Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные системы электроизмерительных

Классификация электроизмерительных приборов и технические требования, предъявляемые к ним

ЛЕКЦИЯ

Введение

 

В Российской Федерации проживает около 20 миллионов детей, что составляет почти 15 % всего населения страны, но именно эту, категорию граждан затронули в большей степени негативные последствия происходящих в стране социально-экономических перемен, духовно-нравственной ситуации, сло­жившейся в сегодняшней России. В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. В 90-х годах чуть ли не в арифметической прогрессии ежегодно увеличивалось число безнадзорных детей. По данным социологов, на сегодняшний день в РФ их насчитывается не менее 2 миллионов. Безнадзорность, то есть отсутствие или значительное ослабление-наблюдения и контроля за формированием личности и поведением несовершеннолетнего со стороны семьи, а также государственных и общественных организаций, как правило, порождает бродяжничество и попрошайничество, что в подавляющем большинстве является главным условием совершения несовершеннолетними правонарушений.

Несмотря на принимаемые субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних меры, в последние годы на территории Российской Федерации наблюдается рост преступности несовершеннолетних. Характерной особенностью является значительный рост числа убийств, умыш­ленного причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований, грабежей, вымогательств, мошенничеств, совершаемых подростками. Их действия отличаются исключительной жестокостью.

 

 

 

Вопрос 1. Характеристика преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

 

В Российской Федерации проживает около 20 миллионов детей, что составляет почти 15 % всего населения страны, но именно эту, категорию граждан затронули в большей степени негативные последствия происходящих в стране социально-экономических перемен, духовно-нравственной ситуации, сло­жившейся в сегодняшней России. В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. В 90-х годах чуть ли не в арифметической прогрессии ежегодно увеличивалось число безнадзорных детей. По данным социологов, на сегодняшний день в РФ их насчитывается не менее 2 миллионов. Безнадзорность, то есть отсутствие или значительное ослабление-наблюдения и контроля за формированием личности и поведением несовершеннолетнего со стороны семьи, а также государственных и общественных организаций, как правило, порождает бродяжничество и попрошайничество, что в подавляющем большинстве является главным условием совершения несовершеннолетними правонарушений.

Несмотря на принимаемые субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних меры, в последние годы на территории Российской Федерации наблюдается рост преступности несовершеннолетних. Характерной особенностью является значительный рост числа убийств, умыш­ленного причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований, грабежей, вымогательств, мошенничеств, совершаемых подростками. Их действия отличаются исключительной жестокостью.

Субъектами преступлений и административных правонарушений являются несовершеннолетние, достигшие определенного возраста, установленного соответствующим законодательством.

В соответствии со статьей 2.3. КоАП РФ, возраст, по достижении которого наступает административная ответственность:

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Статья 23.2. КоАП РФ Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав устанавливает:

1. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35 (Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних), 5.36 (Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей), 6.10 (Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ), 20.22 (Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах) настоящего Кодекса.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.18 (Безбилетный проезд) настоящего Кодекса, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.

В соответствии с уголовным законодательством, уголовной ответственности подлежат несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет за отдельные преступления. Статья 20 УК РФ устанавливает возраст, с которого наступает уголовная ответственность:

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267) (в ред. Федеральных законов от 21.07.2004 N 73-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ).

3. Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Следовательно, общий возраст административной и уголовной ответственности 16 лет.

Исследователи обоснованно указывают на сложность, структурную неодно­родность преступности несовершеннолетних как социального явления, и в этой связи на недостаточность использования только наиболее общих усредненных ее характеристик. Более детализированный подход к анализу преступности часто создает необходимость разработки и использования различных типологий (клас­сификаций) лиц, совершающих преступления. В этом исследователям видится основа дифференциации планирования и организации целенаправленной борьбы, научно обоснованного определения профилактических и уголовно-правовых ее средств.

При всей важности использования классификаций несовершеннолетних преступников не менее важна для этих целей также криминологическая и уголов­но-правовая классификационная характеристика совершаемых преступлений, которая бы позволяла вскрыть особенности их противоправного поведения. В данном случае имеется в виду не только характеристика преступлений по мотивационной направленности (корыстные, насильственные или агрессивные, корыстно-насильственные и т. д.), но и по численности участников и иным характеристикам, присущим групповой преступности; длительности и степени упорства преступной деятельности, иным показателям рецидивной преступности; типам потерпевших и их поведению; месту и времени совершения преступлений; «цене» тех потерь, которые наносят они обществу; способу и технике совершения преступлений и т, д.

Рассмотрение преступных проявлений в разрезе названных характеристик, наряду с использованием выработанных в криминологии классификаций личнос­ти несовершеннолетних преступников, может способствовать более точному оп­ределению истинного соотношения преступлений, при совершении которых су­щественную роль играют возрастные деформации личности преступника, а также преступлений, которые по своим объективной и субъективной характеристикам приближаются к преступности взрослых. В свою очередь это позволяет обеспе­чивать более дифференцированный анализ преступности несовершеннолетних, ее изменений, своевременно и в достаточно полном объеме определять и коррек­тировать направления, структуру и соотношение использования в борьбе с ней мер воспитательно - профилактичекого и иного воздействия, мер уголовного на­казания.

Опираясь на вышеизложенное, можно констатировать следующее:

1. Преступность несовершеннолетних всегда имела и имеет преимущественно групповой характер. В силу возрастных, психологических и иных личностных особенностей групповое поведение как позитивного, так и негативного характера-это в большей степени норма для несовершеннолетних, чем отклонение от нее.

Повышенная импульсивность, жестокость, интенсивность и ситуативность групповых преступлений, совершаемых подростками, достаточно часто сущест­венно отягощают последствия преступлений, доводят их до уровня более высо­кого в сравнении с тем, который наблюдается даже в результате противоправных действий взрослого населения.

По статистическим и иным данным, полученным различными авторами, доля групповых преступлений этой категории лиц примерно в 1,5-5 раз выше аналогичного показателя взрослой преступности и составляет от 20 до 80% в структуре всей преступности несовершеннолетних (в зависимости от видов преступлений, их территориального распределения и т. д.). Выборочные исследования фиксируют также, что показатели удельного веса групповой преступности несовершеннолетних существенно различаются в зависимости от:

возраста - самый высокий удельный вес групповой преступности среди подростков 14 лет, самый низкий у 17-летних подростков;

видов совершаемых преступлений-выше при кражах, грабежах, разбоях, изнасилованиях, ниже при умышленных убийствах и тяжких телесных повреждениях;

территорий, региональных характеристик-выше в сельской местности, по сравнению со старым сложившимся городом, и в республиках, областях, имею­щих показатели наибольшей преступной активности, в том числе включающих многочисленные «молодые», развивающиеся города, курортные и портовые насе­ленные пункты.

Почти половина всех грабежей, краж и разбоев совершается сегодня подростками в составе групп, в том числе с участием взрослых лиц. Несовершеннолетние участвуют в групповых преступлениях, которые в структуре подростковой преступности имеют значительный удельный вес (более 60%) и обладают большой общественной опасностью. Групповая агрессивность, озлобленность, ожесточенность подростков становится все более приметной чертой микросреды по месту жительства. Криминогенные группы несовершеннолетних являются «катализатором» асоциального общения несовершеннолетних. Они ускоряют и усиливают формирование противоправных установок у подростков.

По данным Главного информационного центра МВД России, в 2003 г. доля несовершеннолетних в общем числе выявленных лиц, причастных к преступ­лениям, составляла 13,3%, в 2004 г. - 10,5%, в 2005 г. - 11,2%, в 2006 г. - 11,8%, в 2007 г.-12,4%, в 2008 г. -12%. То есть можно говорить о том, что доля несовершеннолетних преступников в обществе стабильно высока.

Особо следует отметить, что в каждую вторую-третью преступные группы несовершеннолетних постоянно входят лица, имевшие ранее судимость и опреде­ляющие ее противоправную ориентацию.

Важно особо подчеркнуть, что успех в борьбе с преступностью несовершен­нолетних в значительной степени (больше, чем у взрослых) зависит от полного и своевременного устранения причин, способствующих групповым преступлениям. Опросы подростков, их родителей, работников милиции, многие объективные показатели (личностные характеристики подростков, их поведение и др.) дают основание полагать, что не меньше чем 20-30%) несовершеннолетних, со­вершивших преступление в группе, не могли бы сделать это в одиночку. Так, 71% опрошенных считает, что в одиночку они не смогли бы совершить преступления, а 18,6% прямо указали на влияние друзей как на основной криминогенный фак­тор, толкнувший их на преступление.

Многие криминологи проводят дифференцированную оценку обществен­ной опасности преступности несовершеннолетних путем фиксации длительности и степени упорства их деятельности.

Проблема в данном случае не сводится только к выделению первичной и рецидивной преступности. По характеристике особенностей структуры только в рамках первичной преступности выделяется однократное или многократное (когда стереотип повседневного общения и поведения обусловливает высокую вероятность воспроизводства ситуации-хулиганских действий и т. п.) совершение преступных действий ситуативного либо предумышленного вида. Исследователи выделяют также однократный и многократный рецидив, рецидив общий и специальный.

Использование приведенных классификаций позволяет найти дополнитель­ные показатели, характеризующие особенности преступности несовершеннолет­них. По данным выборочных исследований и экспертным оценкам:

а) от трети до половины совершаемых подростками преступлений могут быть отнесены к категории ситуативно-однократных; около трети преступлений - к категории ситуативно-многократных и от одной пятой до трети - к пре­думышленным. Иными словами, до половины и более преступлений совершается подростками, которые ранее имели опыт преступной деятельности;

б) более половины рецидивных преступлений несовершеннолетних составляет специальный рецидив.

Все это позволяет сделать вывод об устойчивости антисоциальной ориента­ции значительной части лиц данного контингента. Кроме того, есть веские до­казательства, что удельный вес их среди несовершеннолетних преступников в последние годы постоянно возрастает. На статистическом уровне это отчетливо проявляется в том, что число преступлений, совершаемых ежегодно несовершен­нолетними, растет быстрее, чем число лиц, их совершающих.

3. Важные данные, характеризующие особенности преступности несовершеннолетних, дает подход в ее изучении, учитывающий типологические свойства потерпевших, влияние их поведения на возникновение ситуаций, приводящих к преступлениям. Он позволяет выйти на некоторые особенности механизма преступного поведения подростков, более точно определить мотивацию их поведения, оценить общественную опасность содеянного и личности подростка, выявить степень ответственности, лежащей на потерпевшем за возникновение ситуации преступления.

С виктимологических позиций характерным сегодня является то, что зна­чительная часть преступлений совершается несовершеннолетними в отношении членов семьи, других родственников, а по многим потерпевшими являются также несовершеннолетние, которые, как правило, принадлежат к бытовой микросреде преступника, в том числе и к одной с ним группе антиобщественной направлен­ности либо к «враждующей» группе, В 10-15% случаев объектами преступного посягательства со стороны несовершеннолетних являются пьяные и дети. Исследователями отмечается также, что для несовершеннолетних преступников (особенно для совершающих изнасилования) характерно то, что ситуация, способствующая этому, часто складывается не столько в результате аморального и иного аналогичного поведения потерпевшего в момент совершения преступления, сколько из-за соответствующего негативного восприятия или оценки его преступником.

Потерпевшими от несовершеннолетних преступников нередко становятся также сотрудники милиции, граждане, активно пресекающие их хулиганские действия в общественных местах.

4. Криминологи подробно и часто анализируют особенности преступности несовершеннолетних, связанные с местом и временем совершения преступлений. При этом до середины 80-х годов главным образом подчеркивалось, что наиболее характерным (в 50-60% случаев) местом совершения преступлений является район их жительства, учебы, работы. Данные последних лет свидетельствуют о том, что сейчас положение изменилось. Многие преступления совершаются подростками в местах их привычного досугового общения, которые все чаще располагаются в других районах или даже в ближайших городах. Определенная часть преступлений, особенно требующих предварительной подготовки, часто связана с преднамеренным выездом за пределы районов непосредственного места жительства, учебы или работы.

Исследователями в этой связи проводится деление населенных пунктов и районов, особенно в крупных городах, на «экспортирующие» и «импортирую­щие» преступность несовершеннолетних, а также на «сбалансированные» терри­тории, где в одинаковой мере присутствует и то, и другое. Такой подход к анализу соответствующих характеристик преступности несовершеннолетних более точен и более продуктивен для решения профилактических задач.

Для дифференцированной организации борьбы с преступностью несовер­шеннолетних важно выделять также преступления, совершаемые при сезонных перемещениях подростков: кратких (выезд на природу, экскурсия в другой город) и длящихся (нахождение у родственников, в доме отдыха и т. п.). При более строгой классификации можно выделять также преступления, совершаемые в местах случайного нахождения подростков, по пути на работу, учебу или на обратном пути (их удельный вес, по нашим данным, от 0,5 до 2,5%) и, наконец, в специально выбранном месте (в зависимости от видов преступления удельный вес колеблется от 8 до 95%).

Начиная с 20-х годов преобладает все еще взгляд на преступность несовер­шеннолетних в основном как на уличную. В действительности, судя по резуль­татам последних исследований, достаточно велика и постоянно возрастает доля преступлений, совершаемых ими в своих квартирах и иных помещениях по месту учебы или работы, в транспорте. В частности, по выборочным данным, в кварти­рах и нежилых помещениях совершается каждое третье изнасилование, в котором участвуют подростки, каждое десятое хулиганство. На территории и в помещени­ях по месту работы, учебы совершается в среднем каждое восьмое-десятое пре­ступление (кража, хулиганство). На улицах, площадях, в парках, скверах соверша­ется только каждое четвертое-пятое преступление.

Некоторые особенности имеет характеристика преступлений и по времени их совершения. Около половины преступлений совершается после 22 часов. От четверти до трети преступлений совершается подростками в учебное и рабочее время (этот показатель имеет тенденцию роста). Распределение преступлений по рабочим, выходным, праздничным дням примерно соответствует удельному весу этих дней в году. В некоторых местностях отмечаются сезонные колебания преступности несовершеннолетних (в период летних каникул, сельскохозяйственных работ и т. п.). Значительно чаще, по сравнению с лицами старших возрастов, они совершают преступления с мая по ноябрь.

5. Характеризуя преступления, совершаемые несовершеннолетними в зави­симости от причиняемого ими морального, материального и иного вреда, необхо­димо уточнить традиционный взгляд на них как в массе своей не представляющих большой общественной опасности или даже малозначительных.

Повышенная импульсивность, жестокость, интенсивность и ситуативность преступлений, совершаемых подростками, достаточно часто существенно отяго­щают их последствия. События в Казани, в Подмосковье (городе Люберцы), Ле­нинграде, некоторых других местах в разные годы наглядно показали, что легкость быстрого неформального объединения, привычка к групповому общению, повышенный интерес к конфликтным ситуациям, потребность в самореализации, стремление к оригинальности и уникальности, неустойчивость идейных, нравственных и правовых убеждений при определенных, особенно критических, обстоятельствах за короткий промежуток времени способны многократно увели­чить общественную опасность особо умело спровоцированных антиобществен­ных действий несовершеннолетних. Все это способно довести их негативные последствия до уровня, даже более высокого в сравнении со взрослыми.

Необходимость оценки общественной опасности содеянного исходя из фактического содержания содеянного, а не только из уголовно-правовой классификации, в значительной степени требует исследовать и вопрос об использовании несовершеннолетними при совершении преступлений технических и иных средств, оружия. Криминологами зафиксировано применение ими в этих целях: оружия самодельного и заводского производства; боевого и охотничьего; холодного и огнестрельного; ядов, усыпляющих средств и наркотических веществ; различных средств проникновения в хранилища, жилище (топоры, ломы и т. п.); транспортных средств, множительных средств; средств различного технического конструирования. Установлено также, что ситуативность многих преступлений несовершеннолетних не исключает высокую распространенность использования ими при насильственных деяниях холодного, как правило, самодельного оружия, носимого «на всякий случай», а при совершении имущественных преступлений - различных технических средств, переделанных, как правило, из предметов бытового обихода.

За последние пять лет годовой темп прироста количества преступлений не­совершеннолетних, совершенных с применением оружия, составил в среднем 6%. По нашим данным, несовершеннолетними совершается с применением огнестрельного либо холодного оружия примерно 20% преступлений. Практике последних лет известны случаи использования подростками ядов при совершении убийств родственников, усыпляющих и наркотических средств при изнасилованиях.

Оценивая в целом данный вопрос, есть основания считать, что техническая оснащенность несовершеннолетних преступников за последние годы существен­но возросла. Наибольший рост ее, по выборочным исследованиям, проведенным в разные годы, в том числе и в рамках данной работы, удалось зафиксировать в ре­гионах, где возникали межнациональные конфликты, где увеличивалось коли­чество охотничьего оружия у населения, нарушались правила хранения оружия и боеприпасов в воинских частях, осуществлялись боевые действия. Однако для большей части несовершеннолетних преступников нехарактерно использование профессиональных приемов, оружия, транспортных и иных технических средств, требующих определенных навыков обращения с ними.

 

Вопрос 2. Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Конвенция ООН о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 5 декабря 1989 г. и ратифицированная Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г., признает ребенка носителем всех общечеловеческих прав с момента рождения, и неотъемлемость этих прав приобретает силу нормы международного права.

Конституцией Российской Федерации и другими нормами отечественного законодательства наряду с основными правами и свободами человека и гражданина установлены основные гарантии прав и законных интересов несовершеннолетних. К ним можно отнести: общедоступное бесплатное начальное общее, основное общее, среднее полное общее образование; начальное профессиональное, среднее и высшее профессиональное образование (на конкурсной основе), воспитание в образовательных учреждениях; предоставление бесплатного медицинского обслуживания; социальное обслуживание и социальная защита, в том числе выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с рождением и воспитанием последних; обеспечение права на жилище в соответствии с законодательством Российской Федерации; оздоровление и отдых, в том числе - детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении и признанных таковыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; проведение мероприятий по социальной адаптации и социальной реабилитации; оказание квалифицированной юридической помощи.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина как обязанность государства реализуется через его политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства. Основой государственной политики в данной области выступает система социальных гарантий реализации предусмотренных Конституцией социальных и иных прав гражданина.

В ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определены цели государственной политики в интересах детей:

осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочнение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их нарушенных прав;

формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

содействие духовному и нравственному развитию детей, воспитанию у них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества.

В Федеральном законе № 120-99г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» закреплены государственные субъекты, обеспечивающие не только предупреждение безнадзорности и правонарушений, но и охрану прав несовершеннолетних, контроль за состоянием воспитательной работы с ними, оказание помощи семье и несовершеннолетним в пределах своей компетенции. Основными элементами механизма государственной системы профилактики являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы образования, органы опеки и попечительства, здравоохранения, социальной защиты населения, занятости, а также органы внутренних дел, в том числе подразделения по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности (ПДН),

Следует отметить, что в настоящее время в наиболее общем виде под системой понимается совокупность элементов, образующих определенную целостность и находящихся в отношениях и связях друг с другом.

Любая система характеризуется рядом универсальных системообразующих признаков, присущих всем системным образованиям, Систему всегда следует рассматривать как целостное сложное структурное образование, представляющее собой совокупность функциональных компонентов, взаимодействующих между собой для достижения определенной цели.

Структурные элементы системы взаимозависимы как между собой, так и с окружающей их внешней средой функционирования. Для всех систем характерны иерархичность построения и динамизм, связанный как с внешними воздействиями, так и с внутренними противоречиями.

Существенным признаком системы является беспрерывная циркуляция информации и между ее структурными элементами, и между системой в целом и окружающей внешней средой (т. е. прямые и обратные связи между субъектами и объектами системы).

Субъектами государственной системы профилактики следует считать совокупность государственных организаций, осуществляющих на различных уровнях планирование мероприятий по предупреждению правонарушений, управление этими мероприятиями, их непосредственную реализацию, имеющих в этой связи определение права и обязанности и несущих ответственность за достижение намеченных целей.

Наибольшее распространение получило деление субъектов профилактики на специализированные и неспециализированные. Такой точки зрения, например, придерживаются Н.И. Ветров, А.И. Долгова, К.Е. Игошев, Г.М. Миньковский и другие ученые.

К специализированным субъектам относятся участники профилактической деятельности, для которых задачи предупреждения правонарушений являются основными или профилирующими. В их число входят суды, органы прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции, федеральной службы безопасности, юстиции, таможенной службы, общественные формирования правоохранительной направленности и, конечно же, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Под неспециализированными субъектами профилактики понимаются органы и должностные лица, которые выполняют задачи по предупреждению правонарушений наряду с обеспечением своих основных функций, носящих более общий характер. Для таких органов, как справедливо отмечал криминолог А.И. Алексеев, борьба с преступностью и правонарушениями не является единственной профилирующей и даже основой (одной из основных), но в силу социальной природы преступности они в состоянии решать задачи упреждающего противодействия социально негативным явлениям.

К данной группе субъектов профилактики относятся органы за­конодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, органы государственного контроля, общественные формирования, в том числе политические партии, движения, различные конфессии, благотворительные организации и т. д.

Общие подходы к делению органов и учреждений на специализированные и неспециализированные субъекты профилактики требуют коррекции с учетом специфики деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Это обусловливает неоднозначные точки зрения ученых на классификацию данных организаций, По мнению В.Д. Ермакова и II.И. Крюковой, государственные органы, организации, должностные лица и граждане, участвующие в борьбе с преступностью несовершеннолетних, в зависимости от выполняемого объема работы, времени, затрачиваемого при решении соответствующих задач, степени приоритетности данного направления в общем объеме этой сферы деятельности, подразделяются на три блока.

Первый блок составляют субъекты, которые функционально специализированы для работы с несовершеннолетними правонарушителями. Это комиссии по делам несовершеннолетних, подразделения по делам несовершеннолетних, специализированные социальные службы, центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, воспитательные колонии.

Ко второму блоку можно отнести субъекты, функционально специализированные для борьбы с правонарушениями, в том числе и среди несовершеннолетних (прокуратура, милиция, суд).

Третий блок включает в себя субъекты, осуществляющие про­филактические и иные функции борьбы с правонарушениями несо­вершеннолетних, как одно из направлений их широкой социальной деятельности: дошкольные и школьные учреждения, профессиональные училища, детские лечебно-профилактические учреждения, органы опеки и попечительства, органы социальной защиты, обеспечения занятости подростков и другие.

ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет систему органов, осуществляющих профилактическую деятельность в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

1. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

2. В органах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

В настоящее время они находятся в подчинении или входят в структуру:

- органов внутренних дел (к таким учреждениям относятся подразделения по делам несовершеннолетних, центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, подразделения участковых уполномоченных, криминальной милиции и другие);

- органов по делам молодежи (социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи для подростков, молодежные клубы, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи и иные учреждения органов по делам молодежи);

- органов управления социальной защитой населения (социальные приюты для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологической помощи населению и иные учреждения социального обслуживания);

- органов управления образованием (в их структуру входят специальные общеобразовательные школы, специальные профессиональные училища, (коррекционные) образовательные учреждения открытого и закрытого типа, детские дома, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательные учреждения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального

профессионального и среднего профессионального образования, а также другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс).

Среди субъектов профилактики, относящихся к системе органов внутренних дел, значительный объем функций по предупреждению правонарушений несовершеннолетних возложен на подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел муниципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, отделов (управлений) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Приказ МВД России от 26 мая 2000 г. №569, регламентирующий дея­тельность указанных подразделений, также возлагает на сотрудников всех подразделений горрайлинорганов внутренних дел обязанности по выявлению несовершеннолетних правонарушителей и родителей, отрицательно влияющих на поведение детей. Наибольшим объемом информации по этим вопросам обладают участковые уполномоченные милиции, следователи и работники подразделений криминальной милиции. На каждое лицо сотрудник соответствующего подразделения милиции составляет рапорт, который после рассмотрения начальником горрайлиноргана внутренних дел или его заместителем передается в пдн.

Успешная организация работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в существенной степени зависит от участия в ней органов и учреждений, не входящих в систему профилактики.

Как показывает практика, участие в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принимают не только субъекты, входящие в систему профилактики, но и иные субъекты, которые в научных публикациях называют неспециализированными. Подобная работа других органов и учреждений осуществляется в пределах их компетенции в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

Для регламентации работы субъектов, не входящих в систему профилактики, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. использует различные методы, но чаще всего применяется бланкетный характер определения функций и полномочий органов и учреждений. К ним относятся федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции, общественные объединения, детские и молодежные организации.

В отношении некоторых органов, учреждений, организаций и их работников дополнительно регламентированы отдельные обязанности и права. В их число входят учреждения (органы) культуры, досуга, спорта, туризма; отдельные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба; начальник органа внутренних дел, оперативный дежурный органов внутренних дел и т. д.

Кроме субъектов, относящихся к государственным органам и учреждениям, осуществляющих противодействие безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, существуют и негосударственные институты.

Их деятельность основана на личной инициативе граждан и организаций и носит сугубо профилактическую направленность (организация воскресных школ для несовершеннолетних при церковных приходах, организация летнего отдыха детей, в том числе из неблагополучных семей, организация кабинетов психологической и юридической помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и т.п.).

Необходимо отметить, что вовлечение общественности предполагает также и участие в формировании государственной политики в данной области, а, кроме того, и осуществление общественного контроля за деятельностью субъектов государственной системы профилактики на всех уровнях в целях выявления случаев неправомерного использования представителями власти своих полномочий или неисполнения возложенных на них обязанностей и принятия неотложных мер по данным фактам.

Характеризуя социальные отношения, возникающие между об­щественностью и субъектами профилактики, необходимо отметить, что законодательно не закреплен механизм правового регулирования взаимодействия между ними. Дальнейшее организационно-правовое регулирование участия общественности в процессе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выступает в качестве необходимого направления преобразования системы профилактики.

 

 

Вопрос 3. Задачи и содержание деятельности ОВД по предотвращению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Центры временного содержания несовершеннолетних и специальные учебно-воспитательные учреждения.

 

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в соответствии с Федеральными законами "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "О милиции", норма­тивными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации. Органы внутренних дел, в том числе подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН), центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП):

-выявляют несовершеннолетних, совершивших преступления и административные правонарушения;

-выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и административных правонарушений, и принимают предусмотренные законодательством РФ меры;

-осуществляют профилактическое воздействие на несовершеннолетних правонарушителей;

- выявляют заблудившихся детей и подростков, в том числе находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, передают их родителям или лицам, их заменяющим;

-выявляют и анализируют причины и условия, способствовавшие совершению несовершеннолетними правонарушений, проводят мероприятия по устранению таких причин и условий;

- устанавливают и пресекают факты приготовления к преступлению и покушения на преступление;

- принимают меры к своевременному раскрытию и расследованию преступлений;

- выявляют родителей или лиц, их заменяющих, не исполняющих обязанности по воспитанию, содержанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных и иных учреждений, нарушающих права и интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении них противо­правные действия.

Практика деятельности ОВД свидетельствует, что их функция осуществляется в основном по двум направлениям, включающим в себя общую и индивидуальную профилактику.

К мерам общей профилактики, входящим в компетенцию названной службы, прежде всего относится анализ состояния правонарушений несовершеннолетних на обслуживаемой территории за отчетный период и ряд лет, а при необходимости - по отдельным направлениям работы в зависимости от складывающейся оперативной обстановки. Такой анализ предполагает обобщение не только статистических данных о правонарушениях, но и изучение выступлений в средствах массовой информации, сообщений правоохранительных органов, других государственных органов и общественных объединений, писем и заявлений граждан, а также иных материалов, содержащих информацию, необходимую для организации работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

Материалы проведенного анализа используются для информирования о состоянии и причинах правонарушений несовершеннолетних соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Повышение эффективности профилактической деятельности обеспечивается в случаях, когда должностные лица ПДН одновременно незамедлительно информируют и другие заинтересованные органы, в том числе КДН, органы прокуратуры, опеки и попечительства, управления образованием, социальной защиты населения, здравоохранения и другие учреждения, по вопросам, входящим в их компетенцию.

Общая профилактика, кроме того, включает в себя и иные меры, осуществляемые должностными лицами ПДН, например: проведение встреч с населением, проживающим на обслуживаемой территории; выступления в учебных заведениях и средствах массовой информации; подбор и оформление внештатных сотрудников милиции, оказывающих содействие ПДН; участие в общей профилактике пьянства и наркомании, правовой пропаганде; содействие соответствующим органам в проводимой ими работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и происшествий, связанных с неосторожным обращением с огнем и т.д.

Индивидуальная профилактика обеспечивается путем своевременного выявления несовершеннолетних правонарушителей, а также их родителей или законных представителей, которые не исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей либо отрицательно влияют на их поведение или жестоко обращаются с ними.

Без достижения цели своевременного выявления лиц, нуждающихся в профилактическом воздействии, вся индивидуальная профилактическая деятельность теряет практическое значение, так как не может оказывать какого-либо влияния на конечные результаты принимаемых мер по исправлению и перевоспитанию правонарушителей. В этой связи представляется весьма спорной позиция ряда ученых, предлагающих «максимально сократить основания для по­становки детей и подростков на профилактический учет в милиции. Постановка на такой учет, по их мнению, должна осуществляться только по соответствующему решению комиссий по делам несовершеннолетних или органов опеки и попечительства и лишь при согласии на это лиц, непосред­ственно ответственных за их воспитание»1.

Принятие подобных предложений противоречит требованиям Федерального закона от 24 июня 1999 г., который в ст. 21 устанавливает конкретные основания для проведения индивидуальной профилактической работы с право­нарушителями, а также предоставляет ПДН право вести учет несовершеннолетних и родителей, отрицательно влияющих на поведение детей.

Своевременное выявление лиц, нуждающихся в профилактическом воздействии обеспечивается, как правило, путем осуществления мероприятий по трем направлениям:

- во-первых, согласно ст. 9 Федерального закона от 24 июня 1999 г. все органы и учреждения системы профилактики обязаны в пределах своей компетенции выявлять несовершеннолетних и их семьи, находящихся в социально опасном положении, и незамедлительно информировать органы внутренних дел о выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, которые жестоко обращаются с несовершеннолетними и (или) вовлекают их в совершение преступлений, антиобщественных действий или совершают по отношению к ним другие проти­воправные деяния. Кроме того, информация направляется в случаях выявления заинтересованными органами несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия;

- во-вторых, приказ МВД России от 26 мая 2000 г. № 569 возлагает на сотрудников всех подразделений горрайлинорганов внутренних дел обязанности по выявлению несовершеннолетних "правонарушителей и родителей, отрицатель­но влияющих на поведение детей. Наибольшим объемом информации по этим вопросам обладают участковые уполномоченные милиции, следователи и работники подразделений криминальной милиции. На каждое выявленное лицо сотрудник соответствующего подразделения милиции составляет рапорт, который после рассмотрения начальником горрайлиноргана внутренних дел или его заместителем передается в ПДН;

- в-третьих, подробная регламентация обязанностей заинтересованных учреждений и всех подразделений органов внутренних дел по выявлению правонарушений не исключает непосредственного участия в такой деятельности должностных лиц ПДН. Получение ими необходимой информации, как правило, осуществляется путем изучения и анализа данных об образе жизни и связях несовершеннолетних правонарушителей и родителей, отрицательно влияющих на поведение детей, которые содержатся: в поступивших в ПДН приговорах, определениях или постановлениях суда, постановлениях КДН, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел; в документах о привлечении правонарушителей к уголовной, административной или иной ответственности либо в материалах об отказе в возбуждении уголовных дел, их прекращении; в картотеках, книгах и журналах учета заявлений и сообщений о преступлениях, учета лиц, доставленных в горрайлинорганы внутренних дел; в заключениях, утвержденных начальником горрайлиноргана внутренних дел по результатам проверки жалоб, заявлений или других сообщений. Приведенный перечень не является исчерпывающим.

В соответствии с п. 2 ст. 22 ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Закон № 120) в Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее - Центры или ЦВСНГ1) могут быть помещены несовершеннолетние:

1) направляемые по приговору суда или постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; 2) временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; 3) самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; 4) совершившие общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность; 5) совершившие правонарушения, влекущие административную ответственность до достижения возрастав которого наступает административная ответственность; 6) совершившие правонарушения, влекущие административную ответственность. Указанный перечень исчерпывающий, расширительному толкованию не подле­жит. Но вопрос о помещении в Центр несовершеннолетних, перечисленных в подпунктах 4-6, правомерно ставить лишь в том случае, если есть и общественно опасное деяние, совершенное лицом, не достигшим возраста, с которого наступает уголовная или административная ответственность, и обстоятельства, указанные в ст. 22 применительно к каждой из перечисленных категорий несовершеннолетних. Один лишь факт совершения общественно опасного деяния не может служить основанием для их помещения в Центр. Несовершеннолетние, совершившие общественно опасные деяния, могут быть помещены в Центр в семи случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья или предупредить совершение ими общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена либо у них нет места жительства, места проживания или они не проживают на территории субъекта Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо они проживают на территории субъекта Федерации, где было совершено общественно опасное деяние, но в силу удаленности их места жительства не могут быть переданы родителям в течение трех часов.

Перечисленные в норме закона мотивы помещения несовершен­нолетнего в Центр расширительному толкованию также не подлежат. По данным МВД России среди несовершеннолетних, помещенных в Центры в 2008 г., доля подростков, совершивших общественно опасные деяния, составила почти 37%.

Выборочное изучение материалов судов отдельных регионов показало, что в 85% случаев целью помещения несовершеннолетних в Центр, исходя из содержания постановления начальника ОВД, была защита жизни и здоровья и предупреждение совершения общественно опасного деяния или правонарушения. Но чаще они помещались в Центр в целях "защиты жизни и здоровья и предупреждения правонарушений". Закон предусмотрел возможность помещения несовершеннолетних в Центр лишь в целях предупреждения повторного общественно опасного деяния. Содержание понятия "правонарушение", как известно, более широкое, нежели "общественно опасное деяние". Вольное обращение с нормами закона приводит к нарушению прав несовершеннолетних, их незаконному помещению в Центр. Однако должного прокурорского реагирования на эти нарушения пока не наблюдается.

Закон № 120 (п. 2 ст. 31.1) предусматривает, что постановление начальника ОВД и материалы, направляемые в суд, должны содержать достаточные данные, свидетельствующие о необходимости обеспечения защиты жизни или сохранения здоровья несовершеннолетнего. К документам, свидетельствующим об этом, могут относиться: акты обследования жилищных условий, данные, характеризующие родителей или иных законных представителей, объяснения инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, участковых уполномоченных милиции, педагогов, социальных работников, работников здравоохранения и т.д. Однако более 80% изученных материалов не содержали такой информации. Недостаточно убедительно (и также без документального подтверждения) мотивировалось помещение несо­вершеннолетнего в Центр в целях "предупреждения повторного общественно опасного деяния". Чаще всего в постановлении начальника ОВД указывались все три перечисленных мотива помещения подростков в Центры без документального подтверждения. Прокуроры, участвовавшие в рассмотрении судьями материалов, в большинстве случаев не давали правовой оценки этим фактам.

Применительно к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, влекущие административную ответственность, в том числе и в отношении подростков, не достигших возраста 16-ти лет, закон значительно сузил перечень обстоятельств, при которых они могут быть помещены в ЦВСНП. Их поместить в Центр можно только в четырех случаях: если личность подростка не установлена либо у него нет места жительства, места пребывания или он не проживает на территории субъекта РФ, где им было совершено правонарушение, либо проживает на территории субъекта, РФ, где им совершено правонарушение, но вследствие удаленности места его жительства не может быть передан родителям в течение трех часов с момента задержания и доставления в ОВД. На практике права этой категории несовершеннолетних при задержании, доставлении в ОВД и помещении в Центр нарушаются чаще, чем в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния. Их доля в структуре помещенных в ЦВСНП в целом по России в 2008 г. составила около 52%. Возраст более половины из них - от 7 до 15 лет.

В июле 2003 г. в ФЗ № 120 внесены дополнения, которые установили процессуальные гарантии защиты прав несовершеннолетних при их помещении в ЦВСНП. В числе таких гарантий закон предусмотрел обязательное участие прокурора, адвоката, родителей или иных законных представителей несо­вершеннолетнего, представителя подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел в суде при рассмотрении материалов о помещении несовершеннолетнего в Центр. Перечисленные лица, а также представители органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, как правило, участвуют в рассмотрении таких материалов.

Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого и открытого типа органов образования также осуществляют деятельность по предупреждению преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 15 ФЗ №120 от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к специальным учебно-воспитательным учреждениям открытого типа органов управления образованием относятся:

1) специальные общеобразовательные школы открытого типа;

2) специальные профессиональные училища открытого типа;

3) другие виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания.

2. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, их родителей или иных законных представителей;

2) организуют психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними;

3) осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обеспечивают их медицинское обслуживание, получение ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

4) осуществляют функции, предусмотренные подпунктами 1, 4 и 5 пункта 2 статьи 14 указанного Федерального закона.

К специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа органов управления образованием относятся:

1) специальные общеобразовательные школы закрытого типа;

2) специальные профессиональные училища закрытого типа;

3) специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа.

4. В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они:

1) не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

2) достигли возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

3) осуждены за совершение преступления средней тяжести и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации.

5. Основаниями содержания несовершеннолетних в специальных общеобразовательных школах закрытого типа и специальных профессиональных училищах закрытого типа являются:

1) постановление судьи - в отношении лиц, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 настоящей статьи;

2) приговор суда - в отношении лиц, указанных в подпункте 3 пункта 4 настоящей статьи.

6. В специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа помещаются несовершеннолетние с ограниченными возможностями здоровья или несовершеннолетние, имеющие заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях, на основании документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи.

7. Несовершеннолетний может быть направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

Досрочное прекращение пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа либо перевод в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа по основаниям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 9 настоящей статьи, осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения на основании совместного представления администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения либо на основании ходатайства несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей при наличии заключения администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения.

Продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения только на основании ходатайства несовершеннолетнего.

8. В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в указанных учреждениях. Перечень таких заболеваний утверждается Правительством Российской Федерации.

9. Администрация специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа в соответствии с уставом указанного учреждения или положением о нем:

1) обеспечивает специальные условия содержания несовершеннолетних, включающие в себя охрану территории указанного учреждения; личную безопасность несовершеннолетних и их максимальную защищенность от негативного влияния; ограничение свободного входа на территорию указанного учреждения посторонних лиц; изоляцию несовершеннолетних, исключающую возможность их ухода с территории указанного учреждения по собственному желанию; круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними, в том числе во время, отведенное для сна; проведение личного осмотра несовершеннолетних, осмотра их вещей, получаемых и отправляемых писем, посылок или иных почтовых сообщений;

2) информирует органы внутренних дел по месту нахождения указанного учреждения и по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетних о случаях их самовольного ухода и совместно с органами внутренних дел принимает меры по их обнаружению и возвращению в указанное учреждение;

3) направляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетнего извещение о его выпуске из указанного учреждения не позднее чем за один месяц до выпуска, а также характеристику несовершеннолетнего и рекомендации о необходимости проведения с ним в дальнейшем индивидуальной профилактической работы и оказания ему содействия в трудовом и бытовом устройстве;

4) готовит совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав представления или заключения в суд по месту нахождения указанного учреждения по вопросам:

5) перевода несовершеннолетних в другие специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в связи с их возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для их исправления и реабилитации;

6) прекращения пребывания несовершеннолетних в указанном учреждении до истечения установленного судом срока, если они ввиду исправления не нуждаются в дальнейшем применении этой меры воздействия либо если у них выявлены заболевания, препятствующие содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;

7) продления срока пребывания несовершеннолетних в указанном учреждении в случае необходимости завершения их общеобразовательной или профессиональной подготовки;

8) осуществляет функции, указанные в подпунктах 2 и 3 пункта 2 настоящей статьи, а также в подпунктах 1, 4 и 5 пункта 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.

10. Должностные лица специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 1.2 настоящего Федерального закона, а также имеют право:

1) проводить личный осмотр несовершеннолетних, осмотр их вещей, получаемых и отправляемых ими писем, посылок или иных почтовых сообщений, территории указанного учреждения, спальных, бытовых, других помещений и находящегося в них имущества в целях выявления и изъятия предметов, запрещенных к хранению в указанных учреждениях, о чем составляется соответствующий акт.

Переписка несовершеннолетнего с органами, осуществляющими контроль за деятельностью специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, с судом, прокуратурой, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации цензуре не подлежит. Переписка несовершеннолетнего с адвокатом или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, когда администрация специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль почтовых, телеграфных или иных сообщений осуществляется по мотивированному решению администрации специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа. Копия такого решения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов соответствующим специальным учебно-воспитательным учреждением закрытого типа;

2) применять в исключительных случаях, когда иные меры не дали результата, в течение минимально необходимого времени меры физического сдерживания (физическую силу) в пределах, не унижающих человеческого достоинства, в целях пресечения совершения несовершеннолетними общественно опасных деяний или причинения ущерба своей жизни или здоровью либо для устранения иной опасности, непосредственно угрожающей охраняемым законом интересам других лиц или государства.

О намерении применить меры физического сдерживания (физическую силу) должностные лица специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа обязаны предварительно устно уведомить несовершеннолетних, предоставив им время, достаточное для прекращения противоправных деяний, за исключением случаев, когда промедление в применении этих мер создает непосредственную опасность жизни или здоровью несовершеннолетних либо других лиц или может повлечь иные тяжкие последствия,

О применении к несовершеннолетним мер физического сдерживания (физической силы) должностные лица специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа обязаны незамедлительно уведомить прокурора по месту нахождения указанного учреждения.

 

Вопрос 4. Взаимодействие подразделений по делам несовершеннолетних с иными субъектами государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Взаимодействие органов внутренних дел с государственными и общественными организациями в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представляет собой сложное явление, что обусловлено многообразием общественных отношений.

В целях уяснения сущности этого явления необходимо,

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Время: 2 часа | Приборы электромагнитной системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.