КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие личности. Темперамент и его типы
Учебные вопросы. Вводная часть. V. Текст лекции Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент - свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей. Вместе с тем курсант или слушатель, впервые знакомящийся с данной областью исследований, должен столкнуться с серьезными трудностями. Они обусловлены состоянием современной психологии личности. Достаточно сказать, что, несмотря на большую работу, проделанную философами и психологами по уточнению понятия «личность», единого и общепринятого определения его пока нет. Задача данной лекции – помочь человеку, впервые знакомящемуся с психологией личности, составить общее представление о той реальности, которая называется личностью, а также о тех вопросах, которые ставит и решает общая психология при изучении и осмыслении этой реальности.
С позиции психологической науки личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
Индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Ноmo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Человек как индивид обладает определенными свойствами. Б.Г. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. Следующее понятие, которое выделял Ананьев при изучении человека, — субъект деятельности. Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. Понятие «личность», как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Другой, не менее дискуссионный вопрос — это вопрос о структуре личности. При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки. ЛИЧНОСТЬ (по Б.Г. Ананьеву) = темперамент + задатки (способности) + +мотивация (направленность) + характер + воля + чувства Темперамент включает в себя качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Способности — это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
Мотивация — это совокупность побуждений к деятельности. Социальные установки — это убеждения людей. В психологической науке нет однозначного ответа на вопрос о соотношении в личности биологического и социального, т.к. нет единого мнения относительно того, насколько биологическое начало влияет на развитие личности в целом. Поэтому при решении практических задач психологического обеспечения деятельности сотрудников МЧС следует учитывать как личностные, так и индивидуально-психологические особенности. Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность. Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ = индивид + субъект деятельности + личность Таким образом, можно сделать вывод о том, что структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность. Рассмотрим основные элементы структуры личности более подробно.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |