Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность участкового уполномоченного милиции

Вопрос 4. Предупреждение рецидивной преступности, реализуемое в деятельности различных служб и подразделений органов внутренних дел. Взаимодействие субъектов профилактики рецидивной преступности.

Вопрос 3. Место и роль органов внутренних дел в предупреждении рецидивной преступности. Административный надзор.

Вопрос 2. Правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел по предупреждению рецидивной преступности

Вопрос №1. Понятие и криминологическая характеристика рецидивной (профессиональной) преступности

Введение

II. Дополнительная литература

1. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства РФ. – 1995. - №33. - Ст. 3349.

2. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (в ред. от 02.03.2007г.). – М., - 2007.

3. Использование сотрудниками подразделений дознания и следователями процессуальных и непроцессуальных форм профилактики преступлений: Методические рекомендации / Данилова С.И, Осипов Д.В., - М.: ВНИИ МВД России, 2003. – 12 с.

4. Абдурахманов А.А. Правовые и организационные проблемы предупреждения участковыми уполномоченными милиции правонарушений, совершаемых ранее судимыми лицами // Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности. - М.: ДООП МВД России; ВНИИ МВД России. - 2005. - Сб. № 12. - С. 36.

5. Данилова С.И. Характеристика профилактической деятельности органов предварительного расследования // Правовая система «КонсультантПлюс». - 2004.

 

Основную тяжесть работы в профилактике преступлений несут органы внутренних дел, для которых предупреждение преступлений и администра­тивных правонарушений относятся к числу основных обязанностей, согласно ст. 10 закона о милиции. Многие методы формы профилактической работы различных подразделений органов внутренних дел в значительной мере сов­падают. Вместе с тем, каждое подразделение имеет свою сферу профилакти­ческой деятельности, типичные для нее объекты и категории лиц, подвер­гающиеся профилактическому воздействию.

Обзор основных профилактических функций различных служб и под­разделений органов внутренних дел показывают, что в распоряжении этих органов имеются большие возможности и действенные средства для эффек­тивной борьбы с преступностью путем комплексного воздействия практиче­ски на всю систему ее детерминирующих факторов.

Деятельность органов внутренних дел по предупреждению и профи­лактике преступлений и административных правонарушений урегулирована не только законами (Закон о милиции, Закон об оперативно-розыскной дея­тельности), но и ведомственными нормативными актами такими, как:

1. Приказ МВД РФ от 17.01.2006 г. № 19 «О деятельности органов внут­ренних дел по предупреждению преступлений».

2. Приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900 «О мерах по совер­шенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» (в ред. от 30.03.2006г.).

3. Приказ МВД России от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении Инст­рукции по организации работы подразделений по делам несовершен­нолетних органов внутренних дел» (в ред. от 09.10.2004г.)

5. Приказ МВД РФ от 20.04.1999 №297 (ред. от 31.12.2005) «Об утвер­ждении наставления по работе дорожно-патрульной службы государ­ственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел российской федерации».

6. Приказ МВД РФ от 26.05.2000 № 569 (ред. от 06.04.2007) «Об утвер­ждении инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел».

7. Приказ МВД РФ от 19.06.2006 №447 (ред. от 24.01.2007) «Об утвер­ждении инструкции об организации работы по лицензированию и осу­ществлению органами внутренних дел контроля за частной детектив­ной и охранной деятельностью на территории российской федерации».

8. Приказ МВД РФ от 02.09.2005 №716 (ред. от 19.07.2007) "Об утвер­ждении типового положения об управлении (отделе) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД по субъектам российской федерации".

9. Приказ МВД РФ от 23.12.2005 №1042 "Об утверждении типового по­ложения об управлении внутренних дел на транспорте министерства внутренних дел Российской Федерации".

10. Приказ МВД РФ от 04.01.1999 № 1 "О мерах по реализации указа пре­зидента Российской Федерации от 23.11.1998 г. № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в систе­ме Министерства внутренних дел Российской Федерации»" (ред. 24.08.2006).

 

 

 

Слово «рецидивист» происходит от латинского «recidivus», что в буквальном переводе означает «возвращающийся». Согласно разъяснению толкового словаря С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, рецидив - это повторное проявление чего-нибудь отрицательного. В уголовном праве под рецидивом преступлений признается совершение нового умышленного преступления лицом, имеющим неснятую и непогашенную судимость за ранее совершенное умышленное преступление (ч.1 ст. 18 УК РФ). Из данного законодателем определения необходимо выделить следующие признаки этого вида повторности:

- при рецидиве как и при реальной совокупности лицо совершает два или более деяния, каждое из которых образует самостоятельный состав преступления;

- рецидив образуют только умышленные преступления;

- за предшествующее преступление лицо имеет судимость;

-судимость эта не должна быть снята или погашена, а также не учитывается судимость за преступления, совершенные в возрасте до 18 лет.

В криминологии используется понятие так называемого фактического рецидива преступлений, которое намного шире уголовно-правового понимания этого явления (легального рецидива) и включает в себя любые формы повторяющегося преступного поведения, например, совершение новых преступлений лицами, ранее не судимыми за предыдущие преступления или судимость которых снята или погашена; ранее совершивших преступления и освобожденных от ответственности по нереабилитирующим основаниям; совершение преступлений в период предварительного расследования или судебного рассмотрения дела о предыдущем преступлении и т. д. Различное понимание термина «рецидив преступления» с точки зрения уголовного права нежелательно, но в криминологическом аспекте в контексте профилактической деятельности ОВД широкое понимание «рецидива преступлений» необходимо, поскольку сотрудники профилактических служб милиции, предупреждая повторные совершения преступлений, должны проводить профилактические мероприятия не только среди судимых лиц, но и обращать более пристальное внимание на криминально ориентированных лиц, в отношении которых судимость была снята или погашена в установленном законом порядке либо ранее не судимых.

По различным правовым критериям рецидив может быть подразделен на определенные виды и разновидности.

Например, в зависимости от характера совершенных преступлений различают общий и специальный рецидив. Под общим рецидивом понимается совершение лицом после осуждения нового неоднородного преступления; под специальным – нового тождественного, а при прямом указании УК РФ и однородного преступления. Преступность «рецидивистов», как правило, характеризуется специализацией в одном виде преступлений либо в однородных преступлениях. Причем с ростом числа судимостей тенденция к специальному рецидиву увеличивается. На этом основании можно утверждать, что наиболее опасным является специальный рецидив. В зависимости от числа последующих судимостей рецидив может быть однократным и многократным. По степени общественной опасности совершенных преступлений можно выделить рецидив преступлений небольшой тяжести, средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлений. В ст. 18 УК РФ выделяется три вида рецидива: простой, опасный и особо опасный. Критерием дифференциации выбраны категории умышленных преступлений, количество судимостей, а для признания рецидива опасным или особо опасным необходимо реальное назначение и (или) реальное отбытие наказания в виде лишения свободы.

Приведенные классификации различных понятий рецидива преступлений играют важную роль в практике борьбы с преступностью, так как позволяет глубже изучить личность преступника – «рецидивиста», более точно прогнозировать его поведение, что в итоге помогает наиболее эффективно определять меры профилактического воздействия на них.

Рецидивные преступления при прочих равных условиях представляют повышенную общественную опасность, так как лица, их совершившие, опираясь на свой прежний преступный опыт, действуют более умело и решительно, причиняя при этом большой физический, моральный и материальный ущерб как отдельным гражданам, так и всему обществу. Повторностью совершаемых преступлений «рецидивисты» демонстрируют свое упорное нежелание честно жить и трудиться, считая преступную деятельность основным, а нередко и единственным источником своего существования. Они несут в общество свои антиобщественные взгляды и нормы поведения, пропагандируют криминальную субкультуру, оказывая тем самым негативное влияние на морально неустойчивых лиц, особенно на несовершеннолетних и молодёжь, вовлекая их в свою преступную деятельность. «Рецидивисты» плохо поддаются общественному воздействию и перевоспитанию; своими действиями и своим мировоззрением они открыто противопоставляют себя существующему правопорядку. Криминологическая значимость рецидивной преступности определяется не только характером и степенью общественной опасности составляющих ее преступлений, но и связью уголовного рецидива с профессиональной и организованной преступностью. Как правило, общеуголовный профессионализм формируется на основе уголовно-воровских традиций и обычаев, которые усваиваются в местах лишения свободы и длительной преступной деятельности будущего профессионального преступника. Что касается связи с организованной преступностью, то согласно криминологическим исследованиям приблизительно 34% «рецидивистов» совершают преступления в составе организованных преступных групп (сообществ, организаций). Во многом это объясняется тем, что организаторы преступных групп, как правило, пытаются привлечь в свою деятельность в первую очередь ранее судимых лиц, знакомых по прежней совместной криминальной деятельности, по совместному отбыванию наказания в местах лишения свободы.

Состояние рецидивной преступности в России в последние годы можно охарактеризовать как достаточно стабильное. Удельный вес лиц, ранее совершавших преступления не превышает 25% в общем числе выявленных преступников и ими совершено около 30% всех зарегистрированных преступлений. Среди лиц, осужденных к различным видам уголовных наказаний несколько увеличился удельный вес ранее судимых (т.е. имеющих неснятую и непогашенную судимость) и составляет - 25%. Эти статистические показатели соответствуют уровню рецидивной преступности в большинстве развитых стран мира, где эта величина остается достаточно постоянной и составляет приблизительно 20 – 30%. В отдельно взятой стране этот показатель может быть несколько выше или ниже, но эти отличия не носят принципиального характера: примерно каждый третий - пятый заключенный, отбывший наказание, вновь становится на преступный путь. Как писали еще два десятилетия назад авторитетные авторы учебника по криминологии под редакцией Н.А. Стручкова: «Высокий удельный вес рецидивистов в общем числе привлеченных к уголовной ответственности или осужденных лиц делает рецидив одним из главных показателей уголовной политики».

В структуре рецидивной преступности преобладают тяжкие и особо тяжкие преступления насильственной, корыстной и корыстно-насильственной направленности, такие как: кража – 34%, убийства – 14%, разбой – 11,5%, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – 10%, грабеж – 9%. Высоким является доля специального рецидива у карманных, квартирных воров и мошенников, которая достигает 80%. Число ранее судимых, совершивших однородные преступления, за 10 лет возросло в 1,3 раза. Для некоторой категории ранее судимых лиц характерен весьма высокий уровень групповой преступности. К ним, в частности, относятся рецидивисты младших возрастных групп (до 25 лет), а также осужденные за разбой, грабеж и кражи. Свыше 50% преступлений совершается ранее судимыми в состоянии алкогольного опьянения.

Рецидивная преступность обладает рядом особенностей:

- криминологами отмечено, что с увеличением количества судимостей уровень рецидива новых преступлений последовательно возрастает. Например, «рецидивист» с пятой судимостью совершают новые преступления в 1,5 раза чаще, чем «рецидивисты», совершающие преступления вторично;

- чем моложе возраст преступника, тем, как правило, быстрее совершается новое преступление. В возрасте до 25 лет высока частота совершения второго преступления. Далее, чем больше возраст, тем вероятность рецидива уменьшается. Можно, очевидно, предположить, что наиболее опасным с точки зрения возможности рецидива является возраст до 25 лет;

- следующей особенностью рецидива можно назвать возрастание тяжести совершаемых преступлений, по сравнению с первым. Но по мере возрастания количества судимостей, особенно с наступлением возрастного барьера в 40 лет, идет обратный процесс. Особенно это характерно для лиц, совершающих преступления насильственной направленности. Корыстные же преступники (мошенники, разбойники и грабители) в числе рецидивистов в своем составе более стабильны. Уровень специального рецидива здесь (и сюда еще можно добавить хулиганов) составляет 45-50%. Отдельные виды преступлений, например, карманные кражи, обнаруживает еще более высокий уровень специального рецидива;

- уровень рецидива имеет зависимость от продолжительности сроков отбытого ранее наказания в местах лишения свободы. Наиболее высок он у лиц, у которых средний срок отбывания наказания составляет от 3 до 10 лет. Те, кто отбывал наказание до 1 года и более 10 лет, подвержены рецидиву в сравнительно меньшей степени;

- следующая особенность заключается в соотношении рецидивной и групповой преступности. Их доля ниже, чем групповая преступность впервые привлекаемых к уголовной ответственности. Но эта особенность характерна не всегда и не во всех случаях. Эта особенность особенно не характерна для «рецидивистов» младших возрастных групп (до 25 лет), а также тех, кто характеризовался насильственно-корыстной преступной деятельностью;

- еще одну характеристику рецидива необходимо отметить - его интенсивность. Наибольшее количество преступлений рецидивистами совершается в первый год после освобождения. На первые три года после освобождения приходится 60%, первые пять лет - 75%, первые 10 лет - 90% от числа всех рецидивных преступлений, совершаемых лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Наибольшая интенсивность рецидива связывается с такими преступлениями, как кражи, грабежи, разбои и хулиганство. Обращает на себя внимание высокая интенсивность рецидива у многократно судимых лиц, а также у преступников молодого возраста.

