КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Волевые действия и волевые качества человека
УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1 ВВЕДЕНИЕ V. Текст лекции По мнению большинства исследователей, чувства, как и воля, являются одним из важнейших элементов структуры личности. Но, с другой стороны, чувства не могут рассматриваться вне эмоциональных психических процессов, поскольку все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение: одни объекты и явления реального мира - симпатию, другие - отвращение, одни - интерес и любопытство, другие - безразличие. Даже отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не оставляют нас безразличными: ощущая их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выраженные, иногда едва заметные. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений. Более сложное отношение вызывают к себе жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношения к ним выражаются в сложных чувственных переживаниях, известных как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд и страх. Все эти переживания представляют собой чувства и эмоции. Воля — это сознательное регулирование своего поведения и деятельности, выражающееся в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной саморегуляции активности в трудных условиях жизнедеятельности. В основе саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. Поведение может быть непроизвольным и произвольным: 1. К непроизвольному поведению относятся импульсивные действия, неосознанные, неподчиненные общей цели реакции (например на шум за окном, на предмет, способный удовлетворить потребность, и т. д.), а также поведенческие реакции человека, наблюдаемые в ситуациях аффекта - под воздействием эмоционального состояния, неконтролируемого сознанием. 2. Произвольные, сознательные действия - направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательная целеустремленность действий характеризует волевое поведение. При этом волевые действия могут включать в себя в качестве отдельных звеньев движения, которые в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свой первоначально сознательный характер. Волевые действия отличаются друг от друга уровнем сложности. Сложные волевые действия включают в себя целый ряд более простых волевых действий. Например, когда мы хотим утолить жажду, мы встаем, идем на кухню, наливаем воду в стакан и т.д. Основой усложнения действий является то, что достижение поставленной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих к намеченной цели. Важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий. 1. Внутренние, или субъективные, препятствия – это побуждения человека, направленные на отказ от данного действия или на выполнение противоположного ему действия: например, ребенку хочется поиграть, но в это же время ему необходимо делать домашнее задание. В качестве внутреннего препятствия могут выступать усталость, желание развлечься, страх, стыд, ложное самолюбие, инертность, лень и т. д. 2. В нешнее препятствие – это, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная вами цель была достигнута. Волевые действия могут различаться по степени осознанности. Важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является осознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости ее достичь. Чем более значима цель, тем больше препятствий человек в состоянии преодолеть. Иногда человек осознает то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает, когда охвачен сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение. Подобные действия принято называть импульсивными. Совершив необдуманные действия, человек очень часто раскаивается в том, что сделал. Но воля человека в том и заключается, чтобы удерживать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами. Связь воли и мышления. Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т. е. перестали бы быть волевыми действиями. Воля подразумевает наличие сознательной целеустремленности человека, что требует мыслительных процессов - сознательного выбора цели и подбора средств для ее достижения. Связь воли и чувств. То, что нам безразлично, как правило, не выступает в качестве цели действий. Однако часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства выступают препятствием в достижении поставленной цели и приходится прилагать волевые усилия для того, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций. Мотивы волевых действий – это те причины, которые побуждают человека действовать. Все мотивы волевых действий можно разделить на две основные группы: основные и побочные мотивы. При этом в различных условиях деятельности или у различных людей один и тот же мотив (побудительная причина) может быть в одном случае основным, а в другом побочным. Кроме этого, важную роль в формировании мотивированного поведения играют интересы и склонности и в особенности мировоззрение, взгляды, убеждения и идеалы, которые формируются в процессе воспитания.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |