Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заключение. Глава 2. Проведение и оценивание лабораторного занятия

ГЛАВА 2.Проведение и оценивание лабораторного занятия

ГЛАВА 1. Теоретическое описание лабораторного занятия

ВВЕДЕНИЕ

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г» подчеркивается: «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны». [6]

Средняя профессиональная школа призвана удовлетворять потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства.

В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого зависит не только от познавательной активности самого студента, но и от форм проведения учебного занятия. Технология проектирования этого занятия играет далеко не последнюю роль и представляет собой совокупность процедур подготовительной деятельности учителя, обуславливающих целенаправленное развитие основополагающих сфер личности учащегося посредством овладения им общечеловеческой культурой в специально сформированной среде.

При проектировании учебного занятия проявляется субъективный стиль деятельности педагога, структурными компонентами которого являются: мотивационный (включающий комплекс мотивов), операциональный (предпочитаемые процедуры, логика и стратегия проектирования) и рефлексивный (включение познания и анализ собственного мышления и деятельности).

Результатом педагогического проектирования образовательного процесса является его проект (например, разработка урока), определяющий структуру и логику разворачивания процесса, а также его результаты. Урок является основной формой организации обучения, поэтому проект урока необходим каждому педагогу независимо от его педагогического мастерства, стажа и эрудиции. [8,144]

Особенность проведения лабораторного занятия по сравнению с уроком состоит в том, что преподавателю предоставляется возможность индивидуальной работы с каждым студентом. И эту возможность необходимо использовать как можно полнее.

 

Лабораторное занятие - это проведение учащимися по заданию преподавателя опытов с использованием приборов, инструментов и других технических приспособлений, т. е. это изучение каких либо явлений с помощью специального оборудования.

Лабораторные занятияпроводятся в виде фронтальных опытов, лабораторных работ, практикумов, занятий с ТСО и другим оборудованием разного типа.

Лабораторные занятия часто носят исследовательский характер.

Лабораторные занятия может быть частью урока или занимать целый урок и даже более.

Лабораторные занятия предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные занятия требуют специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров и т.д. Эти возможности в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, имитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно.

Лабораторная работа - это практическое занятие, которое проводится как индивидуально и с группой учеников; цель его - реализация следующих основных принципов:

-овладение системой средств и методов экспериментально - практического исследования;

- расширение возможностей использования теоретических знаний для решения практических задач;

Структурными основными элементами лабораторной работы являются:

- обсуждение учителем задания с группой, ответы на вопросы ее членов;

- самостоятельное коллективное исполнение задания посредствам чтения, практической деятельности, распределение частных заданий между участниками рабочей группы;

- консультации учителя в процессе обучения;

-обсуждение и оценка полученных результатов членами рабочей группы;

- письменный или устный отчет учащихся о выполнении задания;

- контрольное обследование учителя с представлением рабочих групп;

Как правило, все лабораторные занятия по определенной учебной дисциплине объединяются в единую систему и носят название «лабораторный практикум», что позволяет говорить о существовании значительного сходства между лабораторными и практическими формами проведения занятий.

[4,250-251]

Лабораторные работы - наиболее ценный метод обучения, характеризующийся тем, что учитель в целях приобретения учащимися знаний организовывает их деятельность в лаборатории. Применение лабораторных работ оказывается полезным в преподавании многих учебных дисциплин в тех случаях, когда:

- новое знание представляется сложным для словесного объяснения, но оно хорошо усваивается при самостоятельных наблюдениях учащихся над изучаемыми процессами;

- учащимся нужно усвоить знания практического характера.

Метод лабораторных работ состоит в том, что учащиеся самостоятельно воспроизводят явления, всесторонне наблюдают ход их и из своих наблюдений выводят законы, явления или что-либо определяют. Значение лабораторных работ и заключается в том, что, самостоятельно отображая явление, учащиеся становятся лицом к лицу с природой этого явления и получают возможность непосредственно наблюдать изучаемое явление. Этот метод оказывается очень полезным и в деле овладения знаниями и в приобщении учащихся к познавательной деятельности.

Лабораторные работы проводятся с различной степенью самостоятельности учащихся. При фронтальной организации учащиеся выполняют одни и те же виды и этапы работ по указанию учителя или по специальным инструктивным карточкам. При исследовательской или эвристической постановке лабораторных работ учащиеся получают вопрос, тему, задания и затем им предоставляется значительная самостоятельность в выполнении при соблюдении определенных инструкций. И в том и в другом случае успех лабораторной работы зависит от того, насколько она опирается на изученные знания по предмету и насколько тесно связана с изложением нового материала учителем. Лабораторная работа оказывается успешной, когда учитель тем или иным способом подвел учащихся к тому вопросу, ответ на который они должны получить из самостоятельно выполняемой лабораторной работы. Лабораторная работа ставится тогда, когда весь новый материал изложен учителем и требуется опытное подкрепление сформулированных им выводов.

Основное условие успешного выполнения лабораторной работы - ясная для учащихся конкретная задача проведения ее, т.е. знание, на какой вопрос должны ответить учащиеся. Вопрос этот формулируется учителем или дается в письменном виде. [8]

Лабораторные занятия представляют собой особую конструкцию звена формирования и навыков. Оно строится из следующих этапов:

- организационного - постановки цели и актуализации знаний;

- инструктажа, выполнения лабораторной работы;

- оформления результатов наблюдения;

- определения домашнего задания.

Лабораторные занятия преследуют цель - на основе ранее полученных знаний включать учащихся в различные действия для формирования умений и навыков.

Ученики, опираясь на полученные знания на уроках, других занятиях, самостоятельно выполняют лабораторные работы, проводят измерения, решают задачи, выполняют упражнения.

При этой форме обучения действия учащихся подвергаются меньшей регламентации. Ученики, проводя лабораторные работы, обращаются к учебникам, справочной литературе, формируют общие умения работы по определенным разделам учебной программы, умения работы с приборами, отрабатывают алгоритм действий. Весьма важно, что ученики, получая задание, учатся планировать свою деятельность на определенный период, осуществлять самоконтроль.

Лабораторные работы проводятся не только по предметам, в которых запланированы лабораторные работы, но и по тем предметам, в которых предусматривается выработка умений и навыков.

На лабораторных занятиях господствуют практические методы обучения. Если опираться на классификацию методов по характеру познавательной деятельности, то следует отметить, что на этих занятиях применяются преимущественно частично-поисковое, репродуктивные методы.

Лабораторное занятие как форма обучения для выработки умений и навыков учащихся обладает большей продуктивностью, чем урок формирования умений и навыков. На этом занятии отсутствует жесткая регламентация учебной деятельности учащихся, дается большой простор для проявления их инициативы и изобретательности. Благодаря этому учащиеся выполняют большой объем заданий, большое количество тренировочных действий.

Лабораторное занятие эффективнее, чем урок, способствует формированию самостоятельности как качества личности: ученики сами планируют свою работу, более осознанно стремятся к цели, эффективнее занимаются самоконтролем. Однако следует заметить, лабораторные занятия проводятся только после уроков и других форм организации обучения.

В профессиональном обучении лабораторные работы занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и служат одним из важнейших средств осуществления теории и практики. При этом с одной стороны, достигается закрепление и совершенствование знаний учащихся, с другой - у них формируются определенные профессиональные умения, которые затем применяются в процессе производственного обучения.

Беря за основание содержание лабораторных работ, выделяют следующие их виды:

- наблюдение и анализ различных явлений, процессов;

- наблюдение и анализ устройства работы оборудования;

- исследование качественных и количественных зависимостей между явлениями;

- изучение устройства и способов пользования контрольно- измерительным инструментом.

По дидактическим целям лабораторные работы разделяются на иллюстративные и исследовательские; по способам организации - на фронтальные и нефронтальные.

Руководство проведением лабораторной работы преподаватель осуществляет в форме инструктирования (вводного и текущего), основной задачей которого является создание у учащихся ориентировочной основы деятельности для наиболее эффективного выполнения заданий. На занятиях используются инструкционные карты. С этой целью рекомендуется поручать учащимся самостоятельную разработку планов проведения опытов, предлагать им отобрать последовательность выполнения работ. [6,280]

Итак, лабораторная работа, как форма организации обучения, наиболее полно реализует развивающие задачи обучения. Она способствует формированию умений и навыков, развивает способности учеников, учит их планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, эффективно формирует познавательные интересы. вооружает разнообразными способами деятельности.

На таком занятии специфична деятельность учителя. Спланировать работу учащихся заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность. Подводя итог работы, педагог способствует формированию у учащихся адекватной самооценки и соответственного отношения к учителю.

 

Хорошо поставленные лабораторные занятия развивают творческие задатки обучающихся, и обеспечивают выработку исследовательских навыков. Некоторые студенты в результате своего нестандартного мышления выбирают оригинальный путь исследования и это позволяет им по новому оценить процессы и явления, глубже и полнее понять теоретические положения.
Лабораторные занятия имеют большое воспитательное значение. Вырабатываются такие качества, как уверенность в своих возможностях, инициатива, настойчивость в достижении цели, изобретательность и сообразительность, умение выходить из сложных положений.
Все сказанное накладывает ряд специфических особенностей на подготовку и проведение лабораторных занятий. Подчеркнем, что подготовка к их проведению должна быть особенно тщательной.
Важно заблаговременно, не накануне, а за 10-15 суток до лабораторного занятия самостоятельно выполнить его в полном объеме. Условно поставив себя на место исполнителей, преподаватель осмысливает значение и взаимосвязь отдельных элементов исследований, предусмотренных для выполнении на занятии, выявляет, какие элементы наиболее трудны для выполнения, оценивает время выполнения отдельных исследований и возможные варианты отклонения от них, а также их последствия на ход занятия.
В процессе подготовки к лабораторному занятию начинающий преподаватель впервые встречается с новым для себя явлением, которое состоит в том, что каждый объект, который исследуется, имеет две стороны: во-первых, это сущность объекта, во-вторых, сопутствующие явления и процессы, которые часто маскируют сущность этого объекта. Например, исследуя отдельные устройства какой-либо системы, приходится учитывать не только теоретические положения, которые описывают сущность этого устройства, но и ряд технических решений, обусловленных технологией его изготовления, личным вкусом конструктора, стремлением заимствовать опыт построения других аналогичных устройств и т.п.

Итак, при подготовке к проведению лабораторного занятия следует оценить соотношение этих двух сторон. Выделить главные, наиболее важные стороны, которые отображают существенные стороны объекта, который исследуется, и по возможности отодвинуть на задний план все второстепенные элементы, в особенности те, которые маскируют суть устройства. К сожалению, это удается не всегда. Именно поэтому для проведения лабораторных исследований создаются специальные учебные приборы, в которых наиболее важные свойства, которые исследуются, проявляются в максимальной степени. Вместе с тем любой, даже самый совершенный макет, не может не содержать вспомогательных, второстепенных элементов.
Указанная особенность наиболее сильно сказывается, когда при проведении лабораторных занятий используются не специальные лабораторные макеты, а реальные устройства и системы. В этих случаях особенно ярко проявляются отмеченные выше особенности и часто трудно отделить главное от второстепенного.

В процессе подготовки к лабораторному занятию преподаватель должен хорошо осмыслить указанную выше особенность применительно к данной конкретной обстановке, продумать приемы и средства, которые разрешили бы хорошо выделить суть исследований. На этой основе надо в последующем добиваться, чтобы в результате выполнения задача на исследование студент был бы способен отделить сущность исследуемого объекта от второстепенных влияющих факторов.
На этапе подготовки к проведению занятия преподавателю необходимо провести анализ связей данного занятия с материалом предыдущих лекций и групповых занятий, определить, в какой мере изученный раньше материал будет использован, каковы пути достижения цели исследования. Важно также выявить, какие дополнительные знания должен усвоить студент, чтобы успешно выполнить поставленную задачу. Чаще всего эти дополнительные знания связаны с второстепенными факторами, о которые уже говорилось выше. Такой анализ позволит квалифицированно и грамотно поставить задачу исследования и прогнозировать возможные ошибки, которые могут появиться или в результате недостатков в теоретических знаниях студентов, или в результате недостаточной подготовки к данному занятию.
Довольно часто, в особенности, когда выполнение лабораторных задач индивидуализировано, а сущность выполняемых действий достаточно сложна, преподавателю тяжело ориентироваться в особенностях каждой задачи и деталях получаемых результатов. Здесь большую помощь могут оказать предварительно снятые контрольные данные. Оперативно сравнивая полученные данные с контрольными, преподаватель может быстро и качественно оценить их правильность. Это, в свою очередь, высвободит дополнительное время, которого в конце проведения занятия часто не хватает, и даст возможность побеседовать с большим количеством студентов, что значительно повысит качество проведения занятия.
При подготовке к занятию необходимо учитывать и другую, весьма важную особенность- специфику выявления теоретических закономерностей. Известно, что любая теория есть лишь некоторая идеальная модель, которая отображает главные, основные черты реального процесса или явления. Поэтому требовать идеального совпадения теоретических и практических результатов нельзя. Всегда будут какие-то отклонения, обусловленные неучтенными факторами. Поэтому, при выполнении заданий на лабораторное исследование часто будут возникать определенные расхождения между теоретически полученными зависимостями и снятыми на лабораторных устройствах. Преподаватель должен осмыслить эти расхождения, уметь объяснить причину их появления и дать, в случае необходимости, соответствующую физическую интерпретацию.
В конце концов, готовясь к лабораторному занятию, преподаватель должен понимать большую воспитательную роль данного занятия. Здесь обучающиеся проявляют настойчивость и творчество, наглядно убеждаются в конкретном проявлении диалектических законов. Даже, если преподаватель и не упомянет о законе борьбы и единства противоположностей, то студенты непроизвольно убеждаются в его существовании на конкретном соотношении теории и практики.

Как правило, в начальный период занятия проводится так называемый коллоквиум, то есть контрольное опрашивание студентов на предмет готовности к занятию. Вопросы коллоквиума должны быть подготовлены заранее и ориентированы на выявления степени подготовленности студентов к выполнению данной конкретной задачи на данное лабораторное занятие. Не следует формулировать вопросы коллоквиума так, чтобы они служили задачам текущего контроля теоретических знаний – для этого есть другие средства. Задача коллоквиума – обеспечить высокую эффективность процесса выполнения данного конкретного лабораторного занятия.

Итак, задание преподавателем изучено, работа проделана, контрольные данные получены, вопросы коллоквиума разработаны, продумано, какие трудность могут возникнуть у обучающихся, оценены возможные варианты выполнения задачи. Теперь необходимо побеспокоиться об организационной стороне дела.
Часто пособия к лабораторным работам не в полной меры отвечают цели и содержанию предстоящих лабораторных занятий. Это объясняется такими причинами, как модернизация лабораторных макетов, уточнение содержания учебной дисциплины, изменение времени, отведенного на занятие и т.п. Такое несоответствие приводит к некоторому изменению целевых установок и содержания задания на лабораторное занятие. Поэтому задание должен быть заранее и внимательно пересмотрено и, если это нужно, уточнено и откорректировано. Студенты должны знать о все изменения заблаговременно– за 8-10 дней до проведения занятия. Во всех случаях задание должно быть сформулировано таким образом, чтобы его можно было выполнить за отведенное на занятие время. В расчете этого времени решающую роль играет предварительное выполнение лабораторного задания самым преподавателем, иначе можно допустить весьма грубые ошибки.
Можно также рекомендовать предварительное ознакомление студентов с лабораторными установками или макетами. В особенности это целесообразно, если эти установки достаточно сложны. Такое знакомство проводится в неустановленное расписанием занятий время и имеет целью не выполнение исследований по существу, а приобретение первичных умений и навыков в обращении с аппаратурой: освоения работы с органами управления, выявления средств индикации результатов, знакомство с измерительными приборами и приемами включения, выключения и настройки устройств, изучения инструкции по технике безопасности и т.п.
При проведении сложных лабораторных исследований возникает задача выполнения больших по объему расчетов, для чего целесообразно использовать современные вычислительные средства. Это могут быть специализированные вычислительные средства, встроенные в лабораторные макеты, или автономные персональные ЭВМ, или программируемые калькуляторы. Преподаватель должен заранее побеспокоиться, чтобы эта аппаратура было работоспособна и имела необходимое программное обеспечение, а студенты заранее были ознакомлены с методикой проведения расчетов.
Лабораторное занятие, как уже отмечалось выше, начинается с проведения коллоквиума. Он может быть устным или письменным. Самый факт проведения коллоквиума дисциплинирует студентов, вырабатывает в них ответственность за подготовку к проведению лабораторного занятия.
Начальный этап занятия наиболее ответственный и трудный для преподавателя. При больших учебных группах на помощь преподавателю назначается дублер. Его первая задача состоит в ускорении проведения устного коллоквиума или проверки письменных ответов контролируемых. В случае проведения письменного коллоквиума преподаватель и его дублер должны по возможности быстрее проверить ответы студентов, допустить их к выполнению работы. При проведении устного коллоквиума целесообразно вопрос задавать непосредственно на рабочих местах, сразу допустив группу к проведению исследований. Недопущение обучающихся к проведению лабораторных исследований во всех случаях нужно рассматривать, как чрезвычайный случай. Результаты коллоквиума немедленно доводятся обучающимся. В случае, когда лаборатория хорошо оснащена вычислительными средствами, возможное использование автоматизированных контролирующих систем управления при проведении коллоквиума. Для этого разрабатываются специальные вопросы, которые предъявляются студентам на экранах дисплеев, и выдаются варианты возможных ответов, из которых нужно выбрать правильные. ЭВМ сравнивает выбранные ответы с эталонами и сообщает о правильности выбора. Вопрос компонуются датчиком случайных чисел, чем обеспечивается индивидуализация опрашивания. Ответив правильно на заданное количество вопросов, студент допускается к выполнению задания. Те, кто не сумели ответить, опрашиваются преподавателем более подробно. Результаты автоматизированного коллоквиума с помощью ЭВМ доводятся к контролируемых. Они могут служить также результатами контроля знаний по отдельным темам учебной дисциплины.

В процессе проведения лабораторного занятия необходимо обеспечить максимальную самостоятельность студентам. Естественно, эта самостоятельность должна быть ограничена рамками целевых установок и заданием на лабораторное занятие. Однако в границах этих рамок можно проявлять любую разумную инициативу по выполнению выданного задания. В частности, студент может разработать различный порядок действий при условии, что общая логика исследований не нарушается. И преподаватель и дублер в процессе проведения лабораторного занятия, в основном, выполняют роль консультантов, которые отвечают на вопросы исполнителей задания, помогают в выполнении наиболее сложных действий, требуют глубокого анализа полученных результатов и их осмысления. Не следует забывать и о контрольных функциях преподавателя, которые здесь проявляются в своеобразной форме. Необходимо контролировать, целесообразно ли расходуется время, отведенное на выполнение отдельных действий, и что результаты этих действий не противоречивы. Именно здесь в полной мере оказывается польза предварительного выполнения лабораторного задания преподавателем.

В зависимости от количества имеющихся лабораторных макетов на одном рабочем месте может работать один или несколько студентов. Если на одном рабочем месте работают двое или трое студентов, на преподавателя ложится дополнительная нагрузка – необходимо следить, чтобы каждый из них проявлял активность и не укрывался за спиной соседа, довольствуясь ролью наблюдателя. Возможны случаи, когда отчеты о проведенных исследованиях переписываются в товарищей и т.п. Нужно стремиться, чтобы сама обстановка на занятии оказывала содействие исключению таких отрицательных явлений. К сожалению, это удается не всегда, поэтому преподаватель должен в процессе выполнения занятия всячески стимулировать активность обучающихся. Значительную роль здесь играет дублер, роль которого не исчерпывается проведением коллоквиума. В процессе проведения занятия он в полной мере выполняет те же функции, что и основной преподаватель. Целесообразно студентов разбить на две подгруппы, каждая из которых находится под наблюдением или преподавателя, или его дублера.

Консультации преподавателя и дублера должны отвечать одному требованию – оказывать содействие развитию аналитического мышления и достижению поставленной цели. Поэтому необходимо стремиться к оперативности и лаконичности консультаций без превращения их в продолжительные поучения, повторение лекционного материала или, что еще хуже, в текущий контроль знаний. Существует и другая крайность в поведении преподавателя - стремления сделать те или другие действия за студентов. Такое "консультирование" приносит только вред. Никаких умений и навыков при этом у студентов не вырабатывается, а часто даже они не успевают осмыслить действия преподавателя. В лучшем случае они будут способны бездумно повторить показанные ему действия. Поэтому главным в деятельности преподавателя и его дублера при проведении лабораторного занятия может быть принцип – максимальная активизация как умственной, так и практической деятельности студентов, выработка навыков исследования при минимальным количеством подсказок и помощи. При этом также необходимо учитывать уровень подготовленности группы в целом и каждого отдельного студента. Поэтому понятия максимума и минимума здесь не являются жесткими. В некоторых случаях подсказки преподавателя могут носить опосредствованный характер, например, напоминания некоторых теоретических положений, на которые опирается тот или другой элемент лабораторного занятия, или проведения аналогии с теми действиями, которые уже освоены. Такой вид консультации заставляет студента напрягать свои умственные усилия, возникают определенные ассоциации, в сознания появляются новые связи между известными и неизвестными объектами. Поэтому, обучающемуся кажется, что он самостоятельно установил эти связи. Именно в данное время наиболее активно вырабатываются творческие, исследовательские умения и навыки.

За каждое лабораторное занятие студент обязан отчитаться в соответствии с требованиями, указанными в руководстве к лабораторному занятию. Кафедра определяет содержание и порядок оформления отчета. Он может быть индивидуальным или один на бригаду. Отчет следует проверить оперативно и возвратить выполнившему работу с заключением – принят он или нет. Уместно студентам, которые подали слабые отчеты, в особенности, если они показали плохие знания на коллоквиуме, предложить еще раз выполнить отдельные элементы или повторить все исследования полностью. При слабом отчете преподаватель должен побеседовать с автором отчета, сделать нему необходимые замечания. Весьма важно, чтобы отчет был оформлен добросовестно и аккуратно, желательно в отдельной тетради.

2.1 Критерии оценки знаний студентов при письменно-устном ответе.
На каждом лабораторном занятии студент письменно отвечает на вопрос из списка контрольных вопросов к данному занятию.

Весь необходимый для усвоения учебный материал содержится в компендиуме и лекционном курсе. Если студент полностью изложил основной материал по соответствующей теме занятия, изложенный в компендиуме, и показал знание дополнительного материала, он получает оценку 8 и с ним проводится устное собеседование. Если студент полностью изложил основной материал, но не показал знания дополнительного материала, ему выставляется оценка 7 и устное собеседование с ним не проводится. Если студент не полностью изложил материал, ему выставляется оценка ниже 7. Выставляемая оценка зависит от полноты ответа (6 – за изложение не менее ¾, 5 – ½, 4 – ¼ материала соответственно; оценка 3 выставляется за изложение менее, чем ¼ основного материала, 2 – если студентом даны отрывочные, не связанные друг с другом фрагменты, 1 – за отсутствие ответа или пользование во время ответа шпаргалкой). С таким студентом устное собеседование не проводится.

За использование студентом при письменном ответе дополнительного материала, не входящего в основной материал компендиума, его оценка увеличивается на балл.
При устном собеседовании преподаватель задает первый вопрос, чтобы выяснить, понимает ли студент изложенный материал или просто «вызубрил» его и может ли студент активно использовать изложенный материал, например, для решения ситуационных задач (если нет, студенту выставляется оценка 8). В случае успешного ответа студенту выставляется оценка 9 и ему задается второй вопрос с целью выяснить, в состоянии ли он связать изложенный материал с материалом пройденных занятий (если нет, студенту выставляется оценка 9). В случае успешного ответа на второй вопрос студент получает оценку 10.
Если студент не ответил на вопрос, этот же вопрос задается всей группе, и правильно ответивший на него (включая тех студентов, кто за письменную работу получил оценку ниже 8 и тех, с которыми устное собеседование уже было проведено) увеличивает свою итоговую оценку по разбираемой теме на балл. Неправильный ответ на такой вопрос не влияет на оценку (ради стимуляции активной работы всех студентов на занятии). Подобным образом разбираются также особо сложные для усвоения части темы текущего занятия.

2.2 Критерии оценки освоения студентами практических навыков
Оценка результатов выполнения практического навыка на лабораторном занятии осуществляется с учетом качества выполненной работы, однако, отдельная оценка по практическому навыку не выставляется. Результат выполнения практического навыка может изменять (либо оставлять прежней) оценку, полученную студентом при письменно – устном ответе.

За правильное выполнение на лабораторном занятии практического навыка, подлежащего усвоению (см. соответствующий список в компендиуме) оценка студента на занятии остается прежней, за показательно-хорошее его выполнение – добавляется один балл, за выполнение практического навыка с отдельными ошибками снимается один балл. Два балла снимаются за абсолютно неправильное выполнение практического навыка, либо при полной неспособности студента выполнить практический навык.
На итоговом занятии оценка практического навыка осуществляется по той же схеме, но для того, чтобы получить дополнительный балл к оценке на итоговом, студент должен показательно-хорошо без ошибок выполнить практический навык и ответить на дополнительный вопрос преподавателя. Смена задания практического навыка на итоговом занятии не допускается.

 

 

Дополнение к критерию оценки студента на итоговом занятии.
Студент, не явившийся на итоговое занятие по неуважительной причине, должен отработать занятие заведующему кафедрой в конце семестра. Однако, поскольку неявка на итоговое занятие без уважительной причины расценивается как отказ от ответа, такой студент лишается возможности сдавать экзамен в облегченном варианте. Сдавать экзамен в облегченном варианте не смогут также студенты, получившие хотя бы одну единицу по любому из лабораторных занятий.

 

В заключение по данному вопросу можно сказать следующее. Лабораторное занятие является необходимой составной частью учебного процесса и, главным образом, нацелено на:

- формирование яркого, целостного образа изучаемых определений и понятий; на самостоятельную реконструкцию изучаемого материала, формулирование выводов и оценок;

- развитие и совершенствование умений анализировать, разбирать пройденный материал, формулировать собственные суждения и аргументировать их. [5,12]

В настоящее время в средних специальных учебных заведениях роли лабораторного занятия отводится далеко не последнее место, так как за вышеперечисленными умениями социального, мировоззренческого и поведенческого плана стоят, безусловно, более «приземленные» учебные умения, без которых учащиеся не справятся с заданиями лабораторного занятия. С другой стороны именно на нем, а не на обычном уроке, в самостоятельной работе, составляющей главное содержание занятия, происходит становление опыта социального общения и гражданского поведения учащихся.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Назначение и функциональные возможности MS OutLook
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.