Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды мотиваций

Мотивации подразделяют обычно на три груп­пы: биологические, социальные и идеальные (этические, духов­ные). Мотивации делят также на первичные (врожденные, биологические) и вторичные (приобретенные).

Мотив, в отличие от мотивации – это устойчивое личностное свойство, которое осознанно побуждает к определенному поведению и деятель­ности, направленному на удов­летворение потребностей. Мотив характеризует волевуюсторону поведения. В случае борьбы мотивов актуализируется наиболее сильный из них. Уровень мотивации зависит от прошлого опыта, от социальных, характерологических и куль­турных факторов, определяется выбором цели, уровнем притязаний, успехом и неуспе­хом. У каждого человека есть ведущие мотивы, составля­ющие сущность его личности и позволяющие прогнозировать поведение.

Классификация мотивов по виду деятельности:

1. Мотивы, связанные с профессиональной ориентацией:

а) по обеспечению первоочередных потребностей;

б) мотивы признания;

в) мотивы престижа, достойного социального статуса.

2. Мотивы, связанные с принадлежностью к конкретной социально – профессиональной группе.

3. Мотивы, связанные с признанием и реализацией социальных норм: моральных, патриотических, этнокультурных и др.

4. Мотивы, связанные с социальным и профессиональным самоопределением.

Реальными формами проявления осознанной по­требностивыступают притязания и ожидания (экспектации).

Притязания – это привычный для человека уровень удовлетворения потребности. На базе одной и той же потребности могут сформи­роваться различные притязания и ожидания. Вторым звеном механизма мотива­ции выступает стимул. Несмотря на близость понятий мотива и сти­мула, необходимо различать их.

Мотив харак­теризует стремление человека получить определенные блага, сти­мул — сами эти блага. Установка может быть позитивной или не­гативной. Воспринимая импульсы, идущие от потребности, позитивная установка превращает их в актуализированные мотивы, и перерастает в поведение, влекущее удовлетворение потребности. Актуализированный мотив служит причиной поведения.

Ценностные ориентации - это сложные, определенным образом сгруппирован­ные принципы, придающие стройность и на­правленность разнообразным мотивам челове­ческого мышления и деятельности в ходе реше­ния общих человеческих проблем. Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценить по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированиость.

Ши­рота мотивационной сферы – это качественное разнообразие мотивов, потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у че­ловека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой явля­ется его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.

Иерархизированиость мотивов. Потребности, мотивы и цели неравнозначны: одни мотивы и цели силь­нее других и возникают чаще, другие слабее и актуализируются реже. Чем боль­ше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований опреде­ленного уровня, тем выше иерархизированиость мотивационной сферы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Потребности и мотивы личности | Разработал
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.