Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третьеиюньская политическая система и реформы П.А. Столыпина

(1907-1914 гг.)

Дума отказалась утвердить указ от 9 ноября 1906 г. Тогда по сфабрикованному царским охранным отделением делу были обвинены в «военном заговоре» 53 депутата Думы из левых фракций, и 3 июня 1907 г. царским манифес­том Дума была распущена, а избирательный закон по выборам в новую Думу изменен, с тем чтобы сократить присутствие в ней «недостаточно граждански развитых» (прежде всего малоимущих) слоев населения. Путем издания нового избирательного закона, который сам Царь считал «бесстыжим», власть старалась сделать Думу по­слушной.

Избирательный закон от 3 июня 1907 г. коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу помещиков и бур­жуазии. Теперь один голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих.

Было вдвое уменьшено представительство крестьян, сокра­щено число депутатов от рабочих и национальных окраин и соответственно увеличено представительство имущих классов, особенно от дворян-помещиков.

Сократилось общее число депутатов III Думы. Если во вто­рой Думе было 518 депутатов, то в третьей - 442. Октябристы имели 154 голоса, кадеты - 54, правые партии - 147, буржуазно-националистические партии - 26, трудовики - 14, социал-демок­раты - 19.

Новый закон был принят без одобрения Думы, и тем самым было нарушено положение Основных законов Российской Импе­рии, произошел так называемый «третьеиюньский государствен­ный переворот», который означал окончательное поражение ре­волюции и наступление реакции. По стране прокатилась волна арестов, обысков. Действовали во­енно-полевые суды. Подверглись раз­грому не только радикальные партии, но и вообще демократичес­кие организации и пресса.

Вместе с тем правительство понимало, что одними репрессиями невозможно вывести страну из кризиса, что необходимы реформы, чтобы решить проблемы, вызвавшие рево­люцию.

После революции 1905 - 1907 гг. была сделана попытка раз­решить поставленные революцией проблемы путем постепенного реформирования страны. Ставка делалась не на ликвидацию помещичьего землевладения, а на создание и укреп­ление частной крестьянской собственности на землю путем раз­рушения общины. Вопрос об этом поднимался раньше отдельными министрами (Н.Х. Бунге, С.Ю. Витте), начиная с 80-х гг. XIX в. Но попытку реализовать запланированное на практике пред­принял П.А. Столыпин.

В начале XX в. на огромном российском пространстве насчитывалось более 20 млн. крестьянских хозяйств и 130 тыс. помещичьих имений. На каждое крестьянское хозяйство прихо­дилось в среднем чуть больше 6 десятин земли, а на каждое поме­щичье - около 370 десятин. Помещичьи земли использовались крайне неэффективно - их обрабатывалось всего 10%. Для нор­мального существования крестьянской семьи из 6 человек требо­валось 10,5 десятин земли, поэтому крестьяне требовали переда­чи им части помещичьей земли.

Ситуацию в деревне осложняло наличие крестьянской об­щины. К началу XX в. 4/5 надельной крестьянской земли находи­лось в общинном пользовании. Община производила раздел земли между своими членами, следила за тем, чтобы земли всем досталось поровну. А так как население Российской импе­рии ежегодно увеличивалось на 2,5 млн. человек и в основном за счет крестьянства, то при очередном переделе каждому крестьян­скому хозяйству доставалось земли все меньше и меньше. Община не только перераспределяла землю, но и устанав­ливала правила и порядок ее обработки. На основе принципа кру­говой поруки она являлась также коллективным налогоплатель­щиком. Таким образом, община тормозила деятельность крепких крестьянских хозяйств, стремясь их уравнять с осталь­ными. Урожайность на общинных землях была, ниже, чем на частновладельческих.

Первыми шагами на этом пути стали указ от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения», который разрешал выход крестьян из общины и создание отруб­ного или хуторского хозяйства, и закон от 14 июля 1910 г., предус­матривавший обязательность ликвидации общины. Одновременно шел административно-бюрократический нажим на крестьян, чтобы ускорить разрушение общины.

Суть реформы сводилась к следующему:

1. правительство пыталось создать себе опору в деревне в лице кре­стьян - собственников земли;

2. предполагалось, что эффективность производства в част­ном хозяйстве будет выше, чем при общинном землепользовании;

3. в условиях малоземелья предусматривалось переселени­ем в Сибирь частично решить проблему аграрного перенаселения в европейской части России.

Историю аграрной реформы можно подразделить на несколько этапов.

1. 1906-1907 гг. – начало реформы: власти заняты созданием землеустроительных комиссий и ликвидацией земель Крестьянского поземельного банка.

2. 1908-1909 гг. – реформа захватила надельное землевладение и получила значительный размах.

3. 1910-1913 гг. – намечается спад в проведении реформы.

4. 1914-1916 гг. – реформа была окончательно свернута.

На первых порах, казалось, реформа имела успех. Из общи­ны вышла 1/4 часть крестьянских хозяйств. Крестьянский банк, скупавший земли у разорявшихся помещиков, продал новым вла­дельцам около 10 млн. дес, на новые земли переселилось около 3млн. крестьян. Всего было создано около 300 тыс. хуторов и 1,3 млн. отрубов. Но вскоре выяснилось, что крестьяне не спеши­ли к переходу на хутора и отруба. Из общины выходили в основ­ном зажиточные крестьяне, а также беднота, стремившаяся улуч­шить свое материальное положение за счет продажи земли. Из 2 млн. выделившихся из общины дворов свои наделы продали 1,2 млн., то есть 60%. Несмотря на все усилия правительства, еди­ноличные хозяйства по типу фермерских составляли к 1915 г. все­го лишь 10,3% крестьянских хозяйств.

Вместе с тем появление в деревне хуторян-фермеров зачас­тую вызывало ненависть к ним со стороны крестьян-общинни­ков. Их хозяйства поджигали, травили скот, уничтожали посевы, ломали инвентарь. За 1909 - 1910 гг. было зарегистрировано око­ло 11 тыс. фактов поджога хуторских хозяйств.

Составной частью аграрной реформы П.А. Столыпина было переселение крестьян за Урал. Правительство, во-первых, стре­милось ослабить земельный голод в центральных губерниях Рос­сии и, во-вторых, отправить миллионы безземельных бунтующих крестьян подальше от помещичьих имений, в Сибирь, где было много пустующей земли. Переселенцы освобождались на длитель­ное время от налогов, получали в собственность участок земли (15 десятин на главу семьи и 45 - на всех остальных членов се­мьи), денежное пособие в размере 200 рублей на семью. Мужчи­ны освобождались от воинской повинности.

В первые годы переселение осуществлялось быстрыми тем­пами. С 1906 по 1914 гг., в Сибирь переселились 3 млн. 40 тыс. че­ловек (из них обратно вернулось почти 0,5 млн.).

В целом переселенческая политика при всех ее недостатках имела прогрессивное значение. Увеличилось население Сибири. Новоселы освоили более 30 млн. десятин пустующей земли, по­строили тысячи сел. Как правило, здесь создавались крепкие единоличные хозяйства.

За семь лет активного проведения аграрной реформы были достигнуты заметные успехи в росте сельскохозяйственного про­изводства: возросли посевные площади, на треть увеличился хлебный экспорт, достигнув в среднем 25% мирового экспорта зерна, а в урожайные годы - до 40%. За эти же годы удвоилось количество применяемых минеральных удобрений, почти в 3,5 раза возросли закупки крестьянами сельскохозяйственных ма­шин.

Оживление сельского хозяйства стало мощным толчком для развития промышленности. После депрессии 1904- 1908 гг. сред­негодовой рост продукции составил около 9%. Быстрыми темпа­ми развивалось производство чугуна и стали, важнейших для того времени видов продукции.

Со второй половины 1909 г. в промышленности началось оживление, перешедшее с 1910 г. в новый подъем.

Аграрная политика Столыпина не сняла напряжение в де­ревне. Многие крестьяне разорились. Переселенцы, вернувшиеся из Сибири, уже не получили ни двора, ни земли. Кроме того, кре­стьяне не считали реформу справедливой, поскольку она не зат­ронула помещичьего землевладения.

Благожелательно встретив первые реформаторские шаги Столыпина, правые силы затем, усмотрев в них опасность для сохранения своих позиций, обрушились на премьера с крити­кой, всячески тормозя реализацию его реформ. Стремление Столыпина приспособить феодальную форму правления к раз­вивающимся буржуазным отношениям подвергалось все боль­шим нападкам «слева» и «справа». Правым был нужен Сто­лыпин - «успокоитель», в Столыпине - реформаторе они не нуждались. Поэтому часть его законопроектов, прошедших через Думу, отклонялась Государственным Советом. В резуль­тате из 43 обещанных реформ только 10 были частично осуществлены. К осени 1911 г. отставка Столыпина была предрешена.

Столыпин, переживший около десятка покушений со сторо­ны эсеров и черносотенцев, потерявший покровительство царя, был убит 1 сентября 1911 г. в Киеве Д. Богровым, анархистом и агентом царской охранки. После смерти П.А. Столыпина в стране не на­шлось реформаторов, способных продолжить политику преобразований.

К причинам незавершенности Столыпинской аграрной ре­формы следует также отнести противодействие самого крестьян­ства, недостаток выделяемых средств на землеустройство и пере­селение, плохую организацию землеустроительных работ.

Начиная с 1912 г. правительство Николая II курс на крупно­масштабные реформы окончательно сворачивает. Однако ре­форма была большим шагом в развитии России по капиталисти­ческому пути.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Революция 1905-1907 гг. и зарождение российского парламентаризма | Формы власти и влияния. • ЛИДЕРСТВО —это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.