По мере увеличения числа судимостей проявляется тенденция к росту удельного веса осужденных за кражи и снижению удельного веса осужденных за грабежи, разбой и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Кражи чаще других повторяют лица средней возрастной группы; грабежи, разбои и угон автотранспорта – младшей; хулиганство – старшей. Это объясняется тем, что с годами уменьшается преступная активность рецидивистов, обособляются не только нормальные, но и преступные связи, что влечет за собой уменьшение частоты ответственности за корыстные имущественные посягательства, в то же время повышается вероятность повторного осуждения за хулиганство, убийство (на почве алкоголизма и семейных, бытовых конфликтов).

Среди «рецидивистов» большую часть (свыше 90%) составляют мужчины основной возраст которых от 21 до 38 лет. Пик криминальной активности у мужчин, имеющих две-четыре судимости, приходится на 25 -29 лет, пять судимостей - 30- 39 лет, шесть и более судимостей - на 40 - 49 лет. К числу неблагоприятных тенденций в характеристике рецидивной преступности следует отнести ее омоложение.

Удельный вес «рецидивистов» имеющих основное общее или среднее полное общее образование достаточно высок – около 80 %. Это обстоятельство объясняется тем, что лица, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, обязаны до 30 лет учиться, если они не имеют основного общего образования. Что касается среднего профессионального и высшего образования, то доля «рецидивистов» имеющих среднее профессиональное образование составляет не более 10 %, а высшее около 0,5 %.

До повторного осуждения, находясь на свободе, 35% «рецидивистов» преимущественно занимались малоквалифицированным трудом, а 61 % «рецидивистов» вовсе не работали. Подобная ситуация возникла по нескольким причинам: во-первых, работодатели неохотно принимают лиц, отбывших наказание на работу из-за их, как правило, низкой квалификации; во-вторых, в следствии длительного пребывания в исправительных учреждениях, где достаточно тяжелые условия содержаний, а также в результате злоупотребления наркотическими средствами (психотропными веществами) и алкоголем у «рецидивистов» резко ухудшается здоровье от чего многие из них становятся ограниченно годными к труду или инвалидами. В-третьих, в силу глубокой нравственно-правовой деформации, более заманчивым для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, является поиск легких заработков, лежащих за пределами общественного производства.

По разным причинам, в том числе в результате разрыва семейных отношений, продажи своего жилья многие «рецидивисты» после отбытия наказания не имеют места для проживания. По сравнению с впервые осужденными среди неоднократно судимых лишившихся жилья больше в три с половиной раза. Отсутствие постоянного места жительства, а в следствии этого и отсутствие постоянной работы (многие работодатели, нарушая требования трудового законодательства, без постоянной регистрации не принимают на работу) значительно усложняет постпенитенциарную адаптацию лиц, освободившихся из исправительных учреждений, в результате чего многие из них становятся вынужденными мигрантами, а точнее говоря,- бродягами. Характерно, что среди всех бродяг более половины составляют ранее отбывшие наказание в местах лишения свободы. Стихийная миграция указанной категории лиц, которая в значительной степени характеризуется неустойчивым и отрицательным поведением, бытовой неустроенностью, низким уровнем, а в ряде случаев отсутствие социального контроля приводит к тому, что эти лица совершают новые преступления в еще более короткие сроки после освобождения из мест лишения свободы. Именно этот контингент в значительной степени продуцирует рецидивную преступность. Не случайно коэффициент преступности в регионах с наибольшим притоком мигрирующего населения был значительно выше, чем в регионах со стабильным составом населения. Так, например, среди всех выявленных в г. Москве «рецидивистов» приезжие составляют 56 %.

Специфическим признаком, характерным для многих «рецидивистов», является наличие у них устойчивых антисоциальных взглядов, которая проявляется в игнорировании моральных и правовых норм, паразитизме, неоднократном совершении преступлений. Большинство «рецидивистов» (около 80%) предпочитают вести праздный образ жизни, занимая свой досуг употреблением спиртных напитков, наркотиков, игрой в азартные игры и т.п. По данным ВНИИ МВД России 1/3 наркоманов стоящих на профилактическом учете в наркологических диспансерах ранее судимые. На почве алкоголизма и наркомании у 70% выборочно исследованных «рецидивистов» выявлены психические аномалии, при этом замечено их нарастание с каждой последующей судимостью.

Структура рецидивной преступности по характеру и размеру ранее отбытого наказания показывает, что рецидив - это проблема, относящаяся главным образом к лицам, ранее отбывшим лишение свободы. Доля рецидивной преступности, приходящаяся на осужденных, отбывших иные меры наказания, незначительна. И это понятно, так как к лишению свободы осуждаются лица, по общему правилу наиболее запущенные в социально-нравственном отношении, совершившие более тяжкие преступления.

Исходя из выше изложенного можно констатировать, что «рецидивисты», как правило, имеют свои общие свойства и качества, свидетельствующие об их определенной криминальной склонности. Выявляя и изучая такие качества, можно найти наиболее эффективные подходы к осуществлению профилактической деятельности в отношении этой категории преступников.

Таким образом предупреждение рецидивной преступности является важнейшей задачей органов внутренних дел, в составе которых имеются необходимые силы и средства для комплексного решения этой задачи.

 

 

Правовую основу деятельности органов внутренних дел по предупреждению рецидивной преступности составляют УК РФ (ст.ст. 17, 18, 73, 74, 79, 90-93). Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (Гл. 22, 24).

Кроме того, Законом РФ № 1026-1 от 18.04.1991 «О милиции» (п.18 ст.10, п.17 ст.11) определены основные обязанности и права сотрудников милиции по предупреждению рецидивной преступности.

Среди нормативных актов регулирующих деятельность органов внутренних дел по предупреждению рецидивной преступности особое значение занимает Указ Президиума ВС СССР № 5364-VI от 26.07.1966 «Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» утвердивший Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

В указанном Положении указано, что работники милиции обязаны систематически контролировать поведение лиц, в отношении которых установлен административный надзор, принимать необходимые меры для приобщения их к общественно полезному труду, предупреждать и пресекать нарушения ими общественного порядка и правил общежития, а также осуществлять розыск лиц, уклоняющихся от административного надзора.

Кроме того, предупреждение рецидивной преступности органами внутренних дел определяет Приказ МВД РФ № 19 от 17.01.2006 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», где говорится, что на органы внутренних дел возлагается осуществление контроля за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствие с законом ограничений.

Из курса криминологии известно, что рецидивная преступность, как социально-правовая система, обладает разноуровневыми характеристиками и детерминирована факторами социального, социально-психологического и индивидуально-психологического порядка. Для борьбы с этим социально-правовым явлением требуется комплексный подход с участием всего общества, всех звеньев его социального организма. Успешность комплексного подхода во многом должна обеспечиваться разработкой и реализацией специальных федеральных и региональных программ, направленных на борьбу с рецидивной преступностью. Подобные программы должны были конкретизировать компетенцию всех субъектов профилактики, повысить взаимодействие между ними, определить для них основные мероприятия, ожидаемые результаты, сроки и этапы исполнения. К сожалению, первая и последняя подобная целевая программа была подготовлена в конце 70-х годов прошлого столетия.

Следует отметить, что в настоящее время разрабатываются и реализуются на региональном и федеральном уровне общие программы по борьбе с преступностью, где предусматриваются отдельные мероприятия по предупреждение рецидивной преступности и это в какой то степени компенсирует отсутствие целевой федеральной программы, но этого совершенно не достаточно, поскольку отдельные региональные мероприятия не позволяют комплексно и на федеральном уровне успешно решать вопросы профилактики рецидивной преступности. В качестве примера можно привести модель такой программы по предупреждению преступности в г. Москве, разработанной ВНИИ МВД России и Межрегиональным институтом ООН по проблемам преступности и правосудия в рамках совместного исследовательского проекта «Предупреждение преступности в городах». Проект осуществлен в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании по вопросам сотрудничества МВД России и венского отделения ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

Разработанная программа предусматривает следующие мероприятия направленные на профилактику рецидивной преступности:

- создание в структуре Комитета по социальной защите населения подразделения по социальному патронажу лиц, освободившихся из мест лишения свободы, с целью оказания им необходимой помощи в бытовом устройстве, повышении профессиональной квалификации и трудоустройстве;

- префектурам административных округов в целях обеспечения трудовой ресоциализации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, предлагается определить систему базовых предприятий и учреждений и разработать для них систему мер по стимулированию приема на работу указанной категории лиц;

- Правительству г. Москвы предлагается создать фонд материальной помощи освобожденным из мест лишения свободы, организовать центры социальной адаптации, дома ночного пребывания для лиц, не имеющих жилья;

- в ОВД муниципальных округов предлагается ввести должности инспекторов по надзору за лицами, приговоренными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, а также осужденным к лишению свободы, к которым применена отсрочка исполнения приговора;

- департаменту труда и занятости населения предлагается создать систему трудоустройства лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

В рамках данной темы не представляется возможным, рассмотрение всего комплекса вопросов, связанных с предупреждения рецидивной преступности, поэтому перейдем непосредственно к деятельности органов внутренних дел как одного из основных субъектов специально-криминологической профилактики.

 

 

Особая роль в органов внутренних дел в предупреждении рецидивной преступности определяется разнообразием и широтой компетенции, обширным спектром полномочий по осуществлению оперативно-розыскной, административной, уголовно-процессуальной и иных видов деятельности по предупреждению административных и уголовных правонарушений; наличием в структуре разных служб и подразделений, включая такие, которые специализируются на криминологической профилактике (служба участковых уполномоченных, подразделения по делам несовершеннолетних).

Предупреждение рецидивной преступности органами внутренних дел представляет собой сложную систему профилактических мероприятий, которые включают в себя общепрофилактические мероприятия, направленные на выявление причин преступлений и условий, способствующих их совершению, а также на предупреждение и пресечение любых видов преступлений, в том числе рецидивных и индивидуально-профилактические мероприятия, направленные на контроль за ранее судимыми лицами, и принятие в отношении таких лиц меры профилактического воздействия.

Индивидуально-профилактические мероприятия осуществляются на пенитенциарном и на постпенитенциарном этапе. Если говорить о пенитенциарном этапе, то с 1 сентября 1998 г. на основании Указа Президента РФ № 904 «О передачи уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» этот важный этап профилактической работы входит в компетенцию федеральной службы по исполнению наказаний МЮ РФ. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» постановлением Правительства РФ от 20 февраля 1999 г. № 199 уголовно-исполнительные инспекции выведены из системы МВД РФ и включены в состав уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.

Этап постпенитенциарной профилактики имеет большое значение для предупреждения рецидивной преступности. Весь опыт борьбы с рецидивной преступностью в нашей стране и во многих других странах показал необходимость установления контроля за лицами, отбывающими наказание не связанное с лишением или ограничением свободы, и за лицами, освобожденными из исправительных учреждений ФСИН, а также проведение с ними различных профилактических мероприятий в целях закрепления положительных результатов применения к ним уголовно - правовых мер. В юридической литературе такой контроль называется криминологическим", "профилактическим", "постпенитенциарным" и т.д. Закон «О милиции» в п.18 ст.10 напрямую возлагает на ОВД обязанность: контролировать в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений; участвовать в предусмотренных законом случаях в контроле за поведением осужденных, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно.

Предупреждение рецидивной преступности органами внутренних дел в постпенициарный период включает в себя несколько направлений:

- контроль за лицами, освободившимися из исправительных учреждений, в отношении которых установлены ограничения;

- контроль за лицами, стоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях;

- воспитательная работа с лицами, стоящими на учете в органах внутренних дел;

- оперативно-розыскная деятельность, направленная на недопущение совершения новых преступлений со стороны этих лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Отдельно стоит вспомнить о таком важном и необходимом направлении профилактической деятельности ОВД, как административный надзор, который формально (юридически) не отменен, но фактически на протяжении последних нескольких лет не применяется к лицам, освобождающимся из исправительных учреждений. Такая ситуация возникла в связи с тем, что правоограничения, предусмотренные Положением об административном надзоре органов внутренних дел противоречит международно-правовым актам, в частности, Всеобщей декларации прав человека и нормам Конституции РФ. Согласно ст. 3 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек имеет право на свободу, а в ст. 13 четко определено право каждого человека (без исключений) свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. В декларации также отмечается, что никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную жизнь. Конституционные нормы не допускают внесудебное ограничение прав и свобод человека и гражданина, а в соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законодательством только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. На сегодняшний день нет ни одного федерального закона, который закрепляет административный надзор, определяет его содержание и порядок применения.

Сложившаяся за многие десятилетия практика применения административного надзора в СССР доказала свою эффективность в предупреждении рецидивной преступности, поэтому некоторые государства СНГ (например, Беларусь, Украина, Казахстан, Узбекистан) уже давно приняли необходимые законодательные акты позволяющие применять административный надзор. Подобная нормативная база существует и во многих развитых странах, в частности, в США, Великобритании и Франции. Российские законодатели только разрабатывают совместно с заинтересованными государственными органами и общественными организациями необходимые нормативно-правовые акты, позволяющие возобновить в полном объеме применение административного надзора.

Исходя из того, что формально административный надзор действует, рассмотрим его основные положения. «Положение об административном надзоре органов внутренних дел» утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. № 5364-vi. Такой надзор имел целью предупреждение рецидива преступлений и применялся в отношении лиц, отбывших наказание в исправительных учреждений:

а) за совершение преступлений при особо опасном рецидиве;

б) за совершение тяжких преступлений или судимых два и более раза к лишению свободы за любые умышленные преступления либо ранее освобождавшихся из мест лишения свободы условно - досрочно и вновь совершивших умышленное преступление в течение неотбытой части наказания. Надзор за ними устанавливался, если поведение данных лиц свидетельствовал об их упорном нежелании встать на путь исправления, приобщиться к честной трудовой жизни.

К лицам, в отношении которых устанавливался административный надзор, могли применяться следующие ограничения: а) запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное время; б) запрещение выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района (города); в) запрещение пребывания в определенных пунктах района (города); г) явка в милицию для регистрации от одного до четырех раз в месяц. Ограничения применялись в полном объеме или раздельно в зависимости от образа жизни, семейного положения, места работы и других обстоятельств, характеризующих личность поднадзорного.

Административный надзор устанавливался на срок от шести месяцев до одного года. В необходимых случаях он мог быть продлен каждый раз еще на шесть месяцев, но не свыше сроков судимости. Вместе с тем предусмотрена возможность досрочного прекращения надзора, если лицо положительно характеризуется по работе и в быту.

Согласно ст. 4 упомянутого Положения об административном надзоре его осуществление возлагается на органы внутренних дел. В соответствии с п. 9.15 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции участковый инспектор обязан контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них законом ограничений.

Следует отметить, что постпенитенциарная профилактика для сотрудников ОВД, значительно усложнилась поскольку такой важный этап в профилактике рецидивной преступности, как пенитенциарный, перестал выполнять свою основную задачу – исправление и перевоспитание осужденных в период пребывания их в исправительном учреждении. В теории уголовно-исполнительного права под исправлением понимается «формирование у осужденного уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения». Именно в исправительных учреждениях в результате строгой изоляции осужденного от общества, жесткого контроля со стороны администрации и применение к осужденным различных средств исправительного воздействия (такие как: установленный порядок исполнения и отбывания наказания, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие), должны создаваться необходимые условия для предупреждения совершения со стороны осужденных новых преступлений и исправления осужденных, формируя у них уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам и правилам человеческого общежития. Но за последние годы, в результате проведенных в Российской Федерации политических, экономических, уголовно-правовых реформ, пенитенциарная система значительно пострадала и ее исправительное и воспитательное воздействие на лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы практически сошло на нет. В настоящее время, к сожалению, приходится констатировать, что исправительные учреждения не только перестали быть субъектом профилактики рецидивной преступности, а наоборот, заняли «достойное» место в системе подготовки «криминальных кадров». Так, согласно криминологическим исследованиям почти половина - 46,9% лиц, отбывших первое наказание, совершают новые преступления в первый год после освобождения, 23,5% - от 1 года до 2-х лет; 8,2% - от 2-х до 3-х лет; от 3-х до 4-х - 4%; свыше 4-х лет - 16,3%. Конечно нельзя сложившуюся криминогенную обстановку объяснить только не эффективной профилактической деятельностью сотрудников уголовно-исполнительной системы. После перехода к рыночной системе хозяйствования практически разрушенной оказалась общая постпенитенциарная система профилактики рецидивной преступности. Почти повсеместно прекратили свое существование советы профилактики правонарушений производственных предприятий, общественные пункты правопорядка в микрорайонах, практически не осуществляется наблюдение за ранее судимыми со стороны наблюдательных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних, общественных воспитателей, поручителей и т.п.

К тому же, значительная законодательная неурегулированность вопросов связанных со специальным превентивным контролем ОВД за лицами, освобожденными из исправительных учреждений по отбытии ими полного срока наказания, (например, не определены категории лиц, в отношении которых может быть установлен такой контроль, их обязанности и характер ограничений, порядок их установления, изменения и прекращения) и отсутствие уголовной ответственности подконтрольных лиц за злостное уклонение от исполнения установленных ограничений делает этот правовой институт незавершенным, а потому малоэффективным.

Законодатели не определили специализированный государственный орган, который должен ставить на учет и контролировать лиц, условно-досрочно освобожденных из исправительных учреждений. Не выработан правовой механизм, обязывающий лиц, состоящих на учете в ОВД, являться к сотрудникам милиции, осуществляющим профилактические мероприятия, для регистрации, дачи необходимых пояснений, проведения воспитательных бесед и т.п. Это далеко не полный перечень законодательных пробелов, которые препятствуют правоохранительным органам наладить эффективную профилактику рецидивной преступности.

Служба участковых инспекторов милиции – центральное звено в системе специально – криминологической профилактики, осуществляемой органами внутренних дел. Основной груз по предупреждению рецидивной преступности ложится на службу участковых уполномоченных милиции, которая осуществляет для этого общую профилактику преступности на обслуживаемой территории и индивидуальную профилактическую работу с лицами, состоящими на административном учете.

Правовой основой профилактической деятельности участковых уполномоченных милиции является: Федеральный закон «О милиции»; приказ МВД РФ № 900 от 16 сентября 2002 г. «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» (в ред. Приказа МВД РФ от 03.05.2003 № 300), закрепляющий «Инструкцию по организации деятельности участкового уполномоченного милиции»; Приказ от 11 августа 1998 г. № 490 (в ред. Приказа МВД РФ от 13.01.2003 № 21) "Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений", закрепляющий "Наставление о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений"; Приказ МВД РФ № 231 14.07.92 г. и т.д.

Общепрофилактическая деятельность участкового уполномоченного милиции включает в себя следующие мероприятия:

1. Изучение и глубокий анализ складывающейся оперативной обстановки на обслуживаемой территории. Информацию об обслуживаемой территории участковый уполномоченный получает в результате личного наблюдения, общения с населением, рассмотрения жалоб, заявлений и сообщений, данные статистической отчетности, оперативно-розыскных, информационно-справочных и иных учетов, другие сведения, имеющиеся в органе внутренних дел.

Участковый уполномоченный должен знать:

- территорию административного участка, его особенности, систему дорог, расположение и режим работы организаций всех форм собственности, баз, складов, иных мест хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также места хранения огнестрельного оружия и взрывчатых материалов, аптеки, другие места хранения наркотических средств и психотропных веществ, порядок охраны, места стоянок автотранспорта, а в сельской местности - все населенные пункты, фермерские хозяйства, лесные массивы, заготовительные и перерабатывающие организации, места произрастания дикорастущих и культурных растений, содержащих наркотические средства;

- население административного участка, характер его занятости, этнический состав, местные обычаи, традиции, культуру проживающего населения;

- количество совершенных на административном участке преступлений, их разделение по видам, способам, месту и времени совершения, обстоятельства, способствовавшие их совершению; лиц, поведение которых в установленном законом порядке контролируется сотрудниками органов внутренних дел; приметы разыскиваемых преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, похищенные вещи и находящиеся в розыске транспортные средства, данные о потерпевших.

- места концентрации лиц с противоправным поведением, а также места, где чаще всего допускаются нарушения общественного порядка и совершаются преступления;

2. Выявление в деятельности учреждений, предприятий, организаций причин и условий, способствующих совершению различных правонарушений и осуществления контроля за своевременным принятием мер руководителями организаций по устранению выявленных недостатков. В случае невыполнения ими ранее данных рекомендаций докладывать руководству органа внутренних дел для принятия мер;

3. Систематическое обследование расположенных на обследуемой территории объектов, мест массового отдыха граждан, обращая внимание на те из них, где наиболее часто совершаются правонарушения;

4. Осуществление проверки соблюдения должностными лицами и гражданами Российской Федерации установленных правил регистрационного учета;

5. Выявление на административном участке общественные и религиозные объединения либо иные организации, деятельность которых сопряжена с совершением противоправных действий либо с побуждением к их совершению и принятие к ним в установленном порядке в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством;

6. Проведение среди населения административного участка разъяснительную работу о способах и средствах правомерной защиты и самообороны от преступлений и иных противоправных посягательств, в установленном порядке информирование об этом население через местные средства массовой информации; и т.д.

Участковый уполномоченный обязан систематически обходить обслуживаемую территорию и не реже одного раза в полугодие осуществлять поквартирный (подворный) обход административного участка, также он обязан постоянно осуществлять прием граждан. Полученная информация заносится в паспорт на административный участок, в паспорт на жилой дом (жилые дома) и в журнал обращений и приема граждан для последующего ее анализа, систематизации и принятия необходимых профилактических мер.

Индивидуально-профилактические мероприятия участковый уполномоченный в первую очередь осуществляет в отношении ранее судимых лиц.

Индивидуальное предупреждение включает в себя комплекс мер, направленных на то, чтобы: а) устранить неблагоприятные воздействия на конкретную личность, могущие привести к повторному совершению преступления; б) изменить социально неодобряемое поведение, взгляды, интересы, стремления и наклонности таких лиц, предупредив тем самым совершение ими очередного преступления. Оно включает также неотложные меры по пресечению подготовляемых преступлений и пресечению попыток их совершить. Индивидуальное предупреждение состоит в выявлении и устранении причин возможного преступного поведения конкретного человека; условий, способствующих такому поведению, благоприятствующих совершению лицом преступлений.

Успех индивидуального предупреждения рецидивных преступлений во многом зависит от того, насколько развита профилактическая работа на общесоциальном и специально-криминологическом уровне в регионе, среди отдельных социальных групп, в микрорайоне и т. д., а также профилактика отдельных видов преступлений.

Основанием для индивидуального профилактического контроля служит сообщение или уведомление из органов исполняющих уголовные наказания о том, что на обслуживаемой территории проживает осужденный, отбывающий наказание не связанное с лишением свободы или освободившийся из мест лишения свободы, в отношении которого установлены в судебном порядке ограничения.

Профилактическая работа участкового уполномоченного с конкретным лицом начинается с постановки его на учет. Наиболее распространенными формами профилактического учета являются контрольные карточки и контрольно-наблюдательные дела. Кроме того участковый уполномоченный вносит информацию о лицах, состоящих на профилактическом учете, в паспорт на административный участок и в паспорт на жилой дом.

Контрольные карточки заводятся на лиц: освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом; осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; освобожденных от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям.

Контрольная карточка представляет собой формализованный бланк, утвержденный Приказом МВД № 900 – 2002 г., в котором отражаются следующие сведения: фамилия, имя, отчество о лица, стоящего на профилактическом учете; дата и место его рождения; место жительства и место работы; семья, проживающая с ним совместно (степень родства, Ф.И.О., год рождения, место работы, учебы); основания для осуществления контроля; дата установления и окончания контроля; сведения о правонарушениях, совершенных лицом, в период нахождения под контролем (дата, вид правонарушения, принятые меры); отметки о проводимой в отношении профилактической работе.

Контрольно-наблюдательные дела заводятся на лиц, освобожденных из мест лишения в отношении которых установлены судебные ограничения. В контрольно-наблюдательном деле собираются сведения о противоправном поведении контролируемого лица в быту, его характеристики по месту жительства и на работе, данные об образе жизни, его связях, о лицах, которые могут оказать на него положительное влияние. В ходе ведения контрольно-наблюдательного дела в нем отражается характер проводимой индивидуально-предупредительной работы.

Участковый уполномоченный милиции заводит контрольную карточку и контрольно-наблюдательное дело на основании извещения или сообщения, поступающего в орган внутренних дел по месту прибытия освобожденного из исправительного учреждения. Если лицо отбывает наказание не связанное с лишением свободы или условно, то в этом случае извещение приходит из уголовно - исполнительной инспекции по месту жительства осужденного.

Извещение из исправительного учреждения содержит ряд важных прогностических характеристик освобожденного лица, которые позволяют в известной мере определить, нуждается ли данное лицо в целенаправленном профилактическом воздействии. В извещении содержится следующая информация об освобождаемом: вид совершенного им преступления, срок наказания по приговору суда, прошлые судимости, черты характера, волевые качества, характеристика поведения за последние два года пребывания в исправительном учреждении, отношение к ранее совершенному преступлению и отбытому наказанию, отношение к труду и семье. Особое внимание уделяется сведениям об отрицательных связях и намерениях, а также о лицах, могущих оказывать положительное влияние.

Извещение направляется за 20 дней до освобождения, однако не на всех освобождаемых лиц, а только на тех из них, в отношении которых установлены в судебном порядке ограничения. Ограничения могут быть установлены в отношении лиц не вставших на путь исправления или не отказавшихся от намерений продолжать преступную деятельность, судимых за наиболее опасные преступления, совершивших преступления при особо опасном рецидиве, имеющих три и более судимостей. На всех остальных освобождаемых из исправительных учреждений лиц высылаются сообщения, содержащие установочные и уголовно-правовые данные, а также краткие сведения о поведении в исправительном учреждении.

Участковые уполномоченные милиции начинают профилактическую работу с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, за шесть месяцев до их освобождения. Руководствуясь п.1 ст. 180 УИК РФ не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока ограничения или лишения свободы, администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях. В соответствии с п.1.1, 1.2 совместного указания МВД РФ и федеральной службы занятости РФ «О некоторых изменениях порядка трудового и бытового устройства лиц, освобождаемых из учреждений, исполняющих уголовные наказания» от 28.09.1992 администрация учреждения направляет запрос в орган внутренних дел о возможности регистрации осужденного по выбранному месту жительства. В 20-дневный срок со дня поступления запроса в орган внутренних дел участковый уполномоченный устанавливает возможность регистрации лица, освобожденного из учреждения, по выбранному месту жительства. Если освобождаемый возвращается на прежнее место жительства, то участковый уполномоченный выясняет отношение членов семьи к его возвращению и совместному проживанию. В необходимых случаях участковый уполномоченный встречается с руководителями предприятий, организаций, учреждений, где до совершения преступления работал осужденный и изучает возможность его трудоустройства, оказания ему поддержки и помощи или направляет в центр занятости информацию, необходимую для трудоустройства этого лица. О результатах проделанной участковым уполномоченным милиции подготовительной работы сообщается в исправительное учреждение.

По прибытии лица, освобожденного из мест лишения свободы, участковый уполномоченный милиции проводит с ним ознакомительную беседу, в ходе которой выясняет его дальнейшие планы и намерения на период адаптации к жизни на свободе, отношения с семьей и родственниками, вопросы, связанные с трудовым и бытовым устройством, возникающие при их решении трудности и другие обстоятельства, имеющие значение для профилактической работы. Разъясняет порядок регистрации по месту постоянного проживания и по возможности оказывает необходимую помощь в трудоустройстве. В беседе с такими лицами очень важно выяснить их подлинное отношение к совершенному ими преступлению (раскаивается в нем или нет, бравирует и т. д.), отношение к наказанию (считает справедливым или нет) и всему уголовно-исполнительному воздействию. Необходимо настойчиво стремиться к тому, чтобы вызвать в нем нравственное осуждение своего преступного прошлого, искреннюю готовность окончательно покончить с ним. Следует иметь ввиду, что для многих лиц, возвратившихся из мест лишения свободы, характерно состояние растерянности, неуверенности в собственных силах. Это могут быть люди надломленные, не знающие чему посвятить себя. Учитывая это, ознакомительную беседу с ними необходимо вести как можно тактичнее, терпеливее, строить ее как совместный поиск оптимальных путей успешной социализации в постпенитенциарный период.

В соответствии со статьей 82 УК РФ, которая закрепила право осужденных, освобождаемых от ограничения свободы, ареста или лишения свободы, на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи, освобожденные вправе обращаться за содействием в органы федеральной службы занятости по месту жительства. Статья 13 Федерального закона «О занятости населения» относит лиц, освобожденных из мест лишения свободы, к числу пользующихся повышенной социально-правовой защитой. В соответствии с п.2.3 совместного указания МВД РФ и федеральной службы занятости РФ освобожденные от наказания имеют право первоочередного трудоустройства через центры занятости. Для эффективного содействия в трудоустройстве руководители регионов вводят квотирование рабочих мест (т.е. обязанность работодателя принимать на работу граждан, освобожденных из мест лишения свободы). Бывший осужденный вправе требовать от службы занятости провести его обучение, если нет возможности подобрать ему подходящую работу из-за отсутствия необходимых профессиональных навыков, или утрачена способность к выполнению работы по прежней специальности, или его прежняя специальность стала не нужна. В период вынужденной безработицы, гражданин, освобожденный из мест лишения свободы и зарегистрированный в органе федеральной службы занятости, вправе получать пособие, размер которого зависит от среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца.

Необходимым условием осуществления контроля за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы и проведения с ними индивидуальной воспитательной работы является глубокое и всестороннее изучение их личности:

а) развитие интеллекта (уровень умственного развития, запас знаний, широта взглядов), черты характера (уровень коммуникабельности, эгоистичность, легкомыслие, безответственность, мстительность, жестокость, завистливость и т. д.), волевые качества (настойчивость, решительность, способность быть лидером или ведомым и т. д.), интересы (к чтению, спорту, коллекционированию, рыбалке, охоте и т. д.);

б) их преступное прошлое (когда, где и за что привлекались к уголовной ответственности, что было причиной совершенных преступлений, где отбывали наказание и как характеризовались в этот период; наличие преступного опыта, осведомленность о методах оперативно-розыскной работы ОВД, участие в преступных группировках и т.д.);

в) семейное положение, наличие и состав семьи, отношения в семье и степень ее прочности, позитивные и негативные факторы, также нравственный и психологический микроклимат в ней;

г) наличие образования, профессии, трудовой опыт и стаж, отношение к работе или учебе;

д) неформальное общение, его содержание, характеристика лиц, с которыми поддерживаются связи в неформальных группах, по месту жительства, учебы, работы или проведения досуга;

е) склонность к антиобщественному поведению: к употреблению алкогольных напитков, наркотиков, психотропных веществ; склонность к азартным играм и т.д.;

ж) жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность и т. д.;

з) наличие имеющихся заболеваний, инвалидности.

Информацию, полученную из исправительных учреждений, из бесед с освобожденными, их родственниками и лицами из ближайшего окружения, путем ознакомления с условиями их труда и жизни, участковые уполномоченные милиции фиксируют в справках, рапортах и других служебных документах, которые концентрируются в контрольно-наблюдательных делах и в последующем служат основанием для оценки происшедших изменений в и их личностных качествах и поведении в результате проведенных профилактических мероприятий.

На каждое лицо, в отношении которого будет осуществляться контроль, участковый уполномоченный составляет индивидуальный план профилактических мероприятий с целью недопущения рецидива преступлений со стороны данных лиц. В число мероприятий в обязательном порядке входит:

- систематическое проведение индивидуально-профилактических бесед с лицом, в отношении которого осуществляется контроль. Участковый уполномоченный разъясняет прежде всего смысл и содержание правовых норм. Он стремится постепенно подвести подучетника к правильной оценке своего прошлого антиобщественного поведения и осознанию необходимости изменить его в лучшую сторону. Воспитательные беседы должны быть конкретными, целенаправленными, убедительными и длительными (т.е. продолжаться столько, сколько требуется для действительного перевоспитания, переориентации позиции, образа жизни, поведения лица). Профилактические беседы помимо своей главной задачи- оказание непосредственного воздействия на профилактируемое лицо, помогают участковым уполномоченным контролировать их поведение в быту и способствуют сбору необходимой информации для проведения в дальнейшем индивидуально-профилактической работы;

- помощь в трудоустройстве, лицам, не имеющим постоянной работы;

- беседы с их родственниками и лицами, способными оказывать на них положительное или отрицательное воздействие;

- посещение контролируемых лиц по месту жительства с целью изучения их поведения в быту и образа жизни;

- посещение рабочих мест осужденных, отбывающих наказание не связанное с лишением свободы, проведение бесед с ними и представителями администрации организаций, на которых возложен контроль за поведением осужденных на производстве и проведение с ними воспитательной работы;

- проведение иных воспитательных мероприятий, способствующих исправлению лиц, в отношении которых осуществляется профилактический контроль (например, привлечение к занятиям в школе, в различных учебных заведениях, спортом и т.д.).

Профилактика рецидива преступлений применительно к сфере быта осуществляется в следующих направлениях:

Во-первых, участковые уполномоченные принимают необходимые меры, направленные на сохранение, укрепление или восстановление здоровой обстановки в семье ранее судимого. Одним из важных условий для нормальной адаптации лиц ранее судимых является поддержка семьи и ближайшего окружения. Именно от них, по большей части, и зависит поведение судимого: от их отношения, негативной или позитивной оценки, их взглядов и социальной направленности. Зачастую именно семья способствует тому, что человек становится преступником.

Во-вторых, осуществляются меры по устранению возможного отрицательного влияния на профилактируемое лицо со стороны лиц из их ближайшего бытового окружения, особенно из числа ранее судимых. Как правило, «рецидивисты» имеют ограниченный, устоявшийся круг общения, состоящий, как правило, из таких же ранее судимых. Постоянное общение в местах лишения свободы, не прекращающееся после выхода на волю, приводит к крайне негативным последствиям. Нарушается процесс адаптации ранее судимых к жизни в обществе, и, к тому же, происходит вовлечение еще большего количества людей в преступную деятельность. Для этого лица, отрицательно влияющие на подучетника, в необходимых случаях приглашаются для беседы в органы внутренних дел, где предупреждаются о недопустимости антиобщественного поведения, а при наличии достаточных оснований к ним могут быть приняты меры административного или уголовно-правового воздействия.

В-третьих, важным направлением в работе участкового уполномоченного является профилактика таких негативных социальных явлений как алкоголизм и наркомания среди лиц, стоящих на учете. Нет необходимости говорить о том, что причиной многих преступлений является систематическое употребление наркотиков, психотропных веществ или злоупотребление алкогольными напитками. Участковый уполномоченный должен проводить разъяснительную работу по склонению на добровольное лечение в специальные наркологические учреждения лиц, больных наркоманией, а также допускающих потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, и хронических алкоголиков.

Наряду с рассмотренными мерами профилактике рецидива преступлений способствует применение административно-правовых мер в отношении ранее судимых лиц, которые нарушают общественный порядок, например, совершают мелкие хулиганские действия, появляются в общественных местах в состоянии опьянения, потребляют наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, не выполняют обязанностей, установленных судом и т.д. В случае невыполнения лицом, освобожденным из мест лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом, поднадзорные могут привлекаться к административной ответственности по ст. 19.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях со взысканием штрафа от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда либо административный арест на срок до 15 суток.

Профилактика рецидивной преступности проводится участковыми уполномоченными милиции в тесном контакте с сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций ФСИН МЮ РФ (Федеральная служба исполнения наказаний). Совместный приказ МВД России и Минюста России № 561/122 от 11.09.98 г. (п. 1.2., п. 2.1.) устанавливает, что повышение эффективности профилактики преступлений среди подучетных лиц и усиление контроля за их поведением является общей задачей двух ведомств. По действующему законодательству на уголовно-исполнительные инспекции возлагается учет и контроль за лицами: условно осужденными, осужденными к наказаниям не связанным с лишением свободы и досрочно освобожденными с отсрочкой исполнения наказания, а органы внутренних дел совместно с уголовно-исполнительными инспекциями контролируют поведение осужденных в быту и на производстве и проводят с ними профилактические мероприятия. Существующий порядок взаимодействия определяется совместным приказом МВД России и Минюста России № 393/179 от 28.05.1999 г.

Органы внутренних дел взаимодействуют с уголовно-исполнительными инспекциями на основе разработки и осуществления совместных мероприятий по контролю за поведением осужденных, соблюдением условно осужденными возложенных судом обязанностей, предупреждению преступлений и иных правонарушений, устранению причин и условий, способствующих их совершению, а также обмена соответствующей информацией. В этих целях органы внутренних дел:

- готовят и направляют в уголовно-исполнительные инспекции предложения в планы совместных мероприятий;

- принимают участие в мероприятиях, проводимых уголовно-исполнительными инспекциями по проверке поведения осужденных по месту жительства и в общественных местах;

- систематически (не реже одного раза в квартал) получают из уголовно-исполнительных инспекций списки осужденных, поставленных на учет инспекцией.

Вопросы взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с подразделениями ОВД периодически рассматриваются на служебных совещаниях при начальниках МОБ ОВД, на которых заслушиваются участковые инспектора милиции и сотрудники других служб о проведенных профилактических мероприятиях с осужденными по месту их жительства.

Контрольно-профилактические мероприятия в отношении осужденного условно или к наказаниям не связанным с лишением свободы начинаются с направления уголовно-исполнительной инспекцией начальнику органа внутренних дел сообщения установленного образца (утвержденного приказом МЮ РФ № 38 – 2005, форма №5) о постановке осужденного на учет. В этом сообщении дается задание участковым уполномоченным милиции организовать проведение профилактических мероприятий и принять участие в контроле за поведением и исполнением возложенных на него обязанностей, установленных судом. В соответствии с п. 5 ст.73 УК РФ суд, назначая условное осуждение, либо применяя условно-досрочно освобождение от дальнейшего отбывания наказания, может возложить на осужденного исполнение определенных обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы или учебы без уведомления о том уголовно-исполнительной инспекции; не посещать определенные места; пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания; осуществлять материальную поддержку семье. Кроме перечисленных суд может, исходя из конкретной воспитательной ситуации, возложить на осужденного и иные дополнительные обязанности: завершить обучение в школе, пройти курс обучения новой специальности и т.п.

В соответствии с «Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции» участковый уполномоченный милиции после получения из инспекции сообщения о том, что на обслуживаемой территории проживает осужденный, приступает к осуществлению контроля за поведением осужденного по месту жительства и исполнением возложенных на него обязанностей, проводит с ним профилактическую работу. Периодически проверяет осужденных по специальным учетам органа внутренних дел на предмет выявления новых правонарушений и привлечения к уголовной ответственности. Результаты проверки заносятся в контрольные карточки. О проделанной работе участковый уполномоченный ежеквартально представляет рапорт в уголовно-исполнительную инспекцию и не реже одного раза в три месяца совместно с сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции осуществляет проверки осужденных по месту жительства и в общественных местах. Если осужденный совершает административные правонарушения либо не выполняет возложенные на него обязанности, то участковый принимает своевременные меры правового и профилактического воздействия с целью предупреждения повторных противоправных действий и о проведенной работе так же информирует инспекцию.

Участковые уполномоченные оказывают содействие сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в осуществлении профилактики рецидива преступлений среди ранее судимых несовершеннолетних лиц. Участковые уполномоченные выявляют родителей (или лиц, их заменяющих) не исполняю

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
I. Основная | Измерение тока, напряжения, трансформаторы тока и напряжения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1109; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.134 сек.