Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы)




Причинно-следственная диаграмма (Cause and effect diagram) впервые появилась и стала ис­пользоваться в Японии в «кружках качества» для выявления причин сбоя технологических процессов, когда очевидные нарушения обна­ружить трудно.

Такую диаграмму, разработанную профессо­ром Токийского университета Каору Исикава в 1953 г. при ана­лизе различных мнений инженеров, в ли­тературе называют «рыбий скелет»,«ветвистая схема характерных факторов». При построении диаграммы используют «метод мозговой атаки» (кол­лективнойгенерации идей), рекомендуемый для идентификации воз­можных причин.

«Метод мозговой атаки» можно рассматривать как инструмент для актуализации творческого потенциала коллектива специалистов, которая достигается за счет того, что:

♦ участники коллективной генерации идей тренируют свой мозг в отношении способности выдвигать новые идеи для решения по­ставленных задач;

♦ участники получают возможность нового и неожиданного виде­ния проблемы глазами своих коллег;

♦ последующее изучение всей совокупности высказанных идей по­зволяет по новому, с большим доверием отнестись к идеям, ко­торые, хотя и раньше высказывались коллегами, но не привлекли к себе достаточного внимания;

♦ приобретаемая в процессе многочисленных заседаний и дискус­сий привычка к отрицательным и критическим оценкам новых и недостаточно обоснованных идей в процессе коллективной ге­нерации идей дополняется навыками творческого мышления.

При проведении «мозговой атаки» руководствуются следующи­ми правилами:

1) критика не допускается;

2) оценка предложений производится позднее;

3) приветствуется оригинальность и не тривиальность идей;

4) требуются комбинации и усовершенствования идей.

Результаты коллективной генерации идей затем находят свое отра­жение при построении причинно-следственной диаграммы (рис. 10.4)

 
 

 


Рис. 10.4. Структура причинно-следственной диаграммы Исикава

Построение диаграмм включает следующие этапы:

• выбор результативного показателя, характеризующего ка­чество изделия (процесса и т. д.);

• выбор главных причин, влияющих на показатель качества. Их необходимо поместить в прямоугольники ("большие кости");

• выбор вторичных причин ("средние кости"), влияющих на главные;

• выбор (описание) причин третичного порядка ("мелкие кости"), которые влияют на вторичные;

• ранжирование факторов по их значимости и выделение наиболее важных.

Диаграммы причин и результатов имеют универсальное при­менение. Так, они широко применяются при выделении наибо­лее значимых факторов, влияющих, например, на производи­тельность труда.

В сфере производства продукции действует «прин­цип 5М», т. е. в качестве «крупных» выступают следу­ющие пять «костей» (рис. 10.5).

 
 

 

 


Рис. 10.5. Принцип 5М

 

В сфере оказания услуг действует «принцип 5Р» (рис. 10.6).

 

 

 


Рис. 10.6. Принцип 5Р.

Гистограмма (Histogram). Гистограммы - один из вариантов столбчатой диаграммы, ото­бражающий зависимость частоты попадания параметров качества изделия или процесса в определенный интервал значений.

Столбчатый гра­фик дает наглядное изображение распределения конкретных значений параметра по частоте повторения за опре­деленный период времени (неделя, месяц, год). Гистограмма показывает размах изменчивости процесса и широко применяется при контроле качества деталей и изделий по периодам наблюдений (рис. 10.7).

 
 

 

 


Рис.10.7. Гистограмма

 

При нанесении на график допустимых значений параметра можно определить, как часто этот параметр попадает в допустимый диапазон или выходит за его пределы.

Гистограмма строится следующим образом:

- определяется наибольшее значение показателя качества;

- определяется наименьшее значение показателя качества;

- определяется диапазон гистограммы как разность наиболь­шего и наименьшего значений;

- определяется число интервалов гистограммы;

- определяется длина интервала гистограммы (как частное диапазона гистограммы) / (число интервалов);

Полученные данные анализируют, применяя другие методы:

-долю дефектных изделий и потерь от брака исследуют помощью диаграммы Парето;

- причины дефектов определяют с помощью причинно следственной диаграммы, метода расслоения и диаграммы разброса;

-изменение характеристик во времени определяют по контрольным картам.

Для надежной гистограммы требуется не менее 40 наблюдаемых значений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.