуры, сделаем вывод о необходимости изучения культуры в различных ее проявлениях. Именно такие задачи определяет наука КУЛЬТУРОЛОГИЯ.

Историки и писатели, философы и религиозные деятели размышляли о судьбах культуры, об исторической преемственности и трансляции культурного наследия, единстве и многообразии культур народов мира, культурных контактах и межкультурных коммуникациях. На основе этих теорий, эмпирических исследований и наблюдений постепенно складывалась и вычленялась из общего потока гуманитарных исследований наука о культуре. Название науки – Культурология – появилось сравнительно недавно: в конце Х1Х – начале ХХ века. В 1871 году в книге английского антрополога Э.Тайлора «Первобытная культура» одна из глав была названа – «Наука о культуре». В 1915 году лауреат Нобелевской премии, выдающийся немецкий химик В.Оствальд в книге «Система наук» предложил именовать науку о цивилизациях «культурологией».Однако, потребовалось еще несколько десятилетий, чтобы новый термин прижился в научном обороте. Значительную роль в обосновании данной науки и закреплении ее названия принадлежит английскому антропологу Л.Уайту. В 1949 году он публикует книгу «Наука о культуре», к которой введение в научный оборот термина культурология серьезно обосновывается.

В нашей стране культурология начинает развиваться с 1960-х годов. Наука до сих пор находиться в процессе становления и, тем не менее, ее признание подчеркивает перспективы ее развития.

В настоящее время в структуре культурологии выделяют пять основных направлений научного поиска: 1) история культуры; 2) история культурологических учений; 3) социология культуры; 4) культурная антропология; 5) прикладная культурология.Очевидно, что знание истории культуры является фундаментальным культурологическим знанием. Вот почему в учебном курсе Культурологии для начинающих изучение культуры основное внимание сосредоточено на истории изучаемого предмета.

В заключении приведем ссылку на мнение одного из основателей российской культурологической школы С.Н Иконниковой. В философской традиции Х1Х века выделялось два типа знаний: знания о природе и знания о культуре. Знания о природе – естествознание, медицина, технические науки, статистика, экономика определялись как собственно научные знания (science). Они опирались на опыт и точные факты, устанавливали объективные законы. Знания о культуре в широком смысле слова не всегда получали статус наук, их называли гуманистикой (humanities). Знания этого типа непосредственно связаны с человеком, с его субъективными предпочтениями и мнениями. Они тоже описывают конкретные факты, но предназначены для постижения смысла и значения событий, памятников, произведений искусства и литературы. Гуманистика оперирует не строгими понятиями и категориями, а ценностями, символами, знаками. Ее главные задачи: воздействие на духовный мир личности, раскрытие добрых идей, побуждение к творчеству, сотрудничеству, взаимопониманию. (Культурология. Учебник. Под ред. Ю.Н.Солонина и М.С.Кагана. М.,2005, с.27).

Именно такую высшую задачу ставим мы в нашем курсе Культурологии.

 

Вопросы для повторения.

 

1.Как Вы понимаете, что такое культура?

2.Как Вы считаете, почему существует так много определений культуры?

3.Какие исторические типы культуры Вы знаете?

4.Как Вы понимаете разницу между понятиями КУЛЬТУРА и ЦИВИЛИЗАЦИЯ?

5.Каковы условия развития культуры?

6.Почему свобода является главным условием развития культуры?

7.Что такое субкультура?

8.В чем характерные особенности молодежной субкультуры?

9.Попробуйте определить "плюсы" и "минусы" массовой культуры.

10.Существуют ли жесткие границы между материальной, духовной и художественной

культурой?

11.Почему культуру часто называют зоной мира?

12.Верно ди утверждение,что культура формирует толерантность?

13.Как культура связана со становлением личности человека?

14.Какие виды искусства Вы знаете?

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономические экспертизы | Тема 3. Лекция 5.Добрачное поведение супругов и качество брака

Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 4007; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.034 сек.