КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Список используемых источников. Порядок взаимодействия российских судов, прокуроров и органов предварительного расследования с соответствующими компетентными органами иностранных государств
Заключение Порядок взаимодействия российских судов, прокуроров и органов предварительного расследования с соответствующими компетентными органами иностранных государств и международными организациями СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА По теме № 28
Нижний Новгород – 2011 Лекция дисциплины «Уголовный процесс» по специальности 030505.65 – Правоохранительная деятельность специализация – оперативно-разыскная деятельность органов внутренних дел, (профиль подготовки – деятельность подразделений органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями и профиль подготовки – оперативные уполномоченные уголовного розыска) специализация – административная деятельность органов внутренних дел (профиль подготовки – участковые уполномоченные полиции) по теме № 28 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства» подготовлена для курсантов и слушателей очной (заочной) формы обучения.
Автор: Федулов А.В. – начальник кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент.
Рецензенты: 1. Наметкин Д.В. – старший преподаватель кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук. 2. Горбачев В.Н. – старший преподаватель кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД России.
Лекция обсуждена и одобрена на заседании предметно-методической секции «Уголовный процесс» кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД России «__» __________ 2011 г. Протокол № _____
Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД России «__» __________ 2011 г. Протокол № _____
Введение………………………………………………………………………4 1. Порядок взаимодействия российских судов, прокуроров и органов предварительного расследования с соответствующими компетентными органами иностранных государств и международными организациями………..6 2. Выдача лиц для уголовного преследования или исполнения приговора……………………………………………………………………………10 3. Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является…………………17 Заключение…………………………………………………………………..21 Список использованных источников………………………………………24
Введение
Процессы глобализации экономической, общественной и политической жизни открыли границы между государствами. Это позволило лицам, совершившим преступления, скрываться на территориях других стран и избегать уголовного правосудия. В этом отношении борьба с преступностью требует координации действий между правоохранительными органами различных государств. Раздел XIX УПК РФ, посвященный международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства, состоит из трех глав. Глава 53 УПК РФ раскрывает основные положения о порядке взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями. Порядок выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, регламентируются соответственно главами 54 и 55 УПК РФ. Взаимная правовая помощь по уголовным делам осуществляется на основании международных договоров, международных соглашений или на основе принципа взаимности, который подтверждается письменным обязательством соответствующих компетентных органов оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий. При исполнении запроса применяются нормы УПК РФ, но могут быть применены и процессуальные нормы законодательства иностранного государства, если это не будет противоречить федеральному законодательству и международным обязательствам Российской Федерации. В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или письменным обязательством о взаимодействии на основе принципа взаимности, при исполнении запроса могут присутствовать представители иностранного государства. Если запрос не может быть исполнен, то полученные документы возвращаются с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос. Запрос возвращается без исполнения, если он противоречит законодательству Российской Федерации или его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности.
При возникновении необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ суд, прокурор, следователь вправе внести запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства. Исполнение запроса российской стороны органом уголовного преследования иностранного государства осуществляется в соответствии с международным договором России, международным соглашением или на основе принципа взаимности. Запрос должен содержать: 1) наименование органа, от которого исходит запрос; 2) наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос; 3) наименование уголовного дела и характер запроса; 4) данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц – их наименование и место нахождения; 5) изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств; 6) сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи УК РФ, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением. Запрос о производстве процессуальных действий на территории иностранного государства составляется в письменном виде, подписывается направляющим его должностным лицом и удостоверяется гербовой печатью. Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются. Запрос о производстве процессуальных действий направляется через: 1) Верховный Суд РФ – по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ; 2) Министерство юстиции РФ – по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда РФ; 3) МВД РФ, ФСБ РФ, ФСКН – в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора; 4) Генеральную прокуратуру РФ во всех остальных случаях. Доказательства, полученные на территории иностранного государства в ходе исполнения поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории России. В случае необходимости свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, находящиеся за пределами территории России, могут быть вызваны должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело, для производства процессуальных действий на территории Российской Федерации. Однако этот вызов может быть произведен только с их согласия. Если они откажутся, то применение к ним каких-либо принудительных мер федеральным законом не предусмотрено, в том числе и международным законодательством. Явившиеся по вызову лица, пока они находятся на территории Российской Федерации, обладают иммунитетом от уголовного преследования. Они не могут быть привлечены в качестве обвиняемых, взяты под стражу или подвергнуты другим ограничениям личной свободы за деяния или на основании приговоров, которые имели место до пересечения указанными лицами Государственной границы России. Вместе с тем действие иммунитета прекращается, если явившееся по вызову лицо, имея возможность покинуть территорию Российской Федерации до истечения непрерывного срока в 15 суток с момента, когда его присутствие более не требуется должностному лицу, вызвавшему его, продолжает оставаться на этой территории или после отъезда возвращается в Россию. Для производства процессуальных действий на территории Российской Федерации может быть вызвано и лицо, находящееся под стражей на территории иностранного государства. Такое лицо вызывается при условии, что оно временно передается на территорию России компетентным органом или должностным лицом иностранного государства для совершения действий, указанных в запросе о вызове. Вызванное лицо продолжает оставаться под стражей на все время пребывания его на территории России, причем основанием содержания его под стражей служит соответствующее решение компетентного органа иностранного государства. Это лицо должно быть возвращено обратно, на территорию иностранного государства в сроки, указанные в ответе на запрос. Условия передачи или отказа в ней определяются международными договорами Российской Федерации или письменными обязательствами на основе принципа взаимности. В случае совершения преступления на территории России иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации все материалы возбужденного и расследуемого уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру РФ, которая решает вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования. Соответственно предусмотрены и обратные действия. Органы уголовного правосудия и преследования (суд, прокурор, следователь) исполняют переданные им запросы от компетентных органов и должностных лиц иностранных государств о производстве процессуальных действий. При исполнении запроса применяются нормы УПК РФ. Вместе с тем уголовно-процессуальный закон не запрещает применение и процессуальных норм законодательства иностранного государства, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам Российской Федерации. В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или письменным обязательством о взаимодействии на основе принципа взаимности, при исполнении запроса могут присутствовать представители иностранного государства. Если запрос не может быть исполнен, то полученные документы возвращаются с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос. Запрос возвращается без исполнения, если он противоречит законодательству Российской Федерации либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности. Исполнение запросов об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории Российской Федерации. Запрос компетентного органа иностранного государства об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Россию, рассматривается Генеральной прокуратурой РФ. Предварительное расследование и судебное разбирательство в таких случаях производятся в порядке, установленном УПК РФ. В случае совершения на территории иностранного государства преступления лицом, имеющим российское гражданство, возвратившимся в Российскую Федерацию до возбуждения в отношении его уголовного преследования по месту совершения преступления, уголовное дело при наличии оснований, предусмотренных ст. 12 УК РФ, может быть возбуждено и расследовано по материалам, представленным соответствующим компетентным органом иностранного государства в Генеральную прокуратуру РФ, в соответствии с УПК РФ.
2. Выдача лиц для уголовного преследования или исполнения приговора
Направление запроса о выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства. Российская Федерация может направить иностранному государству запрос о выдаче ей лица для уголовного преследования или исполнения приговора на основании международного договора Российской Федерации с этим государством или письменного обязательства Генерального прокурора Российской Федерации выдавать в будущем на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. Направление запроса о выдаче лица на основе принципа взаимности осуществляется, если в соответствии с законодательством обоих государств деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, является уголовно наказуемым и за его совершение либо предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание - в случае выдачи для уголовного преследования, либо лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев - в случае выдачи для исполнения приговора. При возникновении необходимости запроса о выдаче и наличии для этого оснований и условий, указанных в частях первой и второй настоящей статьи, все необходимые материалы предоставляются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для решения вопроса о направлении в соответствующий компетентный орган иностранного государства запроса о выдаче лица, находящегося на территории данного государства. Запрос о выдаче должен содержать: 1) наименование и адрес запрашивающего органа; 2) полное имя лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, дату его рождения, данные о гражданстве, месте жительства или месте пребывания и другие данные о его личности, а также по возможности описание внешности, фотографию и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность; 3) изложение фактических обстоятельств и правовую квалификацию деяния, совершенного лицом, в отношении которого направлен запрос о выдаче, включая сведения о размере причиненного им ущерба, с приведением текста закона, предусматривающего ответственность за это деяние, и обязательным указанием санкций; 4) сведения о месте и времени вынесения приговора, вступившего в законную силу, либо постановления о привлечении в качестве обвиняемого с приложением заверенных копий соответствующих документов. К запросу о выдаче для уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. К запросу о выдаче для исполнения приговора должны быть приложены заверенная копия вступившего в законную силу приговора и справка о не отбытом сроке наказания. Пределы уголовной ответственности лица, выданного Российской Федерации. Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче. Согласия иностранного государства не требуется, если: 1) выданное им лицо в течение 44 суток со дня окончания уголовного судопроизводства, отбытия наказания или освобождения от него по любому законному основанию не покинуло территорию Российской Федерации. В этот срок не засчитывается время, когда выданное лицо не могло не по своей вине покинуть территорию Российской Федерации; выданное лицо покинуло территорию Российской Федерации, но затем добровольно возвратилось в Российскую Федерацию. Требования части первой настоящей статьи не распространяются на случаи, когда преступление совершено указанным в ней лицом после его выдачи. Исполнение запроса о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации. Российская Федерация в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица. Выдача лица на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача. Выдача лица может быть произведена в случаях: 1) если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования; 2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию; 3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации. Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем. О принятом решении Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято, и разъясняет ему право на обжалование данного решения в суд в соответствии со статьей 463 УПК РФ. Решение о выдаче вступает в законную силу через 10 суток с момента уведомления лица, в отношении которого оно принято. В случае обжалования решения выдача не производится вплоть до вступления в законную силу судебного решения. При наличии запросов нескольких иностранных государств о выдаче одного и того же лица решение о том, какой из запросов подлежит удовлетворению, принимает Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель. О принятом решении Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель в течение 24 часов письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято. Обжалование решения о выдаче лица и судебная проверка его законности и обоснованности. Решение Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче может быть обжаловано в верховный суд республики, краевой или областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа по месту нахождения лица, в отношении которого принято это решение, или его защитником в течение 10 суток с момента получения уведомления. Если лицо, в отношении которого принято решение о выдаче, находится под стражей, то администрация места содержания под стражей по получении адресованной суду жалобы немедленно направляет ее в соответствующий суд и уведомляет об этом прокурора. Прокурор в течение 10 суток направляет в суд материалы, подтверждающие законность и обоснованность решения о выдаче лица. Проверка законности и обоснованности решения о выдаче лица производится в течение одного месяца со дня получения жалобы судом, состоящим из трех судей, в открытом судебном заседании с участием прокурора, лица, в отношении которого принято решение о выдаче, и его защитника, если он участвует в уголовном деле. В начале заседания председательствующий объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, разъясняет присутствующим их права, обязанности и ответственность. Затем заявитель и (или) его защитник обосновывают жалобу, после чего слово предоставляется прокурору. В ходе судебного рассмотрения суд не обсуждает вопросы виновности лица, принесшего жалобу, ограничиваясь проверкой соответствия решения о выдаче данного лица законодательству и международным договорам Российской Федерации. В результате проверки суд выносит одно из следующих определений: 1) о признании решения о выдаче лица незаконным или необоснованным и его отмене; 2) об оставлении жалобы без удовлетворения. В случае отмены решения о выдаче лица суд отменяет и меру пресечения, избранную в отношении лица, подавшего жалобу. Определение суда об удовлетворении жалобы или отказе в этом может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд РФ в течение 7 суток со дня его вынесения. Отказ в выдаче лица. Выдача лица не допускается, если: 1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином Российской Федерации; 2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям; 3) в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу; 4) в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию; 5) имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации. В выдаче лица может быть отказано, если: 1) деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, не является по уголовному закону преступлением; 2) деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории Российской Федерации или против интересов Российской Федерации за пределами ее территории; 3) за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче; 4) уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения. Если выдача лица не производится, то Генеральная прокуратура Российской Федерации уведомляет об этом компетентные органы соответствующего иностранного государства с указанием оснований отказа. Отсрочка в выдаче лица и выдача лица на время. В случае, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого поступил запрос о выдаче, подвергается уголовному преследованию или отбывает наказание за другое преступление на территории Российской Федерации, его выдача может быть отсрочена до прекращения уголовного преследования, освобождения от наказания по любому законному основанию либо до исполнения приговора. Если отсрочка выдачи может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования или причинить ущерб расследованию преступления, то запрашиваемое к выдаче лицо может быть выдано на время при наличии обязательства соблюдать условия, установленные Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем. Избрание или применение избранной меры пресечения для обеспечения возможной выдачи лица. При получении от иностранного государства запроса о выдаче лица, если при этом не представлено решение судебного органа об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу, прокурор в целях обеспечения возможности выдачи лица решает вопрос о необходимости избрания ему меры пресечения в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Если к запросу о выдаче лица прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу, то прокурор вправе подвергнуть это лицо домашнему аресту или заключить его под стражу без подтверждения указанного решения судом Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель незамедлительно уведомляет компетентный орган иностранного государства, направивший запрос о выдаче лица. Передача выдаваемого лица. Российская Федерация уведомляет иностранное государство о месте, дате и времени передачи выдаваемого лица. Если данное лицо не будет принято в течение 15 суток со дня, установленного для передачи, то оно может быть освобождено из-под стражи. В случае, если иностранное государство по не зависящим от него обстоятельствам не может принять лицо, подлежащее выдаче, и уведомляет об этом Российскую Федерацию, дата передачи может быть перенесена. В том же порядке может быть перенесена дата передачи, если Российская Федерация по не зависящим от нее обстоятельствам не может передать лицо, подлежащее выдаче. В любом случае лицо подлежит освобождению по истечении 30 суток со дня, установленного для его передачи. Передача предметов. При передаче выдаваемого лица соответствующему компетентному органу иностранного государства могут быть переданы предметы, являющиеся орудиями преступления, а также предметы, несущие на себе следы преступления или добытые преступным путем. Эти предметы передаются по запросу и в том случае, когда выдача запрашиваемого лица вследствие его смерти или по другим причинам не может состояться. Передача предметов, указанных в части первой настоящей статьи, может быть временно задержана, если данные предметы необходимы для производства по другому уголовному делу. Для обеспечения законных прав третьих лиц передача предметов, указанных в части первой настоящей статьи, производится лишь при наличии обязательства соответствующего учреждения иностранного государства о возврате предметов по окончании производства по уголовному делу.
3. Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является
Основанием передачи лица, осужденного судом Российской Федерации к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, а равно для передачи гражданина России, осужденного судом иностранного государства к лишению свободы, для отбывания наказания в Российской Федерации является решение суда по результатам рассмотрения представления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний, либо обращения осужденного или его представителя, а равно компетентных органов иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации либо письменным соглашением компетентных органов Российской Федерации с компетентными органами иностранного государства на основе принципа взаимности. Представление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний или обращение осужденного, его представителя, компетентных органов иностранного государства о передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого это лицо является, рассматриваются судом в порядке и сроки, которые установлены ст. 396, 397 и 399 УПК РФ, с учетом требований ст. 471 и 472 УПК РФ. При невозможности рассмотрения судом вопроса о передаче осужденного ввиду неполноты либо отсутствия необходимых сведений судья вправе отложить его рассмотрение и запросить недостающие сведения либо без рассмотрения направить обращение осужденного в компетентный орган Российской Федерации для сбора необходимой информации в соответствии с положениями международного договора Российской Федерации, а также для предварительного согласования вопроса о передаче осужденного с компетентным органом иностранного государства. Основания отказа в передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является. В передаче лица, осужденного судом Российской Федерации к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого это лицо является, может быть отказано в случаях, если: 1) ни одно из деяний, за которое лицо осуждено, не признается преступлением по законодательству государства, гражданином которого является осужденный; 2) наказание не может быть исполнено в иностранном государстве вследствие: а) истечения срока давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства; б) непризнания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора суда Российской Федерации либо признания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора суда Российской Федерации без установления порядка и условий отбывания осужденным наказания на территории иностранного государства; в) несопоставимости с условием и порядком отбывания осужденным наказания, определенных судом или иным компетентным органом иностранного государства; 3) от осужденного или от иностранного государства не получены гарантии исполнения приговора в части гражданского иска; 4) не достигнуто согласие о передаче осужденного на условиях, предусмотренных международным договором Российской Федерации; 5) осужденный имеет постоянное место жительства в Российской Федерации. Порядок разрешения судом вопросов, связанных с исполнением приговора суда иностранного государства Если при рассмотрении представления (обращения) о передаче гражданина Российской Федерации, осужденного к лишению свободы судом иностранного государства, суд придет к выводу о том, что деяние, за которое осужден гражданин Российской Федерации, не является преступлением по законодательству Российской Федерации либо приговор суда иностранного государства не может быть исполнен в силу истечения срока давности, а также по иному основанию, предусмотренному законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, он выносит постановление об отказе в признании приговора суда иностранного государства. Во всех остальных случаях суд выносит постановление о признании и об исполнении приговора суда иностранного государства, в котором указывает: 1) наименование суда иностранного государства, дату и место постановления приговора; 2) сведения о последнем месте жительства осужденного в Российской Федерации, месте его работы и роде занятий до осуждения; 3) описание преступления, в совершении которого осужденный признан виновным, и уголовный закон иностранного государства, на основании которого он осужден; 4) статью Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающую ответственность за преступление, совершенное осужденным; 5) вид и срок назначенного наказания (основного и дополнительного), отбытый срок и срок наказания, которое осужденный должен отбыть в Российской Федерации, его начало и окончание, вид исправительного учреждения, порядок возмещения вреда по гражданскому иску. Если по УК РФ за данное преступление предельный срок лишения свободы меньше, чем назначенный по приговору суда иностранного государства, то суд определяет максимальный срок лишения свободы за совершение данного преступления, предусмотренный УК РФ. В тех случаях, когда нормы УК РФ лишение свободы не предусматривают в качестве наказания за совершенное лицом преступление, то суд определяет иное наказание, наиболее соответствующее наказанию, назначенному по приговору суда иностранного государства, в пределах, установленных УК РФ за данное преступление. Если приговор суда иностранного государства относится к двум или нескольким деяниям, не все из которых являются преступлениями в Российской Федерации, то суд определяет, какая часть наказания, назначенного по приговору суда иностранного государства, применяется к деянию, являющемуся преступлением. Постановление суда обращается к исполнению в порядке, установленном статьей 393 УПК РФ. В случае отмены или изменения приговора суда иностранного государства либо применения в отношении лица, отбывающего наказание в Российской Федерации, изданных в иностранном государстве актов об амнистии или о помиловании вопросы исполнения пересмотренного приговора суда иностранного государства, а также применения актов об амнистии или о помиловании решаются в соответствии с требованиями ст. 472 УПК РФ.
Борьба с преступностью требует координации усилий всего мирового сообщества. Важным шагом в совершенствовании правовой базы по взаимодействию правоохранительных органов России с соответствующими органами зарубежных государств стало введение в УПК специального раздела, закрепляющего межотраслевой институт взаимной правовой помощи по уголовным делам. Правовая помощь – собирание и предоставление по запросу1 зарубежного государства доказательств и иных данных путем проведения следственных, иных процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий в связи с расследуемым в этом государстве уголовным делом (ст. 453—457 УПК). Таково узкое понимание института правовой помощи. В широком смысле правовая помощь включает в себя все формы взаимодействия правоохранительных органов различных государств. В международно-правовой институт правовой помощи входят несколько правовых институтов: экстрадиции (гл. 54 УПК), взаимной правовой помощи в собственном смысле, включающий уголовное преследование (ст. 458, 459 УПК), а также передачи осужденных для отбывания наказания (гл. 55 УПК). Данный институт образует нормы, относящиеся к двусторонним и многосторонним договорам, а также нормы, входящие в ч. 5 УПК. Основная задача данного института состоит в создании условий для эффективного сотрудничества государств в осуществлении уголовного преследования и правосудия. К принципам оказания правовой помощи следует отнести: 1) взаимность в вопросах обязательности для сторон условий договора, а также уважение и соблюдение суверенитета и безопасности сторон; 2) обусловленность нормами договора порядка, пределов и форм правовой помощи; 3) признание компетенции зарубежного государства по уголовному делу, в связи с которым запрашивается помощь; 4) уступка части суверенитета при производстве действий с участием граждан другого государства; 5) допустимость применения зарубежного законодательства при выполнении процессуальных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий по запросу другого государства в той мере, в какой этой не противоречит основополагающим принципам запрашивающего государства. Содействие по уголовным делам осуществляется на основании соответствующих международных договоров, но оно может быть оказано или получено и при отсутствии договора на основе принципа взаимности (ст. 453, 456, 460, 469 УПК). Россия участвует почти во всех универсальных, а также в некоторых региональных и трансрегиональных международных договорах по борьбе с отдельными преступлениями, представляющими международную опасность. Государства-участники могут рассматривать их в качестве правового основания для выдачи лиц, совершивших или обвиняемых в совершении указанных в этих договорах преступлений, и обязуются привлекать в соответствии со своим законодательством к уголовной ответственности лиц, которых они не выдают по запросу другого государства (принцип «aut dedere aut judicare» — «выдай или суди»)2. Значимым для России многосторонним документом, регулирующим вопросы взаимной правовой помощи и правовых отношений по гражданским, семейным и уголовным делам, является так называемая Минская конвенция3. В соответствии с ч. 3 ст. 1 УПК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью законодательства РФ, регулирующего уголовное судопроизводство; при этом если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные УПК, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции). Следует иметь в виду, что с учетом п. 1 «а» ст. 15 ФЗ от 15.07.95 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»1 и п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.95. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»2 можно сделать вывод, что при коллизии с предписаниями УПК приоритет имеют только правила вступившего в силу международного договора, решение о согласии на обязательность которого для России было принято в форме федерального закона – ФЗ от 25.10.99. № 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней»3. Законодатель не включил в УПК нормы, которые бы регламентировали исполнение запросов международных уголовных судов (трибуналов), юрисдикция которых является обязательной для РФ. Речь идет о Международном трибунале для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии, и Международном трибунале по Руанде, учрежденных решениями Совета Безопасности ООН соответственно от 25.05.93 и 08.11.94, которые обязательны для России как члена ООН, но международными договорами не являются. Взаимодействие в вопросах проведения оперативно-розыскных мероприятий осуществляется на основании запросов прежде всего Международной организации уголовной полиции – Интерпола (объединяющего усилия правоохранительных структур из 178 государств), Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ, а также правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ1. Копии запросов о содействии по уголовным делам, особенно в вопросах выдачи, могут одновременно направляться зарубежным партнерам и поступать от них по каналам Интерпола через его Национальное центральное бюро в РФ2 и Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |