Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текст лекции. Тема: «Предмет, метод и задачи статистики»




Тема: «Предмет, метод и задачи статистики»

(лекция – 2,0 ч.)

 

Для студентов всех специальностей

 

 

Текст лекции рассмотрен и утвержден на заседании кафедры «Статистика» «__» __________ 2010 г., протокол № ____

 

 

Автор: к.э.н., доцент Демидова Л.Н.

 

Калуга 2010

 

План лекции стр.
1. Исторические предпосылки статистики, её взаимосвязь с другими науками  
2. Предмет, метод и задачи статистики  
3. Основные понятия статистики. Закон больших чисел  
4. Организация системы государственной статистики на современном этапе  
Контрольные вопросы  
Список использованной литературы  

 

 

  1. Исторические предпосылки статистики, её взаимосвязь с другими науками

Термин «статистика» происходит от латинского слова «status» - состояние или от итальянского «stato» - государство, которое вошло в употребление в Германии в середине XVIII века. Однако собирание статистических данных начало осуществляться ещё в древнем Китае более двух тысяч лет до нашей эры. Сведения собирались в области демографического развития (пол и возраст) населения, состоянии промышленности и сельского хозяйства.

Впервые статистику как науку стал преподавать немецкий ученый профессор философии и права Готфрид Ахенваль, который рассматривал политическое состояние государств и их особенности. Дальнейшее развитие дисциплина получила в трудах Г. Конринга, А. Шлецера и др. Основоположниками английской школы стали Э. Галлей, В. Петти, Д. Граунт, которые разработали основы демографической и страховой статистики. В статистико – математическое направление науки значительный вклад внес А. Кетле, обосновавший закономерности, действующие в массе социально-экономических явлений. Значительный вклад в развитие науки внесли Ф. Гальтон, К. Пирсон, Р. Фишер.

В качестве представителей российской школы статистики можно назвать И.К. Кириллова, В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, А.И. Чупрова, А.А. Чупрова, П.П. Чебышева, А.А. Маркова, А.М. Ляпунова, В.С. Немчинова, Б.С. Ястремского, Я.И. Лукомского.

В настоящее время разработкой статистической методологии в России занимаются С.А. Айвазян, О.Э. Башина, Б.И. Башкатов, И.К. Беляевский, Г. Л. Громыко, А. М. Дубров, М. Р. Ефимова, С. Д. Ильенкова, Г. Д. Кулагина, В. С. Мхитарян, Л. И. Нестеров, Б.Т. Рябушкин, А. А. Френкель, Р. А. Шмойлова.

Статистика связана со многими науками, которые изучают с количественной и качественной сторон происходящие социально-экономические (демография, экономическая теория, финансы организаций, страхование, государственные финансы, рынок труда и др..) биологические (агрономия, биология) и иные процессы и явления (математика, физика, информатика, математика, теория вероятностей, технические науки и др.).

Как у каждой науки, у статистики есть свои особенности, предмет и понятия.

В понятие «статистика» включают:

  1. статистические данные, которые служат для характеристики общественных и экономических явлений;
  2. область науки, которая определяет сущность предмета и метода статистики и рассматривается как отдельная дисциплина в учебных заведениях;
  3. эквивалент понятий «статистические методы» и «статистический учет», то есть отрасль практической деятельности, направленную на получение, обработку и анализ массовых социально-экономических явлений и процессов.

Основными чертами статистики как науки является её массовость, количественная оценка явлений и неразрывность анализа с сущностью самого процесса или явления.

Статистика – это наука, которая изучает количественную сторону массовых социально – экономических явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, а также количественное выражение закономерностей развития процессов в конкретных условиях места и времени.

  1. Предмет, метод и задачи статистики

Предметом статистики является количественная сторона массовых социально – экономических явлений и процессов, которая изучается неразрывно с их качественной стороной.

Особенность статистики как науки:

  1. характеризует структуру социально – экономических явлений;
  2. изучает явления во взаимосвязи с другими явлениями и обнаруживает причины такой взаимосвязи;
  3. изучает общественные явления, как в статике, так и в динамике;
  4. исследует не отдельные факты, а массовые социально – экономические процессы и явления;
  5. изучает количественную сторону в конкретных условиях места и времени, т.е. размеры явлений и тенденции их развития.

Предмет статистики исследуется с помощью специальных приемов, способов и методов, направленных на количественное изучение массовых общественных социальных и экономических явлений и процессов.

Методы статистики:

  1. метод массовых наблюдений (сбор первичных данных по единицам совокупности);
  2. сводка и группировка заключаются в классификации, обобщении полученных первичных данных;
  3. методы анализа обобщающих показателей – позволяют дать характеристику изучаемому явлению при помощи статистических величин: абсолютных, относительных и средних, установить взаимосвязи и закономерности развития процессов.

Статистика позволяет дать всестороннюю количественную оценку социально-экономического положения Российской Федерации. В связи с реформированием российской статистики перед ней поставлены новые задачи.

Задачи статистики:

  1. совершенствование статистической информационной базы на основе разработки системы статистических показателей и внедрения государственных статистических стандартов с целью обеспечения органов государственного управления и других структур статистическими данными;
  2. отражение социального и экономического положения страны и происходящих изменений, их объективная оценка;
  3. переход к общей технологии сбора, обработки, передачи и представления статистической информации с обеспечением безопасности ее передачи и хранения

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.