Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этика утилитаризма




Наиболее известными представителями утилитаризма являются Иеремия Бентам (1748-1832) и Джон Стюарт Милль (1808-1873).

Биографии Бентама, и Милля очень интересны.

Иеремия Бентам отличался предельной застенчивостью и такой чувствительностью, что всегда чувствовал неловкость в незнакомой компании. Он крайне много писал, но не публиковал из написанного практически ничего; друзья хотели буквально заставить его опубликовать что-либо из работ и, когда он отказался это сделать, выпустили его книгу тайком от него. Тем не менее, этот человек стал одной из наиболее популярных фигур в Англии XIX века. И его склонность к затворничеству не помешала ему возглавить группу реформаторов, называвшихся философскими радикалами, которые оказались в значительной степени ответственными за социальные и политические изменения в Англии: британский уголовный кодекс, например, был существенно улучшен благодаря усилиям Бентама и его группы.

Бентам выступал против монархии и наследственной аристократии, требовал предоставления женщинам избирательных прав, осуждал британский империализм в Индии и других колониях. В религиозных вопросах придерживался атеизма.

Джон Стюарт Милль был одним из самых одаренных среди философов. Его отец, бывший учеником и другом Бентама, испытал большое влияние доктрины последнего, полагавшего, что человеческий характер и даже его интеллект можно полностью сформировать в процессе воспитания. В результате Джону Стюарту Миллю не было разрешено посещать государственную среднюю школу, и его образованием с детства очень тщательно занимались под руководством отца.

Достижения отрока были удивительны: уже в восемь лет он владел несколькими иностранными языками, а к двенадцати – скрупулезно проработал труды многих литературных и философских классиков. «Автобиография» Милля, касающаяся главным образом истории его образования, – удивительный документ, свидетельствующий, каких психологических результатов можно достичь, занимаясь формированием молодого человека частным образом.

Эти философы задумывали утилитаризм как попытку сформулировать объективный принцип, при помощи которого можно было бы определить, когда ДАННОЕ ДЕЙСТВИЕ является правильным, а когда – нет.

Критерий утилитаризма называют «принципом пользы»:
некоторое действие является правильным, если оно производит наибольшее количество удовольствия для наибольшего количества людей, в противном случае оно – неправильно.

СУЩНОСТЬ УТИЛИТАРИЗМА КАК ФИЛОСОФИИ состоит в том, что он делает акцент на результатах действия. Если действие приносит больше пользы, чем вреда, оно является правильным, в противном случае – нет.

Не мотивы, а ПОСЛЕДСТВИЯ ДАННОГО ДЕЙСТВИЯ определяют его правильность или неправильность.

Если достигнутый результат – благо, то не имеет значения как он достигнут.

Конкретное правило утилитаризма:
действие человека является нравственным, если оно приводит к наибольшему удовольствию, и не является нравственным, если приносит больше страданий, чем удовольствий.

Всем нам известны ситуации, когда люди действуют из лучших побуждений, и, тем не менее, последствия этих действий ужасны. Очень возможно, что Гитлер убивал евреев ради блага Германии, однако это приводило к мукам, боли, геноциду и в итоге – к крушению Германии. Поэтому утилитаристы осудили бы его поведение на основании того, что в результате его деятельности количество боли превзошло количество удовольствия, – а значит, его деятельность неправильна.

Утилитаристы рассматривают данный принцип как совершенно объективный. Применяя его каждый может установить, правильно ли данное действие или нет.

Проблема определения того, вызывает ли данное действие перевес удовольствия над болью для наибольшего количества людей, превращается в чисто научную задачу. Мы просто подсчитываем количество удовольствия, вызванное данным действием, и количество боли, и получаем ответ, было ли действие правильным или ошибочным.

Бентам даже разработал подробную методику выполнения таких расчетов, назвав ее гедоническим исчислением. В нем семь параметров – интенсивность удовольствия, его продолжительность и так далее, – которые позволяют каждому подсчитать количество удовольствия или боли, вызванных данным действием.

В конкретных случаях действует правило, что

1) при количественном учете распределения удовольствия, произведенного конкретным действием каждый должен считаться за одного и не более чем за одного;

2) при учете удовольствия, произве­денного данным действием, чело­век, учитывающий это удоволь­ствие, должен оставаться совер­шенно беспристрастным.

ГЛАВНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ УТИЛИТАРИЗМАкак моральной теории было отделение правильности или неправильности действия от добродетельности или не добродетельности лица, совершающего это действие.

ЦЕННОСТЬ ДЕЙСТВИЯ необходимо отличать от добродетельности деятеля, так как личность может быть нравственно безупречной (например, некто может всегда вести себя честно, то есть действовать из побуждения говорить правду) и, тем не менее, делать нечто такое, что даст нежелательный результат. В этом случае утилитаристы стали бы утверждать, что действие неправильно, несмотря на то, что оно совершалось из лучших побуждений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.