Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция




Теоретические истоки современных западных концепций государствен­ных финансов следует искать в работах западных экономистов XIX -начала XX веков. До конца 20-х годов в основе финансо­вой политики этих государств лежали концепции неоклассической школы. Их основным направлением являлось:

· невмешательство государства в экономику,

· сохранение свободной конкуренции,

· использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

 

Экономичес­кая действительность конца 20-х - начала 30-х годов заставила пересмот­реть этот курс, как переставший отвечать реальным требованиям жизни.

Под влиянием развития государственно-монополистического капита­лизма в 30-60-е годы в основу финансовой политики были положены кейнсианские и неокейнсианские доктрины. Финансовая концепция Дж. М.КЕЙНСА исходит из следующих основных положений.

1. Все важнейшие проблемы расширенного воспроизводства следует решать не с позиций изучения предложения ресурсов, как это делали его предшественники, а с позиций спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов.

2. Капиталистическая экономика не может полностью саморегулиро­ваться. В условиях огромного обобществления труда и капитала вмеша­тельство государства неизбежно. Государственное регулирование должно существенно дополнить механизм автоматического регулирования эконо­мики с помощью цен.

3. Кризисы перепроизводства выступают на поверхности явлений как недостаток спроса, поэтому проблему равновесия в экономике следует решать с точки зрения спроса. Для этого КЕЙНС вводит термин «эффектив­ный спрос», который выражает равновесие между потреблением и произ­водством, доходом и занятостью.

На основе идеи об «эффективном спросе» была пересмотрена вся финансовая концепция. Основной инструмент правительственного вмеша­тельства в циклическое развитие и преодоление кризисов — государствен­ные расходы (g). Их формирование, структуру и рост КЕЙНС считал весьма важным фактором достижения «эффективного спроса». Правительственный спрос, обеспеченный налогами и займами, должен оживить предпринима­тельскую деятельность и привести к росту национального дохода и заня­тости.
4. Главным инструментом регулирования экономики является бюджет­ная политика. На государственный бюджет и финансовую политику в целом возлагаются задачи обеспечения занятости рабочей силы и произ­водственного оборудования.

 
 

 


Влияние изменения государственных расходов на ВНП показывает мультипликатор MPG

Так же как государственные расходы, КЕЙНС вписывает в движение макропоказателей и налоги, считая, что изменения в налоговой политике существенно влияют на основные компоненты спроса: личное и инвести­ционное потребление.

При g = const изменение ВНП произойдет на величину

∆q
С1 + I1 + g
Новым является и введенное КЕЙНСОМ в теорию государственных финансов положение о необходимости роста государ­ственных расходов, финансируемых с помощью займов.

ВНП1
ВНП2
С2 + I2 + g
ВНП
Последователи Дж. КЕЙНСА назвали его «принципом дефицитного финансирования». По мнению Дж. КЕЙНСА, государственные инвестиции и текущие расходы можно финансировать в долг.

 

Правительственные инвестиции, финанси­руемые посредством займов, приведут к расширению «склонности к инвестированию», а финансирование текущих расходов приведет к увели­чению «склонности к потреблению».

Со времени КЕЙНСА обязательное соответствие бюджетных расходов и доходов стало считаться анахрониз­мом, с концепцией «здоровых финансов» было покончено. Рынок ссудных капиталов становится одним из инструментов достижения «эффективного спроса», а дефицит государственного бюджета превращается в один из способов государственного регулирования.

 

Дальнейшее развитие экономики, переход к интенсивному типу эконо­мического роста в условиях НТР и интернационализация хозяйственной жизни показали несостоятельность модели функционирования государст­венных финансов КЕЙНСА в новых условиях. Потребовались иные теории государственного регулирования.

Под влиянием изменения условий расширенного воспроизводства формируется концепция «неоклассического синтеза» — теория равновесия в условиях неполной занятости, в которую включен денежный фактор. Эта новая версия кейнсианской теории получила развитие в работах лауреатов Нобелевской премии английского экономиста ДЖ. ХИКСА и американца П. САМУЭЛЬСОНА.

Кейнсианские идеи фискализма соединились с концепцией неоклассиков, которая предусматривала регули­рование экономики с помощью денежно-кредитной политики (изменение учетной ставки, проведение операций на открытом рынке и т. п.).

 

П. Самуэльсон вводит в оборот термин «общественный товар», под которым понимает товары и услуги, доставляемые членам общества государством. «Общественный товар» сочетает три свойства: неделимость среди членов общества, всеобщую доступность и предоставление государ­ством (т. е. минуя рынок — например, информация).

В идее «обществен­ного товара» ставится вопрос о распределении ресурсов между государ­ственным и частным секторами — на государственный сектор возлагается финансирование экономической и социальной инфраструктуры, которые в конечном счете максимизируют прибыль.

По мнению П. Самуэльсона, задача финансовой политики состоит в том, чтобы обеспечивать регулирующие меры для сферы предложения «общественного товара». Основная цель вмешательства государства в микромир — достижение оптимальности в правительственных расходах, эффективного распределения и перераспределения ресурсов между государством, пред­приятиями и отдельными членами общества.

С конца 70-х годов в основу финансовой политики Великобритании, США, ФРГ и ряда других государств была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической мысли. Она нашла выражение в теории предложения:

· ограничение экономической роли государ­ства, его вмешательства в хозяйственную жизнь и особенно в социальную область.

· реприватизация части государственной собственности,

· усиление рыночного механизма конкурен­ции,

· перенос центра тяжести в экономике на проблему повышения предложения, стимулирования производства, его эффективности.

· главное место отводится предпринимателю, в интересах которого должны выраба­тываться стимулы, повышающие его активность и производительность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.