КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 4 Типы взаимодействия культур
Литература. 1. Блок М. Апология истории. – М., 1986. 2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991. 3. Европейская цивилизация и капитализм: культура и экономика в развитии общества. – М., 1991. 4. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1995. 5. Ницше Ф. Рождение трагедии или Эллинство и варварство: Соч. в 2 т. – М., 1990. 6. Самосознание Европейской культуры ХХ века. – М., 1991. 7. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. – М., 1990. 8. Соколов Э.В. Культурология. – М., 1995. 9. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. 10. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991. 11. Фукуяма Ф. Конец истории //Вопросы философии. – 1990 – № 3. 12. Шор Ю.М. Очерки теории культуры. – СПб., 1989. 1. Культурный мир выступает перед исследователями во всей своей неоднородности и множественности. Для наиболее полного и плодотворного изучения феномена культуры применяется метод классификации, или типологии. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры. Типология культуры — метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа; результат типологического описания и сопоставления. При этом в научном сообществе как более или менее равноправные существуют различные основания для типологии культуры. Основаниями выступают определенные совокупности показателей, включающие в себя значимые характеристики исследуемых культур в соответствии с поставленными задачами. Прерогативой исследователя является выбор основания для типологии, причем таких оснований, как будет показано далее, может быть несколько. Современное культурологическое знание представлено различными типологиями, классификациями культур. Это не означает, что одни из них более правильны, чем другие. Смысл заключается в том, что сами исследовательские задачи диктуют необходимый набор показателей, которые и выступают основанием для той или иной типологии культуры. "В сегодняшней познавательной парадигме исследовательские намерения рассматриваются как значимый фактор, влияющий на весь ход научной работы, включая получаемые данные и их интерпретацию. Поэтому невозможна "объективная" классификация культур "самих по себе", каковыми они являются "на самом деле" Современное культурологическое знание представлено различными типологиями культур. Научные основания для выделения типов культур сложились в рамках этнографии (этнологии). Существуют антропологическая типология, классификация по хозяйственно-культурным типам, лингвистическая типология. В этнологии выделяется три последовательно сменяющихся культурно-хозяйственных типа: присваивающий тип; ручное земледелие и скотоводство; пашенное земледелие. Антропологическая классификация основана на принадлежности к разным расам и антропологическим типам. В рамках одной этнической общности могут существовать несколько антропологических типов, что является результатом миграций и взаимодействий разных расовых групп. В лингвистической типологии основанием для выделения типов являются различные языки. 2. Одна из основных культурологических проблем сводится к дилемме: можно ли говорить о планетарном единстве человечества, его культуры, или множественность культурных миров вовсе не тяготеет к единству? В философско-исторической и культурологической мысли выделяются два типа ответов на эти вопросы. Первый утверждает, что не существует единой истории человечества; история осуществляется в смене культур, каждая из которых живет своей собственной, самодостаточной, обособленной жизнью. Схема истории, таким образом, представляет собой не однонаправленный линейный процесс, линии развития культур расходятся (концепции Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, Л. Фробениуса, А. Тойнби, Э. Мейера, Э. Трельча и др.). Второй тип ответов исходит из идеи универсальности и всеобщности истории. В многообразии социокультурного мира можно проследить единую линию развития человечества, ведущую к созданию общечеловеческой культуры (концепции Вольтера, Монтескье, Г. Лессинга, И. Канта, И.Г. Гердера, В. Соловьева, К. Ясперса и др.).
