Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая теория налогообложения и государственных расходов. Фискальная политика




И основные классификации государственных расходов

Источники формирования доходов государственного бюджета

Доходы: 1. Налоговые поступления (до 80%) 2. Неналоговые доходы – продажа и использование государственного имущества – доходы от ценных бумаг – целевые перечисления и т.д. 3. Государственные займы 4. Эмиссия.   Расходы: 1. по направлениям: 1. социально-экономические расходы 2. военные расходы 3. расходы на хозяйственную деятельность государства 4. расходы на управление 5. расходы на обеспечение государственной безопасности и т.д. 2. по экономическому содержанию 1. государственные закупки 2. трансфертные платежи 3. проценты по внутренним и внешним займам.

 

Современная налоговая система — результат длительного развития цивилизации. Она представляет собой сложное социальное образование, тесно связанное как с развитием экономики, так и с развитием государ­ства.

Налоговая система – совокупность налогов, установленных государством, а так же методы и принципы построения налогов.

Принципы построения:

1. всеобщность – распространяются на все без исключения юридические и физические лица;

2. стабильность – постоянство, неизменность в течение длительного периода основных налоговых показателей;

3. равнонапряженность – последствия добросовестной уплаты налогов должны носить равноценные последствия для субъектов налогообложения;

4. обязательность – неотвратимость уплаты налогов для всех юридическим и физических лиц;

5. самостоятельность субъекта в исчислении и уплате;

6. социальная справедливость.

Что же представляют собой налоги?

Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

Субъект налогообложения – лицо обязанное его платить.

Носитель налога – лицо, фактически уплачивающее налог.

Объект налога – доход или имущество, подлежащее налогообложению.

Ставка налога – величина налоговых отчислений на единицу объекта налогообложения.

 

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция — основная, характерная для всех государств. С ее помощью создаются государственные денежные фонды и материаль­ные условия для функционирования государства.

Экономическая функция означает, что налоги как активный участ­ник перераспределительных отношений оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослаб­ляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Современная налоговая система включает различные виды налогов:

 

Прямые налоги Косвенные налоги Взносы в фонд социального страхования
Реальные налоги Личные налоги Акцизы Федеральные монополии Таможенные пошлины
· поземельный · подомовой · промысловый · на ценные бу­маги · подоходный с населения · налог на при­быль корпораций · налог на сверх­прибыль · налог на добычу нефти · налог на доходы от денежных ка­питалов · налог с наслед­ства и дарения · поимуществен­ный налог · индивиду­альные: на пиво, сахар, бензин и т. д. · универсаль­ный (налог с оборота): однократный, многократный. · НДС   · на соль · на табак · на спички · на спирт · и т.д. · по происхождению: экспортные, иностранные, транзитные · по целям: фискальные, протекционные, сверхпротекционные, антидемпинговые, преференциальные · по ставкам: специфические, адволерные, смешанные · взносы лиц наемного труда · взносы предприятий

 

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество.

Кос­венные налоги — это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф.

В зависимости от органа, который взимает налог и распоряжается его суммой, различают государственные (федеральные и региональные) и местные налоги.

Государственные федеральные налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся:

 

1. НДС 2. акцизы на отдельные товары 3. налог на доходы банков 4. налог на страховую деятельность 5. налог на операции с ЦБ 6. таможенная пошлина 7. на воспроизводство минерально-сырьевой базы 8. платежи за пользование природными ресурсами 9. подоходный налог 10. налог на прибыль корпораций 11. гербовые сборы 12. госпошлины 13. налог на наследство и дарение

 

Государственные региональные налоги взимаются в пользу отдельных региональных объединений:

1. платежи за пользование природными ресурсами 2. налог на имущество предприятий 3.лесной доход 4.плата за воду со стороны пром. предприятий.

 

Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет.

1. налог на имущество физических лиц 2. налог на строительство в курортной зоне 3. курортный сбор 4. земельный налог 5. сбор за право торговли 6. целевые сборы 7. регистрационные сборы 8. вводимые в соответствии с законодательством

 

Налоги по их использованию подразделяются на общие (они посту­пают в единую кассу государства) и специальные (целевые) (например, налог на продажу бензина, топлива, смазочных масел в США направляется в дорожный фонд).

В зависимости от характера взимания налоговых ставок налоги подраз­деляются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

 
 

 

 


На протяже­нии столетий государство ведёт борьбу за наполняемость бюдже­тов. Известны три основных способа увеличения налоговых поступлений в бюджет:

а) за счёт расширения круга налогоплатель­щиков;

б) за счёт увеличения числа объектов, с которых взимают­ся налоги;

в) повышение налоговых ставок и при прямом, и при косвенном налогообложении.

X — уровень налоговой ставки в процентах; Y ― среднегодовой объём налоговых поступлений в бюд­жет; Х0 — оптимальная ставка налога, при которой поступление в бюджет достигает максимум — Y0 Выводы Лаффера: 1. Один и тот же по величине доход в госбюджет (L = M) может быть обеспечен как при высокой (X2), так и при низкой (X1) налоговых ставках; 2. Низкая налоговая ставка увеличивает число объектов налогообложения и привлекает к предпринимательству большее число людей;  
Стремление государства увеличить поступления в бюджет внешне оправданно. Однако уровень налоговых ставок не дол­жен превышать размера, при увеличении которого их дальней­ший рост теряет смысл, отрицательно сказывается на состоянии экономики. Данное обстоятельство обосновывается исследовани­ями американского экономиста Артура Лаффера, где

 
 

 

 


 

 
 
0 X1 X0 X2 Ставка налога в %

 

 


3. С ростом ставок налогообложения доходы в бюджет па­дают из-за разорения части предпринимателей, угасания у них стимулов к труду, ухода в теневую экономику.

В целом налоговая структура многих западных государств такова:

37,4 % составляют налоги на доходы и прибыль, 31.3 % — косвенные налоги, 22,2 % — взносы в фонд социального страхования, 9,1 % — прочие налоги.

Наряду с налогами важнейшим инструментом воздействия государства на развитие экономики являются государственные расходы. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Все расходы можно подразделить на следующие группы:

— военные;

— экономические;

— на социальные цели;

— на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность;

— на содержание аппарата управления.

Налоги и государственные расходы являются основными инструмен­тами фискальной политики. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования экономики посредством измене­ний государственных расходов и налогов.

 

Цели фискальной политики:

1. сглаживание колебаний экономического цикла

2. стабилизация темпов экономического роста

3. достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции

 

Типы фискальной политики

Дискреционная – это сознательное манипулирование налогами и расходами или АКТИВНАЯ фискальная политика, инструментами которой являются: общественные работы, изменения трансфертных платежей, манипулирование налоговыми ставками Автоматическая – это ПАССИВНАЯ фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровне государственных расходов и налогов вводятся автоматически при помощи встроенных стабилизаторов: изменения в налоговых поступлениях, пособия по безработице и др. социальные выплаты, субсидии и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.