КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Потребительское поведение. Суверенитет потребителя
Каждый потребитель решает для себя три вопроса: 1) что купить? 2) сколько стоит? 3) хватит ли денег на покупку? Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо выяснить полезность блага для потребителя. Чтобы ответить на второй вопрос – исследовать цену. Чтобы решить третий – определить доход потребителя. Эти три проблемы – полезность, цена, доход – составляют содержание теории потребления. Полезность блага (utility of good) - это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей; Согласно теории, развиваемой сторонниками австрийской школы, цена блага для потребителя определяется не общей, а предельной полезностью. Функция полезности — функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества:
,где MU — предельная полезность, она равна частной производной общей полезности данного блага. В современной теории потребительского теории поведения выбор а предполагается, что: 1) денежный потребителя доход потребителя ограничен; 2) цены не зависят от количеств благ, покупаемых отдельными домохозяйствами; 3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов; 4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность. Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах: 1. Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ. 2. Ненасыщенность. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна. 3. Транзитивность. Теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Логически это может быть выражено следующим образом: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С. 4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута. 5. Убывающая предельная полезность. Предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель. Потребительский выбор (consumer choice) — это выбор, максимизирующий функцию полезностирационального потребителя в условияхограниченности ресурсов (денежного дохода). Потребительское поведение – процесс формирования спроса потребителей на разные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений. Значение анализа потребительского поведения: 1 потребительское поведение определяет развитие производства товаров и услуг и их предложение на рынке; 2 осуществляя выбор, потребитель определяет судьбу фирм. Рациональное потребительское поведение заключается в достижении получения максимальной полезности от приобретения товаров и услуг при ограниченных возможностях. Этапы изучения поведения потребителя: 1 изучение субъективных предпочтений; 2 изучение бюджетных возможностей потребителя; 3 соотнесение предпочтений потребителя с его бюджетными возможностями. Суверенитет потребителя – его право осуществлять выбор на рынке самостоятельно, тем самым, определяя судьбу фирмы. Если суверенитет потребителя ограничивается, то потребитель ведет себя не адекватно. Следовательно: 1) не реализуется цель – рациональное поведение потребителя; 2) происходит дезориентация производителя; 3) возникает неравновесное состояние рынка. Ограничение свободы потребителя возможно вследствие следующих факторов: 1 нормированное потребление; 2 запреты на производство и продажу товаров, потребительские свойства которых сопровождаются вредными для здоровья эффектами; 3 запреты на производство и продажу товаров, потребительские свойства которых наносят вред для потребителя с точки зрения общества; 4 эффект присоединения к большинству (спрос возрастает из-за того, что другие тоже потребляют этот товар, чтобы не выглядеть «белой вороной»); 5 эффект сноба (если это есть у всех, мне этот товар не нужен, стремление людей к исключительности); 6 эффект Веблена, потребитель покупает потому что товар имеет более высокую цену по сравнению с остальными, чтобы произвести впечетление. Главным фактором поведения потребителя является полезность того или иного товара.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1928; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |