Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4.2 Роль и задачи финансового планирования на предприятиях железнодорожного транспорта. Финансовый контроль

Тема 4.1 Финансы железнодорожного транспорта, их содержание и принципы организации

Раздел 4. Финансы предприятий и организаций железнодорожного транспорта.

Финансы предприятий железнодорожного транспорта выражают определенную систему денежных отношений, которые объективно возникают при образовании и расходовании фондов денежных средств, используемых для обслуживания процесса перевозок, производства и реализации продукции других предприятий, транспорта, для распределения доходов и прибыли, осуществления контроля за их хозяйственной деятельностью.
Такими фондами являются:

1. основные и оборотные фонды;

2. фонды обращения;

3. фонды заработной платы;

4. экономического стимулирования и др.

Задача предприятий заключается не только в правильном определении размеров этих фондов, что очень важно для нормального их функционирования, но и в обеспечении рационального и экономного их расходования.
Расширенное воспроизводство как основных, так и оборотных средств в настоящее время осуществляется за счет собственных источников, таких, как амортизация, прибыль, выручка от реализации выбывшего и ненужного оборудования.
Финансовая деятельность предприятий железной дороги направлена на создание финансовых ресурсов для производственного и социального его развития, обеспечение роста прибыли за счет увеличения производительности труда, снижения себестоимости, улучшения использования производственных фондов, повышения качества перевозок, работ, услуг.
Сущность и роль финансов предприятий железнодорожного транспорта проявляются в осуществлении ими трех основных функций:

1. обслуживание денежными ресурсами кругооборота средств – состоит в обеспечении полного соответствия между движением материальных и денежных ресурсов на всех стадиях кругооборота средств;

2. распределительная – заключается в установлении научно обоснованных стоимостных пропорций распределения доходов и прибыли, полученных в процессе производственной деятельности предприятий транспорта;

3. контрольная – нормы расходования или использования каждого элемента производственных фондов на всех стадиях кругооборота средств предприятия планируются и учитываются в денежном выражении. Тем самым в стоимостной форме контролируется расходование материальных ресурсов.

Принципы организации финансов

1. Хозяйственная самостоятельность. Реализация этого принципа обеспечивается тем, что хозяйствующий субъект, независимо от формы собственности, самостоятельно определяет направления своих расходов, источники их финансирования, руководствуясь стремлением к максимизации прибыли;

2. Самофинансирование. Данный принцип означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов;

3. Материальная ответственность. Означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности;

4. Материальная заинтересованность. Этот принцип объективно предопределен основной целью предпринимательской деятельности — извлечением прибыли;

5. Обеспечение финансовых резервов. Данный принцип связан с необходимостью формирования финансовых резервов для обеспечения предпринимательской деятельности, которая сопряжена с риском вследствие возможных колебаний рыночной конъюнктуры.

6. Принцип гибкости. Состоит в такой организации управления финансами предприятия, которая обеспечивает постоянную возможность маневра в случае отклонения фактических объемов продаж от плановых, а также в случае превышения плановых затрат по его текущей и инвестиционной деятельности.

7. Принцип финансового контроля. Реализация данного принципа на уровне предприятия предусматривает такую организацию финансов, которая обеспечивает возможность осуществления внутрифирменного финансового контроля на основе внутреннего анализа и аудита. При этом внутрифирменный анализ и аудит должен проводиться непрерывно, охватывать все участки финансово-хозяйственной деятельности и быть результативным.

Объектом планирования является железнодорожный транспорт, представляющий собой совокупность транспортных подсистем, взаимодействующих между собой при реализации перевозочного процесса.

В конкурентных условиях в качестве объектов планирования могут выступать отдельные подразделения, звенья и элементы железнодорожного транспорта, или группы взаимосвязанных подразделений и элементов по видам деятельности:

- грузовые перевозки;

- предоставление услуг инфраструктуры;

- предоставление услуг локомотивной тяги;

- пассажирские перевозки в дальнем следовании;

- пассажирские перевозки в пригородном сообщении;

- ремонт подвижного состава;

- строительство объектов инфраструктуры;

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

- предоставление услуг социальной сферы;

- прочие виды деятельности.

Все структурные подразделения являются производственными, так как

железнодорожный транспорт относится к отраслям материального

производства, а труд транспортных рабочих - к производительному труду.

Организация, планирование и управление производственными процессами на

железнодорожном транспорте регламентируются Уставом железных дорог,

Правилами технической эксплуатации железных дорог, Нормативами технологических процессов, правилами и нормативами по всем видам ремонта и технического обслуживания подвижного состава и других средств транспорта.

Задачи и методы планирования

Любое структурное подразделение независимо от своих масштабов, сферы деятельности и форм собственности должно заниматься планированием.

Планирование имеет несколько значений: замысел, проект, порядок работы, выполнение программы, система заданий. Во всех случаях – это документ, который отражает принятие хозяйственных и других решений, определяет потребность в ресурсах, сроки выполнения заданий, исполнителей и ответственность за невыполнение.

Планирование – это деятельность государства, органов управления, хозяйствующих субъектов по разработке перспектив социально-экономического развития страны, регионов, отраслей экономики и организаций всех форм собственности.

Существуют следующие формы планирования:

1. Стратегические – разрабатываются на основе стратегий развития компании. Стратегическое планирование – это процесс определения целей и значений экономических показателей по основным, наиболее важным направлениям развития предприятий, как правило, на средний срок и длительную перспективу, и формирование механизма их реакции на факторы внешней среды.

2. Индикативные – является основными рабочими инструментами реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся ситуации.

3. Директивные – это обязательное, жесткое, планирование, подлежащее исполнению, предполагающее, прежде всего, применение командно-административных рычагов для обязательного претворения в жизнь поставленных целей и задач. Из директивности планирования вытекают требования строгого соблюдения плановой дисциплины, ответственности организаций, всех хозяйственных органов и должностных лиц за невыполнение заданий. Это планирование обеспечивает контроль над производством и распределением ресурсов из единого центра.

Управление текущей деятельностью железнодорожного транспорта должно быть подчинено выполнению стратегических задач. Для этого сформирована единая система планирования, включающая:

- стратегические планы, разрабатываемые на 7-10 (и более лет);

- среднесрочные планы, разрабатываемые на 3 года;

- текущие планы и бюджеты: на год и квартал с помесячной разбивкой.

Стратегическая программа развития ОАО «РЖД» устанавливает контрольные параметры целевого состояния. Среднесрочные планы разрабатываются для детализации стратегических. Причем по основным параметрам среднесрочные планы должны соответствовать траектории движения к достижению долгосрочных контрольных показателей. Это определяет необходимость ежегодного формирования трехлетних планов. При этом каждый очередной плановый период будет включать 2-ой и 3-ий годы предшествующего периода, т.е. будет осуществляться динамичное скользящее среднесрочное планирование. Трехлетнее скользящее планирование дает возможность внесения уточняющих корректировок для учета объективных изменений факторов внешней и внутренней среды компании.

Бюджетирование, представляя собой специфический подход к организации управления хозяйственно-финансовой деятельностью компании, обеспечивает полное участие всех ее подразделений в процессах становления комплексных планов на основе своевременной и достоверной информации.

Формирование бюджета компании как основы финансового менеджмента и

экономического регулятора отношений между ее структурными подразделениями и внешней средой является одним из основных факторов обеспечения конкурентоспособности на рынке перевозок.

Как экономическая категория бюджет представляет собой систему финансовых отношений по поводу образования, распределения и расходования денежных ресурсов, необходимых для функционирования структурных подразделений ОАО «РЖД» по производству продукции, в первую очередь, транспортной.

Сущность бюджета как экономической категории реализуется через функцию экономического регулирования, перераспределительную и контрольную функции. Содержание функций экономического регулирования бюджета характеризуется в процессе распределения и перераспределения финансовых ресурсов между различными уровнями управления и функциональными подразделениями ОАО «РЖД». Содержание этой функции реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики

компании. Перераспределительная функция бюджета связана с распределением денежных средств для развития железнодорожного транспорта и обеспечения предоставляемых услуг структурными подразделениями ОАО «РЖД». Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективен через количественные характеристики формирования и использования фонда денежных средств и отражает экономические процессы, происходящие в структурных подразделениях ОАО «РЖД».

Бюджетирование в ОАО «РЖД» строится на основе организационно -функциональной структуры и предусматривает выделение центров ответственности. Для каждого центра ответственности определяются формы планирования и контроля, регламентируются процедуры взаимодействия с другими центрами ответственности. Различают следующие центры финансовой ответственности:

- Центр прибыли и инвестиций (ОАО «РЖД»);

- Центр эффективности (филиалы ОАО «РЖД»);

- Центр доходов (ЦФТО, Федеральная пассажирская Дирекция, Дирекция по ремонту грузовых вагонов);

- Центр затрат (отделения дорог, структурные подразделения: станции, локомотивные депо, дистанции пути и др.).

Исходя их характера целей, задач и специфики видов деятельности железнодорожного транспорта в отраслевых структурных подразделениях

разрабатывают операционные бюджеты.

К операционным бюджетам относят: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет запасов и закупок, бюджет затрат.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные теории корпоративных финансов | Управление финансами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.