Известный русский публицист, социолог и общественный деятель Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885) в книге "Россия и Европа" (1869) разработал концепцию обособленных, локальных "культурно-исторических типов", или цивилизаций, последовательно проходящих в своем развитии стадии рождения, расцвета, упадка и гибели. Культурно-исторические типы выступают "положительными деятелями в истории человечества". Однако этим история культуры не исчерпывается: "... есть еще временно появляющиеся феномены, смущающие современников, как гунны, монголы, турки, которые как турки, совершив свой разрушительный подвиг, помогли испустить дух борющимся со смертью цивилизациям и разнеся их остатки, скрываются в прежнее ничтожество" Н.Я. Данилевский выделяет 10 культурно-исторических типов (в хронологическом порядке), целиком или частично исчерпавших возможности своего развития: египетская культура; китайская культура; ассирийско-вавилоно-финикийская-халдейская, или древне-семическая культура; индийская культура; иранская культура; еврейская культура; греческая культура; римская культура; аравийская культура; германо-романская, или европейская культура. Особое место в концепции Н.Я. Данилевского занимают мексиканская и перуанская культуры, погибшие насильственной смертью и не успевшие завершить своего развития. Каждый самобытный культурно-исторический тип эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него — к цивилизации. Вся история, по мнению Н.Я. Данилевского, доказывает, что цивилизация не передается от одного культурно-исторического типа к другому. Из этого не следует, что они не оказывали взаимного влияния друг на друга, однако, такое воздействие не может рассматриваться как прямая передача. Под периодом цивилизации Н.Я. Данилевский понимал "время, в течение которого народы, составляющие тип... проявляют преимущественно свою духовную деятельность во всех тех направлениях, для которых есть залоги в их духовной природе..." В основе истории философии Данилевского лежит идея отрицания единства человечества, единого направления прогресса: "Общечеловеческой цивилизации не существует и не может существовать, потому что это была бы только невозможная и вовсе нежелательная неполнота... Общечеловеческого не только нет в действительности, но и желать быть им — значит довольствоваться общим местом, бесцветностью, отсутствием оригинальности, одним словом, довольствоваться невозможною неполнотою. Не сомневаясь в биологическом единстве человечества, Данилевский настаивает на самобытности, "самодостаточности" культур, создаваемых народами. Подлинными творцами истории выступают не сами народы, а созданные ими и достигшие зрелого состояния культуры, которые подобны "многолетним одноплодным растениям", живущим много лет, но цветущим и плодоносящим только раз в жизни. Идеи Н.Я. Данилевского развиваются О. Шпенглером (1880 — 1936) в работе "Закат Европы" (1914). Известно, что он читал книгу Данилевского, хотя нигде на нее не ссылается. Отстаивая идею дискретного характера истории, Шпенглер утверждает, что не существует поступательного развития культуры с его закономерностями, а есть лишь круговорот локальных культур. Уподобляя культуры живым организмам, понимая их как живые существа высшего порядка, Шпенглер считает, что они зарождаются неожиданно и "вырастают с возвышенной бесцельностью, подобно цветам в поле", будучи абсолютно изолированными и лишенными общих связей. Жизненный цикл каждой культуры с фаталистической неизбежностью заканчивается смертью. Шпенглер выделяет восемь типов культур, достигших своего завершения: китайская; вавилонская; египетская; индийская; античная (греко-римская), или "аполлоновская"; арабская, или "магическая"; западно-европейская, или "фаустовская"; культура народа майя. В особый.тип, как находящийся еще на стадии возникновения, О. Шпенглер выделял "русско-сибирскую" культуру. Противопоставляя понятия культура и жизнь, Шпенглер понимает под культурой внешнее проявление внутреннего строя души народа, стремление коллективной души народа к самовыражению. В этом смысле культура не тождественна разуму, она возникает из устремления к "космичности", что передается в "такте", "ритме", "тональности" переживания коллективной души. Тем самым Шпенглер порывает с традицией просветительского гуманизма. Каждой культуре, каждой душе присуще первичное мироощущение, свой "первосимвол", из которого и проистекает все богатство ее форм; вдохновленная им, она живет, чувствует, творит. "Каждая из великих культур обладает тайным языком мирочувствования, вполне понятным только тому, кто к этой культуре принадлежит. Чтобы понять культуру Индии, нужно иметь душу брамина". Так для фаустовской" души европейской культуры "первосимволом" выступает только ей свойственный способ переживания пространства и времени — "устремленность в бесконечность", которого не знали другие великие культуры. Идея бесконечности в математике, подзорная труба, дальнобойное орудие, Суэцкий канал, перспектива в живописи — все эти разно-порядковые явления есть ни что иное, как проявление этого "первосимвола". Историко-культурный тип замкнут в себе, существует обособленно, изолированно. Культура живет собственной, особой жизнью, культивируя свой "такт", "ритм", "вкус", "тональность". Она ничего не может воспринять от других культур. Не существует никакой исторической преемственности, никакого влияния или заимствования. Новая молодая культура, воспринимая влияние какой-либо другой, немедленно подчиняет воспринятое присущему ей "ритму", "такту", "вкусу". Культуры самодостаточны, а потому диалог невозможен. Человек, принадлежащий к определенной культуре, не только не может воспринять иных ценностей, но и не в силах их понять. Китаец или араб смотрят на мир иными глазами, чем грек, они живут другими интересами, их волнуют другие заботы. Западно-европейская душа отделена от восточной непроходимой пропастью. Все нормы духовной деятельности человека имеют смысл только в рамках конкретной культуры и значимы только для нее. По мнению Шпенглера, единства человечества не существует, понятие "человечество" для него лишь пустой звук. "Всемирная история" — это созданная рационализмом иллюзия, порожденная европейским культурным типом. Каждый тип культуры с неизбежностью судьбы проходит одни и те же жизненные этапы (от рождения до смерти), порождает одни и те же явления, окрашенные, однако, в своеобразные тона, присущие только ему. Тем не менее, в самой концепции Шпенглера можно найти примеры взаимодействия культур. Действительно, античность передала европейской культуре идеи христианства и вдохновила эпоху Ренессанса. Да и сама книга "Закат Европы", воссоздающая образы давно погибших культур, свидетельствует, что идеи общности человеческой истории и культуры имеют далеко не беспочвенное основание. Представители различных народов взаимодействуют не только внутри своей этнической группы, они имеют контакты и с другими этносами. Межнациональные контакты могут носить различный характер: они могут быть ориентированы как на сотрудничество и обмен опытом, ведущие к обоюдному развитию всех этносов — участников взаимодействия, так и на насильственное влияние и получение власти над другим этносом, что ведет к возникновению межнациональных и межэтнических конфликтов. Межэтнические отношения могут быть основаны на конкуренции, под которой понимаются отношения соревнования между этносами за право обладания необходимыми для их дальнейшего экономического развития и жизнедеятельности ресурсами, и чаще всего это обусловлено политическими факторами и ограниченностью жизненных средств. Конкуренцияможет осуществляться как на межгосударственном уровне, когда народы разных стран вступают в соревнование за право обладания теми или иными ресурсами, так и на уровне одного государства, между населяющими его этносами. В результате конкурентных отношений между этносами часто возникают противоречия, которыемогут быть: ✓ территориальными, когда один этнос претендует на часть территории другого этноса; В классификации "чистых"типов межэтнических отношений выделяются: полидоменальные, или горизонтальные, отношения, имеющие следующие отличительные особенности: • каждая социальная группа сама по себе является государством, внутри которого имеется своя субординация различных слоев и классов; Межэтнические отношения на межличностном уровне, или на ✓ стереотипы, дающие характеристику всему этносу, переносятся на его отдельного представителя, который в данном случае является выразителем черт всего этноса и при этом, транслируя свои ценности, транслирует ценности всего этноса. ✓ конформный — когда человек отрицает или не принимает какие-то нормы и ценности своей культуры, а ориентируется на стереотипы и ценности другого этноса и его культуры; националистический ~ когда человек отрицает ценность и самобытность всех культур, кроме культуры своего этноса, и для него всегда более предпочтительны интересы и ценности своего народа; ✓ маргинальный — когда человек колеблется между двумя культурами, и часто такое поведение является результатом проживания в таком месте, где соприкасаются культуры нескольких этнических групп, которые и оказывают влияние на формирование у индивида чувства этнической принадлежности; ✓ посреднический — когда человек как бы синтезирует в себе влияние двух культур, и чаще всего такое поведение обусловлено длительным проживанием и взаимодействием индивида с обеими культурами, которые в результате становятся для него одинаково близкими и родными.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |