КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Третьеиюньская политическая система и реформы П.А. Столыпина
(1907-1914 гг.) Дума отказалась утвердить указ от 9 ноября 1906 г. Тогда по сфабрикованному царским охранным отделением делу были обвинены в «военном заговоре» 53 депутата Думы из левых фракций, и 3 июня 1907 г. царским манифестом Дума была распущена, а избирательный закон по выборам в новую Думу изменен, с тем чтобы сократить присутствие в ней «недостаточно граждански развитых» (прежде всего малоимущих) слоев населения. Путем издания нового избирательного закона, который сам Царь считал «бесстыжим», власть старалась сделать Думу послушной. Избирательный закон от 3 июня 1907 г. коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу помещиков и буржуазии. Теперь один голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Было вдвое уменьшено представительство крестьян, сокращено число депутатов от рабочих и национальных окраин и соответственно увеличено представительство имущих классов, особенно от дворян-помещиков. Сократилось общее число депутатов III Думы. Если во второй Думе было 518 депутатов, то в третьей - 442. Октябристы имели 154 голоса, кадеты - 54, правые партии - 147, буржуазно-националистические партии - 26, трудовики - 14, социал-демократы - 19. Новый закон был принят без одобрения Думы, и тем самым было нарушено положение Основных законов Российской Империи, произошел так называемый «третьеиюньский государственный переворот», который означал окончательное поражение революции и наступление реакции. По стране прокатилась волна арестов, обысков. Действовали военно-полевые суды. Подверглись разгрому не только радикальные партии, но и вообще демократические организации и пресса. Вместе с тем правительство понимало, что одними репрессиями невозможно вывести страну из кризиса, что необходимы реформы, чтобы решить проблемы, вызвавшие революцию. После революции 1905 - 1907 гг. была сделана попытка разрешить поставленные революцией проблемы путем постепенного реформирования страны. Ставка делалась не на ликвидацию помещичьего землевладения, а на создание и укрепление частной крестьянской собственности на землю путем разрушения общины. Вопрос об этом поднимался раньше отдельными министрами (Н.Х. Бунге, С.Ю. Витте), начиная с 80-х гг. XIX в. Но попытку реализовать запланированное на практике предпринял П.А. Столыпин. В начале XX в. на огромном российском пространстве насчитывалось более 20 млн. крестьянских хозяйств и 130 тыс. помещичьих имений. На каждое крестьянское хозяйство приходилось в среднем чуть больше 6 десятин земли, а на каждое помещичье - около 370 десятин. Помещичьи земли использовались крайне неэффективно - их обрабатывалось всего 10%. Для нормального существования крестьянской семьи из 6 человек требовалось 10,5 десятин земли, поэтому крестьяне требовали передачи им части помещичьей земли. Ситуацию в деревне осложняло наличие крестьянской общины. К началу XX в. 4/5 надельной крестьянской земли находилось в общинном пользовании. Община производила раздел земли между своими членами, следила за тем, чтобы земли всем досталось поровну. А так как население Российской империи ежегодно увеличивалось на 2,5 млн. человек и в основном за счет крестьянства, то при очередном переделе каждому крестьянскому хозяйству доставалось земли все меньше и меньше. Община не только перераспределяла землю, но и устанавливала правила и порядок ее обработки. На основе принципа круговой поруки она являлась также коллективным налогоплательщиком. Таким образом, община тормозила деятельность крепких крестьянских хозяйств, стремясь их уравнять с остальными. Урожайность на общинных землях была, ниже, чем на частновладельческих. Первыми шагами на этом пути стали указ от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения», который разрешал выход крестьян из общины и создание отрубного или хуторского хозяйства, и закон от 14 июля 1910 г., предусматривавший обязательность ликвидации общины. Одновременно шел административно-бюрократический нажим на крестьян, чтобы ускорить разрушение общины. Суть реформы сводилась к следующему: 1. правительство пыталось создать себе опору в деревне в лице крестьян - собственников земли; 2. предполагалось, что эффективность производства в частном хозяйстве будет выше, чем при общинном землепользовании; 3. в условиях малоземелья предусматривалось переселением в Сибирь частично решить проблему аграрного перенаселения в европейской части России. Историю аграрной реформы можно подразделить на несколько этапов. 1. 1906-1907 гг. – начало реформы: власти заняты созданием землеустроительных комиссий и ликвидацией земель Крестьянского поземельного банка. 2. 1908-1909 гг. – реформа захватила надельное землевладение и получила значительный размах. 3. 1910-1913 гг. – намечается спад в проведении реформы. 4. 1914-1916 гг. – реформа была окончательно свернута. На первых порах, казалось, реформа имела успех. Из общины вышла 1/4 часть крестьянских хозяйств. Крестьянский банк, скупавший земли у разорявшихся помещиков, продал новым владельцам около 10 млн. дес, на новые земли переселилось около 3млн. крестьян. Всего было создано около 300 тыс. хуторов и 1,3 млн. отрубов. Но вскоре выяснилось, что крестьяне не спешили к переходу на хутора и отруба. Из общины выходили в основном зажиточные крестьяне, а также беднота, стремившаяся улучшить свое материальное положение за счет продажи земли. Из 2 млн. выделившихся из общины дворов свои наделы продали 1,2 млн., то есть 60%. Несмотря на все усилия правительства, единоличные хозяйства по типу фермерских составляли к 1915 г. всего лишь 10,3% крестьянских хозяйств. Вместе с тем появление в деревне хуторян-фермеров зачастую вызывало ненависть к ним со стороны крестьян-общинников. Их хозяйства поджигали, травили скот, уничтожали посевы, ломали инвентарь. За 1909 - 1910 гг. было зарегистрировано около 11 тыс. фактов поджога хуторских хозяйств. Составной частью аграрной реформы П.А. Столыпина было переселение крестьян за Урал. Правительство, во-первых, стремилось ослабить земельный голод в центральных губерниях России и, во-вторых, отправить миллионы безземельных бунтующих крестьян подальше от помещичьих имений, в Сибирь, где было много пустующей земли. Переселенцы освобождались на длительное время от налогов, получали в собственность участок земли (15 десятин на главу семьи и 45 - на всех остальных членов семьи), денежное пособие в размере 200 рублей на семью. Мужчины освобождались от воинской повинности. В первые годы переселение осуществлялось быстрыми темпами. С 1906 по 1914 гг., в Сибирь переселились 3 млн. 40 тыс. человек (из них обратно вернулось почти 0,5 млн.). В целом переселенческая политика при всех ее недостатках имела прогрессивное значение. Увеличилось население Сибири. Новоселы освоили более 30 млн. десятин пустующей земли, построили тысячи сел. Как правило, здесь создавались крепкие единоличные хозяйства. За семь лет активного проведения аграрной реформы были достигнуты заметные успехи в росте сельскохозяйственного производства: возросли посевные площади, на треть увеличился хлебный экспорт, достигнув в среднем 25% мирового экспорта зерна, а в урожайные годы - до 40%. За эти же годы удвоилось количество применяемых минеральных удобрений, почти в 3,5 раза возросли закупки крестьянами сельскохозяйственных машин. Оживление сельского хозяйства стало мощным толчком для развития промышленности. После депрессии 1904- 1908 гг. среднегодовой рост продукции составил около 9%. Быстрыми темпами развивалось производство чугуна и стали, важнейших для того времени видов продукции. Со второй половины 1909 г. в промышленности началось оживление, перешедшее с 1910 г. в новый подъем. Аграрная политика Столыпина не сняла напряжение в деревне. Многие крестьяне разорились. Переселенцы, вернувшиеся из Сибири, уже не получили ни двора, ни земли. Кроме того, крестьяне не считали реформу справедливой, поскольку она не затронула помещичьего землевладения. Благожелательно встретив первые реформаторские шаги Столыпина, правые силы затем, усмотрев в них опасность для сохранения своих позиций, обрушились на премьера с критикой, всячески тормозя реализацию его реформ. Стремление Столыпина приспособить феодальную форму правления к развивающимся буржуазным отношениям подвергалось все большим нападкам «слева» и «справа». Правым был нужен Столыпин - «успокоитель», в Столыпине - реформаторе они не нуждались. Поэтому часть его законопроектов, прошедших через Думу, отклонялась Государственным Советом. В результате из 43 обещанных реформ только 10 были частично осуществлены. К осени 1911 г. отставка Столыпина была предрешена. Столыпин, переживший около десятка покушений со стороны эсеров и черносотенцев, потерявший покровительство царя, был убит 1 сентября 1911 г. в Киеве Д. Богровым, анархистом и агентом царской охранки. После смерти П.А. Столыпина в стране не нашлось реформаторов, способных продолжить политику преобразований. К причинам незавершенности Столыпинской аграрной реформы следует также отнести противодействие самого крестьянства, недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохую организацию землеустроительных работ. Начиная с 1912 г. правительство Николая II курс на крупномасштабные реформы окончательно сворачивает. Однако реформа была большим шагом в развитии России по капиталистическому пути.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |